Конспект урока "Где живут белые медведи. Окружающий мир. 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Ильиных Ольга Михайловна

 Урок формирует у детей  представления о холодных районах Земли , о ее жителях. (Окружающий мир. 1 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Школа № 2 города Пласта Челябинской области

Ильиных Ольга Михайловна, учитель начальных классов

Технологическая карта

Раздел

Где и когда? (11 часов)

Тема

 Где живут белые медведи? (1 час)

Цели

Формировать представления о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах; находить данные районы на карте, отличительные признаки растительности и животных; воспитывать чувство любви к своей родине.

Основное содержание темы, термины и понятия

 Северный Ледовитый океан, Арктика, Антарктида,  северный полюс, южный полюс.

Планируемый результат

Личностные умения:

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Предметные умения:

научатся находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить примеры животных холодных районов; получат возможность научиться рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире; определять источники появления загрязнений в снеге; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Ресурсы

Формы работы

УМК «Школа России». Учебник «Окружающий мир» часть 2 А.А Плешаков М.»Просвещение».

Карта полушарий, глобус, презентация «Где живут белые медведи».

Фронтальная. Работа в парах

Индивидуальная      

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный

момент

Приветствие (эмоциональный настрой)

- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. И хотелось бы, чтобы сложилось  хорошее впечатление у гостей. Вы согласны со мной? Тогда: Пожелайте друг другу успеха.

Садитесь.

Приветствуют улыбкой друг друга.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

II. Повторение пройденного.

Фронтальная работа с классом.

-Вспомните, ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?

-Сейчас мы  проведем небольшую проверочную работу.  (У каждого ученика  чистый листок)

 Если мой ответ верный, то мы рисуем  , е   если нет, то -      

  1. Неделя начинается с понедельника.
  2. Третий день недели – среда.
  3. В одной недели пять дней.
  4. Год начинается с февраля.
  5. Последний месяц года – летний.
  6. В году 12 месяцев.  

– Сейчас   ребята прочитают вам  сказку, вы внимательно слушайте, а я вам буду задавать вопросы.

“Вышел Старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.

Махнул старик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

– Кто догадался, какие птицы полетели?

Махнул Старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять и на полях показались цветы.

– Что за птицы полетели?

Махнул Старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

– Что за птицы третьей тройки?

Махнул Старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, заалели туманы.

– Какие это птицы?

А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев. Каждое перо тоже со своим именем.

– Почему у птицы 4 крыла?

– Почему в крыле 7 перьев и как они называются?

Работа в парах. Дети работают на карточках. После выполнения, проводится проверка. и дети рисуют смайлики. (Приложение №1)

  - Мы  узнали, как называются дни недели, месяцы и времена года.

Дети слушаю вопросы учителя и рисую ответы на листочке. В результате у них должно получиться:    

 Дети проверяют свой рисунок с рисунком учителя и оценивают себя.

У доски дети по очереди читают сказку «Старик –годовик»

 - Это три зимних месяца – декабрь, январь, февраль

Весенние месяцы – март, апрель, май

Летние месяцы – июнь, июль, август

Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь

В месяце 4 недели

7 перьев – это дни недели:понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Дети расставляют месяцы на доске.

III. Постановка учебной задачи

- Скажите, ребята, а какое время года самое холодное?

- А какие  осадки выпадают зимой? А что происходит весной со снегом и льдом?

Скажите, а есть ли на Земле места, где снег  и лед не тают даже летом

– На Земле есть два полюса: Северный и Южный. (Учитель показывает детям на Глобусе).Слайд №1
– На Южном полюсе находится Антарктида.
– Как вы думаете, надо ли нам снимать тёплую одежду, когда мы окажемся на Южном полюсе?

- Зима.

- Снег, Вода замерзает образует лед.

(Если кто-то из детей знает ответ на вопрос – выслушиваем его)

Весной снег и лед тают.

Дети высказывают свои предположения.

IV. Актулизация знаний.

Физкультминутка

Работа по учебнику (с 72)

Рассказ учителя. Слайд №2

– Сейчас я прочитаю вам рассказ о жизни белого медведя.
Куда ни погляди – везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался… “Сугроб” осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю!

– На кого охотился белый медведь?

– Как замаскировался медведь?

– Удалось ли медведю поймать добычу? Почему?

 Учитель  показывает движение , как охотится белый медведь.

Рассказ учителя ( Слайд №3)

Белые медведи обитают на Крайнем севере, за полярным кругом среди вечных льдов на побережье Северного Ледовитого океана. Это самые крупные и могучие животные среди семейства медвежьих. Медведь весит около 700 кг. Белые медведи покрыты с головы до ног густым белым мехом. Мех растёт даже на подушечках лап. Это и помогает животному сохранять тепло тела. Белые медведи отличные пловцы. Они часами могут проводить в ледяной воде.

Обсуждение  

– Как вы думаете, а для чего белые медведи совершают длительные заплывы?
– Излюбленная пища белых медведей – рыба, тюлени, морские водоросли, птичьи яйца.
– В ноябре, декабре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу и через пару месяцев на свет появляется 1-2 малыша, которые до наступления весны спят с мамой в берлоге.

– Посмотрите на иллюстрацию в книге.
– Прочитайте названия животных, которые встречают нас на севере

- Посмотрите, ребята, на с 73. Мы с вами увидим животных. А где они живут? Каких животных вы знаете.

- Пингвины – о них зают все. Скажите, а может белый медведь встретится с пингвином? Докажите.

Дети узнают, что такое Южный полюс, Антарктида и где они находятся. (Слайд №4)
– Как вы думаете, умеют ли они летать?
– А чем они питаются?
– Как природа приспособила их тело для ловли рыбы?

Рассказ о пингвинах. (Слайд №5)

Вместо крыльев у них лапы – ласты. На ногах – перепонки для быстрого передвижения под водой. Тело покрыто гладким опереньем. Пуховых перьев нет. Но есть толстый слой жира, который спасает от морозов. В самый разгар морозов пингвиниха откладывает яйцо. После этого пингвин прячет его под жировую складку под животом и держит его там около 2 месяцев. В это время пингвин почти не двигается и ничего не ест, стоит на трескучем морозе. Самка в это время нагуливает жир. Но зато, когда появляется птенец, заботу о нём берёт на себя мама. Как только пингвинята научились ходить, их отправляют в пингвиний детский сад, там они находятся под присмотром взрослых пингвинов. А родители в это время добывают пищу .

Дети слушают, приводят свои примеры.

-На тюленя.

- Прикрыл нос лапой.

- Нет, хрустнул лед.

Дети вместе с учителем повторяют движения .

Дети отвечают на вопросы учителя, приводят свои примеры и доводы из  прочитанного.

Дети рассматривают иллюстрации в учебнике и называют других животных, которые живут на Северном полюсе.

- На Южном полюсе.

- Пингвины. – Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают.

- Не могут. Они живут  на разных полюсах Земли.

Дети говорят о пингвинах И слушают рассказ учителя.

VI. Рефлексивно-оценочный Закрепление.

 Карточки с надписями: Северный полюс, Южный полюс. Остальные карточки с надписями: Северный Ледовитый океан, Арктика, Антарктида, пингвины, белый медведь, моржи, тюлени и др., расположены на доске хаотично. Детям предлагается расставить карточки:    на каком полюсе живут животные и какие географические названия относятся к полюсам Земли.

Дети выходят по очереди к доске и расставляют карточки. После проверки, еще раз подводят итог:  чем отличается Южный полюс от Северного и что общего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

конспект урока по окружающему миру 1 класс.Тема: «ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»

Цель урока.Формировать представление о разнообразии природы Земли.Задачи урока:1.     Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представит...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Где живут белые медведи"

Тип урока по целеполаганию:       Урок «открытия» новых знанийЦель урока:        Создание условий для формирования первоначальных предс...

Где живут белые медведи? Конспект урока по окружающему миру. 1 класс

Конспект урока по окружающему миру.           ...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Где живут белые медведи?"

Урок по окружающему миру 1 класс "Где живут белые медведи?"...

Конспект урока по окружающему миру " Где живут белые медведи" 1 класс

Задачи: Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира.Формирование коммуникативной и информационной компетентностиРасширять кругозо...