Урок окр мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dikorastushchie_i_kulturnye_rasteniya.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Зыкова Ольга Михайловна

Урок окружающего мира

2 класс

Цель:

изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их, учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение.

Задачи:

Обучающая:

•        Знать виды растений, а именно: чем они отличаются друг от друга, чем похожи, где произрастают.

Развивающая:

•        Развивать речь и навыки общения;

•        Развивать навык самостоятельной поисковой работы;

Развивать умение непринуждённо выступать перед аудиторией.

Воспитывающая:

  • Воспитывать эстетические взгляды, вкусы, чувство прекрасного;
  • Воспитывать к интерес к полевым растениям.

Методы и формы обучения:

  1. Частично-поисковый
  2. Творческий
  3. Образец педагога
  4. Словесный
  5. Наглядно-зрительный

Тип урока: обобщающий

Вид урока: урок-выставка

Оборудование для учителя:

Компьютер

Оборудование для детей:

Карточки – схемы, гербарии

Дидактическое и методическое обеспечение:

Учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир»

Автор: А. А. Плешаков ,Москва, «Просвещение» 2015.

Методическое пособие к учебнику «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»».

Авторы: О. В. Казакова, Н. А. Сбоева

Презентация наглядного учебного материала

Ход занятия:

СЛАЙД 1.

СЛАЙД 2.

  1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок.

          Начинается урок.

          Наши ушки – на макушке,

          Глазки широко открыты.

          Слушаем, запоминаем,

          Ни минуты не теряем.

 - Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира?

-Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить? (правила работы в группах)

СЛАЙД 3.

- Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы!

 

  1. Проверка домашнего задания .

СЛАЙД 4.

 Вспомните, на какие группы можно разделить растения?

(деревья, кустарники, травы)

Учащиеся работают по карточкам

Карточка 1

- Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – жёлтым.

Слива, вишня, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать – и – мачеха, кедр, малина. (проверка на доске).

3.Изучение нового материала: (региональный компонент)

      Сегодня мы будем говорить о растениях, растущих и в нашей местности, и за её пределами. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать – и – мачеха и помидор?

- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

СЛАЙД 5.

- Да. Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека – лён, хлопок. Растения лечат человека – мать – и – мачеха, зверобой, душица, берёза и т.д. Растения дают много полезных вещей – мебель, строительство домов, топливо и т.д.

- Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Вот сегодня мы должны выделить эти 2 группы, на которые можно поделить все растения.

СЛАЙД 6.

- Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?

 (работа в группах)

(Общее – деревья, различие – ель растёт в лесу, а яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

СЛАЙД 7. (проверка)

СЛАЙД 8.

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?

(работа в группах)

 (Общее – кустарники, различие – крыжовник растёт в саду, за ним ухаживает человек, а можжевельник растение леса.)

СЛАЙД 9.(проверка).

СЛАЙД 10.

- Чем похожи помидор и одуванчик?

(Общее – травянистые растения, различие одуванчик растёт повсюду, а помидор в огороде и за ним ухаживает человек, собирает урожай.)

СЛАЙД 11.( проверка).

СЛАЙД 12.

ВЫВОД : Так на какие же группы можно поделить растения?

(первая группа – растения, которые выращивает специально человек; вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую – дикорастущими растениями.

СЛАЙД 13.

4.Физминутка.

5.Знакомство с дикорастущими растениями.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке.

СЛАЙД 14.

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко – синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василёк)

СЛАЙД 15

- Правильно, это василёк. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

- Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает?

(Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза)

- Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками?

(когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба)

- Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василёк народом придумано много песен и легенд.

В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растёт хлеб) подарила небу васильки, в благодарность за дождевую воду, без которой не вызревают хлебные колосья.

 СЛАЙД 16

 СЛАЙД 17

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закаленный.

 СЛАЙД 18

 СЛАЙД 19   О БЕРЕЗЕ.

Подготовленные дети рассказывают истории о дикорастущих травах.

(мать – и – мачеха, медуница, первоцвет)

Работа по учебнику (стр.68-69)

СЛАЙД 20.

- А теперь мы узнаем, какие же ещё бывают растения, кроме дикорастущих, откройте учебники. Рассмотрите рисунок, назовите изображённые растения.

- Накройте зелёными фишками дикорастущие, а жёлтыми - культурные растения. (дети выполняют задание)

СЛАЙД 21.

- А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой группе.

Игра «Найди пару»

Кроме этого культурные растения можно разделить на другие группы.

У вас карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

Вы берете любую карточку, выбираете её пару. Например: пшеница – рожь.

Проверка.

6.Закрепление изученного

Работа в рабочих тетрадях. Задания № 1, 2.

Загадки. О каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:

Что красно снаружи,

Бело внутри

С зелёным хохолком на голове? (редис)

Летом в огороде свежие, зелёные,

А зимою – в бочке, крепкие, солёные? (огурцы)

Золотая голова велика, тяжела

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (тыква)

Дом зелёный тесноват: узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят круглые ребятки.

Осенью пришла беда – треснул домик гладкий,                                               поскакал кто куда круглые ребятки. (горох)

Как надела 100 рубах,

Захрустела на зубах. (капуста)

- Правильно, всё это овощные растения.

Домашнее задание: заполните схему и впишите 3-4 вида растения каждой группы.

7. Итог урока: (слайд 24)

Что узнали?

Чему научились?

Что удивило?

Что буду применять на практике?

Какую оценку себе поставлю.

(слайд 25)

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Государства Древнего мира"

В данной презентации подобраны слайды о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире. Многообразие животного мира водоёмов.

Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...