Конспект урока по окружающему миру: «Холмы и овраги», УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с понятиями “холмы”, “овраги”, “части холма”, “части оврага”; формирование умений определения видов склонов, частей холма и оврага.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать определение понятий “холмы”, “овраги”;
- уметь определять виды склонов, называть части холма и оврага.
Личностные:
- уметь правильно, чётко и логично отвечать на вопросы.
- иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Тип урока: “открытие нового знания”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 01.10.19. ФИО Учителя школы: Мотовилова Людмила Викторовна
Школа: 148
Класс: 3 «Г» ФИО Студентки 46 группы: Насибуллина Милена Ранисовна
Кабинет: 204 ФИО Методиста ЧПК№1: Боева Светлана Захаровна
Время занятия: 8:55 - 9:35 (2 урок)
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Холмы и овраги»
Цели деятельности учителя: ознакомление с понятиями “холмы”, “овраги”, “части холма”, “части оврага”; формирование умений определения видов склонов, частей холма и оврага.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать определение понятий “холмы”, “овраги”;
- уметь определять виды склонов, называть части холма и оврага.
Личностные:
- уметь правильно, чётко и логично отвечать на вопросы.
- иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Тип урока: “открытие нового знания”.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» Федотова О.Н. 3 класс, 2 часть (УМК «ПНШ»), рабочая тетрадь Федотова О.Н.. 3 класс, 1 часть, учебная презентация, раздаточный материал.
Этап урока, методы и приемы | Хро нометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин. | Приветствие. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Милена Ранисовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь и не забывайте про правила посадки. Я желаю вам отличного настроения и продуктивной работы! | Здороваются с учителем. Садятся на свои места. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа. Наглядный: презентация. Практический: проверка домашнего задания; работа с учебником. Словесный: беседа Практический: графический диктант. | 7 мин. | -Начнем наш урок с “Минутки синоптика”.
-Сейчас, я предлагаю вам, обращаясь к условным обозначениям на экране, составим анализ погоды, начинаем наш ответ следующим образом: “Сегодня, 1 октября...”. -На каждый мой вопрос кто-то из вас будет выходить к доске и отмечать свой ответ в соответствии с погодными условными обозначениями. (вопросы для опроса погоды) Хорошо ли греет солнце? Каково состояние неба? Есть ли ветер? -Отлично. -Проверим ваше домашнее задание. Что вы проходили на прошлом уроке? - Назовите все способы изображения земной поверхности, которые тебе известны. -Верно, а какой из этих способов самый подробный? -Почему на плане нельзя изобразить все Северное полушарие? - Верно. -Чтобы проверить, как вы выполнили дома задание 3, и насколько хорошо вы выучили условные обозначения, мы проведем с вами небольшой графический диктант. Я раздала вам карточки с текстотм, где имеются пропуски. Я буду зачитывать вам текст, а вам нужно вместо пропусков нарисовать необходимое условное обзначение плана местности. -Подпишите с обратной стороны свои работы и я соберу их у вас. В конце урока вы получите свои отметки. -Замечательно, ребята! | Слушают учителя и отвечают на вопросы: -Сегодня, 1 октября...(далее отвечают в соответствии с погодой на улице, опираясь на условные обозначения). Выходят к доске и отмечают условные обозначения. Отвечают на вопросы: -План местности. -Карта, глобус, план местности, космический снимок. -Карта, потому что на ней изображают все объекты. -На плане не могут быть указаны слишком большие географические объекты, ведь масштаб плана очень крупный. Работа с учебником. Пишут графический диктант в карточках. | К: выражение свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. П: построение высказывания, рассуждения в соответствии с возрастными нормами. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа Наглядный: презентация | 4 мин | - Посмотрите на слайд, там вы видите разные фото нашей планеты Земля. Как красива и разнообразна поверхность нашей Земли! Идеально ровной поверхности нет. Неровности есть везде, но разных форм и размеров. -Человек обращает внимание на большие неровности, которые сопоставимы с его собственными размерами, то есть на неровности от 10-15 см до 1-1,5 м высотой; правда, они часто скрыты травой, кустарником или лесом. Это самые разнообразные кочки, бугры, рытвины. -Судя по фотографиям на экране, о чем мы с вами будем говорить сегодня? Как одним словом можно назвать то, что здесь изображено? -Да, сегодня мы будем говорить о поверхности Земли, а чтобы узнать точнее, о каких поверхностях, вы должны отгадать следующие загадки: 1) А я большим не вышел ростом, Нет снега, да не крут и склон, И называюсь очень просто Меня все узнают, как ….. (холм) 2) От дождей, текучих вод Он растет из года в год Он полей равнинных враг А зовут его ….. (овраг) - Значит какая тема нащего урока? - Какие цели мы поставим на урок? | Воспринимают услышанную информацию. Отвечают на вопросы: -О поверхности Земли. Отгадывают загадки: -холм -овраг -Холмы и овраги. -Узнать, что такое холмы и овраги. Научиться их различать и называть части. | Р: целеполагание П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели |
III. Постановка учебной задачи Словесный беседа Наглядный: работа с презентацией; работа с учебником
| 3 мин. | Целеполагание. -Ребята, а сколько недель в месяце? -А кто-нибудь знает, сколько месяцев в году? -Какой месяц год заканчивает? - А какой месяц год начинает? - Ребята, а какое сейчас время года? - А ещё, какие времена года вы знаете? Сколько их всего? Назовите, пожалуйста, по порядку. - А когда же наступит лето? - А как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Давайте откроем учебники на страничке 10, и прочитаем тему нашего урока. - Какие цели поставим перед собой? Как вы думаете? | Ответы на вопросы учителя. - 4 недели - 12 месяцев - декабрь - январь - зима - времен года всего 4. Это зима, весна, лето, осень. - лето наступит после весны - о временах года Читают тему урока. -1Узнаем, в какой последовательности сменяются времена года. 2 Научимся соотносить времена года и месяцы. | П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели |
IV. «Открытие» нового знания Словесный: беседа Наглядный: презентация Словесный беседа Практический: Работа с учебником; Выполнение заданий на листах. Практический: выполнение задания по иллюстрациям Наглядный: презентация Словесный: беседа | 13 мин. | -Откройте учебники на стр. 31. Кто прочитает вслух первый абзац? -Итак, можем ли мы сказать, что поверхность Земли идеально ровная? Какая поверхность Земли? -Как вы думаете, что такое холм? -Кто готов прочитать 2 абзац на этой же странице? - Так что же такое холмы? Ребята, у вас на столах лежат листы, сейчас мы будем работать с ними. Нарисуйте, как я на доске, небольшой холм у себя на листе. -А как называется высокое место холма? Верно, сейчас отметьте у себя на рисунке вершину холма. -Посмотрите на мой рисунок и скажите, как называется эта часть? (указываю на место, где холм переходит в равнину). Отметьте ее у себя на рисунке. - Как они могут располагаться? Для того, чтобы ответить, посмотрите на слайд, там вам изображена подсказка (на слайде фото одиночного и групповых холмов). -Вы правы. Но холмы, также, могут располагаться поодиночке или группами. Нередко холмы сливаются между собой, образуя возвышения, которые тянутся на десятки километров. -Откройте учебник на стр.32 и про себя прочитайте данный абзац. Читайте внимательно, потому что я задам вам пару вопросов. -Когда склон мы называем пологим? А когда говорим “крутой склон”? -Отлично! -Посмотрите на иллюстрации на этой же странице. Подумайте и расскажите мне, как образуется овраг. -Верно. В любое время года дождевые воды, а весной и талые воды образуют ручейки, которые размывают почву, прорывая канавки. Постепенно их размеры увеличиваются. Так и образуются на месте канавок овраги. Их длина может достигать нескольких километров, а глубина - от 10 до 80 метров. -То есть что является главной причиной появления оврага? -Посмотрите на рисунок на стр. 33 и прочитайте абзац под рисунком. - Кто выйдет к доске и покажет нам вершину оврага? Что такое вершина оврага? -Кто хочет показать устье? Что такое устье оврага? -А где на рисунке дно? Что это такое? -А где же склоны на рисунке? Какими они бывают у оврагов? | Работа с учебниками. Ученик читает вслух абзац. -Нет, поверхность Земли не ровная. Она холмистая, на ней много оврагов. -Это какое-то возвышение. Ученик читает 2 абзац. -Небольшие возвышения на равнинах. Рисуют холм на листе. -Это вершина. -Это подошва холма. Выполняют действия на листе. Слушают учителя. Читают абзац про себя. -Если по склону легко дойти до вершины, то это пологий склон. А если на вершину взбираться трудно, то склон крутой. -Овраг образуется из-за размыва почв потоками воды от таяния снега и дождей, маленькие частицы почвы уносит водой и образуется растущая со временем яма, которая превращается в овраг. Главная причина появления оврага - дождевые и талые воды. Читают учебник. Выходят к доске по одному: -Вершина - место, где овраг начинается. -Устье - место, где овраг заканчивается. -Дно - самая низкая часть оврага. -Они бывают обрывистыми и крутыми. | П: построение рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. К: выражение свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: построение рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами |
Динамическая пауза Практический | 1 мин | -Ребята, давайте поднимемся со своих мест и проведём динамическую паузу. | Повторяют движения за героями видеоролика. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический Выполнение заданий в рабочих тетрадях Словесный: аргументирование | 3 мин | Работа в малых группах: -Сейчас я поделю вас на несколько групп. Каждая группа получит свой листок с заданием. Работа с рабочей тетрадью: -А сейчас, откройте свои тетради на странице (11), №16. Прочитайте к нему задание. -Хорошо, то есть вам нужно сначала догадаться, о каком же склоне идет речь: о пологом или о крутом. Затем найти этот склон и нарисовать на нем простым карандашом стрелочку. Это задание мы выполняем самостоятельно и даю я вам на него 2 минуты. Приступаем к работе. -Кто выйдет и укажет на моем листе направление стрелочек? -Какое слово пропущено в тексте? Почему? -А склон, по которому вода будет стекать медленнее, как называется? -Отлично! | Выполняют упражнение в рабочих тетрадях. Выходит один к доске и указывает стрелочку. -крутой склон -пологий склон | П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой Наглядный: презентация Домашнее задание. Инструктаж. | 5 мин. | -Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу. Я раздам вам карточки с заданиями, а вам нужно выполнить их там же. -Приступайте к работе. -Итак, время подошло. Обменяйтесь работами с соседом по парте, возьмите ручку любого другого цвета и проверьте работу вашего товарища. Если ответ верный, ставьте знак “+”, а если нет - знак “-”. -После этого посчитайте количество верных ответов и оцените работу товарища и поставьте соответствующую оценку. | Выполняют упражнение в рабочих тетрадях. Проверяют по образцу. Оценивают. Записывают домашнее задание. | П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. Р: осуществлять итоговый контроль |
VIII. Включение в систему знаний. Словесный Беседа. | 2 мин. | Подведение итогов урока. -Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке. - Как называлась тема нашего урока? -Какие цели ставили в начале урока? -Выполнили мы их? -Ребята, запишите домашнее задание: стр. 34, ответить на вопросы. | Формулируют выводы. Отвечают на вопросы: - “Холмы и овраги”. | Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения. |
IX. Рефлексия деятельности Словесный беседа | 2 мин. | Анализ работы на уроке. - Посмотрите на “лесенку успеха”. Как вы по ней оцените свою деятельность на уроке, поясните свой ответ? -Были ли у вас какие-нибудь трудности?
Спасибо за урок, ребята, вы большие молодцы, до свидания! | Анализируют свою работу на уроке. | Р: анализировать собственную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века") по теме: "Наша страна-Россия".
Урок проводится в 1 классе, во 2 четверти. Содержание урока наполнено информацией о государственных символах России....
Конспект открытого урока по окружающему миру УМК Н. В. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Тема: «Февраль – месяц метелей и вьюг. Лесные новости»
В игровой форме ученики 1 класса знакомятся с разнообразием живой природы в феврале....
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")
Представленный материал - план-конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века"). Тема - "Правильное питание – залог здоровья". Урок систематизирует знания детей о з...
Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа" УМК Начальная школа XXI века. 3 класс
Тема урока ___ Животные – живые существа (организмы) Тип урока____ Урок формирования умений и навыков Цель урока: сформировать понятие « Животное – живое существо», расшир...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")
Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...
конспект урока по окружающему миру в 3 классе (УМК «Начальная школа XXI века»).
Изучение нового материала...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Земноводные, УМК «Перспективная начальная школа»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Земноводные Цели деятельности учителя: расширение представлений о земноводных; обогащение знаний новыми сведениями о жизни лягушек...