Урок окр мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Учитель: Зыкова Ольга Михайловна
Урок окружающего мира
2 класс
Цель:
изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их, учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение.
Задачи:
Обучающая:
• Знать виды растений, а именно: чем они отличаются друг от друга, чем похожи, где произрастают.
Развивающая:
• Развивать речь и навыки общения;
• Развивать навык самостоятельной поисковой работы;
Развивать умение непринуждённо выступать перед аудиторией.
Воспитывающая:
- Воспитывать эстетические взгляды, вкусы, чувство прекрасного;
- Воспитывать к интерес к полевым растениям.
Методы и формы обучения:
- Частично-поисковый
- Творческий
- Образец педагога
- Словесный
- Наглядно-зрительный
Тип урока: обобщающий
Вид урока: урок-выставка
Оборудование для учителя:
Компьютер
Оборудование для детей:
Карточки – схемы, гербарии
Дидактическое и методическое обеспечение:
Учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир»
Автор: А. А. Плешаков ,Москва, «Просвещение» 2015.
Методическое пособие к учебнику «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»».
Авторы: О. В. Казакова, Н. А. Сбоева
Презентация наглядного учебного материала
Ход занятия:
СЛАЙД 1.
СЛАЙД 2.
- Организационный момент
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира?
-Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить? (правила работы в группах)
СЛАЙД 3.
- Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы!
- Проверка домашнего задания .
СЛАЙД 4.
Вспомните, на какие группы можно разделить растения?
(деревья, кустарники, травы)
Учащиеся работают по карточкам
Карточка 1
- Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – жёлтым.
Слива, вишня, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать – и – мачеха, кедр, малина. (проверка на доске).
3.Изучение нового материала: (региональный компонент)
Сегодня мы будем говорить о растениях, растущих и в нашей местности, и за её пределами. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать – и – мачеха и помидор?
- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?
СЛАЙД 5.
- Да. Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека – лён, хлопок. Растения лечат человека – мать – и – мачеха, зверобой, душица, берёза и т.д. Растения дают много полезных вещей – мебель, строительство домов, топливо и т.д.
- Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Вот сегодня мы должны выделить эти 2 группы, на которые можно поделить все растения.
СЛАЙД 6.
- Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?
(работа в группах)
(Общее – деревья, различие – ель растёт в лесу, а яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)
СЛАЙД 7. (проверка)
СЛАЙД 8.
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?
(работа в группах)
(Общее – кустарники, различие – крыжовник растёт в саду, за ним ухаживает человек, а можжевельник растение леса.)
СЛАЙД 9.(проверка).
СЛАЙД 10.
- Чем похожи помидор и одуванчик?
(Общее – травянистые растения, различие одуванчик растёт повсюду, а помидор в огороде и за ним ухаживает человек, собирает урожай.)
СЛАЙД 11.( проверка).
СЛАЙД 12.
ВЫВОД : Так на какие же группы можно поделить растения?
(первая группа – растения, которые выращивает специально человек; вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.)
Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую – дикорастущими растениями.
СЛАЙД 13.
4.Физминутка.
5.Знакомство с дикорастущими растениями.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке.
СЛАЙД 14.
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдёшь.
Ярко – синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (василёк)
СЛАЙД 15
- Правильно, это василёк. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто лёгким движеньем руки, Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В жёлто-зелёном море –
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюблённым
На детей своих, на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной
Бесполезная их красота.
Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают,
Голубые глаза – васильки.
- Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает?
(Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза)
- Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками?
(когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба)
- Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василёк народом придумано много песен и легенд.
В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растёт хлеб) подарила небу васильки, в благодарность за дождевую воду, без которой не вызревают хлебные колосья.
СЛАЙД 16
СЛАЙД 17
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный.
СЛАЙД 18
СЛАЙД 19 О БЕРЕЗЕ.
Подготовленные дети рассказывают истории о дикорастущих травах.
(мать – и – мачеха, медуница, первоцвет)
Работа по учебнику (стр.68-69)
СЛАЙД 20.
- А теперь мы узнаем, какие же ещё бывают растения, кроме дикорастущих, откройте учебники. Рассмотрите рисунок, назовите изображённые растения.
- Накройте зелёными фишками дикорастущие, а жёлтыми - культурные растения. (дети выполняют задание)
СЛАЙД 21.
- А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой группе.
Игра «Найди пару»
Кроме этого культурные растения можно разделить на другие группы.
У вас карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс.
Вы берете любую карточку, выбираете её пару. Например: пшеница – рожь.
Проверка.
6.Закрепление изученного
Работа в рабочих тетрадях. Задания № 1, 2.
Загадки. О каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:
Что красно снаружи,
Бело внутри
С зелёным хохолком на голове? (редис)
Летом в огороде свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, крепкие, солёные? (огурцы)
Золотая голова велика, тяжела
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (тыква)
Дом зелёный тесноват: узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят круглые ребятки.
Осенью пришла беда – треснул домик гладкий, поскакал кто куда круглые ребятки. (горох)
Как надела 100 рубах,
Захрустела на зубах. (капуста)
- Правильно, всё это овощные растения.
Домашнее задание: заполните схему и впишите 3-4 вида растения каждой группы.
7. Итог урока: (слайд 24)
Что узнали?
Чему научились?
Что удивило?
Что буду применять на практике?
Какую оценку себе поставлю.
(слайд 25)
К красоте равнодушным он не был, Тот, кто лёгким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в спелую рожь васильки. В жёлто-зелёном море – Синие островки. Смотрит небо взглядом влюблённым На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки. | К красоте равнодушным он не был, Тот, кто лёгким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в спелую рожь васильки. В жёлто-зелёном море – Синие островки. Смотрит небо взглядом влюблённым На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки. |
К красоте равнодушным он не был, Тот, кто лёгким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в спелую рожь васильки. В жёлто-зелёном море – Синие островки. Смотрит небо взглядом влюблённым На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки. | К красоте равнодушным он не был, Тот, кто лёгким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в спелую рожь васильки. В жёлто-зелёном море – Синие островки. Смотрит небо взглядом влюблённым На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки. |
К красоте равнодушным он не был, Тот, кто лёгким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в спелую рожь васильки. В жёлто-зелёном море – Синие островки. Смотрит небо взглядом влюблённым На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки. | К красоте равнодушным он не был, Тот, кто лёгким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в спелую рожь васильки. В жёлто-зелёном море – Синие островки. Смотрит небо взглядом влюблённым На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окруж. мира "Страны мира", 2класс, Плешаков
Урок-путешествие....
Презентация к уроку окружающего мира "Государства Древнего мира"
В данной презентации подобраны слайды о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме....
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире. Многообразие животного мира водоёмов.
Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"
Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"Современный урок в рамках ФГОС призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального ...
Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...