Раздел программы "Что и кто?
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир — источник чувств.Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру в 1 классе « Что и кто?" предусматривает различные формы организации учебных занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические и творческие работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Раздел программы "Что и кто?",1 класс | 85.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дивеевская средняя общеобразовательная школа
607320 Нижегородская область, с.Дивеево, ул.Матросова,дом 4.
Методическая разработка раздела
образовательной программы
по окружающему миру в 1 классе
« Что и кто?»
УМК « Школа России»
Выполнила:
Учитель начальных классов
Ф.И.О. Чуланова Елена Валерьевна
Образование: высшее
Квалификационная категория: первая
Педагогический стаж/ стаж работы учителем начальных классов 16лет
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………….…...... … 3
1.1.Актуальность выбранной темы….…………………………………..……..3
1.2 Содержание программы…………………………………………………….3
2. Цели и задачи раздела……………………………………………………. .. 4
3. Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями…………………………………………………………………….6
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы …………………......7
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся…………………………………………………………...9
6.Система знаний. Система деятельности…………………………………….....12
7.Календарно-тематическое планирование по данному разделу………………………………………………………………………….. …14
8.Разработка урока…………………………………………………………………24
9.Результативность по данному разделу программы………………………….. 33
10.Литература ……………………………………………………………………. 34
11. Приложения ……………………………………………………………………35
1. Пояснительная записка.
1.1.Актуальность
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир — источник чувств.
1.2 Содержание программы
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова. В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы; Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? и др.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены 5 разделами: «Введение», «Что или кто?», «Как откуда и куда?», «Где и когда?», «Почему и зачем?».
Каждый раздел реализуется через комплексно-дидактическую цель. Для своей разработки я взяла раздел « Что и кто?», который включает в себя темы:
- Что такое Родина?
- Что мы знаем о народах России?
- Что мы знаем о Москве?
- Проект « Моя малая Родина».
- Что у нас над головой?
- Что у нас под ногами?
- Что общего у разных растений?
- Что растет на подоконнике?
- Что растет на клумбе?
- Что это за листья?
- Что такое хвоинки?
- Кто такие насекомые?
- Кто такие рыбы?
- Кто такие птицы?
- Кто такие звери?
- Что нас окружает дома?
- Что умеет компьютер?
Раздел программы предусматривает различные формы организации учебных занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические и творческие работы.
Для реализации программного материала используются следующие учебные пособия:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч.- М.: Просвещение, 2012.
2. Плешаков А.А. окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч.-М.: Просвещение,2012.
3. Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 1 класс.-М.: Просвещение,2012.
4. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас –определитель для начальной школы.-М.: Просвещение,2012.
5. Электронное приложение к учебнику « Окружающий мир», 1 класс (Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков.
Рабочая тетрадь помогает осуществлять закрепление и первичный контроль усвоения новых понятий, способов действий, умений.
Тетрадь с тестовыми заданиями используется:
- в качестве диагностики имеющихся знаний;
- для осуществления самоконтроля за усвоением новых знаний.
Учебник написан на доступном уровне и имеет ряд преимуществ. Он хорошо иллюстрирован, что важно для дидактического принципа наглядности. В конце каждой главы рубрика « Проверь себя», что важно для усвоения знаний.
В программу заложены наблюдения, практические, творческие работы, проекты: « Достопримечательности г. Москвы», « Моя малая Родина».
2.Цели и задачи изучения раздела.
Изучение данного раздела программы направлено на достижение следующей цели:
формирование у детей представления об объектах окружающего мира, их разнообразии и признаках.
Образовательные:
- познакомить учащихся с разнообразием и характерными признаками растительного и животного мира;
- учить распознавать, сравнивать и группировать объекты природы;
- формировать интерес к изучению истории своей страны;
- показать необходимость соблюдать правила безопасного обращения с окружающими предметами;
- учить обобщать и систематизировать изученный материал.
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, устойчивого внимания, памяти, воображения, наблюдательности, творческих способностей;
- развивать познавательную активность учащихся;
- развивать навыки коллективной работы;
- формировать навыки исследовательской работы.
Воспитывающие:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
3. Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Он охватывает период от 6-7 до 10-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус.
Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценность ребёнка, весь его уклад жизни. Ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода.
Основной ведущей деятельностью является обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. С целью организации эффективной работы учителю необходимо знать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Восприятие учащихся младшего школьного возраста тесно связано с действиями, с практической деятельностью ребенка. Воспринимать предмет — значит что-то делать с ним, взять, потрогать его. Да и воспринимается в основном то, что соответствует потребностям младшего школьника, что включается непосредственно в его жизнь, деятельность, на что специально указывает учитель. Развитие восприятия не происходит само собой. Как показывают психологические исследования, одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение.
У младших школьников хорошо развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Разнообразие работы стимулирует устойчивость внимания. Внимание учащихся зависит и от темпа учебной работы. Слишком быстрый или замедленный темп работы одинаково неблагоприятен для устойчивости и концентрированности внимания. Наиболее оптимален средний темп работы.
У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем так называемая словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения.
Воображение младшего школьника формируется в процессе его учебной деятельности под влиянием ее требований. Непосредственные впечатления (экскурсии, посещение музеев и выставок, просмотр кинокартин, и т. д.) также развивают воображение. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, получает дальнейшее развитие. В воображении младшего школьника все чаще создаются образы, не противоречащие действительности (хотя и не являющиеся простым отражением опыта), что связано с развитием способности ребенка к критической оценке.
Мышление учащихся развивается, если им приходится решать вопросы, задачи, требующие установления новых причинно-следственных связей и обобщений. Мышление младшего школьника находится в основном на стадии конкретных операций, на основании которых может происходить систематизация свойств, данных в непосредственном наглядном опыте.
Исследовательская деятельность помогает развивать способности детей в полном объеме.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
Результаты освоения программы в первом классе делятся на три группы:
- Личностные
- Метапредметные
- Предметные
Особенностью является то, что в первом классе основную линию результатов составляют метапредметные универсальные учебные действия, связанные с полноценным вхождением первоклассника в систему образования.
Личностными результатами изучения раздела программы является:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
К метапредметным результатам относится осуществление учениками следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель собственной деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность основных действий на уроке;
- высказывать свое предположение (версию) о природе того или иного явления на основе работы с иллюстрацией учебника;
- работать самостоятельно и в составе группы по предложенному учителем плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного и давать собственную оценку полноте выполнения задания;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- давать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике( на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- использовать полученную информацию в учебных целях: делать выводы в результате совместной работы;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других, ориентироваться в ключевых элементах невербальной коммуникации (мимика, жест, сопровождающие высказывания);
- излагать видео сюжет;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в классе, в школе и следовать им;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, эксперта).
Предметные результаты данного раздела это полноценное и мотивированное проявление учениками следующих умений:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
5.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Использование различных технологий, форм и методов в процессе обучения позволяют мотивировать учащихся на поиск и приобретение знаний, умений, навыков; поддерживать интерес к учебе и добиваться хороших результатов при изучении окружающего мира.
1. Компьютерные технологии.
Применение технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить оригинальность. Информационные технологии позволяют показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены.
2. Личностно ориентированные педагогические технологии.
Эти технологии предусматривают диагностику личностного роста, ситуационное и игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном и образовательном пространстве, создают условия для саморазвития ученика.
3. Проблемно – развивающие технологии.
Это обучение творческое, преподносящее ребятам ход познания, путь рождения того или иного научного понятия. Приобретение знаний происходит при помощи решения проблемы. Учебная проблема побуждает их к активной мыслительной деятельности. В ходе её решения дети овладевают мыслительными приемами, анализом, синтезом, обобщением. Главное, что дети приобретают знания не в готовом виде, а добывают их сами. При этом учатся использовать ранее приобретенные знания, активно наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между явлениями, делать выводы и применять полученные знания на практике.
4. Здоровьесберегающие технологии.
Эти технологии позволяют проводить процесс обучения без причинения вреда здоровью учащихся через соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе, проведение физкультминуток, применение различных форм и методов обучения, направленных на сохранение здоровья учащихся.
5. Адаптированная система обучения А.С.Границкой.
Ведущим видом деятельности в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащихся, осуществляемая на каждом уроке за счет её совмещения с индивидуальным обучением. Система обучения опирается на работу в парах, увеличивается доля самостоятельной работы учащихся на уроке. Организация самостоятельной работы осуществляется без посредственного вмешательства учителя за счет использования технических средств и других средств индивидуальной работы. Эта система учитывает также воспитательное воздействие доверия и уважения к личности учащегося.
6. Игровые технологии.
Обеспечивают эмоциональное и рациональное в обучении. В процессе игры учащиеся сталкиваются с ситуацией выбора, в которой они проявляют свою индивидуальность. Идея вариативности, свобода выбора заданий и организационных форм деятельности одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации.
7. Технология учебного исследования.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения
8.Технология дифференцированного обучения.
Для этой технологии характерен учет типичных индивидуальных различий.
9. Технология проектной деятельности.
Развивает у учащихся исследовательские умения; обеспечивает механизм критического мышления, умения искать пути решения проблемы; развивает "командный дух"; коммуникабельность и умения сотрудничать; повышает личную уверенность учащихся; формирует навыки публичного выступления, навыки наиболее рационального представления полученной информации,а также умения самостоятельной работы с литературными и электронными источниками информации.
Методы обучения.
- Словесный.
- Наглядный.
- Практический.
- Репродуктивный.
- Объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности.
Фронтальная форма познавательной деятельности.
Предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими познавательной задачи.
Индивидуально-обособленная форма.
Имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников.
Групповая форма организации познавательной деятельности.
Это организация учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. При этой форме отдельные ученики ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу.
Коллективная форма познавательной деятельности.
Это работа в статических, динамических, вариационных парах. Деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но и за знания своих товарищей.
Для реализации программного материала использую следующие типы уроков:
- урок ознакомления с новым материалом;
- урок - путешествие;
- урок-экскурсия;
- урок - творческий отчет;
- урок-игра;
- комбинированный.
6.Система знаний и система деятельности.
Программа предмета « Окружающий мир» сочетает в себе основы естественных и социальных наук, знакомство с которыми происходит через осмысление школьниками личного опыта познавательной деятельности и переживание ими своего участия в жизни своей семьи, страны и человечества. Это предмет, успешное усвоение которого является очень важным, объективным показателем качества начального образования.
Знания по предмету приобретаются и реализуются учащимися в процессе учебной деятельности. Ее структура включает в себя большое число взаимосвязанных элементов. Содержание деятельности включает в себя действия и операции.
Система деятельности учащихся при изучении темы « Что и кто?» включает, прежде всего, познавательную деятельность.
Интеллектуальные умения основываются на приемах умственной деятельности, к которым относятся анализ, синтез, конкретизация, сравнение, установление причинно-следственных связей, построение выводов, проведение наблюдений, постановку проблемы и выдвижение гипотез.
Преобразующая деятельность учащихся наблюдается, когда на уроках мы учимся задавать вопросы, участвовать в обсуждении, самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными материалами.
Общеучебная деятельность определяет методы учения: организацию учебного места, различные способы поиска информации, работу с литературой, навыки общения (вести диалог, дискуссию, монолог, задавать вопросы), а также методы взаимообучения (организацию работы в группе, умение выступать, давать взаимооценку).
Самоорганизующая деятельность заключается в способах самостоятельной постановки целей, планировании работы, самоанализе, самоконтроле, самооценке, осознании своего продвижения. Каждый ребёнок видит своё продвижение вперёд, старается помочь товарищу, если у того что-то не получается, радуется тому, что «принёс пользу», помог достичь какого – то результата не только себе, но и товарищу.
В результате усвоения раздела программы учащиеся приобретают следующую систему знаний:
- распознавать растения дикорастущие и культурные; деревья. кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
- распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- приводить примеры представителей разных групп растений( дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
- характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида ( по плану, предложенному учителем);
- характеризовать признаки времён года;
- объяснять значение используемых условных знаков в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
- понимать правила поведения в природе;
- называть свой адрес в мире и в своем населенном пункте;
В процессе освоения предметного содержания данного раздела программы у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения.
7. Календарно-тематическое планирование раздела .
№ |
Тема урока. Содержание | Кол-во час. | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся. |
Вид контроля | Дата |
1. | Что такое Родина? Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. с. 10-11. т. 4 | 1 | Изучение нового материала | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Беседа по вопросам | 4.09 |
2. | Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России с. 12-13, т. 5-6 | 1 | Изучение нового материала | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;работать в паре: рассказывать( по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; оценивать свои достижения на уроке. | Беседа по вопросам | 6.09 |
3. | Что мы знаем о Москве? Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников с. 14-15, т. 7 | 1 | Урок-путешествие | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы; работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Беседа по вопросам | 11.09 |
4. | Проект «Моя малая Родина» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы с. 16-17, т. 8-9 | 1 | Проект | В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Беседа по вопросам | 13.09 |
5. | Что у нас над головой? Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы с. 18-19, т. 10 | 1 | Урок-путешествие | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; работать в паре: моделировать форму созвездий;работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради); отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | 18.09 |
6. | Что у нас под ногами? Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней с. 20-21 т. 10-11 | 1 | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремень, известняк; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения . | Текущий | 20.09 |
7. | Что общего у разных растений? Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях с. 22-23 т. 12-13 | 1 | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | 25.09 |
8. | Что растёт на подоконнике? Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе с. 24-25 т. 13-14 | 1 | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; различать изученные растения; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "самопроверку; приводить примеры комнатных растений; | Текущий | 27.09 |
9. | Что растёт на клумбе? Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника с. 26-27 т. 15-16 | 1 | Урок-экскурсия | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя; работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; рассказывать о любимом цветке; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронтальный опрос | 2.10 |
10. | Что это за листья? Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям с. 28-29 т. 16-18 | 1 | Урок-экскурсия | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; практическая работа в группе: определять деревья по листьям; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронтальный опрос | 4.10 |
11. | Что такое хвоинки? Практическая работа. Сравнительное исследование сосны и ели. Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев с. 30-31 т. 19-21 | 1 | Урок-экскурсия | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; различать лиственные и хвойные деревья; практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронтальный опрос | 9.10 |
12. | Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых с. 32-33 т. 22-23 | 1 | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | 11.10 |
13. | Кто такие рыбы? Рыбы-водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы с. 34-35 т. 24 | 1 | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | 16.10 |
14. | Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. с. 36-37 т. 25-26 | 1 | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; практическая работа: исследовать строение пера птицы; работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | 18.10 |
15. | Кто такие звери? Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни с. 38-41 т. 27-28 | 1 | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | 23.10 |
16. | Что окружает нас дома? Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению с. 42-43 т. 29-30 | 1 | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку; приводить примеры предметов разных групп; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | 25.10 |
17. | Что умеет компьютер? Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. с. 44-45 т. 31 | 1 | Урок-экскурсия в кабинет информатики | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни; моделировать устройство компьютера; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Фронтальный опрос | 30.10 |
18. | Что вокруг нас может быть опасным? Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения с. 46-47 т. 32-33 | 1 | Урок-игра | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых предметов; работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Беседа по вопросам | 1.11 |
19. | На что похожа наша планета? Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли. с. 48-49, т. 33 | 1 | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выдвигать предположения и доказывать их; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | 13.11 |
20. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений с. 50-54, т.34 | 1 | Проверка контроля и знаний. Урок-творческий отчет. | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Проверочная работа | 15.11 |
8.Разработка урока.
Урок: Окружающий мир 1 класс
Урок проведен: 11 сентября 2013г.
Тема: Что мы знаем о Москве?
Раздел программы: Что и кто?
Программа: « Школа России»
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-путешествие с использованием ИКТ.
Цель: познакомить учащихся с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями г. Москвы.
Задачи:
Образовательные:
- знать столицу России: название, главные достопримечательности;
- знать органы власти, находящиеся в Москве;
- рассказывать о жизни москвичей-сверстников.
Развивающие:
- принимать учебную задачу урока и оценивать степень её достижения;
- извлекать информацию из иллюстраций и фотографий;
- вступать в учебный диалог в паре.
Воспитательные:
- проявлять интерес к своей стране;
- гордиться своей страной.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь №1
Формы организации: фронтальная, работа в парах.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.
Оборудование:
- Плешаков А.А. учебник с.14-15;
- Рабочая тетрадь с.7
- Презентация « Путешествие по Москве».
Структура урока
1.Организационный момент 1 мин
2. Актуализация опорных знаний 3 мин
3. Самоопределение к деятельности 3 мин
4. Открытие нового знания 10 мин
5. Физкультминутка 1 мин
6. Первичное закрепление
- Работа в тетрадях 4 мин
- Работа в паре 5 мин
7. Включение в систему знаний и повторение. 5 мин
8. Рефлексия деятельности 3 мин
Ход урока.
1.Организационный момент.
Цели:
- актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.
УЧИТЕЛЬ:
«Доброе утро!»-птицы запели.
Умные дети за парты все сели.
Мы все за наукой сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
И чтобы нам легче было идти,
Лучики солнца нам будут светить.
2.Актуализация опорных знаний.
Цели:
-актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
УЧИТЕЛЬ:
-Любите ли вы путешествовать?
-Кто из вас уже уезжал из родного села?
-Где вы побывали?
(Дети отвечают на вопросы учителя. Делятся своими впечатлениями.)
3.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Цели:
-выявить место затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Познавательные УУД :ориентироваться в соей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
УЧИТЕЛЬ:
Чудный город есть на свете
И всем столицам он глава
Для нас, он лучший на планете
Любимый город наш – Москва.
- Чем является г.Москва в нашем государстве?
УЧЕНИК: Москва- столица нашего государства.
УЧИТЕЛЬ: Что такое столица?
УЧЕНИК: Главный город в государстве, где находятся органы власти, президент.
УЧИТЕЛЬ: О чем сегодня пойдет речь на уроке? Прочитайте тему урока на с.14.Слайд 1( дети читают тему урока).
- Какие задачи мы поставим перед собой? (учащиеся высказывают свои предположения).
4. Открытие нового знания.
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня, не выходя из класса, мы отправимся в путешествие в столицу нашей огромной страны.
Учитель читает стихотворение Федора Глинки.
Город чудный, город древний
Ты вместил в сои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!...
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, всегда город выглядел так, как его описал поэт ?
(Учащиеся высказывают свои предположения)
Рассказ учителя сопровождается показом слайдов.
УЧИТЕЛЬ:
Более восьми веков назад. В 1147 году (XII век), на крутом холме, поросшем густым лесом, построили небольшую деревянную крепость. Этот год стали считать годом основания Москвы. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял, основателем города считается князь Юрий Долгорукий. Слайд 2. В XIII веке Москва стала столицей Московского княжества. В XV веке её укрепляют, строят новые стены и башни из дуба. Но в те времена часто случались пожары, и эта беда не миновала и Москву. После очередного пожара её стали восстанавливать и строили уже из камня. Стены и башни из белого камня более 100 лет выдерживали атаки врагов, выстаивали перед пожарами. Слайд 3. В середине XV века на Боровицком холме был возведён тот Кремль, который мы можем видеть сегодня. Конечно, краснокирпичный Кремль со временем обновлялся и реставрировался, но сильно его облик не меняется. Слайд 4. Кремль – это волшебный город. Царь-пушка и царь-колокол словно великаны из сказки.
Слайд 5.
На стенах Кремля 19 башен и все они разные. На главных башнях горят пятиконечные рубиновые звезды. Спасская башня Кремля. Свое название она получила по названию иконы Спаса, которая находилась на башне со стороны Кремля. Главные проездные ворота башни считались «святыми», через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой. В верхней части башни расположены главные часы государства. Они занимают 3 этажа башни. Слайд 6.
Опоясывает Кремль Кремлевская стена. Протяженность стен Кремля более 2 километров, толщина от 3,5 до 6,5 метров, высота от 5 до 19 метров. У Кремлевской стены, в Александровском саду Могила Неизвестного солдата. Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата, днем и ночью полыхающий у Кремлевской стены,- память о тех, кто отстоял Москву, защитил Родину.
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись… Слайд 7.
Красная площадь-сердце Москвы. В древности Красная площадь называлась Торгом. Целый день шла здесь бойкая торговля. Когда площадь была отстроена красивыми каменными зданиями, она стала называться Красная, что значит красивая. Слайд 8.
На ней стоит самый необычный храм Москвы – Покровский собор (храм Василия Блаженного). Василий был московским юродивым, странным человеком, предсказывавшим будущее. Его могила была на Красной площади как раз там, где построили Покровский собор. Купола на нем как леденцы разноцветные и всякой разной формы: круглые, луковкой, башенкой, стрелочкой. Храм этот царь Иван Грозный построил в честь победы над Казанским ханом. Слайд 9.
Недалеко от собора располагается памятник К. Минину и Д. Пожарскому. Они были предводителями народного ополчения, защитившие Москву и Русь от польских захватчиков. Это первый памятник, воздвигнутый в Москве. Слайд 10.
Одной из достопримечательностей Москвы является Московский университет ( МГУ). Он был основан в середине XVIII века по инициативе великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. В этом учебном заведении очень почётно учиться. Сегодня в университете обучается около 30 тысяч студентов. Слайд 11.
УЧИТЕЛЬ:
- Где мы сможем увидеть русских царей, героев сказок и легенд, писателей, различные города и страны? ( Учащиеся высказывают свои предположения)
Есть такое место в Москве. Для этого надо переступить порог одного из известнейший музеев Москвы – Государственной Третьяковской галереи. Раньше здесь был дом московского купца Павла Михайловича Третьякова. Он начал собирать работы талантливых русских художников, а затем эту коллекцию вместе с домом городу. Поэтому музей носит его имя. Но москвичи и гости столицы могут полюбоваться не только древними строениями и картинами художников. Слайд 12.
Большой театр - гордость оперного и балетного искусства.
Каждая новая постановка на его сцене является крупным событием в театральной жизни столицы. В Большом театре выступают прославленные артисты. Попасть в Большой театр нелегко. Слайд 13.
УЧИТЕЛЬ:
- Как вы думаете, куда мы отправляемся?
УЧЕНИК: В зоопарк.
УЧИТЕЛЬ: Правильно, в зоопарк.
Московский зоопарк – это целый городок, в котором собрались по соседству звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся из разных мест нашей земли. Здесь разводят редких животных, изучают их поведение. Слайд 14.
Москва – это не только исторический и культурный центр нашей страны, но ещё и спортивный. Стадион в Лужниках - один из крупнейших в мире спортивных комплексов. Включает в себя большую спортивную арену, малые спортивные арены, открытый бассейн для плавания, Дворец спорта, теннисные корты, футбольные поля и другие сооружения. Именно здесь проходили XXII Олимпийские игры летом 1980 года.
Слайд 15.
Талантливые умы и руки создавали московское метро. Метро помогала строить вся страна, из разных мест присылали сюда мрамор, гранит. Метро – подземная московская сказка, в которой столько чудес и такие быстрые поезда. Поезду метро не мешают ни автомобили, ни пешеходы. Он идет в тоннеле, глубоко под землей. Нужно всего полчаса, чтобы доставить пассажиров из одного конца большого города в другой.
Спуститься под землю и подняться наверх помогает автоматическая лестница – эскалатор (словарная работа). Все путешествие на самых длинных движущихся лестницах длится две минуты. Метро – самый удобный, быстрый и надежный вид городского транспорта. Метро любят все москвичи. Это гордость нашей столицы. Слайд 16.
Много ещё достопримечательностей в Москве все и не перечислить – это и Останкинская телебашня, телесигналы которой принимает вся страна. Рамки урока не позволяют нам обо всём рассказать и всё увидеть мы выбрали наиболее яркие фрагменты. Слайд 17.
5. Физкультминутка.
Мы трудились очень много,
Отправляемся в дорогу.
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам.
Нам на встречу скачет зайка,
В небе кружат птицы.
Но пора вернуться в школу,
Надо нам учиться.
6. Первичное закрепление.
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону;
-организовать выявление места и причины затруднения, работу над ошибками.
Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию ,полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.
Работа в тетрадях с.7 №1. Слайд 18.
УЧИТЕЛЬ: Рассмотрите рисунки. Узнаёте ли вы изображённые здесь достопримечательности? Соедините изображения с названиями.
(Учащиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно. Осуществляют самопроверку. Учитель контролирует выполнение работы).
Работа в парах
-УЧИТЕЛЬ: Мы с вами познакомились с некоторыми памятниками Москвы. А как же проводят своё свободное время маленькие москвичи?
- Откройте учебники на с.15, обсудите в паре, чем заняты ребята на фотографиях. (Учащиеся обсуждают в паре, а затем высказывают свои предположения).
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цели: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Коммуникативные УУД: уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, тетради.
Познавательные УУД: находить в учебнике необходимую информацию и работать с ней.
УЧИТЕЛЬ: Сейчас нам с вами предстоит разгадать кроссворд, посвященный теме урока.
1. Река, на которой стоит город Москва? ( Москва)
2. Основатель Москвы. ( Долгорукий)
3. Что со всех сторон окружало Москву? (ров)
4. Как называется известнейший театр в Москве? ( Большой)
5. Фамилия купца, открывшего картинную галерею? (Третьяков)
6. Как называют главный город страны?( столица)
Слайд 19.
8. Рефлексия деятельности.
Цели: организовать рефлексию и оценку учениками собственной деятельности.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
УЧИТЕЛЬ: Какую ставили учебную цель? Удалось её решить? Каким способом?
-Что же вы узнали сегодня на уроке? Слайд 20
- Было ли вам интересно? (Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы).
УЧИТЕЛЬ: Наше путешествие по Москве подошло к концу. Урок окончен. Всем спасибо за работу
9.Результативность работы по данному разделу
В ходе изучения раздела программы, дети под руководством учителя, продели большую творческую работу. Были оформлены два альбома:
«Достопримечательности г. Москвы»
« О животных в стихах и загадках».
Выставка « Город мастеров».
Проект « Моя малая Родина».
А также ребята показали хорошие результаты знания учебного материала по данному разделу. Были проведены проверочные работы по темам раздела и итоговый тест, который показал следующие результаты :
10. Список литературы
- Берцфаи Л.В. Специфика учебного действия контроля. // Вопросы психологии, 1987, № 4.
- Коваленко В.И. Школа физкультминуток: 1-4 классы - М.: ВАКО,2010
- Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С.Умнова.-М.: Планета, 2012 г.
- Окружающий мир: Поурочные разработки Технологические карты уроков:1 класс: Пособие для учителя общеобр. учрежд./ Ю.И. Глаголева, Л.С.Илюшин, Т.Г. Галактионова, Н.И. Роговцева.-М.; СПб.: Просвещение,2012 г.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч.,ч 1 М.:- Просвещение, 2011г.-( Стандарты второго поколения).
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч.- М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А.А. окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч.-М.:
- Селевко В.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / под ред. Н.Н.Деменёвой.- М.: АРКТИ,2013 г.
Ресурсы интернета
- http://ped-portal.ru/blog/ilinairina/ Современные технологии в начальной школе.
- http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200203617 Уроки с оглядкой (о приёмах на стадии рефлексии).
11. ПРИЛОЖЕНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»
Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала. Для до...
Методическая разработка раздела учебной программы - раздел «Части речи. Имя существительное»
Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский язык уже стал языком межнационального общения и вышел на мировую и международную арену, став языком высокогуманной куль...
Методическая разработка раздела учебной программы Раздел «Части речи. Имя существительное»
Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальных классах, самый большой: специально этому разделу в программах 2 – 4 классов отводится 212 час, т. е. почти ...
Контрольная работа по литературному чтению, раздел «Люби все живое» (3 класс). Тест разработан на основе учебного материала раздела учебника по литературному чтению 3 класса, автор учебника Климанова Л.Ф., программа «Перспектива».
Контрольная работа по литературному чтению, раздел " Люби все живое", 3 класс, программа "Перспектива"...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с новым разделом; развивать речь, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской с...
Раздел «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…» Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)
Презентация к уроку литературного чтения по разделу "О весна, без конца и без краю". Первый урок раздела по учебнику "Литературное чтение" УМК "Школа 2100"....
Технологическая карта урока по УМК «Перспектива» для начальной школы Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»
Технологическая карта урока 4 класс Предмет: литературное чтение Авторы учебника: Л.Ф. Климанова. Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Тема урока. Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе». ...