Конспект урока окружающего мира, УМК "Перспектива", 3 класс "В красном углу сесть - великая честь"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цели деятельности учителя:
- ознакомление детей с эстетическим оформлением красного угла в доме, с его значением как центра духовной жизни семьи, а также с его ролью в нравственном благоустройстве внутреннего мира каждого человека в семье;
- формирование представления о необходимости такого центра в современном доме как места, где зримо выражается почёт и уважение членам семьи, друзьям, гостям, рождается чувство особой общности и духовного единения людей.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать роль и назначение красного угла в старинном доме;
- уметь сопоставить между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома;
- уметь выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.
Личностные:
- проявлять уважительное отношение к культурному многообразию человечества;
- проявлять интерес к истории своей семьи формировать положительное отношение к учению;
- определять мотивы учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата:1 февраля 2019г. Школа: №104 Класс: 3 «м» Кабинет: 314 | Учитель: Чебыкина Т.И. Студент: Хабибуллина К.А. Методист: Сачкова Т.А. |
Конспект урока: «В КРАСНОМ УГЛУ СЕСТЬ — ВЕЛИКАЯ ЧЕСТЬ»
Цели деятельности учителя:
- ознакомление детей с эстетическим оформлением красного угла в доме, с его значением как центра духовной жизни семьи, а также с его ролью в нравственном благоустройстве внутреннего мира каждого человека в семье;
- формирование представления о необходимости такого центра в современном доме как места, где зримо выражается почёт и уважение членам семьи, друзьям, гостям, рождается чувство особой общности и духовного единения людей.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать роль и назначение красного угла в старинном доме;
- уметь сопоставить между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома;
- уметь выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.
Личностные:
- проявлять уважительное отношение к культурному многообразию человечества;
- проявлять интерес к истории своей семьи формировать положительное отношение к учению;
- определять мотивы учебной деятельности.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: программа: «Перспектива»; учебник: Плешакова А.А. Окружающий мир. 3 класс (2 часть), рабочая тетрадь (2 часть), раздаточный материал, презентация, видеофрагмент.
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный: Наглядный: показ слайдов | 2 мин | - Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, - Меня зовут Ксения Александровна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. - Проверьте, чтобы у каждого на столе лежали учебник и рабочая тетрадь. | Здороваются. Слушают учителя. Проверяют готовность. | Л.: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: учебный диалог Наглядный: показ слайдов | 5 мин | - С чего мы начинаем работу на уроке? - Правильно, сейчас мы с вами вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке. - Какой строительный материал издавна любили в нашей стране? Почему? Что из него делали? - Как называется центральная балка на потолке старинного дома? Почему её так называли? - Как в старину называли печь? Почему её так называли? - Молодцы, вы верно ответили на все вопросы. | С повторения. Дерево. Дерево более теплый материал, чем камень, более доступный и экологически-чистый. Дома. Матица. От нее зависит прочность дома, поэтому зовут ее матицей. Матушка. В печи пекли и готовили, она топила зимой, благодаря чему грелась вся семья. | Л.: желание приобретать новые знания. Р: принятие и сохранение учебной задачи. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение речевых высказываний. |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: беседа Наглядный: показ слайдов | 3 мин | - Теперь, рассмотрите картинки, скажите, что Вы заметили? - А что общего на этих иллюстрациях? - А ещё? - А как называется такое место? - Как вы думаете, почему возникло затруднение? - Верно, значит отправимся за новыми знаниями! - Ребята, а где находится икона? - А этот угол красивый? - А почему? - А как раньше по-другому говорили слово «красивый». К примеру «красна девица». - Верно, значит, этот угол как можно назвать? – Сформулируйте тему урока. – Сформулируйте учебную задачу. | В каждой избе есть стол, стул. (то что изучали, то увидели на иллюстрации). Думают, предполагают. Затрудняются ответить. Потому что этого мы ещё не изучали. В углу. Да. Он чистый, светлый, на нём полотенце красивое, с цветами. Словом «красный» (раньше говорили «красна девица – красивая девица») Красный угол. В Красном углу сесть- великая честь. Узнать, что называют красным углом. | К.: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации |
4. | Открытие нового знания Словесный: беседа Практический: работа с учебником, чтение Наглядный: показ слайдов | 8 мин | - Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте, а затем будете отвечать на мои вопросы. «Центром общей жизни в старину был храм. К нему из всех домой, из всех семейств шли люди и в горе, и в радости. Без объединяющего центра нельзя удержать порядок в жизни людей. Не зря печь называют матушкой. Она давала людям тепло и еду. Но людям, кроме теплы и сытости, нужно знать золотые правила совместной жизни. О них после принятия христианства в каждом доме напоминали иконы в переднем углу. Ответьте мне на вопросы. - Что было центром общей жизни в старину? Почему? - Что нужно людям, кроме тепла и сытости? А зачем они нужны? - Своеобразным храмом в избе был красный угол. Сейчас вы посмотрите видеофрагмент, а затем ответите на мои вопросы. - Почему красный угол был самым светлым местом дома? - Как вы думаете, а почему красный угол считался почетным местом в избе? - Ребята, сейчас я вам задам вопрос, а вам надо будет хорошо подумать над ответом. Как вы думаете, почему именно эти предметы ставились в красный угол? - Теперь я вам расскажу о лавке в избе. А потом вы ответите на мои вопросы. Лавка, вдоль передней стены тоже называется красной. (показать на экране). Место на этой лавке называют большим или княженцким. На эту лавку сажали почётных гостей. За обедом или ужином данное место занимал старшей в семье: дед, отец или старший из сыновей. Здесь сидеть – значит высоко сидеть. С возрастом эту честь нужно заслужить умом, мудростью, справедливостью и трудолюбием, заботой о благе семьи. - Как называется место, на так называемой, красной лавке? - Чем нужно было заслужить это место? Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы! | Слушают текст. Храм. К нему из всех домов, из всех семейств шли люди и в радость, и в горе. Иконы. Напоминали правила совместной жизни. Потому что его освещают три красных лицевых окна. В красном угле хранились иконы, которыми дорожила семья, и которым молились каждый день. Потому что эти предметы олицетворяют здоровье, радость и жизнь. Слушают. Большим или княженецким. Умом, мудростью, справедливостью, трудолюбием, постоянной заботой о благе семьи. | Л.: понимать точку зрения ученика и принимать ее. П.: подведение под понятие. К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. П: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков. П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. |
5. | Первичное закрепление во внешней речи Наглядный: видеофрагмент, показ слайдов Практический: работа с книгой, чтение, ответы на вопросы | 7 мин | Давайте немного разомнемся и выполним физминутку. - Давайте рассмотрим иллюстрации на 12-13 страницах. Что мы видим? Что помещалось в красном углу старинного дома? - Ребята, что меняется в ваших домах к праздникам? Как вы украшаете свои жилища? - Вот и в старину дома к празднику преображались. Об этом нам расскажет учебник» на с. 14, украшая свой дом. - Какое главное чудо из чудес в старинном доме? - Почему зло и страх отсутствовали в доме? - Посмотрите иллюстрации на этой странице. - Какие чувства выражает хозяйка, украшая дом? - В чем заключается мастерство хозяйки? -Давайте еще раз посмотрим, как был устроен красный угол в старинных домах. - Опишите, что вы видите здесь? - Молодцы, теперь вы точно знаете, как устроен красный угол в старинных домах. | Выполняют двигательные упражнения. Фотографии родственников и иконы. Красивые полотенца и лампады Дети рассказывают. Читают текст. Пожелания добра, счастья, верности, спокойной и многодетной жизни в доме. Отсутствие зла и страха в доме. Потому что все жили, по совести. Заботу, трепетность. В умении держать в доме порядок. Сплоченность семьи, мир и гармония в доме. Полотенца, иконы, фотографии близки, лампадка. | П.: отбирать необходимые для решения учебные задачи информацию в тексте учебника; извлекать информацию из прочитанного материала. К.: формировать собственное мнение и позицию. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. П: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков. П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: Наглядный: показ слайдов. | 5 мин | - Теперь вам самостоятельно нужно выполнить номер № 1 в рабочих тетрадях. Прочитайте задание. На выполнение у вас 2 минуты. - Если у вас нет ошибок, то поставьте себе +. Те, у кого есть ошибки исправьте. | Выполняют упражнение самостоятельно. Проверяют по эталону. | П.: обращаться к ранее полученным знаниям, совершенствовать их. Р.: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий. |
7. | Включение в систему знаний Практический: выполняют упражнение Наглядный: показ слайдов | 5 мин | - Посмотрите на задание № 3 в рабочей тетради. Что вам нужно сделать? Выполняйте, на выполнение у вас 2 минуты. - Кто хочет с нами поделиться своим ответом? | Записать, что из устройства старинного дома тебе бы хотелось взять в свой дом. Высказывания детей. | К.: построение речевого высказывания. П.: структурирование знаний. |
8. | Рефлексия деятельности Метод: словесный Наглядный: показ слайдов | 5 мин | Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. - Как звучала тема нашего урока? - Какую цель мы ставили на урок? - Мы её достигли? - Тогда скажите мне, что такое красный угол? Молодцы. - А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке при помощи таблицы. - Запишите домашнее задание. В учебнике стр. 12-15 читать и пересказ, на стр. 15 проверь себя, р.т. стр. 9 №4. Спасибо вам за работу на уроке. До свидания! | В КРАСНОМ УГЛУ СЕСТЬ — ВЕЛИКАЯ ЧЕСТЬ Узнать, что такое красный угол. Да. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание. | Р.: анализировать собственную работу на уроке. П: осознанное построение речевого высказывания. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Окружающий мир "В красном углу сесть - великая честь"
Интересный материал к урокам по теме "Старинный дом"...
Тест по окружающему миру "В красном углу сесть - великая честь"
значение красного угла в деревянном доме...
Конспект урока по окружающему миру на тему "В Красном углу сесть-великая честь", 3 класс
УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок окружающего мира в 3 классе ( УМК " Перспектива ") по теме " В красном углу сесть – великая честь ".
Урок окружающего мира в 3 классе ( УМК " Перспектива ") по теме " В красном углу сесть – великая честь "....
История 3 кл. УМК «Перспектива» «В красном углу сесть-великая честь»
Цели деятельности учителя: познакомить с эстетическим оформлением красного угла в доме, с его значением как центра духовной жизни семьи; с его ролью в нравственном благоустройстве внутреннего мира каж...
Технологическая карта урока окружающий мир "В красном углу сесть - великая честь" 3 класс УМК "Перспектива"
Окружающий мир "В красном углу сесть - великая честь"...
Технологическая карта урока окружающего мира «В красном углу сесть – великая честь» (УМК «Перспектива», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о части старинного дома; понятия «красный угол». Задачи урока Планируемые резу...