Конспект урока по окружающему миру: «Холмы и овраги», УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Насибуллина Милена Ранисовна

Цели деятельности учителя:  ознакомление с понятиями “холмы”, “овраги”, “части холма”, “части оврага”; формирование умений определения видов склонов, частей холма и оврага.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать определение понятий “холмы”, “овраги”;
- уметь определять виды склонов, называть части холма и оврага.
Личностные:
- уметь правильно, чётко и логично отвечать на вопросы.
- иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Тип урока: “открытие нового знания”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 01.10.19.                                                         ФИО Учителя школы: Мотовилова Людмила Викторовна

Школа: 148

Класс: 3 «Г»                                                         ФИО Студентки 46 группы: Насибуллина Милена Ранисовна

Кабинет: 204                                                                    ФИО Методиста ЧПК№1: Боева Светлана Захаровна

Время занятия: 8:55 - 9:35 (2 урок)

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Холмы и овраги»

Цели деятельности учителя:  ознакомление с понятиями “холмы”, “овраги”, “части холма”, “части оврага”; формирование умений определения видов склонов, частей холма и оврага.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать определение понятий “холмы”, “овраги”;

- уметь определять виды склонов, называть части холма и оврага.

Личностные:

- уметь правильно, чётко и логично отвечать на вопросы.

- иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Тип урока: “открытие нового знания”.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» Федотова О.Н.  3 класс,  2 часть (УМК «ПНШ»), рабочая тетрадь Федотова О.Н.. 3 класс,  1 часть, учебная презентация,  раздаточный материал.

Этап урока, методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Милена Ранисовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь и не забывайте про правила посадки. Я желаю вам отличного настроения и продуктивной работы!

Здороваются с учителем.

Садятся на свои места.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа.

Наглядный:

презентация.

Практический: проверка домашнего задания; работа с учебником.

Словесный: беседа

Практический: графический диктант.

7 мин.

-Начнем наш урок с “Минутки синоптика”.

 

-Сейчас, я предлагаю вам, обращаясь к условным обозначениям на экране, составим анализ погоды, начинаем наш ответ следующим образом: “Сегодня, 1 октября...”.

-На каждый мой вопрос кто-то из вас будет выходить к доске и отмечать свой ответ в соответствии с погодными условными обозначениями.

(вопросы для опроса погоды)

Хорошо ли греет солнце?

Каково состояние неба?

Есть ли ветер?
Есть ли осадки? Что это за осадки?

-Отлично.

-Проверим ваше домашнее задание. Что вы проходили на прошлом уроке?

- Назовите все способы изображения земной поверхности, которые тебе известны.

-Верно, а какой из этих способов самый подробный?

-Почему на плане нельзя изобразить все Северное полушарие?
План - это уменьшенное изображение какого-либо сравнительно небольшого участка земной поверхности, конкретной местности.

- Верно.

-Чтобы проверить, как вы выполнили дома задание 3, и насколько хорошо вы выучили условные обозначения, мы проведем с вами небольшой графический диктант. Я раздала вам карточки с текстотм, где имеются пропуски. Я буду зачитывать вам текст, а вам нужно вместо пропусков нарисовать необходимое условное обзначение плана местности.

-Подпишите с обратной стороны свои работы и я соберу их у вас. В конце урока вы получите свои отметки.

-Замечательно, ребята!

Слушают учителя и отвечают на вопросы:

-Сегодня, 1 октября...(далее отвечают в соответствии с погодой на улице, опираясь на условные обозначения).

Выходят к доске и отмечают условные обозначения.

Отвечают на вопросы:

-План местности.

-Карта, глобус, план местности, космический снимок.

-Карта, потому что на ней изображают все объекты.

-На плане не могут быть указаны слишком большие географические объекты, ведь масштаб плана очень крупный.

Работа с учебником.

Пишут графический диктант в карточках.

К: выражение свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: построение высказывания, рассуждения  в соответствии с возрастными нормами.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

4 мин

- Посмотрите на слайд, там вы видите разные фото нашей планеты Земля. Как красива и разнообразна поверхность нашей Земли! Идеально ровной поверхности нет. Неровности есть везде, но разных форм и размеров.

-Человек обращает внимание на большие неровности, которые сопоставимы с его собственными размерами, то есть на неровности от 10-15 см до 1-1,5 м высотой; правда, они часто скрыты травой, кустарником или лесом. Это самые разнообразные кочки, бугры, рытвины.

-Судя по фотографиям на экране, о чем мы с вами будем говорить сегодня? Как одним словом можно назвать то, что здесь изображено?

-Да, сегодня мы будем говорить о поверхности Земли, а чтобы узнать точнее, о каких поверхностях, вы должны отгадать следующие загадки:

1) А я большим не вышел ростом,

Нет снега, да не крут и склон,

И называюсь очень просто

Меня все узнают, как ….. (холм)

2) От дождей, текучих вод

Он растет из года в год

Он полей равнинных враг

А зовут его ….. (овраг)

- Значит какая тема нащего урока?

- Какие цели мы поставим на урок?

Воспринимают услышанную информацию.

Отвечают на вопросы:

-О поверхности Земли.

Отгадывают загадки:

-холм

-овраг

-Холмы и овраги.

-Узнать, что такое холмы и овраги. Научиться их различать и называть части.

Р: целеполагание

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

III. Постановка учебной задачи

Словесный

беседа

Наглядный:

работа с презентацией;

работа с учебником

 

3 мин.

Целеполагание.

-Ребята, а сколько недель в месяце?

-А кто-нибудь знает, сколько месяцев в году?

-Какой месяц год заканчивает?

- А какой месяц год начинает?

- Ребята, а какое сейчас время года?

- А ещё, какие времена года вы знаете? Сколько их всего? Назовите, пожалуйста, по порядку.

- А когда же наступит лето?

- А как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Давайте откроем учебники на страничке 10, и прочитаем тему нашего урока.

- Какие цели поставим перед собой? Как вы думаете?

Ответы на вопросы учителя.

- 4 недели

- 12 месяцев

- декабрь

- январь

- зима

- времен года всего 4. Это зима, весна, лето, осень.

- лето наступит после весны

- о временах года

Читают тему урока.

-1Узнаем, в какой последовательности сменяются времена года.

2 Научимся соотносить времена года и месяцы.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

IV. «Открытие» нового знания

Словесный:

беседа

Наглядный:

презентация

Словесный

беседа

Практический:

Работа с учебником;

Выполнение заданий на листах.

Практический: выполнение задания по иллюстрациям

Наглядный: презентация

Словесный:

беседа

13 мин.

-Откройте учебники на стр. 31. Кто прочитает вслух первый абзац?

-Итак, можем ли мы сказать, что поверхность Земли идеально ровная? Какая поверхность Земли?

-Как вы думаете, что такое холм?

-Кто готов прочитать 2 абзац на этой же странице?

- Так что же такое холмы? Ребята, у вас на столах лежат листы, сейчас мы будем работать с ними. Нарисуйте, как я на доске, небольшой холм у себя на листе.

-А как называется высокое место холма? Верно, сейчас отметьте у себя на рисунке вершину холма.

-Посмотрите на мой рисунок и скажите, как называется эта часть? (указываю на место, где холм переходит в равнину). Отметьте ее у себя на рисунке.

- Как они могут располагаться?  Для того, чтобы ответить, посмотрите на слайд, там вам изображена подсказка (на слайде фото одиночного и групповых холмов).

-Вы правы. Но холмы, также, могут располагаться поодиночке или группами. Нередко холмы сливаются между собой, образуя возвышения, которые тянутся на десятки километров.

-Откройте учебник на стр.32 и про себя прочитайте данный абзац. Читайте внимательно, потому что я задам вам пару вопросов.

-Когда склон мы называем пологим? А когда говорим “крутой склон”?

-Отлично!

-Посмотрите на иллюстрации на этой же странице. Подумайте и расскажите мне, как образуется овраг.

-Верно. В любое время года дождевые воды, а весной и талые воды образуют ручейки, которые размывают почву, прорывая канавки. Постепенно их размеры увеличиваются. Так и образуются на месте канавок овраги. Их длина может достигать нескольких километров, а глубина - от 10 до 80 метров.

-То есть что является главной причиной появления оврага?

-Посмотрите на рисунок на стр. 33 и прочитайте абзац под рисунком.

- Кто выйдет к доске и покажет нам вершину оврага? Что такое вершина оврага?

-Кто хочет показать устье? Что такое устье оврага?

-А где на рисунке дно? Что это такое?

-А где же склоны на рисунке? Какими они бывают у оврагов?

Работа с учебниками.

Ученик читает вслух абзац.

-Нет, поверхность Земли не ровная. Она холмистая, на ней много оврагов.

-Это какое-то возвышение.

Ученик читает 2 абзац.

-Небольшие возвышения на равнинах.

Рисуют холм на листе.

-Это вершина.

-Это подошва холма.

Выполняют действия на листе.

Слушают учителя.

Читают абзац про себя.

-Если по склону легко дойти до вершины, то это пологий склон. А если на вершину взбираться трудно, то склон крутой.

-Овраг образуется из-за размыва почв потоками воды от таяния снега и дождей, маленькие частицы почвы уносит водой и образуется растущая со временем яма, которая превращается в овраг.

Главная причина появления оврага - дождевые и талые воды.

Читают учебник.

Выходят к доске по одному:

-Вершина - место, где овраг начинается.

-Устье - место, где овраг заканчивается.

-Дно - самая низкая часть оврага.

-Они бывают обрывистыми и крутыми.

П:  построение рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражение свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: преобразование модели с целью выявления

общих знаков, определяющих данную предметную область

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: построение рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Динамическая пауза

Практический

1 мин

-Ребята, давайте поднимемся со своих мест и проведём динамическую паузу.

Повторяют движения за героями видеоролика.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический

Выполнение заданий в рабочих тетрадях

Словесный:

 аргументирование

     3 мин

Работа в малых группах:

-Сейчас я поделю вас на несколько групп. Каждая группа получит свой листок с заданием.

Работа с рабочей тетрадью:

-А сейчас, откройте свои тетради на странице (11), №16. Прочитайте к нему задание.

-Хорошо, то есть вам нужно сначала догадаться, о каком же склоне идет речь: о пологом или о крутом. Затем найти этот склон и нарисовать на нем простым карандашом стрелочку. Это задание мы выполняем самостоятельно и даю я вам на него 2 минуты. Приступаем к работе.
-Давайте проверим насколько верно вы выполнили упражнение.

-Кто выйдет и укажет на моем листе  направление стрелочек?

-Какое слово пропущено в тексте? Почему?

-А склон, по которому вода будет стекать медленнее, как называется?

-Отлично!

Выполняют упражнение в рабочих тетрадях.

Выходит один к доске и указывает стрелочку.

-крутой склон

-пологий склон

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Наглядный: презентация

Домашнее задание.

Инструктаж.

 5 мин.

-Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу. Я раздам вам карточки с заданиями, а вам нужно выполнить их там же.

-Приступайте к работе.

-Итак, время подошло. Обменяйтесь работами с соседом по парте, возьмите ручку любого другого цвета и проверьте работу вашего товарища. Если ответ верный, ставьте знак “+”, а если нет - знак “-”.

-После этого посчитайте количество верных ответов и оцените работу товарища и поставьте соответствующую оценку.
-Подпишите свои работы и в конце урока сдадите мне листочки.

Выполняют упражнение в рабочих тетрадях.

Проверяют по образцу.

Оценивают.

Записывают домашнее задание.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Р: осуществлять итоговый контроль

VIII. Включение в систему знаний.

Словесный

Беседа.

2 мин.

Подведение итогов урока.

-Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке.

- Как называлась тема нашего урока?

-Какие цели ставили в начале урока?

-Выполнили мы их?

-Ребята, запишите домашнее задание: стр. 34, ответить на вопросы.

Формулируют выводы.

Отвечают на вопросы:

- “Холмы и овраги”.

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.

IX. Рефлексия деятельности

Словесный

беседа

2 мин.

Анализ работы на уроке.

- Посмотрите на “лесенку успеха”. Как вы по ней оцените свою деятельность на уроке, поясните свой ответ?

-Были ли у вас какие-нибудь трудности?

       

Спасибо за урок, ребята, вы большие молодцы, до свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века") по теме: "Наша страна-Россия".

Урок проводится в 1 классе, во 2 четверти. Содержание урока наполнено информацией о государственных символах России....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")

Представленный материал - план-конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века"). Тема -  "Правильное питание – залог здоровья". Урок систематизирует знания детей о з...

Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа" УМК Начальная школа XXI века. 3 класс

Тема урока ___ Животные – живые существа (организмы)   Тип урока____ Урок формирования умений и навыков Цель урока:  сформировать понятие « Животное – живое существо»,  расшир...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Земноводные, УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ     Тема: Земноводные Цели деятельности учителя: расширение представлений о земноводных; обогащение знаний новыми сведениями о жизни лягушек...