Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Цепи питания"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Алина Абузаровна Галимова

Данный материал поможет вам в интересной форме познакомить учеников с такой важной темой как "Невидимые нити. Цепи питания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsepi.docx16.92 КБ
Файл konspekt_uroka_nevidimye_niti_v_zhivoy_prirode_firsova_oa_1.docx225.87 КБ

Предварительный просмотр:

РАСТЕНИЯ

РАСТИТЕЛЬНО-

ЯДНЫЕ

ХИЩНИКИ

   

ГРИБЫ

ПЛОТОЯДНЫЕ

БАКТЕРИИ

Желуди дуба

Желуди дуба

Желуди дуба

мышь

мышь

мышь

сова

сова

сова

лиса

лиса

лиса

кабан

кабан

кабан

волк

волк

волк

Листья дуба

Листья дуба

Листья дуба

мохнатая гусеница шелкопряда

мохнатая гусеница шелкопряда

мохнатая гусеница шелкопряда

кукушка

кукушка

кукушка

ястреб

ястреб

ястреб

сойка

сойка

сойка

Сосна

Сосна

Сосна

жук-короед

жук-короед

жук-короед

дятел

дятел

дятел

Водоросли

 



Предварительный просмотр:

Конспект урока по Окружающему миру

Тема: «Невидимые нити в живой природе» 3 класс, УМК «Перспектива», А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель: познакомить учащихся с особенностями питания животных (растительноядные, насекомоядные, всеядные), определить понятие «цепь питания».

Предметные результаты:

  • классифицировать животных по особенностям питания;
  • приводить примеры растительноядных, всеядных, хищных животных с помощью атласа- определителя;
  • прослеживать по схемам цепи питания.
  • моделировать цепи питания с помощью схем-аппликаций.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
  • оценивать результаты деятельности (чужой, своей).

Познавательные:

  • структурирование знаний.
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
  • анализ объектов с целью выделения признаков.
  • приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Личностные результаты:  

  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Оборудование урока:

  1. Презентация по теме «Невидимые нити в живой природе».
  2. Учебник «Окружающий мир».
  3. Раздаточная таблица «растительноядные, насекомоядные, всеядные».
  4. Карточки с учебными заданиями.

Этап

занятия

Ход занятия

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент.

Здравствуйте, ребята. Рада вас всех сегодня видеть. Садитесь, пожалуйста.

Учащиеся приветствуют учителя и садятся на свои места.

Актуализация знаний.

 

 

 

На прошлом уроке мы  с вами говорили о разнообразии животных.

Слайд 2.

Вспомните, какие группы ученые выделяют среди животных?

Назовите основные особенности каждой группы животных.

Приведите примеры животных каждой группы.

За что получили название земноводные?

За что получили название пресмыкающиеся?

Молодцы!

Насекомые - 6 лап, птицы - тело покрыто перьями,

рыбы - тело покрыто чешуей,

звери - тело покрыто шерстью,

паукообразные - 8 ног,

земноводные - голая нежная кожа (лягушки, жабы, тритоны), пресмыкающиеся - тело покрыто сухими чешуйками, иногда панцирем (ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы).

Структурирование знаний.

Постановка учебной задачи. 

Чем питаются разные животные?

Слайд 3. (белка, волк, лось, мышь, лиса)

Какие из этих животных питаются растительной пищей?

Какие из этих животных питаются другими животными?

Учащиеся высказывают свои предположения (фронтальная работа).

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

«Открытие» нового знания.

Слайд 3.

Животные, которые питаются растительной пищей, называются растительноядными.

Животные, которые питаются другими животными, называются хищные животные или хищники.

Разбейте животных на две группы: хищники и растительноядные.

К какой группе отнесём медведя?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, чем питается медведь.

Медведь есть ягоды, любит полакомиться медом, ловит рыбу.

Как же назвать животное, которое ест и растительную и животную пищу?

Таких животных называют всеядными.

Как вы думаете, почему?

Каких еще животных вы знаете, которых можно назвать всеядными?

Если учащиеся затрудняются, можно предложить им загадки:

Пятаком он землю роет,

Ищет луковицы, корни,

Ушки у него торчком,

И зовут все …

Он идёт неторопливо,

Зацепил хвостом он сук.

Полосатый он, красивый.

Зверь хозяйственный…

К какой группе относились все животные, которые изображены на этом слайде?

Слайд 4.

Как вы думаете, а среди птиц бывают растительноядные, хищники и всеядные?

Рассмотрите птиц на доске.

Распределите их на группы по особенностям питания.

Какую птицу сложно отнести к какой-либо группе? (ласточка)

Почему?

Животные, которые питаются насекомыми, называются - насекомоядными?

Слайды 5-6.

Рассмотрите рисунки.

Как связаны между собой эти объекты живой природы?

Вспомните, как называется невидимая цепочка, звеньями которой являются эти объекты?

Ученые называют такую цепочку - цепь питания.

Каждая цепь питания начинается с растения.

Как вы думаете, какое следующее звено в цепи питания?

А после растительноядного животного идет…

Составьте еще одну цепочку питания из данных объектов природы.

Составьте еще одну цепочку, но в ней будет не три звена, а четыре.

Растительноядные: белка, лось, мышь.

Хищники: волк, лиса.

Учащиеся высказывают свои предположения (фронтальная работа).

Кабан(ом)

Барсук

Звери.

Учащиеся высказывают свои предположения (фронтальная работа).

Учащиеся высказывают свои предположения (фронтальная работа)

Растительноядное животное.

Хищное животное.

Осина      заяц       волк

Дуб      мышь      змея

      орел

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Воспринимать 

текст с учетом поставленной учебной задачи.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых

положений.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Физминутка.

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,
За мамой-лисицей крался лисенок,
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шел медвежонок,  
За мамою-белкой скакали бельчата,
За мамой-зайчихой — косые зайчата, 
Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Учащиеся выполняют движения под ритмичное стихотворение за учителем.

Первичное закрепление.

Слайд 7.

Выберите лишнее животное в каждой группе.

Ответы:

1. бобр (растительноядное)

2. еж (всеядное)

3. рысь (жищник)

Определите, к какой группе относятся оставшиеся животные?

Ответы:

1. хищники

2. насекомоядные

3. растительноядные

Учащиеся работают в парах, фронтальная проверка с доски.

Учащиеся работают в парах, фронтальная проверка с доски.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Практическая работа по закреплению изученного материала.

Слайд 8.

Внимательно прочитайте текст.

Подчеркните зеленым цветом - название растительноядных животных,

красным - хищников,

синим - всеядных,

фиолетовым - насекомоядных.

Текст на карточках:

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды лягушка охотится на комаров. В лесу находят свою добычу - мелких грызунов - сова и лиса. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

Слайд 9.

Перед вами лежит лист.

Что на нем изображено?

Попробуйте, работая в парах составить всевозможные цепи питания.

Учащиеся работают в парах, фронтальная проверка с доски.

Учащиеся работают в парах, фронтальная проверка с доски.

1. Желуди дуба - мышь - лиса.

2. Желуди дуба - мышь - сова.

3. Желуди дуба - кабан - волк.

4. Листья дуба - мохнатая гусеница шелкопряда - кукушка - ястреб.

5. Желуди дуба - сойка - ястреб.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Осуществлять 

итоговый контроль деятельности.

Рефлексия. Подведение итогов.

Что нового мы узнали с вами на уроке?

Назовите группы животных по способу питания.

Приведите примеры растительноядных животных.

Приведите примеры хищных животных.

Приведите примеры насекомоядных животных.

Приведите примеры всеядных животных.

Что такое цепь питания?

Что всегда является началом любой цепи питания?

Что является вторых звеном в цепи питания?

Следующим звеном цепи питания?

Молодцы!

Учащиеся высказывают свои предположения (фронтальная работа)

Растение.

Растительноядное животное.

Хищное животное.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Домашнее задание.

Учитель записывает д/з на доске:

Учебник с.94-97 читать, пересказывать.

В рабочей тетради записать и зарисовать  по 1 примеру на каждую группу животных по типу питания.

Учащиеся записывают д/з в дневники.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Внимательно прочитайте текст.

Подчеркните зеленым цветом - название растительноядных животных,

красным - хищников,

синим - всеядных, фиолетовым - насекомоядных.

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды лягушка охотится на комаров. В лесу находят свою добычу - мелких грызунов - сова и лиса. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

Внимательно прочитайте текст.

Подчеркните зеленым цветом - название растительноядных животных,

красным - хищников,

синим - всеядных, фиолетовым - насекомоядных.

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы видим ласточек. Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды лягушка охотится на комаров. В лесу находят свою добычу - мелких грызунов - сова и лиса. Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру «Наше питание. Пищеварительная система».

Тип урока: изучение нового материала.Тема:«Наше питание. Пищеварительная система».Время проведения:         2013г.Цели: 1.)обучающие:-формирование пе...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Наше питание. Пищеварительная система"

Открытый урок по окружающему миру . 3 класс . Тема урока :" Наше питание . Пищеварительная система"...

Урок по окружающему миру "Наше питание" - 2 класс

Формировать знания о составе пищи; обучать методам исследовательской деятельности;Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, мышление; выработку активной жизненной позиции; коммуникативны...

Открытый урок по окружающему миру "Наше питание" 3 класс

Тема урока: Наше питание.Тип урока: урок-монопроектЦель: Формировать способность к выбору  полезных продуктов для здорового питания.Систематизировать знания о разнообразии питательных в...

Конспект урока по окружающему миру «Наше питание". 3 класс

Конспект урока по окружающему миру "Наше питание" 3 класс...