Экологический театр- одна из форм экологического воспитания младших школьников
статья по окружающему миру (2 класс)
Научить детей бережному отношению к природе поможет нетрадиционная форма экологического воспитания- экологический театр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_teatr.docx | 15.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический театр- одна из форм экологического воспитания младших школьников
В настоящее время остро стоит вопрос экологической безопасности. Человек в процессе своего развития внес в природу много неблагоприятных изменений.
Как помочь природе и научить молодое поколение бережно относиться к ней? Как детям помочь научиться беречь природу?
В этом поможет экологический театр. Игра - это один из видов деятельности в младшем школьном возрасте. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Игра и театр помогут ребенку понять сложный язык экологической культуры.
Экологический театр – это нетрадиционная форма экологического образования и воспитания детей; это соединение двух разных направлений: экологических проблем и театрализованного действия, имеющее своей целью формирование творческой экологически грамотной личности средствами театральной деятельности.
Цель экологического театра - формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения, развитии чувства коллективизма, ответственности, формировании опыта нравственного поведения.
Задачами экологического театра являются:
1. Совершенствование форм и повышение эффективности работы по экологическому воспитанию.
2. Развитие творческих способностей детей.
3. Вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.
4. Привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды.
С чего начинается экологический театр?
Театрализованная деятельность с учащимися начинается с изучения объектов окружающего мира, их характерных особенностей и признаков. Играя роль растения или животного ребёнок начинает сопереживать своему герою.
Для формирования уважительного отношения к представителям природы, восприятию их как равных человеку можно предложить детям поиграть в игры – превращения. Например, превратиться в капельку воды, в растение, какое- либо животное или насекомое, вести себя как они, чувствовать себя как они, рассказать, что они могли бы подумать о людях, попросить их, если бы научились говорить.
Это достаточно важное достижение в экологической работе, так как современные дети более «черствые», не каждому ребёнку жалко кошку или собаку.
Также в процессе работы над экологическим театром необходимо изучать повадки животных, среду обитания, рацион питания, взаимодействие с другими обитателями леса.
С детьми младшего школьного возраста работа строится на сценариях экологической направленности. В этих сценариях нет сказочных героев, зато есть реальные - дети, которые загрязняют природу, ломают деревья и кустарники, разоряют птичьи гнезда, наносят непоправимый вред природе. Также в таких постановках должны присутствовать положительные герои, они призывают всех беречь природу и исправлять свои ошибки.
Играть роли овощей и животных проще, для этого также необходимо читать русские народные сказки, рассказы и стихотворения. Отрицательные же герои наиболее сложные для воспроизведения, и нужно очень постараться для того, чтобы передать основную линию героя.
С детьми можно сочинить и показать экологические сказки. Можно привлечь родителей к созданию сказок - принять участие в постановке, подготовить костюмы, декорации к сказкам.
Считается, что театрализовано-экологическая направленность даёт возможность выявить и развить в ребёнке задатки, заложенные в нём от рождения. У младших школьников ещё преобладают сказочные представления о живой природе. Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра и уважительного отношения к природе окружающего мира. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными образами, стремясь подражать им в своей жизни. В процессе формирования экологической культуры ребята, перевоплощаясь в сказочных героев и следуя за ними, получают знания о взаимоотношениях с окружающим миром, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации.
Невозможно воспитать ребенка, если взрослые сами не воспитаны. Экологическое воспитание школьников в некоторой степени зависит от взрослых. Театральные постановки на экологические темы носят воспитательный и познавательный характер, учат любить окружающий мир и видеть в нем много прекрасного.
Задача экологического театра – объяснить детям необходимость бережного отношения к природе, основные правила поведения в природе. Театрализация экологической информации помогает детям глубже понять и запомнить её суть, пробуждает простые человеческие чувства сострадания, желание помочь, необходимость действовать; воспитывает гражданскую позицию, как у актёров, так и у зрителей.
Экологический театр открывает для педагогов и детей новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести её до других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.
В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...
Игра – как одна из форм развития экологической культуры младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» ...
Театр - одна из форм эффективного воздействия на формирование личности младшего школьника.
Важнейшие задачи воспитания сегодня – это формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности в будущем успешной самореализации.Проблема сост...
Краеведение как одна из форм воспитания младшего школьника во внеурочное время
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ...
Театр – одна из форм эффективного воздействия на формирование личности младшего школьника.
В своей работе мы не пытаемся копировать взрослый театр. Это невозможно, да и не нужно. Мы не готовим актеров. Это наша игра. Цель, которую я ставлю перед собой – в коллективной деятельности детей фор...
Метод проектов, как одна из форм экологического воспитания младших школьников
В данной работе рассказывается о применении проектного метода в экологическом воспитании младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности....
Проектная деятельность как одна из форм экологического воспитания
Презентация к педсовету "Экологическое воспитание школьников" http://ru.calameo.com/read/001139034cb154e8d1362...