Значение воздуха и его состав.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок с использованием средств информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_vozduha_i_ego_sostav.docx | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Значение воздуха и его состав.
Цель: изучить состав воздуха, раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека.
Задачи:
- образовательные:
расширить и углубить знания учащихся о воздухе, - развивающие:
развивать логическое мышление, внимание учащихся, их умение анализировать, формулировать выводы, работать с дополнительной литературой; - воспитательные:
продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения.
Оборудование: презентация учителя, презентация ученика «Применение углекислого газа», таймер, видеоролик «Применение азота», оборудование для опытов (две свечки, спички, стакан, широкий сосуд с водой, резиновая груша), сундучок, сигнальные карточки, маршрутные листы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат совместной деятельности | ЦОР и цели их применения |
1. Самоопределение к деятельности. Слайд 1 Слайд 2 | – Посмотрите, ребята, как ласково вам улыбается солнышко. Я думаю, что оно создаст нам весёлое настроение и заряд энергии на урок. Начинается урок. Вам, ребята, пойдет он впрок. Постарайтесь все понять. Учитесь тайны открывать. - А как вы узнаёте что-то новое для себя? - Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего и не узнаешь… Есть у нас шестерка слуг, Проворных, удалых. И все, что видим мы вокруг, Все знаем мы от них. Они по знаку нашему Являются в нужде. Зовут их: как и почему, Кто, что, когда и где? | Смотрят и слушают - Читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей | Положительный настрой на работу | Презентация (слайд 1, 2) наглядность |
2. Проверка домашнего задания. Слайд 3 | - Какое вещество мы изучали несколько уроков? (вода) - Какие вопросы вы подготовили по этой теме? (На доске ромашка с лепестками, на которых записаны вопросы «Как?», «Почему?», «Кто?», «Что?», «Куда?», «Когда?» и «Где?» ) - Все вы любите искать клад. А сейчас я предлагаю вам отправиться на поиски клада. Тот, кто найдёт клад первым, тот и получит награду. | Дети отрывают по одному лепестку и задают свой вопрос одноклассникам, выслушивают ответ, оценивают его. Работа на ноутбуках в паре |
Проверка знаний по теме «Вода» | Презентация (слайд 3) Ноутбуки игра «Найди клад» Цель- Проверка знаний по теме «Вода» |
3. Определение темы урока. Постановка учебных задач. Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | - Я тоже нашла клад. В этом сундучке находится самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище. - Как вы думаете, что там? Я вам подскажу: Он прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем, Ведь он нам необходим. - Что же это? - Конечно, ребята, это воздух. Мы будем изучать воздух. Тема нашего урока: «Значение воздуха и его состав» - А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ? - Цель нашего урока – раскрыть значение воздуха для жизни и изучить состав воздуха (Уточнение задач урока учителем.) Я предлагаю вам следовать такому плану:
| Предположения детей - Воздух Выводят цель урока | Формулировка темы урока Формулировка цели и задач урока. | Презентация (слайд 4, 5, 6) наглядность |
3. “Открытие” нового знания. | ||||
1.Как обнаружить воздух? Практическая работа Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | - Почему вам тяжело было отгадать, что же в сундучке? Кажется, что нас окружает пустота. О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».
- Проверим, есть ли воздух. Опыт №1 Возьмём пустой стакан. Этот опыт покажет, так ли он пуст, как кажется. Опустим стакан в тарелку с водой и наклоним его так, чтобы он начал заполняться. Смотрите, что будет с водой. - Это вода вытесняет воздух из стакана. - воздух находится везде и в человеке тоже. Давайте подуем в трубочку. - Что наблюдаем? - и в твёрдых телах тоже есть воздух. Отпустим кусочек сахара в воду. Что наблюдаем? - какой вывод сделаем? А теперь попробуем услышать воздух Опыт №2 Резиновую грушу сжимаем в руке - Что мы слышим? - Какой вывод сделаем? А сейчас мы почувствуем его Опыт №3 Заставим воздух двигаться. Возьмите тетради и помашите на себя. Воздух начинает двигаться, и мы чувствуем его дуновение. - Значит, воздух можно почувствовать, когда он движется. - Прочитаем вывод в учебнике. Мир вокруг нас заполнен воздухом. Воздух прозрачен, поэтому мы его не видим. Кажется, что нас окружает пустота. Но с помощью опытов воздух легко обнаружить: увидеть, услышать, почувствовать. - Мы ответили на первый вопрос. Переходим ко второму вопросу. Прочитайте его. | - Воздух прозрачен и мы его не видим - видим пузырьки, это воздух При помощи соломинки дуют в сосуд с водой. - видим пузырьки, это воздух - видим пузырьки, это воздух - Воздух находится везде и его можно увидеть - звук – это воздух выходит из груши - При помощи слуха в некоторых случаях можно услышать воздух. (чтение вывода в учебнике с.47) Дети машут друг на друга тетрадями. | Дети делают вывод, что воздух существует. | Презентация ( слайд 7, 8, 9, 10) наглядность |
2. Какое значение имеет воздух для жизни? Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 | Опыт №4 Задержите дыхание и заметьте, сколько времени можно обойтись без воздуха. - без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха – всего лишь несколько минут. - Какой вывод сделаем? - А теперь внимательно посмотрите на схему. Схема: Мы живем… на планете Земля в России в городе Буй на дне океана - Согласны ли вы со всеми этими утверждениями? С чем не согласны? Если посмотреть на нашу планету, то увидим, что на земле больше воды, чем суши. 4 огромных океана омывают нашу сушу. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. - Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили «купаются» в этом океане. - Воздушный океан разлился над Землей. Мы с вами живем на дне этой воздушной оболочки. Ее называют атмосфера. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Она вместе с Землей вращается вокруг своей воображаемой оси. - Чем же ценен для нас воздух? Воздух мы не замечаем, для нас он привычен. И трудно себе представить, что атмосфера нас чем-то может удивить. Об атмосфере можно узнать много нового и интересного. Прочитайте текст в учебнике стр. 47 (3 абзац снизу и до конца параграфа) и ответьте на вопрос: - Какое значение для Земли имеет атмосфера? - Почему без воздуха мы не можем разговаривать, слышать пение птиц? Оказывается, воздух помогает нам говорить и слышать. Произносимые звуки заставляют воздух колебаться, и эти колебания достигают ушей наших слушателей. Воздух заставляет колебаться перепонку в ушах, а мозг формирует ощущение звука. - Почему на Луне царит безмолвие? На Луне нет воздуха и переговариваться там можно только через специальные устройства или знаками, которые показывают руками (как глухие). - Вот мы ответили и на второй вопрос. | Практическая работа Замечают, сколько времени могут обойтись без воздуха. - Воздух необходим для дыхания Дети читают и подчёркивают карандашом. 1. Защищает от метеоритов. 2. Предохраняет от перегрева и от морозов. 3. Защищает от губительных солнечных лучей. 4. Следит за климатом на планете. | Презентация (слайд 11, 12, 13) наглядность | |
3.Физкультминутка. Слайд 15, 16 | - Звери тоже не могут жить без воздуха. На открытом воздухе они делают зарядку и приглашают вас. | Повторяют движения | отдых | Презентация (слайд 15, 16) наглядность |
4. Состав воздуха Слайд 17, 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 | - Из чего состоит воздух? Учёные установили, что воздух не просто газообразное вещество, а смесь газов. Посмотрите на диаграмму и скажите, какого газа больше всего в воздухе? - Посмотрите видеоролик о применении азота. Смотрите внимательно, чтобы ответить на вопрос: Где применяют азот? - Какое значение имеет кислород? Практическая работа - Проведём такой опыт: - Зажжём две свечки. Одну из них накроем банкой. Что произошло? -Почему? -Какой газ поддерживает горение? -А ещё, какое значение для жизни имеет кислород? -А какой газ мы выдыхаем? -Если мы посмотрим на диаграмму, то углекислого газа меньше всего в воздухе, а где применяют углекислый газ нам расскажет… Применение кислорода Применение углекислого газа | - Азота Его используют: - для удобрений - для изготовления инсектицидных средств - в фармацевтике - для производства взрывчатых веществ - защитная среда при резке и сварке металлов - в производстве красителей - Та, которую накрыли – погасла. -В банке закончился кислород. -Кислород. -Кислородом мы дышим. -Углекислый газ. Сообщение ученика | Презентация «Применение углекислого газа» наглядность | |
4. Первичная проверка знаний Слайд 25 | А теперь проверим, насколько вы запомнили газы, которые входят в состав воздуха, и их применение | -Отвечают на вопросы теста | Проверка знаний о составе воздуха | Слайд 25 Ноутбуки тест «Состав воздуха» Цель - проверка знаний |
5. Рефлексия деятельности. | -В маршрутном листе подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трём направлениям | -Отмечают в маршрутном листе | Оценка работы на уроке | Слайд 26 наглядность |
6. Итоги урока Слайд 27 | - Спасибо вам за работу на уроке. Сдайте маршрутные листы и запишите домашнее задание: выполнить в тетради стр. 18-19 | Записывают домашнее задание | Домашнее задание | Слайд 27 наглядность |
Маршрутный лист _______________________________________________ | оценка | ||
1. Повторение по теме «Вода» | Устный ответ | ||
Игра «Найди клад» | |||
2. Изучение нового | 1. Как доказать, что воздух существует? 2. Какое значение имеет воздух для жизни? 3. Из чего состоит воздух? | ||
3. Проверка знаний | Тест «Состав воздуха» | ||
Работа в тетради | |||
4. Рефлексия | 1. Урок | Интересно Скучно Безразлично | |
2. Я на уроке | Работал Отдыхал Помогал другим | ||
3. Итог | Понял материал Узнал больше, чем знал Не понял материал | ||
Оценка учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Значение воздуха для жизни. Состав воздуха"
Открытый урок во 2 классе...
УМК " Планета знаний" 3 класс окружающий мир Значение воздуха для жизни. Состав воздуха.
открытый урок...
Урок окружающего мира "Атмосфера земли. Состав и значение воздуха" во 2 классе по системе Л.В.Занкова
Урок проведен с использованием ЭОР «Модель загрязнения воздуха» сайта «Единая коллекция ЦОР», в технологии развития критического мышления в рамках системно-деятельностного подхода. На уроке прос...
Воздух. Значение воздуха в жизни человека.
формирование у детей представления о воздухе, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к природенаблюдение за учащимися с помощью методики критического мышленияЗадачи:обеспечить ...
технологическая карта урока окружающего мира "Значение воздуха для жизни. Состав воздуха "
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему "Значение воздуха дляжизни. Состав воздуха". УМК "Планета Знаний"...
Воздух-смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Данный материал позволит познакомить с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; дать представление о значении воздуха для всего живого на Земле;развивать умение наблюдать, со...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА « Мир природы и человека» Тема урока: «Воздух. Значение воздуха».
Дать представление о воздухе, его свойствах. Раскрыть значение воздуха для растений, животных и человека...