Проект "Покормим птиц"
проект по окружающему миру (4 класс)

Тудупова Надежда Ширеторовна

Проект выполнен в рамках районной акции "Покормите птиц!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormim_ptits.docx439.97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Курумканское районное управление образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Майская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ «ПОКОРМИМ ПТИЦ!»

Автор: Ринчинова Намгар,

учащаяся 4 класса

Руководитель: Тудупова Н.Ш.,

учитель начальных   классов

Майск, 2018

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Покормим птиц!

Цель проекта

Создать благоприятные условия для зимовки птиц в нашей местности, познакомиться с зимующими птицами нашего края, изучить их образ жизни и поведения.

Задачи проекта

  • Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц нашей местности.
  • Изготовить кормушки совместно с одноклассниками.
  • Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц
  • Оформить памятку по подкормке птиц;
  • Провести викторину «Знаешь ли ты птиц?»;
  • Организовать конкурс рисунков
  • Принять участие в районной акции «Покормите птиц!»
  • Связать тему о птицах с другими учебными предметами: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология, изобразительное искусство.

Тип проекта

экологический, долгосрочный, индивидуальный

Срок реализации

Ноябрь - март

Ожидаемые результаты

- узнаю названия птиц, зимующих в нашей местности

- познакомлюсь с образом жизни и поведения

- научусь наблюдать за птицами

- вместе с одноклассниками изготовлю кормушки для птиц

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Зима – самое трудное время года для птиц. В холодные дни птицы ищут корм в течение всего светового дня. Кроме питания птицам пища необходима для согревания, поэтому зимой её требуется больше, чем летом. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми – практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу. А хороший слой жира под кожей еще и образует дополнительную защиту от морозов.  При продолжительных морозах, когда мало корма, птицы могут погибнуть от голода. В этом и актуальность выбранной темы.

Целью моей работы является создание благоприятных условий для зимовки птиц в нашей местности, знакомство с зимующими птицами нашего края, изучение их образа жизни и поведения.

Основными задачами  работы стало следующее:

  • Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц нашей местности;
  • Изготовить кормушки совместно с одноклассниками;
  • Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
  • Оформить памятку по подкормке птиц;
  • Провести викторину «Знаешь ли ты птиц?»;
  • Организовать конкурс рисунков;
  • Принять участие в районной акции «Покормите птиц!»;
  • Связать тему о птицах с другими учебными предметами: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология, изобразительное искусство.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: научный поиск, наблюдение, сопоставительный анализ.

Источниками информации стали специальная литература и материалы Интернета; наблюдение за кормушками и фотографирование.

Для удобства наблюдения за птицами были вывешены кормушки.

Зимнее время года наиболее благоприятное для изучения видового состава и образа жизни птиц. Птицы становятся более заметными, они сами тянутся к человеческому жилью. Они живут рядом с нами, и приносят большую пользу и радость. В то же время птицам нужна и наша помощь.

Мои наблюдения: Чаще всего у кормушек я видела синиц, воробьев, реже – снегирей и поползней. Воробьи зимой полностью зависят от человека и не могут без нашей помощи выжить, так как естественных кормов, которые они в состоянии найти в природе очень мало.

Синицы могут пережить зиму без нашей помощи, но не откажутся, если предложить им корм.

Но есть и другая группа птиц, которые чаще всего добывают корм самостоятельно. К этой группе относятся дрозды - рябинники, свиристели, щеглы. Эти птицы настоящие кочевники, нигде подолгу не останавливаются.

Дрозды и свиристели зимой питаются исключительно мягкими плодами деревьев и кустарников – рябина, боярышник и др. Кормушки они не посещают, полностью завися от наличия ягод на ветвях (обрывая плоды рябины, мы тем самым сокращаем количество доступного для них корма).

Снегири питаются семенами рябины, ясеня, сирени. Они изредка посещают кормушки.

Щеглы питаются семенами сорных трав. На кормушках их вряд ли увидишь.

Но значительная часть зимующих птиц погибает. Естественный корм для многих видов становится практически недоступным. А пару дней совсем без корма, да еще в холода, даже для здоровой птицы означает верную гибель. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две.  Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них! Благодаря помощи человека до весны доживет намного больше птиц.

Я с одноклассниками и нашими папами сделали кормушки из пустых коробок из-под сока, молока и установили в своих дворах. У кормушки должна быть крыша, тогда еду не засыплет снегом, по краям бортики, чтобы корм не сдуло ветром. Отверстие в кормушке должно быть таким, чтобы  птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть её.

Птиц подкармливала каждый день. За этот период времени на кормушку прилетали два вида птиц: синицы, воробьи. Воробьи прилетают стайками по двадцать – тридцать птичек, а синички - по две-три. Я с большим удовольствием наблюдала за ними. Наблюдая за птицами, я выяснила, какому корму отдают предпочтение птицы.  Один из любимых кормов – несоленое сало. Оно очень питательно. Семена подсолнечника клюют все птицы. Синицы клюют все семена. Воробьи клюют семена пшена и тыквы, пшеницу. Прикармливая птичек, надо соблюдать определенные правила. Их я оформила в виде памяток и раздала своим друзьям и одноклассникам (Приложение 1).  

Питаясь в птичьей столовой, мои пернатые друзья соблюдают этикет. Съев корм, они остаются сидеть на близлежащих насестах (деревьях, подоконниках, заборе), заглядывая в окна, изучая нас, проявляя интерес. Я также их запоминаю по форме тела, клюва, лапкам, цвету оперения. А также особенностям поведения (Приложение2).  

Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее. В ветреные дни птицы не прилетают.  Они  привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.





Заключение

Птицы - очень ценный объект исследования. Зимняя подкормка птиц – очень старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческого жилища можно кое-чем разжиться.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашел корм, он, прежде всего, своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть. Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

За время своей работы я узнала много нового и интересного о птицах  и подтвердила, что они больше страдают от бескормицы, чем от холода. По моему мнению, проделанная исследовательская работа оказалась очень интересной и познавательной.  Таким образом, я выполнила все поставленные перед собой задачи и полностью удовлетворена проделанной работой. В дальнейшем планирую продолжить  моё исследование. Для этого я составила «Паутинку темы» (Приложение 3).

Список использованной литературы

  1. Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия животных / Ю.А. Амченков // ООО «Издательская группа Аттикус». – 2008. – 256с.
  2. Коллектив авторов. Большая серия знаний. Биология / Коллектив авторов. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги». – 2006. – 188с.

 (с.123)

  1. Коллектив авторов. Большая энциклопедия природы. Том 4. Поведение животных. М.: ООО «Мир книги», 2002. – 192 с.
  2. Ресурсы Интернета: http://www.ecosystema.ru/
  3. Ресурсы Интернета: http://ru.wikipedia.org


Приложение 1. Правила подкормки птиц

  1. Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
  2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.
  3. Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
  4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
  5. Очень важно подобрать правильный корм для птиц:

Пташки будут благодарны вам за:

Ни в коем случае давать нельзя:

  • несоленое свежее сало
  •  говяжий жир, мясо
  •  топленое масло
  •  маргарин
  •  пшено, рис, овес
  •  подсолнечные семечки (несоленые и нежареные)
  •  пшеница
  •  ягоды рябины
  •  ягоды боярышника

 крошки хлеба

  • черный хлеб
  •  чипсы
  •  сладкие кукурузные хлопья
  •  соленые, сладкие или жареные продукты

Такое угощение вызовет у птиц расстройство желудка, а зимой любая болезнь у пернатых неминуемо приведет к их гибели

Виды птиц

Корм

Синицы

Нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни

Воробьи

Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые)

Синицы, воробьи

Крошки чёрствого пшеничного хлеба

Синицы

Кусочки несолёного сала, мяса и жира


Приложение 2.Мои пернатые гости

    C:\Users\7272~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.790\IMG_1519.JPG

C:\Users\7272~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.426\CAM01301.jpg

C:\Users\7272~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.201\IMG_1526.JPG

     


Приложение 3.

Паутинка темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"

Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...

К внеклассному занятию ко Дню птиц."Чудо - птицы"

Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе....

«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...