Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (для обучающихся с задержкой психического развития).
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Адаптированная рабочая программа по Окружающему миру для 1 « » класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с особыми возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой (ПрАООП) начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (ЗПР). | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по Окружающему миру для 1 « » класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с особыми возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой (ПрАООП) начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа полностью соответствует объёму содержания образования в начальных классах общеобразовательной школы. Однако существенным отличием её является коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса. Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся:
- наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо;
- низкий познавательный интерес и мотивация;
- нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, затруднения переключения. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью;
- нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве;
- особенности памяти: продуктивность запоминания низкая, лучше развита зрительная и кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и закрепление материала, большое количество раздаточного материала, наглядности;
- задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
Учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем, повышенной утомляемостью.
Количество часов, отведенных на изучение тем, может варьироваться, в зависимости от усвоения темы детьми.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Наряду с общеобразовательными, ставятся и коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных для данной категории обучающихся;
- преодоление недостатков, возникших в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки;
- регуляции поведения.
Большое значение придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета.
Обучение в 1 классе по варианту программы 7.2 во многом представляет собой коррекцию недостатков предшествующего развития и формирование устойчивых предпосылок для дальнейшего накопления и систематизации знаний об окружающем предметном и социальном мире. Коррекционно-развивающее значение предмета было показ ано работами С.Г. Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:
- вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не
могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;
- задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;
- целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;
- выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и
явлениях окружающей действительности.
Результатом невыраженности познавательного интереса к окружающему предметному и социальному миру, а также перечисленных недостатков познавательной (аналитико-синтетической) деятельности становится малый объем знаний и представлений, их неточность, низкая дифференцированность. Поэтому учебный предмет «Окружающий мир» имеет основное значение для формирования сферы жизненной компетенции. Обучаясь в 1 классе, дети получают первый опыт систематизации и обобщения различных представлений о явлениях окружающего мира. Поэтому содержание учебного материала максимально приближено к практическому опыту их взаимодействия с окружающей природной и социальной действительностью. Существенную пользу в усвоении предметного содержания могут сыграть IT-технологии, в частности компьютерные инструменты педагога, позволяющие диагностировать и расширять представления об окружающем мире в контексте формирования сферы жизненной компетенции обучающихся детей. При изучении программного материала учебник не используется. Учителю начальных классов необходимо подбирать дидактический материал, ориентируясь на представленное в программе содержание. В 1 классе можно в определенной мере ориентироваться на пособия для дошкольников, однако следует избегать формирования представлений, которые нельзя подкрепить чувственным опытом.
Начало программы представляет раздел, позволяющий обучающимся стать более социально адаптированными: в начале обучения наиболее целесообразным представляется предусмотренное ПрАООП формирование знаний о правилах школьной жизни: поведения на уроках, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Рассматриваются вопросы дружбы, культуры поведения, на доступном уровне обсуждается ценность здоровья и здорового образа жизни. Рассматривается безопасность по дороге в школу. В ходе экскурсии и во взаимодействии с родителями отрабатывается безопасный маршрут из школы домой. Рассматриваются правила безопасного поведения при нахождении в школьном здании. Параллельно первоклассников учат ориентироваться в пространстве школьного здания, актуализируют использование лексики, отражающей пространственные отношения (вверху, внизу, под, над, слева, справа, между и пр.). В сентябре или октябре необходима экскурсия, позволяющая обратить внимание обучающихся на изменения в природе. В их лексику включаются новые понятия: листопад, перелетные птицы и т.п. Экскурсии целесообразно проводить в соответствии с природными изменениями в месте проживания обучающегося, обращая его внимание на смену времен года в родном крае. Обычно в образовательной организации в той или иной форме проводится праздник осени, соответственно плану работы ОО следует координировать подготовку к этому празднику, а также ко дню Учителя. На уроках по предмету «Окружающий мир» следует уточнить детские знания о профессии учителя. Беседы с обучающимися, актуализацию детского опыта, систематизацию несовершенных и разрозненных представлений необходимо проводить на каждом уроке.
Уже в первой четверти целесообразно уделить особое внимание правилам поведения на дороге, при этом совершенно необходимо учитывать конкретные особенности движения автотранспорта в месте проживания ребенка и около его школы. Если ребенок проживает в городе, то обсуждаются и вопросы пользования городским транспортом: посадки, перехода улицы при выходе из автотранспорта. Не менее важной темой является противопожарная безопасность. Обсуждается правильное поведение при возгорании, телефоны экстренной помощи. Аналогично следует обратить особое внимание на правила обращения с электроприборами, пользования розетками, выключателями, электроплитой, чайником, микроволновой печью.
Во второй четверти основной акцент сделан на знакомстве с растениями и развитии способностей обучающихся анализировать предметы окружающего мира (цвет, форма, величина). Знакомство с грибами оправдывается окончанием заготовки грибов, что позволяет обратиться к детскому опыту. Овощи и фрукты предоставляют богатые возможности подобного анализа (геометрические формы рассматриваются на материале упаковок). Необходимым элементов уроков становится расширение чувственного опыта детей, знакомство не только с изображениями, но и с реальными фруктами и овощами, их вкусом, а также раскрашивание изображений. Совершенно необходимо активизировать перцептивный анализ и сравнение (угадывание объектов на ощупь, прикладывании их друг к другу и т.п.). Полезной оказывается аппликация, в т.ч. синтез изображений овощей и фруктов из отдельных частей. Изучение темы «Человек» проводится в русле раздела «Человек и природа». Обсуждаются различия между мальчиками и девочками, возрастные изменения: ребенок, взрослый, пожилой человек. Человеческое тело изучается для уточнения пространственных представлений, т.к. обычно их несовершенство выявляется отчетливо. Обсуждаются вопросы здоровья, необходимость соблюдения правил гигиены (мыть руки, чистить зубы), а также безопасности (одежда в соответствии с сезоном и погодой, индивидуальная посуда, расческа и т.п.). К теме сохранения здоровья рекомендуется возвращаться неоднократно, в т.ч. в контексте профилактики простудных заболеваний. Здесь же впервые поднимается тема ограниченных возможностей здоровья и на доступном уровне рассказывается о том, что у детей бывают ограниченные возможности здоровья и они нуждаются в заботливом и внимательном отношении. Конец второй четверти предполагает подготовку к новогоднему празднику, поэтому урок по предмету «Окружающий мир» может познакомить обучающихся с еловым деревом. Вместе с тем следует отметить, что первоочередным требованием к учителю является максимальная практическая направленность предмета, поэтому отсутствие возможностей продемонстрировать детям какой-либо объект позволяет заменять тему урока.
В третьей четверти основное содержание образования по предмету заключается в знакомстве с сезонными изменениями в природе и миром животных. Обсуждаются темы зимней погоды, вводится новая лексика. Обращается внимание на труд людей зимой, зимние забавы, зимние виды спорта. На уроках по-прежнему следует уделять повышенное внимание продуктивной деятельности (раскрашиванию, рисованию, лепке), а также развитию мыслительных операций. Животные ранжируются по размерам, окраске. Поднимаются вопросы помощи животным зимой. К концу четверти вновь обсуждаются сезонные изменения в природе.
Четвертая четверть знакомит детей с общественным устройством страны. Обсуждаются темы Россия, столица, Москва, в ходе экскурсий и бесед происходит знакомство с малой Родиной-местом проживания обучающихся. Поскольку в связи с сезонными изменениями активность обучающихся обычно возрастает, необходимо снова вернуться к тематике безопасного поведения. Изучается название водоема, имеющегося в месте проживания ребенка, рассматриваются правила поведения на воде (они также должны учитывать конкретные условия водоема). Рассматривается труд людей весной, появление перелетных птиц, выращивание рассады и высаживание растений и т.п.
Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект. Формируется информационно-содержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения. Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, пошаговым предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету. Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор обучающихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской компетентности, преодоления познавательной инактивности.
Место предмета в учебном плане.
Предмет «Окружающий мир» является обязательным. На его реализацию в форме урока отводится 2 часа в неделю, итого 66 уроков в учебном году. В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо ничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель ности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне способности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав ственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав ственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала (как общего, так и касающегося речевых умений) не позволяют ожидать одинаковых результатов в успешности освоения предмета «Окружающий мир». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель пытается достичь. В 1 классе желательно достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и
культуру;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
- осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
- готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
- личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;
- установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:
- анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Регулятивные УУД позволяют:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);
- объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД позволяют:
- формулировать ответы на вопросы;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.
Они обозначаются в ПрАООП как:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми
Содержание учебного предмета, курса
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц. Погода, её составляющие. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек — часть природы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Человек и общество
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Профессии людей. Значение труда в жизни человека и общества. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Новый год, Рождество.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Президент Российской Федерации — глава государства. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название.
Правила безопасной жизни
Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия
с незнакомыми людьми.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Раздел (подраздел/тема) | Количество часов |
1 | Человек и общество. | 5 |
2 | Правила безопасной жизни. | 2 |
3 | Человек и природа. | 3 |
4 | Человек и общество. | 2 |
5 | Правила безопасной жизни. | 4 |
6 | Чудесный мир растений и грибов. | 9 |
7 | Сезонные изменения в природе. | 4 |
8 | Животные и птицы зимой. | 6 |
9 | Домашние животные. | 6 |
10 | Сезонные изменения в природе. | 4 |
11 | Человек и общество. | 5 |
12 | Правила безопасной жизни. | 3 |
13 | Человек и природа. | 6 |
Итого | 66 |
Календарно-тематическое планирование.
Класс — 1 « ».
Количество часов в неделю — 2ч.
Количество часов в год — 66ч.
№ | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | |
1 | Мы теперь ученики . | |||
2 | Наша школа. Экскурсия по зданию школы. | |||
3 | Правила вежливого поведения. | |||
4 | Культура поведения в школе. | |||
5 | Наши одноклассники. | |||
6 | Дорога в школу. Экскурсия. | |||
7 | Правила безопасного поведения в школе. | |||
8 | Явления природы: листопад, перелеты птиц. | |||
9 | Золотая осень. Экскурсия. | |||
10 | Смена времен года в родном крае. | |||
11 | Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. | |||
12 | Праздник осени! | |||
13 | Правила поведение на дороге. | |||
14 | Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. | |||
15 | Пожар. Правила противопожарной безопасности. | |||
16 | Электричество. Правила обращения с электроприборами. | |||
17 | Живая и неживая природа. | |||
18 | Грибы: съедобные и ядовитые. | |||
19 | Грибы: съедобные и ядовитые. | |||
20 | Правила сбора грибов. | |||
21 | Растения, их разнообразие. | |||
22 | Фрукты. | |||
23 | Фрукты. | |||
24 | Овощи. | |||
25 | Овощи. | |||
26 | Овощи. | |||
27 | Человек-часть природы. | |||
28 | Общее представление о строении тела человека. | |||
29 | Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. | |||
30 | Новогодняя елка. Новый год. Рождество. | |||
31 | Новогодняя елка. Новый год. Рождество. | |||
32 | Зимняя погода. | |||
33 | Зимняя одежда: шуба, шапка, варежки, теплая обувь. | |||
34 | Правила безопасности на зимних улицах. | |||
35 | Зимние занятия. | |||
36 | Животные и птицы зимой. | |||
37 | Природные дома зверей. | |||
38 | Смена окраски у зверей. | |||
39 | Зимняя спячка. Звери, впадающее и не впадающие в спячку. | |||
40 | Экскурсия. Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения. | |||
41 | Птицы зимой. Потребность птиц в подкормке. | |||
42 | Домашний скот. | |||
43 | Детеныши домашних животных. | |||
44 | Уход людей за домашними животными. | |||
45 | Домашние птицы. | |||
46 | Польза домашних птиц. | |||
47 | Уход людей за домашними птицами. | |||
48 | Признаки весны. Экскурсия. | |||
49 | Таяние льда на реках. | |||
50 | Изменения в лесу. Линька животных. | |||
51 | Весна. Сезонные изменения в природе. | |||
52 | Наша страна-Россия. | |||
53 | Москва – столица нашей Родины. | |||
54 | Президент Российской Федерации. | |||
55 | Моя малая Родина. | |||
56 | Экскурсия "Мой город". | |||
57 | Основные правила безопасности при обращении с водой. | |||
58 | Правила безопасного поведения в общественных местах (магазин, кинотеатр). | |||
59 | Правила безопасности на улице и при общении с незнакомыми людьми. | |||
60 | Первые лесные растения весны. | |||
61 | Труд людей весной: посадка рассады, огородов, цветов. | |||
62 | Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. | |||
63 | К нам прилетели перелетные птицы. | |||
64 | Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения.). Правила поведения в природе. | |||
65 | Праздник Весны! | |||
66 | Скоро лето! Правила безопасного поведения во время летних каникул. |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Иллюстративный демонстрационный материал, соответствующий изучаемой теме.
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор.
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по окружающему миру.
При наличии условий IT-технологий, используемых во внеурочной деятельности для уточнения представлений обучающихся об окружающем мире.
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется
использовать следующие научно-методические разработки и пособия:
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития. / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение,2018г.
2. Комплект примерных рабочих программ обучения детей с задержкой психического
развития для 1 и 1 дополнительного классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.2 1 и 1 дополнительные классы / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение,2018г.
3. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические
аспекты. Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
4. Гризик Т.И. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 5-6 лет.
5. Гризик Т.И., Лаврова Т.В. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 6-8 лет.
6. Плешаков А.А. Зеленая тропинка.
7. Плешаков А.А.,«Окружающий мир», 1 класс, издательство «Просвещение», 2018год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз
адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможност...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"
Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс 2017-2018 учебный год
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс 2017-2018 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Адаптированная рабочая программа начального общего образования по окружающему миру 3 класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)...