«Поле и его обитатели»(УМК "ПНШ") 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Курушина Елизавета Андреевна

Тема: «Поле и его обитатели»

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с полем как с природным сообществом; обобщение и систематизация знаний о поле; развитие исследовательских навыков, мышления, наблюдательности, любознательности.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные:

Знать: растения и животных поля;

Уметь: составлять цепи питания с полевыми растениями и животными.
 

Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий, поступков; устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

 

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Оборудование: Окружающий мир. 3 класс. Часть 2. / О.Н. Федотова, Г. Трафимова, 2014. – 132 стр.: электронная презентация, рабочая тетрадь;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        08.04.2020                                                                                                                        ФИО учителя: Нагаева Т.Ю.

Школа: № 43                                                                                                                            ФИ студента: Курушина Е.

Класс: 3-В                                                                                                                                ФИО методиста: Горячёва С.Л

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Поле и его обитатели»

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с полем как с природным сообществом; обобщение и систематизация знаний о поле; развитие исследовательских навыков, мышления, наблюдательности, любознательности.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Знать: растения и животных поля;

Уметь: составлять цепи питания с полевыми растениями и животными.

Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий, поступков; устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: Окружающий мир. 3 класс. Часть 2. / О.Н. Федотова, Г. Трафимова, 2014. – 132 стр.: электронная презентация, рабочая тетрадь;

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

 1 мин

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, чтобы у вас на столах были все необходимые принадлежности для урока окружающего мира.  

- А теперь повернитесь друг к другу и пожелайте хорошего дня и удачной работы на уроке!

Приветствуют учителя

Приветствуют друг друга

Самоопределение (Л)

Формирование позитивного отношения к учебному процессу (Л)

II. Актуализация знаний и мотивация

7 мин

- Ребята, давайте с вами освежим ваши знания по пройденной на прошлом уроке теме. И для того, чтобы это сделать, я задам вам несколько вопросов. Вам необходимо будет отвечать быстро и правильно.

- Итак, назовите растения луга.

- Верно. А какие животные встречаются на лугу?

- Точно. Устно составьте две-три цепи питания с животными и растениями луга.

- Большое спасибо. А как связаны между собой организмы в этом сообществе?

- Верно. Внимательно посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: как эти животные приспособились к жизни на лугу.

- Какие вы молодцы! Ответили на все вопросы!

- Васильки, клевер, ромашки.

- Разные виды насекомых; маленькие звери и птицы.

- Трава - саранча - перепёлка

- Клевер - жук - землеройка

Отвечают на вопрос учителя

Выполнение действия в соответствии с требованием учителя, самоконтроль (Р)

Мотивация к учебной деятельности (Л)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

Учебный диалог

2 мин

- Но чтобы узнать, о чём мы с вами сегодня будем говорить, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент.

- Итак, как вы считаете, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии?

- Да, а какие цели мы можем перед собой поставить?

- Точно! Большое спасибо.

Смотрят видеофрагмент

- О поле и его обитателях.

- Познакомиться с новой экосистемой - полем; познакомиться с флорой и фауной полей.

Целеполагание (Р)

Умение анализировать (П)

Мотивация (Л)

IV. Открытие нового знания

Словесный:

Беседа

Словесный:

Работа с книгой

7-10 мин

- Ребята, а кто может сказать мне, что такое поле?
- А теперь давайте проверим ваши предположения и прочитаем текст учебника.
- Итак, скажите, чем поле отличается от луга?

- Хорошо! Скажите, а что выращивают на полях?
- Почему их называют культурными?
- А на сколько групп мы можем разделить культурные растения?

- Всё верно! И сейчас я предлагаю вам немного поработать в группах по четыре человека. Давайте с вами повторим правила работы в группах.
- А теперь внимательно послушайте задание. Вам необходимо будет подобрать примеры культурных растений к каждой из пяти названных нами групп. Чем больше растений вы сможете записать на листочке, тем лучше. Затем каждая команда представить получившейся результат. Команда, которая назовёт наибольшее количество растений, получит хорошую оценку.
- Итак, давайте проверим, что у вас получилось.
- Но на полях встречаются не только культурные растения. Как вы думаете, какие ещё растения мы можем встретить в полях?
- Верно. И давайте продолжим с вами чтения параграфа учебника.
- А сталкивались ли вы с сорняками? Какими способами от них избавляются ваши родители?
- А знали ли вы, что на полях живут маленькие помощники, которые помогают бороться с сорняками? Как думаете, кто это?

Выдвигают предположения

Читают параграф

- Луг - естественное природное сообщество, а поле - искусственное.

- Культурные растения.

- Они выращены человеком.  

- зерновые, овощные, масличные, прядильные, кормовые.

Вспоминают правила работы в группах

Работают в группах

Предоставляют результаты работы
- Сорняки.

Читают параграф

Делятся опытом

- Полевые животные.

Выполнение практических заданий, усвоение приемов решения учебных задач  (П)

Анализ (П)

Построение логической цепи рассуждений (П)

Владение диалогической формой речи (К)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

Выполнение упражнений

9 мин

- Верно. И сейчас я вам предлагаю поработать в парах и внимательно рассмотреть иллюстрацию на странице 56. Попробуйте вместе со своим соседом по парте назвать всех животных с иллюстрации и попробовать догадаться, чем они питаются. На эту работу у вас 2 минуты.

- Итак, кого же вам удалось назвать? А чем питаются эти животные?

- Верн, молодцы! А теперь давайте с вами вернёмся к чтению параграфа.

Как вы думаете, зависит ли жизнь хищных птиц от растений поля? Почему?

- Верно. Сейчас я хочу, чтобы мы с вами немного поразмышляли. Я буду произносить начало утверждения, а вам необходимо будет его закончить.

1) Если на поле будет много осота, васильков, лебеды, то….

2) Если поле картофеля заселено колорадским жуком, то…

3) На поле пшеницы было нашествие кротов…

- А теперь давайте с вами немного разомнёмся.

Работают в парах

Отвечают на вопросы учителя

Читают параграф

Отвечают на вопрос учителя

- Плохой урожай, потому что много сорняков.

- Плохой урожай, жуки съедают листья у картофеля.

- Плохой урожай кроты грызут клубни.

Выполняют физминутку

Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

Выполнение практических заданий, усвоение приемов решения учебных задач  (П)

Анализ (П)

VI. Самостоятельная работа

Практический:

Самостоятельная работа

8 мин

- А сейчас я предлагаю вам немного поработать на карточках.
- Внимательно прочитайте первое задание. Что вам необходимо сделать?


- Точно. Что необходимо сделать во втором задании?


- Что необходимо сделать в третьем задании?

- Верно. На выполнение этого задания вам даётся 6 минут. За эту работу вы получите оценку.

- Необходимо вычеркнуть те растения, которые не встречают в поле.  

- Исправить данные цепи питания, расположив компоненты цепи в правильном порядке.

- Перечислить известные нам культурные растения.

 

Анализ (П)

Установление причинно-следственных связей (П)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

VII. Включение в систему знаний

Практический:

Выполнение упражнений

5 мин

- А сейчас откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради на стр. 19. Внимательно посмотрите на задание под номером 22. Что вам необходимо сделать?

- Верно! Подобное задание и под номером 23. Там вам необходимо будет подчеркнуть волнистой линией полевых животных. На работу с двумя этими заданиями я отвожу вам 4 минуты. Кто справиться быстрее остальных - может подойти ко мне, и я проверю его работу на оценку.

- Прочитайте задание к следующему упражнению. Что вам необходимо сделать?

- Выполните это задание самостоятельно, а затем проверьте, как с упражнением справился ваш сосед по парте.

- А сейчас откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание. Учебник стр. 55 - 58. Читать, пересказывать. Отвечать на вопросы после параграфа.

 

- Прочитать названия растений и подчеркнуть волнистой линией те, которые выращивают на полях.

Работают самостоятельно

- Необходимо составить 2-3 цепи питания в поле.

Выполняют задание

Записывают домашнее задание

Построение логической цепи рассуждений (П)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

Анализ (П)

Выполнение практических заданий, усвоение приемов решения учебных задач  (П)

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:

учебный диалог

2 мин

- Итак, о чём мы с вами сегодня говорили на сегодняшнем занятии?

- А какие цели мы перед собой ставили?

- Точно. Удалось ли нам этих целей достичь?

- Ответь на вопросы: У меня получилось… Мне понравилось… Я бы ещё поработал над….

- Большое спасибо за урок!

- О поле и его обитателях.

- Познакомиться с новой экосистемой - полем; познакомиться с флорой и фауной поля.

- Да удалось.

Отвечают на вопросы

Самооценка (Л)

Оценка (Л)

Владение диалогической формой речи (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Поле Чудес" для учащихся 2 класса. Тема "Государственные символы Российской Федерации".

С темы "Гос. символы России" начинается курс "Окружающий мир". Игра позволяет выявить уровень знаний учащихся по теме, восполнить недостаток информации, дать новый материал в нестандартной форме. Учас...

Поле Чудес для 1-4 классов

Внеурочная деятельность...

Игра "Поле чудес" по сказкам (1 класс)

Цели:обобщение знаний и расширение представлений о русских народных сказках, об авторский сказках,развитие коммуникативных навыков, творческих способн6остей, развитие логики, мышления,создание благопр...

Русские поле. Бородино (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель деятельности учителя:- формирование представлений о декоративном натюрморте;- формирование умения учащихся рисовать декоративный натюрморт.Планируемые результаты:Предметные:· понимать знач...

Конспект урока изобразительного искусства «Русское поле. Памятник доблестному воину» (2 класс)

Цель деятельности учителя: углубление представлений учащихся о подвиге нашего народа в годы ВОВ 1941-1945 гг, запечатлённом в произведениях различных видов искусств; формирование умений красочно изобр...

Конспект урока по технологии «Аппликация из пластилина. Ромашковая поляна » (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКАТЕХНОЛОГИИТема: «Аппликация из пластилина. Ромашковая поляна »Цели деятельности учителя: формирование умений работать с пластилином, совершенствовать технику работы с пластил...