"Что из чего сделано?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету "Окружающий мир"
во 2 классе по теме "Что из чего сделано"
Тема: "Что из чего сделано."
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: На основе изучения производственных цепочек сформировать уважительное отношение к труду людей.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения различать производственные материалы,
- формирование умения находить недостающее звено производственной цепочки.
Воспитательные:
- развить способность к сотрудничеству со сверстниками на основе взаимодействия при выполнение парной работы.
Развивающие:
- развить умение контролировать свое поведение по отношению к сверстникам.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Развить умение прослеживать производственные цепочки;
- Формировать умение узнавать различные материалы, объяснять их назначение.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- развить способность ставить задачи учебной деятельности на урок;
- учить контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД:
- находить и выделять информацию из предоставленного учителем материала;
- строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
Коммуникативные УУД:
- развить умение формулировать ответы на вопросы;
- развить умение договариваться и приходить к общему решению при выполнении задания;
Связь с другими предметами: разбор лексического значения слов "типография", "прялка", "прясть", "пряжа", "гончар".
Личностные:
- развить способность к сотрудничеству со сверстниками на основе взаимодействия при выполнении парных заданий;
- формирование уважительного отношения к труду людей .
Ценностные ориентиры:
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Оборудование: Учебник, тетрадь, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, видеоматериал "Типография. Как печатают книги."
Оформление доски:
Д/з: Т.П. стр. 70-71 №1, 2, 3. Производственная цепочка изготовления изделий из овечьей шерсти. Прялка Прясть Пряжа |
Ход урока:
Этап урока: | Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: |
1. Организационный момент | - Ребята, встаньте ровненько. Сейчас каждый пусть проверит у своего соседа, полностью ли приготовился он к уроку и аккуратно ли лежат вещи на его рабочем столе. Если что-то не так, то необходимо это исправить. Когда оба соседа будут полностью готовы к уроку, они могут тихонечко присесть. Если кто-то сидит один, то он проявит свою самостоятельность и самоконтроль. Он сам проверит, готов ли он к уроку и исправит свои недочеты, а затем сядет. | Дети проверяют готовность к уроку у соседа, исправляют недочеты и присаживаются. |
2. Проверка домашнего задания | - Каким было ваше домашнее задание? - Верно. Кто принес монеты, давайте устроим небольшую выставку. И на перемене каждый покажет нам свою монету. А кто нашел интересные факты о деньгах? | - Принести, если есть, валюты других стран. А также поискать интересные факты о деньгах. По желанию можно было выполнить кроссворд в рабочей тетради на печатной основе. |
3. Актуализация знаний | - Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. - С какой наукой мы познакомились? - Верно. Что вы можете о ней рассказать? - Вы правы. А сейчас я вам буду показывать различные картинки, а вы мне будете говорить, какую отрасль экономики они отражают. - Что изображено на этих фотографиях? - Где это производят? - Значит что это за отрасль экономики? - Молодцы. Давайте посмотрим следующие фотографии. - Верно. Смотрим следующий слайд. - Правильно. А как вы думаете, что изображено на верхнем правом изображении? - Молодцы. Вы догадливые. А теперь посмотрим на следующий слайд. - Абсолютно верно. Еще один слайд. - А назовите, какого еще транспорта не хватает? - Вы хорошо справились с этой задачей. | - Экономика. - Это хозяйственная деятельность людей. Она делится на отрасли: сельское хозяйство, торговля, транспорт, промышленность, строительство. А еще есть банки, которые управляют всеми отраслями экономики. - Создание разных вещей: одноразовой посуды, бумаги, мебели и консервов. - На заводах и фабриках. - Это промышленность. - Это отрасль строительство, так как на них происходит строительство железной дороги, автомагистрали, здания и моста. - Это торговля, на изображениях люди приобретают товар. - Это интернет-магазины. - Это сельское хозяйство: сбор урожая, животноводство и птицеводство. - Это все транспорт. Дети отвечают на вопрос. |
4. Введение темы и задач урока | - Внимательно посмотрите на экран. Прочитайте, что за фразы на нем написаны. - Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? - Вы были очень близки. Тема нашего урока "Из чего что сделано". - Как вы думаете, чего нового вы сегодня узнаете? - Кроме того, что вы перечислили, мы с вами сегодня узнаем, почему нужно ценить чужой труд, а также научимся выделять основные звенья производственных цепочек. И всему этому мы будем учиться немножечко в необычной форме - мы будем делать это по вариантам. Об этом я расскажу вам чуть позже.
| - "Как рождается книга", "Это все из глины", "Как делают шерстяные вещи". Дети высказывают предположения. Например: "Как делают вещи". Дети высказывают свои предположения. Например: Узнаем, как производят книги. Узнаем, что делают из глины. Дети определяются с вариантом. |
5. Совместное открытие новых знаний (фронтальная работа) | - А сейчас, откройте страницу учебника 108 и внимательно рассмотрите изображения. Попробуйте разделить их на пары по основанию того, из чего они сделаны. Что у вас получилось? - А к чему можно отнести линейку и карандаши? - Да действительно, все эти вещи когда-то были просто материалом, а сейчас это предметы, которые мы постоянно используем в жизни. А как появляется материал? - А из чего его создают на заводах? - Сегодня мы с вами попробуем разобраться с этим более глубоко на примере трех материалом: глина, бумага и шерсть. С этими материалами мы будем работать по вариантам, которые будут соответствовать вашим рядам. Их у нас будет три, как представлено на слайде. Поднимите руку те, кто относится к первому варианту, а теперь те, кто ко второму, и затем те, кто к третьему. Молодцы. А теперь давайте приступим к изучению нового материала. | - Книга и стул - они сделаны из древесины, глиняная посуда и кирпич - они сделаны из глины, ножницы и нож с вилкой - это металл, варежки и шарф - они сделаны из шерсти. - Это тоже древесина. - Его создают на заводах. - Из того, что дает нам природа. |
6. Совместное открытие новых знаний. (работа по вариантам) | - Итак, ребята, сейчас мы с вами поработаем с учебником. 1 вариант откройте страницу 109, 2 вариант - 110, а 3 вариант - 111. Сейчас вам дается 3 минуты, чтобы вы ознакомились с материалом, который представлен на ваших страницах.
| Дети знакомятся с материалом, который представлен на соответствующих картинках. |
6. Самостоятельное применение знаний (работа в парах) | - Сейчас в своих вариантах вы тоже разделитесь и будете работать по парам. Я каждой паре дам листочек. На этих листочках будут написаны задания. У всех они будут разные, но связанны будут с той темой, которая соответствует варианту. Но прежде чем вы начнете работать, давайте обговорим, какие правила необходимо выполнять, чтобы работа шла успешно? - Молодцы. Обязательно выполняйте эти правила. А я буду за этим следить. - Сейчас прочитайте задания, которые вам достались и приступайте к их выполнению. Ели кому-то что-то непонятно, поднимите руку, я к вам подойду и отвечу на ваши вопросы. На выполнение задания вам дается 8 минут. Когда вы выполните задания, выберите человека из вашей пары, который расскажет всему классу, что у вас получилось. (Задания представлены в приложении 1) | - Нужно чтобы каждый высказал свое мнение, нужно уважать мнение другого человека, необходимо быть вежливым, задания нужно выполнять вместе. Дети читают задания и приступают к их выполнению. Задают вопросы учителю, если они возникают. |
7. Физкультминутка. | - Прежде чем вы начнете делиться своими успехами, давайте немножечко отдохнем. Встаньте. Сейчас я буду показывать вам действия, но вы должны делать только то, что я говорю, а не то, что я показываю. Давайте попробуем..... А теперь сделайте глубокий вдох... выдох. Присаживайтесь. | Дети выполняют физкультминутку. |
8. Совместное "открытие" новых знаний (через сообщение результатов парной работы) | - А сейчас каждая пара представит результаты своей работы. А как должны вести себя остальные, когда один отвечает? - Верно, помните об этих правилах. Первыми расскажут те, у кого первый вариант, карточка номер 1. А остальные откройте страницу 109. Ребята, скажите вашу тему и расскажите, что у вас получилось. - Молодцы. А теперь отвечает тот, кто приготовил карточку номер 2. (Слайд с глиняными свистульками.) - Продолжают ребята, которые готовили карточку 3. - Теперь послушаем тех, кто приготовил карточку 4. - Ребята, спасибо большое. Вы хорошо подготовились. Давайте немного обсудим. (Учитель спрашивает предпочтительно 2 и 3 вариант.) - Откуда берут глину? - Что создают из глины? - Образы кого используют, для создания глиняных игрушек? - Какие значения носят цвета на игрушках? - Какую игрушку создали для славянского праздника "свистопляски"? - А какому славянскому богу посвящен праздник? - А кто создает глиняную посуду? - Что ему для этого нужно? - Куда засовывают изделия из глины, чтобы они стали крепче? - Верно. А как вы думаете, трудно ли делать изделия из глины? - Ребята, на слайде выведена производственная цепочка создания глиняных изделий, но все звенья в ней перемешались, давайте попробуем ее восстановить. - А теперь послушаем 2 вариант. "Как рождается книга". Карточка 1. - Хорошо. У кого карточка 2. Слушаем вас. (Также карточки 3, 4, 5) Карточка 4: изображение валиков на слайде. - Ребята, вы хорошо справились с заданием. - Итак, давайте проверим, на сколько внимательно вы слушали ребят. (Учитель спрашивает предпочтительно 1 и 3 варианты.) - Из чего создают бумагу? - Верно. Что делают с деревом, когда привозят его на завод? - Правильно. А что еще добавляют в эту крошку, во время производства бумаги и зачем? - Верно. А с помощью чего бумажная масса превращается в бумажную рулонную ленту? - Что делают эти валики? - А сейчас мы с вами немного отвлечемся и посмотрим небольшой видеофрагмент по этой теме. Видео "Как печатают книги". - Что вы увидели в этом видео? - Быстрый ли это процесс? - Верно. Создание книги, это очень серьезный и кропотливый процесс. А кто-нибудь знает, как называется место, где печатают книги? - Место, где печатают книги, называется ТИПОГРАФИЯ. - А как вы думаете, это сложная работа, создавать бумагу, писать книги, рисовать к ним изображения и печатать их? - Поэтому как мы должны относится к нашим книгам и тетрадям? - Верно. Так мы покажем свое уважительное отношение к чужому труду. А теперь давайте соберем все воедино и построим производственную цепочку создания книги. На слайд выведена цепочка, но в ней есть не все элементы. Давайте попробуем ее восстановить, но сначала разберемся с каждым звеном. (Идет осуждение каждого звена производственной цепочки создания книги. После на слайде отражается полностью заполненная цепочка.) -Давайте теперь послушаем 3 вариант. "Как делают шерстяные вещи". Учитель по порядку вызывает номера карточек. (Карточка 2: изображение прялок на слайде.) - Итак, ребята, откуда люди берут шерсть? - С помощью какого инструмента получаются шерстяные нити? - А как вы понимаете значение слово "прясть"? - А знаете ли вы, что такое пряжа? - Верно. Посмотрите внимательно на все три этих слова (слова написаны на доске). Что вы можете о них сказать? - Верно. А какой у них корень? - Верно. Эти слова выстроены в порядке действий. Прялка - это инструмент, с помощью которого издается пряжа, Прясть - это действие, а Пряжа - это результат. - А с какой сказки слова "Три девицы под окном, пряли поздно вечерком..."? - Значит что стояло перед девицами? - Обратите внимание, для прялки номер 2 (на слайде), необходимо использовать веретено, на него накручивают получившуюся нить. А в какой сказке было веретено? - Вы когда-нибудь видели прялки? Может они есть у ваших бабушек? - Сейчас на прялки можно посмотреть в этнографическом музее. - Как уже сказали, сейчас людям не надо совершать все эти действия, за них это делают машины. Вот так они выглядят. (слайд). - А какие полезные свойства шерстяных вещей вы знаете? - А что используют для изготовления хлопковых нитей? - А из чего еще можно делать нити? - А какие вещи можно сделать из шерсти? - Дома вам будет нужно самим составить производственную цепочку изготовления изделий из овечьей шерсти. Давайте лишь немного ее обсудим. Что должно будет стоять в этой цепочке самым первым? - Верно. У вас уже хорошо получается. Мне кажется вы хорошо справитесь с этим заданием. Вы выполните его на отдельном листочке и сдадите мне. А теперь давайте подведем итоги нашего урока: | - Внимательно слушать и вести себя тихо. Нужно уважать работу своего сверстника. Отвечает представитель первой пары. Отвечает представитель второй пары. Отвечает представитель третей пары. Отвечает представитель четвертой пары. - Ее добывают в карьерах. - Посуду, свистульки и глиняные игрушки. - Образы коней, баб и птиц. - Белый - чистота, красный - земля, желтый - солнце, а синий - небо. - Свистульки. - Яриле - богу плодородия. - Гончар. - Глина и гончарный круг. - Их обжигают в печи. - Да. Это трудный процесс. Можно допустить ошибку и придется делать все заново. Дети восстанавливают последовательность звеньев в производственной цепочке изготовления книги. Дети отвечают (Если они упускают что-то важное, учитель задает наводящие вопросы.) - Из деревьев, соломы, стеблей кукурузы, полностью из макулатуры и даже из тряпья. - Его измельчают в крошку. - Клей или смолу, чтобы она была более прочной, еще кислоту, чтобы крошка превратилась в бумажную массу, а также краситель, чтобы бумага приобрела необходимый цвет. - С помощью валиков. - Валики выжимают из массы воду, сушат ее, подогревают и делают плоской. - Как печатаю книги. - Нет. Все делают очень долго и аккуратно. Дети отвечают. - Да. очень сложная. - Должны держать их в порядке, одевать на них обложки, и писать аккуратно. Дети объясняют каждое звено производственной цепочки глиняных изделий. Вставляют недостающие звенья. Дети отвечают подготовленный материал. Если упускают что-то важное, учитель задает наводящие вопросы.) - Они состригают ее у животных. Например, у овец. - С помощью прялки. - Изготавливать шерстяные нити на прялке. - Пряжа, это и есть шерстяная нить. - Они однокоренные. - "Пря". - Из сказки А. С. Пушкина "О царе Салтане..." - Прялки. - В "Спящей красавице и семи богатырях". Дети делятся личным опытом. - Изделия из натуральной шерсти греют намного лучше, чем из синтетических тканей. Они обладают высокой воздухопроницаемостью. А также шерсть прекрасно впитывает влагу, за счет чего тело всегда остается сухим. - Используют волокна растения хлопок. - Из химических веществ, шелка и т.д. - Варежки, свитер, шарф, шапку, носки и т.д. - Овцеводство, потому что сначала нужно вырастить овец, чтобы с них можно было состричь шерсть. |
9. Подведение итогов | - С использованием каких материалов мы сегодня познакомились? - Верно. Сегодня мы с вами изучили только то, как готовятся изделия из глины, бумаги и шерсти. - А в мире есть только эти материалы или существуют и другие? - Какие материалы вы еще знаете? - В мире есть еще огромное количество различных материалов, которые используются для создания всех предметов, которые нас окружают и которыми мы пользуемся. А легкий ли процесс обработки материалов? - Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который занимается обработкой материала? - Верно. Должны ли мы уважать работу, которую выполняют эти люди? - А как мы можем это сделать? - Я надеюсь, что вы запомните эти слова.
- А сейчас оцените работу своей пары. На обратной стороне листа у вас начерчена линия. На ней есть деления от нуля до десяти. Десять - это самый лучший уровень работы: вы все делали вместе и решали все вопросы без споров. Пять - это средний результат: вы работали хорошо, но были разногласия. И нуль - означает, что вы не смогли найти общий язык, работать в паре вам было трудно. Отвечайте честно. Не беспокойтесь, оценка за это не ставится. | - Глины, бумаги и шерсти. - Конечно существуют и другие. - Песок, мрамор, ягоды, металл и т.п. - Нет. Процесс обработки материалом очень трудный и занимает много времени. - Он должен обладать знаниями о том, как его обрабатывать, должен быть терпеливым и ответственным. - Должны. - Бережно и уважительно относиться к своим вещам. Использовать их аккуратно. Не повреждать. Дети оценивают свою работу в паре. |
10. Домашнее задание | - Дома вам будет необходимо выполнить задание в тетради на печатной основе: страницах 70-71 №1, №2 и №3. А также составить производственную цепочку изготовления вещей из натуральной шерсти. Запишите домашнее задание в дневник. Спасибо вам большое за активную работу. | Дети записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение 1:
"Это все из глины" Карточка 1. Составьте небольшой рассказ о том, как создаются изделия из глины, используя картинки в учебнике, на странице109. Приготовьтесь рассказать об этом классу. |
"Это все из глины" Карточка 2. Прочитайте текст про русские глиняные игрушки. Подчеркните любым цветом в нем самое главное и приготовьтесь рассказать о них классу. Рассказывай только то, что подчеркнул. "На Руси из глины делали глиняные игрушки. Самая известная из них - это свистулька. Ее создавали для выполнения обрядов на сельскохозяйственных праздниках. Например весенний праздник "Свистопляски", который посвящен славянскому богу плодородия - Яриле." |
"Это все из глины" Карточка 3. Прочитайте текст про русские глиняные игрушки. Подчеркните любым цветом в нем самое главное и приготовьтесь рассказать о них классу. Рассказывай только то, что подчеркнул. "...Глиняные игрушки в основном были в виде коней, птиц и баб. Цвета в таких игрушках имеют свое значение. Красный - это огонь, Солнце, цвет земли. Желтый - цвет хлеба. Синий - вода и небо. Белый фон - символ чистоты и света." |
"Это все из глины" Карточка 4. Прочитайте текст про полезные свойства глиняной посуды. Подчеркните любым цветов в нем самое главное и приготовьтесь рассказать о ней классу. Рассказывай только то, что подчеркнул. "Посуду из глины создает гончар. Для этого ему необходим гончарный круг и глиняная масса. В зависимости от состава глиняной массы гончар, смоченными водой руками, придает изделиям необходимую форму. Ему нужно учитывать состав глины, приемы загрузки изделий в печь и многое другое. Создавать изделия из глины, это трудная работа." |
"Как рождается книга" Карточка 1. Составьте небольшой рассказ о том, как создаются книги, используя картинки в учебнике, на странице110. Приготовьтесь рассказать об этом классу. |
"Как рождается книга" Карточка 2. Прочитайте текст про то, как изготавливают бумагу. Подчеркните любым цветом в нем самое главное и приготовьтесь рассказать это классу. Рассказывай только то, что подчеркнул. " Бумагу делают из деревьев. Сначала срубленные деревья привозят на заводы, сдирают с них кору и измельчают в крошки. Затем к крошкам добавляют кислоту и варят. После очищенную и разваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы избавиться от примесей..." |
"Как рождается книга." Карточка 3. Прочитайте продолжение текст про то, как создается бумага.. Подчеркните любым цветом в нем самое главное и приготовьтесь рассказать это классу. Рассказывай только то, что подчеркнул. "... К обработанной бумажной массе иногда добавляют макулатуру. Затем эту бумажную массу отправляют в специальную перерабатывающую машину, где в нее добавляют клей или смолу, также в массу кладут красители, чтобы бумага была определенного цвета..." |
"Как рождается книга." Карточка 4. Прочитайте продолжение текста про то, как создается бумага. Подчеркните любым цветом в нем самое главное и приготовьтесь рассказать классу. Рассказывай только то, что подчеркнул. "... Далее бумажную кашицу отправляют в бумагоделательную машину. В этой машине от кашицы проходит между валиками. С помощью них отделятся вода и образуется рулонная лента. Далее бумага проходит через большое количество валиков, которые выжимают влагу, нагревают и полируют ее. В конце лента скручивается в рулон готовой бумаги." |
"Как рождается книга." Карточка 5. Прочитайте текст про бумагу. Подчеркните любым цветом в нем самое главное и приготовьтесь рассказать классу. Рассказывай только то, что подчеркнул. "... Бумагу готовят не только из дерева, но и из соломы, стеблей кукурузы, полностью из макулатуры и даже их тряпья. Также бумага бывает разных видов: писчая (как в тетрадях), печатная, рисовальная, цветная, оберточная, обойная, фотобумага и другие ее виды в зависимости от того, для чего ее собираются использовать." |
"Как делают шерстяные вещи." Карточка 1. Составьте небольшой рассказ о том, как создаются изделия из шерсти, используя картинки в учебнике, на странице109. Приготовьтесь рассказать об этом классу. |
"Как делают шерстяные вещи." Карточка 2. Прочитайте текст про изготовление пряжи. Подчеркните любым цветом в нем самое главное и приготовьтесь рассказать об этом классу. Рассказывай только то, что подчеркнул. Шерстяная пряжа — это шерсть животных, например барашков. Шерсть сначала состригают. У барашков через некоторое время отрастает новая. Чтобы из скомканной шерсти получить нить, нужен специальный предмет — прялка. |
"Как делают шерстяные вещи." Карточка 3. Прочитайте текст про изготовление пряжи. Подчеркните карандашом в нем самое главное и приготовьтесь рассказать об этом классу. Рассказывай только то, что подчеркнул. "На прялке шерсть прядут, т.е. делают очень тонкой. Для этого берут маленький кусочек и начинают аккуратно тянуть его. Чтобы ниточка не прерывалась, следующий кусочек шерсти вплетают в первый и т.д. Полученную пряжу нужно покрасить и смотать в клубки. А дальше уже одежду вяжут вручную или ткут на специальном станке. Сейчас на фабриках люди уже не делают все эти вещи руками - за них это делают специальные машины." |
"Как делают шерстяные вещи." Карточка 4. Прочитайте текст про изготовление пряжи. Подчеркните любым цветом в нем самое главное и приготовьтесь рассказать об этом классу. Рассказывай только то, что подчеркнул. "Хлопковые нити делают точно так же, как и шерстяные, только вместо шерсти животных используют растение, которое называется хлопком. Есть еще и искусственная пряжа. Для нее не нужно использовать животных или растения. Люди получают такие нитки, вытягивая из массы разных химические веществ. Затем полученные нити также окрашивают и сматывают." |
"Как делают шерстяные вещи." Карточка 5. Прочитайте текст про полезные свойства шерсти. Подчеркните карандашом в нем самое главное и приготовьтесь рассказать об этом классу. Рассказывай только то, что подчеркнул. "Изделия из натуральной шерсти греют намного лучше, чем из синтетических тканей. Они обладают высокой воздухопроницаемостью. А также шерсть прекрасно впитывает влагу, за счет чего тело всегда остается сухим." |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего нужна экономика?" Презентация
Презентация для урока "Окружающий мир" в 3 классе по теме "Для чего нужна экономика?"...
“ Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?”
Цель: Воспитать у детей положительное отношение к природе; подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это богатство нашей Родины; учить ...
РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью
Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....
Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс
Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...
Из чего состоят предметы
Тема «Из чего состоят все предметы» ...
Письменный мини-опрос № 2 Окружающий мир 3 класс, часть II "Моё Отечество" Система "Школа 2100" Тема: "С чего начинается Родина?"
Мини-опрос по теме: "С чего начинается Родина?". Окружающий мир, учебник, частьII "Моё Отечество" Система "Школа 2100" 3 класс Вопросы сформулированы так, чтобы дети могли быстро, с минимальной ...
что надо и чего не надо делать во время каникул
Памятка для родителей...