Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока
|
Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности (Словесный – беседа)
| 1-2 мин | -Здравствуйте, ребята. Встали ровно, подравнялись. -Повернитесь к соседу по парте лицом, улыбнитесь ему, и скажите «Желаю тебе успехов на уроке» -Молодцы, тихонечко сейчас сядут девочки и также тихо сядут мальчики. | -Здравствуйте. -Желаю тебе успехов на уроке» | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация (Словесный – беседа) (Наглядный – демонстрация)
(Практический - упражнение)
(Наглядный – демонстрация)
| 5-6 мин | -Как должен сидеть ученик? Вот и покажите своей посадкой, что вы готовы работать. -Что вы изучали на прошлом уроке? -Тогда ответьте мне на такой вопрос: всех ли рыб можно содержать в одном аквариуме? Почему? (Ответы принимаются только по руке). -Хорошо, вижу, что прошлую тему вы выучили хорошо. Может кто-то еще хочет блеснуть своими знаниями? Мне нужны 2 самых смелых человека из вашего класса. 1-й. На прошлом уроке вы разбирали рыб по плану (на слайде и ниже). Сейчас я дам тебе этот план и 2 минуты. За это время ты должен подготовить и кратко рассказать нам о рыбах. Все понятно? Время пошло. - Внешнее строение.
- Дыхание (чем дышит).
- Способ питания.
- Место обитания.
2-й. На карточке которую я тебе выдала есть 2 колонки. В 1 – названия рыб, а во 2- их вид. Тебе нужно будет стрелочкой соединить вид и название. А потом мы все проверим. На это у тебя тоже есть 2 минуты Толстолобик. | Хищники | Белый амур. | Щука. | Всеядные | Налим | Карась. | Растительноядные | Карп. |
-А пока ребята выполняют задание, скажите: - Двигает ли рыба плавниками, когда стоит на месте?
- Как расположена у рыб чешуя?
- Как при дыхании рыба работает ртом и жаберными крышками?
-Вы большие молодцы, столько всего знаете. А пришло время послушать ребят с их готовыми ответами по домашнему заданию. | -Ноги на полу, спину прямо, руки вместе, между партой и животом 1 кулачок. -Рыб. - Нельзя растительноядных рыб держать с рыбами-хищниками. Хищники их съедят.
1. Тело покрыто чешуей и слизью. У большинства рыб оно уделённое и сжатое в конце. Голова плавно переходит в туловище, а туловище – в узких хвост. 2. Дышат при помощи жабр растворенным в воде кислородом. 3. Растительноядные – водоросли. Хищники – мелкие рыбы, рачки, насекомые. Всеядные – и водные растения, и животные. 4. Они обитают и в пресной и в соленой воде. Рыбы не живут только в одном море. Оно называется Мертвое море. Там нет рыб, потому что оного очень соленое
Толстолобик. Белый амур. | Растительноядные | Щука. Налим | Хищники | Карась. Карп. | Всеядные |
-Нет. Для этого у рыб есть воздушный пузырь. Регулируя количество воздуха в нем, рыба может создавать нулевую плавучесть и зависать в толще воды. Хвостовой и спинной плавники не движутся, т. к. движение хвостового плавника приводит к движению вперед, а спинной служит для стабилизации этого движения и поворотов. -От головы к хвосту, по движению тела, чтобы вода скользила по чешуе, а не натыкалась на нее, создавая сопротивление. -Рыба все время работает ртом, захватывая им воду, и что у неё так же равномерно поднимаются и опускаются жаберные крышки по бокам головы.
| Р: саморегуляция: П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; владение монологической формой речи; Р: планирование;
П: выбор оснований и критериев для сравнения; П: анализ, синтез;
К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; владение монологической формой речи.
|
III. Постановка учебной задачи
(Словесный – беседа) (Проблемное изложение) | 5-6 мин | -А сейчас прослушайте загадки, и ответьте на вопрос: какой будет наша следующая тема? У воды живет плутовка И скрывается так ловко, Что беднягам мухам, мошкам Не уйти от этой крошки. (Лягушка.) Самый крупный представитель лягушечьего мира – лягушка-голиаф (Conraua goliath). Эта гигантская лягушка может весить более трех килограммов, ее длина составляет около 90 см. Крепкие ноги лягушки-голиафа позволяют ей совершать прыжки длиной в три метра. Самые маленькие лягушки, обитающие на Кубе, имеют длину тела от 8,5 мм до 12 мм. Эта в нашем огороде На охоту ночью ходит. Слизнякам пришла беда – Расползайтесь кто куда! (Жаба.) Самая большая в мире жаба – это жаба ага, ее вес может достигать более двух килограммов. Помимо того, жаба ага – одна из самых ядовитых среди жаб и лягушек. Самая маленькая в мире жаба имеет длину всего 2,4 см. -Тогда кто может сказать, о чем ы сегодня будем говорить? -А теперь посмотрите на слайд и прочитайте нашу тему правильно. -Кто скажет, какие цели мы ставим себе на этот урок? |
-Лягушка.
-Жаба.
-«Земноводные».
-Узнать о земноводных, их особенностях и местах обитания; научиться различать земноводных. | Р: прогнозирование;
П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Р: целеполагание; планирование. |
IV. Открытие нового знания (Словесный – объяснение, беседа) (Практический – упражнение) (Наглядный – демонстрация, иллюстрация)
Динамическая пауза (Практический – упражнение) | 6-7 мин | -У каждого на столе лежит определенный набор необходимых материалов, посмотрите на них: - Часть плана (строение, питание, дыхание или обитание).
- Карточки с текстом.
- Иллюстрации.
- Лист бумаги
- Клей.
-Сейчас вы индивидуально читаете вашу часть плана (строение, питание, дыхание или обитание), потом карточки с текстом. Обратите внимание на то, что у каждого к тексту есть еще иллюстрации. Ваша задача соотнести текст с картинкой и приклеить их на листок вот таким вот образом (демонстрация). То есть у вас сверху идет иллюстрация определенного земноводного, а внизу текст про него. Клеить вы будете при помощи клея. На это у вас есть 2 минуты.
-Что-то вы засиделись. Пришло время нам размяться. Все вставайте со своих мест и повторяйте за мной. | 1. Внешнее строение: 2. Температура тела земноводных зависит от температуры воды. 3. У жаб и лягушек нет хвоста. Тело толще, голова шире. Кожа жаб –бородавчатая, лягушек – гладкая. 4. Тритоны имеют длинный хвост и короткие ноги. Тело у тритонов вытянутое. 5. Плавать жабам и лягушкам помогают перепонки между пальцами, у тритонов для этого есть хвост. 6. Червяга – безногое земноводное. 2. Дыхание: 11. Дышат земноводные воздухом. При открытом рте дыхание невозможно. Частота дыхания — несколько раз в секунду. 3. Способ питания: 9. Все взрослые земноводные –хищники. 10. Жабы и лягушки поедают слизней, гусениц и насекомых. 12. Тритон питается мелкими ракообразными, личинками насекомых, водными моллюсками. На суше их кормом становятся жуки, гусеницы бабочек, многоножки, панцирные клещи, пауки и дождевые черви. 13. Червяга питается всеми мелкими животными, что попадаются ей а пути (мелкие змейки, червяки и т.д) 4. Место обитания: 1. Часть жизни проводят на суше, а часть в воде. 7.Червяга обитает в жарких тропических странах. 8. Червяга ведет подземный образ жизни. 14. Жабы и лягушки живут в болотах, на берегах рек, реже в лесах и на горах. 15. Тритон обитает в мелких стоячих водоемах с богатой растительностью и в лиственных и смешанных лесах. | П: смысловое чтение, как осмысление цели чтения; Л: анализ; синтез; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Л: построение логической цепочки рассуждений; П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.
|
V. Первичное закрепление во внешней речи (Словесный – беседа) (Наглядный – иллюстрация).
| 9-10 мин | - Перед тем, как мы будем работать дальше, расскажите мне правила групповой работы? -А какая у нас должна быть атмосфера к классе? А сейчас объединяетесь в четверки (сингапурская система), и по очереди рассказываете друг другу то, что у вас получилось, начиная с 1. В итоге каждая группа должна составить целый рассказ о земноводных по нашему плану. А я буду ходить и слушать. На это у вас есть 2 минуты. Время пошло. | -Слушать и уважать друг друга. Не перебивать. Не кричать. Работать слажено. -Тихая, чтоб не мешать работать другим. | К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; К: управление поведением партнера. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (Словесный – беседа) (Наглядный – демонстрация) | 4-5 мин | -Вы молодцы. Я вас всех внимательно слушала. А теперь проверим у всех ли правильно получилось. Я раздаю вам небольшой кроссворд. В верхней строчке обязательно нужно его подписать. Впишите в специальную строчку свое имя и фамилию. -Задание я кладу одно на парту, но работать по нему вы будите каждый по своему кроссворду, так что разговаривать не разрешается. Внимательно посмотрите на кроссворд. В нем 8 вопросов. Для того, чтобы ответить на них я даю вам 3 минуты. | Напиши к картине земноводное: 1) Тритон 2) Червяга 3) Лягушка 4) Жаба 5) Что влияет на температуру тела земноводных? (вода). 6) Что отсутствует у жаб и лягушек? (хвост). 7) Что помогает жабам и лягушкам плавать? (перепонки). 8) Продолжи фразу «все взрослые земноводные»… (хищники). |
Л: анализ, синтез, сравнение; Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата; Р: коррекция. К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. |
VII. Включение в систему знаний
(Работа с видеоматериалом – просмотр)
(Словесный –беседа) | 7-8 мин | -Все, закончили решать кроссворд. С последней парты на 1 передаем. Я их проверю и на следующий урок Ирина Викторовна объявит вам оценки. -А сейчас ответьте, вызвали ли у вас затруднения какие-нибудь вопросы? Давайте их разберём. *если осталось время, то видео* -Сели ровно, подравнялись, спинку прямо, ноги на пол. Сейчас я включу вам интересное видео о земноводных. Ваша задача: внимательно смотреть и запоминать, так как потом я буду задавать вам вопросы. 1 видео: -Чем знамениты «заботливые лягушки»?
-Какова длина самой маленькой лягушки? -Какой вес у самой большой саламандры? -Чем особенна «стеклянная» лягушка? 2 видео: - Чем полезны лягушки? -Чем полезны жабы? -Как можно поухаживать за жабой, если она поселилась у нас на огороде? -Назовите «хвостатых» родственников бесхвостых лягушек и жаб? -Все верно, вы большие молодцы. |
-Они вынашивают в себе плод до полного созревания. -10-13 мм. -Около 65 кг. -Кожа на животе прозрачна.
-Они едят мух и комаров. -Они едят вредных слизей. -Сделать ей домик.
-Тритоны и саламандры. | Р: саморегуляция; Р: прогнозирование; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) (Словесный – беседа) | 2-3 мин | -Итак, сели ровно, подравнялись. Сейчас посмотрите на слайд. И каждый ответьте себе на эти вопросы, а потом нескольких человек я послушаю. -Мне было очень приятно с вами работать, всем спасибо за урок. | -Какая была тема нашего урока? -Какие я поставил перед собой цели? – Что нового я узнал на уроке?
| П: рефлексия способов и условий действия. |