Работа с научно – популярной статьей «Лошадь»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Планета знаний". Тема урока: Работа с научно – популярной статьей «Лошадь». Данный урок является четырнадцатым уроком литературного чтения раздела «О совести и долге».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_nauchno_-_populyarnoy_statey_loshad.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 Б классе
Учитель: Гапарова Т.И.
Тема: Работа с научно – популярной статьей «Лошадь»
Цели и задачи:
- Научить детей работать с научно - популярной статьёй, находить главную мысль, учить краткому пересказу, отличать художественную литературу от научно – популярной, чтобы они полноценно воспринимали произведения в их видородовой специфике.
- Формировать у учеников интерес к научным знаниям и потребность в них.
- Учить размышлять над содержанием текста, выражать своё отношение.
- Развивать речь учащихся посредством ответов на вопросы, навыки правильного осознанного чтения, учить выделять детали, необходимые для характеристики героя; научить выделять детали, с помощью которых строится портретная характеристика (составление синквейна)
- Воспитывать милосердие, любовь и сострадание к ближнему.
- Показать, что зло разрушает красоту, нарушает гармонию жизни. Учить осознавать свои ошибки, раскаиваться в них, исправлять их.
Оборудование: презентация, рисунки к сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», видеоролик «Лучшие скакуны».
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя. (Слайд 3)
Трудно найти человека, который не совершил бы в своей жизни ошибки, и которому не надо было бы каяться. Вот сегодня на заключительном уроке по произведению К.Паустовского «Теплый хлеб» мы будем говорить об этом.
2. Проверка домашнего задания:
А) Тест. Чтобы вспомнить сказку, ответьте на вопросы теста
1) Почему конь остался в деревне? а) Его ранили. б) Так захотел Панкрат. в) Конь не захотел идти дальше. 2) Какая кличка была у Фильки? а) «Ничего не знаю». б) «Да ну тебя!». в) «Все вы умные».
3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?
а) О том, как она обидела когда - то солдата. б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата. в) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег? а) Началась метель. б) Было наводнение. в) Случилось землетрясение.
5) Как Филька искупал свою вину? а) Он не хотел меняться. б) Накормил всех. в) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6) Когда заработала мельница? а) Вечером. б) Она сломалась навсегда. в) Летом, когда потеплело.
7) Как Филька помирился с конем? а) Попросил у него прощения б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
в) Он покормил его морковкой.
8) О чем сказка «Теплый хлеб»? а) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми. б) О злых колдунах в) О путешествии на необитаемый остров
9) Какая пословица соответствует содержанию сказки? а) Нет ничего отважнее, чем победа над собой. б ) Язык до Киева доведет.
в) Делу – время, потехе – час.
Проверка. Ответы: 1а, 2б, 3б, 4а, 5в, 6а, 7б, 8а, 9а.
Б) Фронтальная проверка. (Слайд 4)
- Кто главный герой? (Филька)
- Каким вы видите Фильку в начале рассказа?
- Какой бесчеловечный поступок совершил Филька?
- Вот злое жестокое дело! Обидеть раненого коня, который только и жив то был милосердием добрых людей! До чего же мерзкий поступок! И какие черные ненавистные слова сорвались с языка мальчишки!
- Что произошло в природе? (Природа – живая. Её можно обидеть, она может наказать.)
- Видите, какая беда приключилась для всей деревни из-за злого дела одного мальчишки. Но за что же страдают все?! Пусть бы только Филька. Но в жизни так устроено, чтобы люди несли ответственность не только за себя, но и за тех, с кем они связаны. Замечали вы, что ваши плохие поступки огорчают всех ваших близких? И, наоборот, – доброе дело одного приносит радость всем окружающим. Мы все отвечаем друг за друга, и за все, что совершается вокруг! И главное. В жизни все время происходят события схожие и расплата за них – похожая. Но как ни странно, люди, зная это, к сожалению, не учатся на уроках жизни, а предпочитают повторять те же ошибки, расплачиваясь за них общей бедой.
В) Чтение по ролям. (Слайд 5)
- О каком уроке жизни поведала Фильке бабка?
Г) Фронтальная проверка.
- Осознал ли свою ошибку Филька?! Понял ли, что надо содеянное исправлять?
- Что пережил мальчик, пока бежал от дома до мельницы? (Страх, стыд, чуть не замерз.)
- Как вы считаете: Филька чистосердечно рассказал о совершенном поступке и покаялся перед Панкратом?
Да, Филька совершил грех, но он не только сожалеет о своей жестокости, но и готов принять на себя вину в случившейся беде.
Д) Чтение по ролям.
- Какой разговор произошел между ними, узнаем, прочитав по ролям «Признание Фильки Панкрату»
Е) Фронтальная проверка. (Слайд 6)
- Как Филька искупил свою вину?
- Чем закончилась история? ( Филька осознал свою вину)
3. Работа над составлением синквейна. (Слайд 7-10)
Работа в группах
- Назовите главных героев сказки? (Конь, Панкрат, Филька)
1. Филька. 2. Грубый, недоверчивый. 3. Обидел, ударил, бросил. 4. Филька наотмашь ударил коня. 5. Жестокость. | 1. Филька. 2. Сообразительный, ответственный, уверенный. 3. Побежал, рассказал, плакал. 4. Притащил буханку свежего хлеба. 5. Раскаяние. |
1. Панкрат. 2. Умный, проницательный. 3. Взял, вылечил, 4. Мало разговаривает, много работает. 5. Милосердие | 1. Конь 2. Вороной, раненый 3. Возил, помогал, побирался. 4. Помогал Панкрату чинить плотину. 5. Прощение. |
4. Нравственные уроки. (Слайд 11)
- Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?
: Нужно быть добрыми, отзывчивыми.
: Не причинять другим вреда, обиды.
: Отвечать за свои поступки, слова.
: Не бояться просить прощения, прощать.
5. ФНЗ. Работа с научно – популярной статьей «Лошадь»
А) Вступление. (Слайд 12)
- Произведение К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» - это какой вид текста?
- Какие виды текстов вы знаете? (Слайд 13)
- В чем отличие художественного текста от научно – популярного?
Б) Сообщение темы урока. (Слайд 14)
- Сегодня мы познакомимся с научно – популярной статьей «Лошадь»
В) Просмотр видеоролика «Лучшие скакуны»
Г) Знакомство с текстом. Чтение учителем.
Д) Групповая работа
Работа юных журналистов.
1 группа – готовит рассказ о семействе лошадиных. (Слайд 15)
2 группа – готовит рассказ о виде лошадь дикая, ее предки. (Слайд 16)
3 группа – готовит описание лошади, помощник человека. (Слайд 17)
Е) Первичная беседа
Ж) Значение лошади в жизни человека
- Уже вскоре после приручения раскрылись возможности лошади - она стала незаменимым помощником и в поле. Лошадь запрягали в плуг - она работала в поле, кормила мирного хлебопашца. (Слайд 18)
- Ее запрягали в царскую карету или элегантный экипаж - она служила показателем финансового благополучия и социального уровня владельца. (Слайд 19)
- Лошадь торжественно украшали, одевали в доспехи, и она - боевой друг - приближала хозяина к победе, а иногда спасала ему жизнь. Были случаи когда лошадь мчалась к хозяину, чтобы остановить пулю летящую в него. (Слайд 20)
- Нога в ногу она сопровождала человека при открытии и завоевании чужих земель, служила ему верой и правдой.
- Конный спорт обладает отличными лечебными свойствами, особенно при поражении позвоночника, конечностей и расстройствах вестибулярного аппарата. (Слайд 21)
- Во все времена и у всех народов лошадь едва ли не приравнивалась к членам семьи: она покоряла хозяина душевными качествами, сообразительностью и в благодарность за преданность человек платил ей искренней любовью. (Слайд 22)
6. Рефлексия
- Узнали ли вы что – нибудь новое о лошади из этой статьи?
- Если вы встречались с лошадьми в жизни, расскажите, в какой ситуации это происходило.
7. Итог. Домашнее задание.
Подготовить краткий пересказ текста.
Нарисовать рисунок.
Подготовить рассказ об отношениях человека и лошади.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с научно-популярными тестами в 4 классе
Подготовка к комплексным работам в 4 классе...
Литературное чтение по теме "Н. Царевская Научно-популярная статья «Ландыши».
По данной теме составлена технологическая карта урока по ФГОС. 4 класс УМК "Планета Знаний"...
Работа с научно - популярной статьей "Землетрясение"
Данный урок проводится в 4 классе по УМК "Планета Знаний"...
Работа с научно-популярной статьей "Землетрясение"
Данная презентация к уроку литературное чтение в 4 классе по УМК "Планета Знаний!...
Научно популярная статья из энциклопедии « Бегемоты»,реальное и фантастическое
Конспект урока по литературному чтению...
Научно популярная статья из энциклопедии « Бегемоты»,Размышление
Конспект урока по литературному чтению...
Сценарий урока "Научно-популярная статья «Бабочки рядом с человеком».
Урок литературного чтения....