Конспект урока окружающего мира с применением здоровьесберегающих технологий.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
В материале представлен конспект урока окружающего мира для 3 класса по теме "Надежная защита организма" (УМК "Школа России"), который проводился в инклюзивном классе с применением здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 142.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» с применением здоровьесберегающих технологий
Класс/категория обучающихся | 3 «Б» класс/ 9 человек обучаются по общеобразовательным программам ФГОС НОО; 2 человека по варианту 4.2.ФГОС НОО ОВЗ. |
Программа | Окружающий мир «Мир вокруг нас» Плешаков А. А. |
Раздел программы | Раздел «Здоровье и безопасность» |
Тема урока | «Надежная защита организма» |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Оборудование и материалы | Оборудование:
увеличитель «SAPPHIRE», лайтбокс, подставка с подсветкой
Наглядный материал: презентация к уроку «Надежная защита организма». Раздаточный материал: таблица игры «А знаете ли вы, что…?» (для слабовидящих-16 шрифт), СООС (средства оперативной обратной связи): цветовые сигналы (красные, зеленые), предметные картинки «Органы чувств». |
Цель | Знакомство со строением и функциями кожи, как надежном органе защиты человека от повреждений и внешних воздействий. |
Задачи | Исследовать строение кожи, сформировать представление о функциях кожи, правилах гигиены кожных покровов. Научить на практике использовать полученные знания: уметь оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, ранках и ушибах. Способствовать развитию познавательной деятельности. Способствовать коррекции и развитию мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей, планирующей функции мышления; внимания, восприятия, памяти). |
Способствовать стимуляции сенсорных функций: зрительной, слуховой, тактильной. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. | |
Формы, приемы, методы | Работа в парах, индивидуальная и групповая практическая работа. Фронтальный опрос. Частично-поисковый метод (поиск информации в учебнике). Игра „А знаете ли вы, что...?“, прием „Верные или неверные утверждения“ („Лови ошибку“). |
Планируемые результаты: | Предметные результаты:
Личностные результаты:
|
Используемые здоровьесбе- регающие технологии | 1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
программе и индивидуализировать обучение по адаптированой образовательной программе; |
потребности в движении, смене позы, способствует снятию утомления и повышение их работоспособности. | |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
тактильной, слуховой чувствительности, обоняния. |
Содержание учебного процесса | Деятельность обучающихся | Здоровьесберегающая функция этапа урока |
Организационный момент (2 мин) | ||
Раз, два, три, четыре, пять | Проговаривают стихотворение, | Создание |
Я хочу успешным стать. | правила поведения на уроке, | положительной |
Чтобы все на свете знать- | объясняют, для чего нужно | мотивации на урок. |
Науки буду изучать! | выполнять эти правила. | Стимулирование на |
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный | успешность в | |
урок. Наш класс превратится в научную лабораторию. Ну, | предстоящей | |
а вы– станете учеными-исследователями. Для того, | деятельности. | |
чтобы приступить к работе в лаборатории, вам нужно | ||
пройти инструктаж. | ||
1. При проведении исследований в научной лаборатории | ||
соблюдаем порядок. | ||
2. Говорим друг с другом тихо, чтобы не мешать другим. | ||
3. Договариваемся друг с другом, работаем дружно. | ||
Вызов – мотивация учебной деятельности /Прием «Лови ошибку» (2 мин) | ||
-Ребята, для исследователя очень важно быть | Выбирают на слух из | Создание условий для |
внимательным. Насколько внимательны вы- покажет игра | перечисленных утверждений | коррекции и развития |
«Лови ошибку». Я читаю утверждения. Если вы считаете, | верное или неверное. | познавательных |
что утверждение верное, то поднимаете зеленый сигнал. | *Обучающиеся с ОВЗ работают | процессов: слухового |
Если утверждение неверное, то поднимаете красный | с предметными картинками | внимания, наглядно- |
сигнал и даете верный ответ. | (глаза, нос, уши, кожа). | образного мышления. |
| Слушают перечисленные | |
| утверждения, рассматривают их | |
| и из картинок выбирают | |
|
-Молодцы, вы правильно определили функции всех органов чувств человека, а теперь наша задача -проверить, как эти органы работают. Для этого проведем первый эксперимент. | верное или неверное. Приложение 1. | |
Проверка домашнего задания / Мини-эксперименты(5 мин) | ||
-У нас три группы, в каждой группе вы выбираете одного исследователя, который становится испытуемым. Остальные участники- экспериментаторы-наблюдатели. Вы завязываете испытуемому глаза, раскладываете перед ним предметы, которые он должен узнать.
-Давайте сделаем выводы:
-Какие органы чувств помогли нашим испытуемым правильно определить предметы?
работе всех чувств! | Дети делятся на 2 группы, выбирают исследователя из групп, остальные наблюдают за экспериментом.
*Обучающиеся с ОВЗ работают в 1 и 3 группе. | Стимуляция сенсорных функций: тактильного восприятия, обоняния. Создание условий для коррекции и развития мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, установление логических и причинно- следственных связей. |
-Ребята, а вы знали, что органы чувств можно тренировать, н-р, чтобы наши глаза хорошо видели и не подводили нас, нужно регулярно делать зрительную гимнастику . | ||
Зрительная гимнастика( 2-3 мин.) | ||
-Давайте сделаем разминку для глаз. Будем рисовать руками с вытянутыми указательными пальцами в воздухе цифры от 1 до 9 и следить глазками за нашими движениями. | Выполняют зарядку для глаз. | Снятие зрительного напряжения, утомления, укрепление мышцы глаз. |
Самоопределение деятельности/ Игра «А знаете ли вы…?» (3 мин) | ||
-Наши глазки отдохнули, а сейчас, юные исследователи, | Отгадывают загадку, отвечают | Способствовать |
предлагаю отгадать загадку, в ней спрятано то, о чем мы | на вопрос учителя. Работают в | коррекции и развитию |
будем говорить сегодня на уроке. | паре, заполняют таблицу. | мыслительной |
Мы в нее зимой и летом | Рассуждают, предлагают свои | деятельности: операций |
С головы до ног одеты. | суждения, но подтвердить их | анализа и синтеза, |
Даже на ночь снять не можем | фактами или обосновать | планирующей функции |
Потому что это… (Кожа) | аргументами пока не могут. | мышления; внимания, |
-Правильно, ребята, а что мы знаем о коже? | Дети приходят к выводу, что | памяти. |
Проведем экспертизу ваших знаний с помощью игры- | нужны «новые» знания. | |
опросника «А знаете ли вы…?». Перед вами таблица, | * Индивидуальная работа | |
работая в паре, ответьте на вопросы с помощью + или–: | обучающихся с с ОВЗ - | |
1)Какое значение имеет кожа? | рассматривание предметных | |
2)Что выделяет кожа? | картин под увеличителем. | |
3)Что такое поры? | Приложение 2. | |
4) Какие средства есть по уходу за кожей? | ||
5) Что нужно делать при небольших повреждениях кожи? | ||
6) Какое средство помогает при ранках? | ||
- Проанализируем полученные данные: |
КОЖА - НАДЕЖНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА | ||
Осмысление/Проблемная ситуация (1-2 мин) | ||
- Ребята, наш недоверчивый Попугай, узнав о теме урока, очень удивился:“Разве кожа человека может быть надежной защитой организма? Посмотрите на мои плотные перья, на густую шерсть Рыжика, на твердый панцирь Черепахи. Вот надежная защита! А у человека ничего такого нет. Как кожа может его защитить?“ -А, что вы об этом думаете?Выскажите свою точку зрения. - Какова цель урока? (Выяснить, как кожа может защитить организм человека?) | Вступают в беседу, ставят цель. *Обучающиеся с ОВЗ слушают вопрос попугая, рассматривают под увеличительным прибором образцы материалов: «Кожа» «Перья», «Шерсть». Определяют цель урока с помощью учителя. | Способствовать коррекции и развитию познавательных процессов: слухового внимания, наглядно- образного мышления. |
Практическая работа в группах/ Практическая работа в рабочей тетради (стр.75, задание № 2) (5 мин.) | ||
- Ребята, чтобы узнать о свойствах кожи человека, нужно выполнить практическую работу. Читайте винмательно задания, выполняя их, записывайте свои наблюдения в рабочую тетрадь экспериментатра. Сделайте выводы, эти выводы ваша группа должна представить классу. | Выполняют практическая работу. Наблюдают, экспериментируют, анализируют, делают выводы и | Побуждать к познанию своего тела. Способствовать коррекции и развитию восприятия,логического мышления, речи. |
Сообщения групп о проделанных выводах. | заносят ответы в таблицу из рабочей тетради. В конце практической работы готовят сообщение о результатах работы, выслушивают другие группы и оценивают. | |
Беседа.Работа с текстом учебника/ Прием „Чтение с остановками“ (5 мин) | ||
Обратимся к нашему источнику знаний – учебнику. Ученик читает сообщение на стр. 130-131 о плюсах и минусах выделения жира и пота. Делает вывод. -Ребята, а что надо делать, чтобы наша кожа всегда была чистой? Ответ на этот вопрос нам даст физкультминутка. Повторяем движения за мной. | Обучающиеся думают, размышляют, выдвигают свои версии, ответы. Выслушав выступление учителя, ученики делают выводы. *С направляющей помощью учителя обучающиеся с ОВЗ отвечают на вопросы. | Способствовать развитию зрительного, слухового восприятия, логического мышления, речи. |
Физминутка(1-2 мин) | ||
Давайте все дружно встанем, Повторим мы за стихами. Надо, надо умываться По утрам и вечерам А не чистым трубочистам Стыд и срам, стыд и срам. Да здравствует мыло душистое! И полотенце пушистое | Выполняют упражнения. | Чередование интенсивности в обучении и релаксации. |
И зубной порошок И густой гребешок. | ||
Осмысление (3 мин.) | ||
здесь размещен? Для чего нужен бинт? | Дети дают свои ответы на вопросы учителя. | Формирование здорового образа жизни. |
Создание проблемных ситауций (работа в группах)/ Мини-инсценировки (5-7 мин.) | ||
- К сожалению, ребята, бывают ситуации, когда наша | Отвечают на вопросы. | Формирование |
кожа может получить повреждения. Какие повреждения | Работают в группах, моделируя | практических умений |
кожи вы знаете? | ситуации с повреждением кожи. | по оказанию первой |
-Правильно, мы можем порезаться, удариться, обжечься, | Формулируют правила | помощи себе и |
обморозиться. И тогда через ранки в организм могут | безопасного поведения. | окружающим нас |
попасть микробы. Поэтому очень важно уметь оказать | Презентуют результаты своей | людям. |
себе и окружающим нас людям первую помощь. Для этого | работы. | |
нужны практические умения, котрые мы отработаем в | ||
смоделированных нами ситуациях. | ||
- Каждая группа получает свое задание. Даю на | ||
подготовку 2 минуты. Подумайте и выберите для оказания | ||
первой помощи предметы, котрые помогут вам оказать | ||
первую помощь при том повреждении, которое вы | ||
получили. Дайте советы, как избежать эти повреждения, | ||
сохранив кожу здоровой. | ||
Презентация работы групп |
-Молодцы, вы отлично справились с заданиями. Конечно, мы говорим лишь о легких поражениях кожи. Если вы получили более серьезные повреждения, нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь. | ||
РЕФЛЕКСИЯ/ Подведение итогов урока(3-5 мин) | ||
- Давайте, подведем итоги. О чем мы говорили сегодня на уроке? Что мы хотели сегодня выяснить? -Ребята, проверим, сможем ли мы теперь ответить на вопрос недоверчивого Попугая. (самоанализ). Подведение итогов. -Ребята, оцените свою работу на уроке при помощи сигналов. Если вы довольны своей работой на уроке- поднимите зеленый сигнал, если осталось что-то непонятым и вам было не интересно -поднимите красный сигнал. Домашнее задание:
- Наша научная лаборатория заканчивает свою работу. Вы сегодня очень хорошо работали и я вам всем присваиваю звание Юный Ученый-Исследователь и дарю вам памятки. - Спасибо за урок. Будьте здоровы, берегите свою кожу! | Подводят итоги, делают выводы по теме урока, оценивают свою работу на уроке, выбирают вариант домашнего задания из предложенных учителем. Приложение 3. | Выбор детьми безопасного поведения, способствующего сохранению здоровья. |
Приложение 1. Картинки к заданию «Лови ошибку» ( для слабовидящих детей с ЗПР).
Приложение 2. Игра "Знаете ли вы, что…?"
Дети, работая в парах и обсуждая, отмечают свои ответы, ставя + и –
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть обучающимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Приложение 3. Памятки по оказанию первой помощи
Первая помощь при ОБМОРОЖЕНИИ: Обмороженные места кожи резко бледнеют. Эти места растирают сухой варежкой или просто рукой до тех пор, пока коже не порозовеет. Растирать надо круговыми движениями. Нельзя растирать кожу снегом, чтобы не оцарапать. | Первая помощь при ОЖОГЕ: Сразу же полей обожженное место большим количеством холодной воды. | Первая помощь при УШИБЕ: Приложи к ушибленному месту что-нибудь холодное, например тряпочку, смоченную холодной водой, или грелку с холодной водой. | РАНКА. Первая помощь: Промой ранку чистой водой. Смажь кожу вокруг ранки йодом или зеленкой (эти жидкости убивают бактерии). Затем перевяжи ранку чистым бинтом или приклей кусочек бинта пластырем. | РАНКА. Первая помощь: Промой ранку чистой водой. Смажь кожу вокруг ранки йодом или зеленкой (эти жидкости убивают бактерии). Затем перевяжи ранку чистым бинтом или приклей кусочек бинта пластырем. |
Приложение 4. Литература и интернет-ресурсы:
О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс. М.:
«Просвещение», 2019 год;
- А.А. Плешаков «Окружающий мир», 3 класс, Учебник 1 часть. М.: «Просвещение», 2016 год;
- А. Дорохов «Про тебя самого». М.: «Детская литература», 1989 год;
- Современная мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия – М.: ООО «Нью Медиа Дженерейшн»,2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира с применением технологии РКМЧП
Тема: «Тела и вещества» Цели урока:развивающие:- способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже име...
Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» 1 КЛАСС ТЕМА «О РЕЖИМЕ ДНЯ»
Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК "Начальная школа ХХI века" 1класс тема "О режиме дня"...
Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира с соблюдением здоровьесберегающих технологий
Презентация позволяет обобщить опыт по работе над соблюдением здоровьесберегающих технологий....
Конспект урока английского языка с применением здоровьесберегающих технологий
Разработка урока по английскому языку...
Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления
Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления 3 класс...
Конспект урока окружающего мира с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий в 4 классе по теме «Мир глазами эколога»
Тема урока: Мир глазами эколога.Цель урока: Формирование представлений учащихся о последствиях воздействия человека на природу, обогащение знаний об экологических проблемах и развитие познавательной а...
конспект урока немецкого языка с применением здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоро...