окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Мустафаева Кристина Рафаэльевна

план-конспект по предмету: "Окружающий мир" на тему:"Что такое погода?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Что такое погода?"45.96 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю ____________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока окружающего мира,

проведенного в 2 «Б» классе

обучающейся: Мустафаевой Кристины Рафаэльевны

                                (Ф.И.О.)

09.10.2019 г.

дата

Консультация учителя________________

Консультация методиста________________

План-конспект урока окружающий мира

УМК: «Школа России» 2 класс

(Плешаков А.А. Окружающий мир, 2 класс ,2 ч. стр.32)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:09.10.2019 г.

Время:14:00-14:40

Место: МАОУ СОШ №6, кабинет № 13

Класс: 2 «Б»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Что такое погода»

Цель: создание благоприятных условий для формирования общего представления о погоде и о том, из чего она складывается.

Задачи:

Образовательные: расширить кругозор учащихся, дать общее представление о погоде.

Развивающие: развить у обучающихся память, кругозор, речь.

Воспитательные:  воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, применение методов способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Предметные: Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; выбирать одежду по погоде. Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Тип урока: Комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник Плешаков А.А. «Окружающий мир» часть 2, проектор, презентация, доска.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока

1) Приветствие.

-Здравствуйте, сегодня я проведу урок по окружающему миру. Зовут меня Кристина Рафаэльевна (Мустафаева).

2) Проверка готовности к уроку.

-Ребята, я буду задавать вам ритм хлопками, меняя его, а вы попробуйте повторить за мной, но для этого вам нужно будет быть очень внимательными.

3) Мотивация к обучению и познанию.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну знаний  и  узнаем много нового, но перед тем как туда попасть, мы должны ответить на вопросы.

II. Актуализация умений и знаний.

  1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС:

У: Ребята, о чём вы узнали на прошлой теме?

О: Мы узнали о живой и неживой природе.

У: Что можно отнести к живой природе ?

О: Растения, грибы, животные , человек.

У: А что можно отнести к неживой природе ?

О:Солнце, звёзды, воздух, вода ,камни.

У: Чем отличается живая природа от неживой ?

О: Рождается – не рождается

Дышит – не дышит

Питается – не питается

Растёт – не растёт

Размножается – не размножается

Умирает – не умирает

У: Как связаны между собой неживая и живая природа?

О: Живые существа не могут жить без неживой природы. Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. Живым существам необходимы также воздух и вода.

У: Молодцы! Вы все слушали внимательно учителя на прошлой уроке. Для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока ,вам нужно отгадать загадку.

III. Открытие новой темы. Целеполагание .

У: Если новости идут,

То, в обычной моде,

Что в конце передают?

Точно! — О …!

(Погоде)

У: Как вы думаете какая цель нашего урока ?

О: Понять что такое погода.

У:  Правильно, молодцы! Ребята, а давайте мы с вами вспомним наши наблюдения за погодой в 1 классе? Как она менялась по сезонам?

О: Летом погода была самой теплой и самой хорошей. Иногда шли дожди, но чаще светило солнце.

Осенью часто случались дожди, а температура все время понижалась. К концу осени стал падать снег.

Зимой погода была морозной, шёл снег.

Весной стало теплее, снег таял.        

У: А какая сегодня у нас погода на улице ?

О:  Сегодня пасмурно и идёт дождик.

У: Как вы думаете, что  такое погода?

О: Погода – это ветер, осадки, дождь.

У: Действительно, ответить на этот вопрос не так-то просто. Все знают, что это такое, но не каждый может объяснить. Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно разобраться из чего складывается погода, но сначала я вам расскажу одну историю, которая произошла с мальчиком Серёжей.

Утром, собираясь в школу ,Серёжа  спрашивает маму и папу:

-Какая сегодня погода?

-Сегодня тепло, - отвечают ему,- ярко светит солнышко, дождя и ветра нет.

А бывает и по-другому.

- Сегодня холодно, - говорит мама и папа, - небо  закрыто серыми облаками, идёт дождь и дует сильный ветер…

У: Как  вы думаете, зачем Сереже знать какая сегодня погода ?А как вы ,собираясь в школу ,узнаёте о погоде ?

О: Серёже нужно знать о погоде на улице, чтобы правильно выбрать одежду, в которой нужно идти в школу. Если тепло и солнечно, можно пойти без куртки ,в туфлях. Если холодно и идёт дождь, надо одеть куртку и взять зонтик.

У: Как вы считаете, из чего складывается погода?

О: Не знаем.

У: Чтобы правильно ответить на этот вопрос нам нужна помощь и я предлагаю вам воспользоваться учебником. Откроем учебник на странице 33.

Погода складывается:

Во-первых, погода складывается из температуры воздуха .Это когда на улице холодно,тепло или жарко.

У: А кто обратил внимание какая у нас сегодня температура воздуха на улице ?

О: Сегодня холодно.

У: Во-вторых, погода складывается из облачности. Если на небе видны лишь отдельные облака и светит солнце, говорят, что сегодня ясно. Если облаков много и они часто закрывают солнце, говорят: переменная  облачность. Если же всё небо затянуто облаками и солнца не видно, говорят, что сегодня пасмурно.

У: Облачно ли сегодня на небе ?Определите по облакам какая сегодня облачность на небе.

О: Сегодня пасмурно.

У: В-третьих, это осадки (дождь, снег, град).

В-четвёртых, это ветер. Он может быть слабым или сильным.

Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра – это и есть погода.

У: Как вы думаете какие основные явления погоды ?

О: Дождь, снег

У: Основные явления погоды – это изменения температуры, облачность, дождь, снегопад и ветер. Но есть и другие, например: гроза ,метель. 

  1. Выступления обучающихся по заданной теме.

У: А сейчас я предлагаю вам в группах ,подготовить рассказ о явлениях природы. Составьте общий план рассказа о погодных явлениях.

Правила работы в группе:

1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

2. Умей слушать других.

3. Если ты не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ!

Пользуйся вежливыми фразами.

4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься.

5. Не смейся над чужими ошибками.

Пример рассказа о погодном явлении:

1.Гроза

2.Наблюдается летом в жаркую погоду .

3.На небе появляются черные тучи, дует сильный ветер. Сверкает молния и раздаются раскаты грома. Идёт проливной ливень.

4.Продолжается около 30-60 минут.

5.Все стараются укрыться от грозы, звери в норках ,люди прячутся по домам. Молнии часто поджигают деревья, а ветер их ломает.

6. Опасное погодное явление.

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

1.м

о

р

о

з

2.в

е

т

е

р

т

3.с

н

е

г

о

п

а

д

4.п

о

г

о

д

а

5.г

р

о

м

6.г

р

о

з

а

7.м

е

т

е

л

ь

8.д

о

ж

д

ь

9.г

р

а

д

и

я


       1. Невидимкой, осторожно                            

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

(мороз)

2. Летит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Слышишь его, а не видишь его.

(ветер)

3.Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладой тает

На ладони и во рту.

(снегопад)

4.Сегодня дождь, как из ведра.

Он льётся с самого утра.

А вчера гуляли вволю:

В роще, на лугу, по полю.

Так расщедрилась природа!

Эх, хороша была ….

(погода)

5.Я уверен, что ребята

Слышали мои раскаты.

Ведь они всегда бывают,

Если молния сверкает.

Для неё я лучший друг-

Очень грозный гулкий звук.

(гром)

6.Сверкнёт ,мигнёт,

Кого-то позовёт.

(гроза)

7.Кто зимой метёт и злится ,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель ?

Это – снежная …

(метель)

8. Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор.

Если мама зонтик купит –

Я смогу пойти во двор.

(Дождь)

9. Рассыпался горох.

На семьдесят дорог.

(град)

У: Ребята , а вы заметили какое слово у нас получилось ,когда мы отгадали все загадки ?

О: Метеорология.

IV. Открытие новых умений, знаний.

У: Ребята ,а где вы чаще всего слышите о погоде ?

О: По телевизору во время передачи прогноза погоды.

У: А вы никогда не задумывались откуда ведущие передачи о погоде или приложения в телефоне знают о погоде у нас в городе ?

О: Наверное, им кто-то рассказывает.

У: Верно, с древности люди старались предсказать погоду. Существует целая наука о погоде и называется она Метеорология.

Во многих местах на земле есть метеорологические станции, где учёные ведут наблюдения за погодой. В космосе работают метеоспутники. Есть даже специальные метеорологические корабли и самолёты. Все собранные сведения ученые обрабатывают с помощью компьютеров и составляют прогнозы на завтра, на несколько дней или недель вперёд.

Ребята, мне очень интересно ваше мнение ,для чего нам нужен прогноз погоды ?

О: Прогнозы погоды нужны для того, чтобы человек заранее планировал не только то, что надо будет одеть, но и свои  дела. Зная прогноз погоды, люди решают, когда можно убирать урожай, нужен ли полив растениям, когда проводить другие работы.

У: Ребята, а вы знали что существуют народные  приметы, которые помогают предсказывать погоду ?Знаете ли вы какие-нибудь приметы ?

О: Ласточки низко летят – к дождю.

У: Такая примета действительно есть ,но есть и другие :

Шишки хвойных деревьев раскрываются – к сухой погоде.

Ласточки низко летают – к дождю.

Если солнце садится в облака – жди дождя.

Если днём соцветия одуванчиков закрылись – будет дождь.

Если клевер сблизил листочки, а соцветия его поникли – жди дождя.

       V. Физминутка.

1.Лебеди.

Лебеди летят,(Ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз (держать осанку).)

Крыльями шумят. (Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.)

Прогнулись над водой,

Качают головой. (Повороты головы.)

Прямо и гордо

Умеют держаться. (Выпрямиться, руки за спину — проверить осанку, пауза 3—4 с.)

И очень бесшумно (Руки вниз — потянуться вверх.)

На место садятся. (Сесть на место, туловище держать прямо.)

2. Представьте, что вы деревья,

расправьте веточки,

покажите  - безветрие

 - слабый ветер,

 - умеренный ветер,  

- сильный ветер,

 - ураганный ветер.

IV. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

VII. Закрепление изученного материала.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу ,

У: Что вы нового узнали ?

О: Что такое погода

У: Что такое погода?

О: Погода – это сочетание температуры  воздуха, облачности, осадков, ветра.

У: Приведите примеры погодных явлений.

О: Облачность, дождь, гроза, радуга.

У: Что помогает предсказывать погоду ?

О:Метеорология.

У: Что на уроке вам понравилось больше всего?

О: Решать кроссворд.

        У: Что вызвало затруднение?

        О: Составлять рассказ о погодных явлениях.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...