Развитие экологического воспитания младших школьников.
статья по окружающему миру

Кропачева Татьяна Евгеньевна

Из опыта работы по экологическому воспитанию. В детях необходимо воспитывать экологическую культуру, умение вести себя в природе, беречь и охранять окружающую среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov_doklad.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Кропачева Т.Е.

Развитие экологического воспитания младших школьников.

Для каждого человека понятие Отечество неразрывно связано с родной природой. Лес, река, городской парк, дерево под окном – все эти картинки из детства сливаются в единый образ Родины. Воспитывать у детей с раннего возраста гражданскую позицию за бережное отношение к природе – одна из задач учителя.

Чтобы ребенок научился понимать природу, видеть её красоту, беречь  богатства, нужно прививать ему эти чувства с начальных классов, так как в этом возрасте им присуща эмоциональная отзывчивость, любознательность.  Начальная школа – важнейший этап в становлении научно – познавательных, эмоционально – нравственных, практически – деятельностных отношений детей к окружающей среде, к своему здоровью. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природой.

Педагог  Сухомлинский В.А. считал, что «Мир, окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного. Природа – благодатный источник воспитания человека».

Экологическое образование обучающихся  я осуществляю  как на уроках, так и во внеклассной работе.

Уроки литературного чтения  создают определенный настрой на изучение природоведческого материала. У ребят возникает желание наблюдать, сравнивать свои впечатления с художественным словом. Это обогащает знания детей, способствует более бережному отношению к природе. По другому воспринимаются книги писателей – натуралистов В.Бианки, М.Пришвина, К.Паустовского, Г.Скребицкого, Н.Сладкова, Е.Чарушина и др. Вместе сопереживаем главным героям, помогаем пернатым, животным, попавшим в беду.

Не меньше возможностей для работы по экологическому воспитанию на уроках труда: работа с природным материалом, различные поделки из упаковочного материала, пластиковых бутылок, ремонт книг - этим сбережем лес, уход за комнатными растениями.

На уроках русского языка решать проблемы экологии помогают работы творческого характера, сочинения на тему о красоте родной природы, о растениях и животных, о бережном отношении к родной природе, о  профессиях, о будущем нашей планеты.

 На  математике решаем задачи экологического содержания. Это способствует тому, что изучение данного предмета становится более занимательным, а значит и более результативным.

Курс «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф.Виноградовой   является логическим завершением изучения природы в начальных классах. Он построен на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе.
В процессе изучения курса у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.
На уроках лицеисты знакомятся с Красной книгой России и Саратовской области, делают  сообщения и презентации по цветным страницам Красной книги.  Много делаем различных проектов, начиная от коллективных, групповых и  заканчиваем индивидуальными.

В своей работе я использую различные формы экологического обучения и воспитания детей: прогулки – наблюдения, экскурсии, ролевые и дидактические игры, беседы, экологические рассказы и сказки, КВН, утренники, проекты.

Так на экскурсиях и прогулках – наблюдениях в лицейский парк, начиная с самых первых дней ребёнка в школе, учу видеть интересное и прекрасное в окружающей природе. Обращаем внимание на золотую листву лип, багрянец клёнов и рябин, вишнёвый отблеск ирги. Слушаем щебетание птиц, наблюдаем за облаками, изменением температуры воздуха. Вспоминаем стихи русских поэтов А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, С. Есенина. Разве после таких уроков захочется бросить под ноги фантик?..

Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами». Он отмечает, что провести урок гораздо проще, чем выйти с детьми на экскурсию или прогулку в природу.

Уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он говорит о защите природы, а его реальными делами и поступками. Ученики любят работать над экологическими проектами, принимают участие в различных конкурсах рисунков, плакатов, выставках поделок из природного и бросового материала, составляют Правила друзей природы.

Бережное отношение к природе заключается в проявлении добрых дел, поступков и ситуациях, когда это требуется. Для этого детям нужны знания о правилах ухода за растениями и животными, об условиях, которые требуется создать для их благоприятного роста и развития. Провожу различные беседы: «Ты пришёл в гости к природе», «Земля – наш общий дом», «Ты в ответе за природу», «Юные защитники природы», «Лесными тропинками»,  «Экология у нас в доме».  В  результате собственных исследований ребята убеждаются, что в ходе обычной жизни каждый человек наносит ущерб среде обитания. Люди расходуют природные ресурсы, загрязняют воздух, воду, производят большое количество бытового мусора. Делаем вывод, что ты можешь сделать полезное для своего дома, для окружающих. Это и экономия электроэнергии, газа, воды; чистота в подъездах, дворах, общественных местах, на природе.

Согласно ФГОС, в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности.

Природа помогает нам жить и радует нас, поэтому в детях необходимо воспитывать экологическую культуру, умение вести себя в природе в окружающей среде, учить осознавать себя частичкой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

«Экологическое краеведение как средство развития нравственного воспитания младших школьников»

Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Это место и есть его родной край. Никогда не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родное селение и его незабываемые окрестности....

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологический театр- одна из форм экологического воспитания младших школьников

Научить детей бережному отношению к природе поможет нетрадиционная форма экологического воспитания- экологический театр....