Путешествие по карте. Работа с научно-популярным текстом
план-конспект занятия по окружающему миру (2, 3, 4 класс)

Данную разработку можно использовать как внеурочное занятие, так и на уроках окружающего мира любой образовательной системы при изучении темы «Путешествия. Работа с картой, текстом и глобусом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestviya._rabota_s_kartoy_tekstom_i_globusom.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока-проекта по теме

«Путешествия. Работа с картой, текстом и глобусом»

Основные разработчики: учитель начальных классов Марциохо И.В.

Участники проекта: ученики начальных классов

Учебный предмет: окружающий мир

Примечание:

Данную разработку можно использовать как внеурочное занятие, так и на уроках окружающего мира любой образовательной системы при изучении темы «Путешествия. Работа с картой, текстом и глобусом», например: во 2 классе по ОС «Школа 2100» (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан); в 3 классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова (авторы Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева); в 3 классе по ОС «Начальная школа XXI век» (авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова) и т.д.

Тип проекта

  • по комплексности: монопроект (историко-географический)
  • по характеру предметной области: учебно-образовательный
  • по характеру контактов: внутриклассный
  • по продолжительности: краткосрочный, мини-проект (40-60 минут)
  • по количеству участников: групповой
  • по конечному результату: исследование (самостоятельно полученные новые знания)
  • по содержанию: частично-поисковый (проект-упражнение, направленный на выработку определенных умений и навыков)
  • по степени самостоятельности: выполняется совместно с другими учащимися по материалам, предлагаемым учителем 

Цель:  Организация практики в чтении карт, перенос информации из текста на карту.

Задачи:

  1. развитие умения организовывать свою деятельность в соответствии с  четким пониманием проблемы исследования, поставленной цели и задач;
  2. развитие способности определять существенное, вычитывать из текста необходимую информацию, анализировать, обобщать;
  3. развитие умения применять полученные знания на практике; работать с картой мира и контурной картой;
  4. формирование навыка работы в группе, умения анализировать и оценивать работу группы; умения презентовать свою работу.

Мотивационная часть задания  

Проверка домашнего задания (по желанию): сообщения учащихся о великих путешественниках и великих путешествиях.

Примечание. Исключение составят те, кто приготовил информацию про:

  • Бартоломеу Диаша
  • Васко да Гама
  • Христофора Колумба
  • Фернана Магеллана

Эти учащиеся возьмут на себя руководство теми группами, которые в течение урока будут прокладывать маршрут одного из указанных выше путешественников. Перед презентацией работы каждой группы, руководители представят классу подготовленную информацию о путешественнике.

Содержание задания

Работа в группах. Класс делится на 4 группы. Каждая получает текст-описание одного из путешествий, атлас, контурную карту, глобус.

Распределение ролей в группе:

  • читает текст
  • работает с атласом
  • работает с глобусом
  • работает в контурной карте
  • следит за временем.

Действуем по алгоритму:

  • Прочитать текст. Основные ориентиры продвижения путешественника и его команды уже подчеркнуты. Проверить, вдруг не отмечен какой-либо важный ориентир.

Примечание: по усмотрению учителя можно убрать подчеркивание основных ориентиров.

  • Повторное чтение. По ходу чтения
  • показывать маршрут в атласе,
  • показывать маршрут на глобусе,
  • прокладывать маршрут в контурной карте с помощью стрелок цветным карандашом.
  • Продумать презентацию своей работы перед классом (2-3 минуты)

Время на выполнение работы – 5-7 минут.

Образец ответа или примерное описание ответа

Примечание: в контурной карте необходимо отметить условные обозначения (для каждого путешествия выбрать определенный цвет).

Представление работы групп.

  • Первый ученик рассказывает, что узнал о путешественнике и его путешествии.
  • Второй ученик параллельно с рассказом первого показывает маршрут на карте.
  • Все учащиеся класса цветными карандашами (согласно условным обозначениям) заносят в контурные карты маршрут путешествия.
  • Третий и четвертый участник группы имеют право помогать.
  • Обратная связь: показ изученного маршрута на глобусе одним из учеников класса. Группа оценивает правильность маршрута.

Критерии оценки достижения планируемого результата

Заполни лист самооценки (предлагается заполнить по результатам выполнения работы):

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _______________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось _______________________________

Я думаю, это потому, что _______________________________________

Самым интересным было _______________________________________

Как ты думаешь, активно ли ты работал/работала в группе? __________

Оцени в баллах (от 0 до 25) свой вклад в общий результат работы группы.

Время выполнения задания

Сообщения учащихся – 10-15 минут

Время на выполнение работы в группах – 10 минут.

Время на презентацию – 10-15 минут.

Рефлексия и самооценка – 5 минут.

Итого: 35-45 минут.

Приложение. Тексты для работы (из энциклопедии «Кирилл и Мефодий»).

1. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

В 15 веке среди ученых победила точка зрения о том, что земля круглая и что всю сушу омывает единый океан. В связи с этим возникла мысль о западном пути в Индию.

В 1487 году португалец Бартоломеу Диаш вышел из Лиссабона (Португалия) на трех кораблях. В 1488 году он доплыл до самой южной точки Африки, и даже обогнул её, несмотря на жестокий шторм. Самый южный выступ Африки Диаш назвал мысом Бурь. За этим мысом его корабли вошли в воды Индийского океана, который до этого считался закрытым со всех сторон морем. Таким образом, был открыт морской путь в Индию вокруг Африки. Но Бартоломеу Диашу пришлось на этом закончить свое путешествие: измученная бурями команда потребовала возвращения на родину.

После доклада Бартоломеу Диаша о результатах плавания португальское правительство распорядилось назвать южный мыс Африки не мысом Бурь, а Доброй Надежды – надежды достигнуть Индию и других стран Востока морским путем.

2. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Надежда достигнуть Индию и другие страны Востока морским путем скоро сбылась. На основе отчетов Бартоломеу Диаша португальский мореплаватель Васко да Гама разработал  маршрут в Индию.

Через 10 лет, 20 мая 1498 года специальная экспедиция на четырех кораблях под командованием Васко да Гамы отправились на поиски пути вокруг Африки в Индию. На восточных берегах Африки мореплаватели обнаружили торговые и военные поселения арабов.

В результате экспедиции были уточнены контуры Африки, нанесен на карту остров Мадагаскар. Мореплаватели бросили якорь у индийского города Каликут.

С грузом пряностей корабли экспедиции, потеряв больше половины команды, в сентябре 1499 года вернулись в Португалию.

3. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

3 августа 1492 года из испанского порта Палос вышли в плавание три каравеллы под командованием Христофора Колумба, целью которого было открытие западного пути в Индию. У Канарских островов пришлось остановиться на ремонт одного из кораблей. После того, как корабли покинули Канарские острова, прошло 33 томительных дня, а земли все не было.

Вскоре появились первые признаки близости суши: изменился цвет воды, появились стайки птиц. Корабли вошли в Саргассово море. Вскоре за этим морем впередсмотрящий увидел полоску суши. День 12 октября считается днем открытия Американского материка. Каравеллы после 69-дневного плавания достигли Багамских островов и высадились на небольшом острове, который Колумб назвал Сан-Сальвадор (Спаситель). Затем он обследовал часть побережья Кубы и добрался до острова Гаити, названного Эспаньолой. На островах Колумб и его спутники впервые встретили неизвестные им полудикие племена индейцев (это название говорит о том, что Колумб считал их жителями Индии). До конца жизни Колумб был уверен, что достиг берегов Индии. А в 16 столетии открытый Колумбом континент стали называть Америкой по имени другого исследователя, Америго Веспуччи.

4. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Европейцы давно догадывались о том, что где-то существует огромный океан между Америкой и Азией. Окончательно доказал это мореплаватель Фернан Магеллан, совершивший первое кругосветное плавание (1519–1521 годы), ставшее доказательством шарообразности Земли.

        20 сентября 1519 года пять небольших кораблей с экипажем в 265 человек вышли из Испании в Атлантический океан. Достигли Южной Америки, нашли пролив, отделяющий от материка Огненную землю (ныне – Магелланов пролив). Затем пересекли Тихий океан, открыли два обитаемых острова из группы Марианских, достигли Филиппинских островов. Там Фернан  Магеллан вмешался в распри местных правителей и погиб в стычке. На последнем корабле вернулись в Испанию 35 оставшихся в живых спутников Магеллана.

Используемые ресурсы:

http://www.km.ru    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с научно – популярной статьей «Лошадь»

Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Планета знаний". Тема урока: Работа с научно – популярной статьей «Лошадь». Данный урок является четырнадцатым уроком литературного чтения раздела «О совес...

Работа с научно-популярными тестами в 4 классе

Подготовка к комплексным работам в 4 классе...

Памятка по работе с научно-популярным текстом (2 класс)

Работа с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира во 2 классе....

Памятка по работе с научно-популярным текстом (3 класс)

Работа с научно-популярным текстом в 3 классе....

Работа с научно - популярной статьей "Землетрясение"

Данный урок проводится в 4 классе по УМК "Планета Знаний"...

Работа с научно-популярной статьей "Землетрясение"

Данная презентация к уроку литературное чтение в 4 классе по УМК "Планета Знаний!...

Приёмы работы с научно-популярными текстами на уроках окружающего мира

Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника....