Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Рабочая программа по окружающему миру ди внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ВД Мы и окружающий мир, 2 класс397.24 КБ

Предварительный просмотр:

E:\внеурочка 2 Б\img461.jpg

Пояснительная записка

Программа разработана с учётом вопросов и заданий УМК «Планета знаний», которые помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки. Программа способствует осознанию ценности человеческой жизни, ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями, осознанию необходимости взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, значимости усилий каждого для благополучия и процветания Родины.

Программа является дополнением к УМК, так как использование метода проектов и исследовательской работы в рамках существующей классно-урочной системы связано с трудностями организационного характера и временными ограничениями, в то время как включение метода проектов и исследований в организацию воспитательной работы даёт много преимуществ и положительных результатов. С чем связан повышенный интерес педагогической общественности к использованию технологии проектирования в области воспитания? В чём заключается целесообразность метода проектов, его практическая польза? В том, что современная система образования переходит от так называемого знание подхода к компетентностному. Сколько бы не узнавал нового современный педагог-воспитатель, ему необходимо научиться решать имеющиеся проблемы на практике. То же самое можно сказать и об учащихся. Поэтому метод проектирования и методически последовательное овладение им должны иметь место как во внеурочной работе педагога, так и в реализации самостоятельных социально значимых инициатив учащихся.

Педагогическая целесообразностьпрограммы направлена на развивающее обучение и формирование творческой личности; получение и применение на практике знаний и умений, развитие у детей чувства причастности к решению проблем через включения их в различные виды деятельности по изучению истории родного края, традиций русского народа. Акцент делается на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в мире взаимосвязях.

Личностное отношение к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом.

Формирование творческой личности, умеющей адаптироваться в постоянно меняющемся мире, опора на национальные традиции и ценности определили направление стратегического развития системы образования. Окружающий мир в его разнообразном проявлении: природа, родной дом, семья, поселок, Родина, памятники истории культуры, люди их создавшие, народные традиции – влияют на ребенка, на проявление его отношения, на формирование собственной системы ценностей. Грамотно направленный учебно-воспитательный процесс, основанный на сочетании традиционных форм и методов обучения и воспитания, привлечение возможностей интеграции школьного краеведения и музейной педагогики дают системные знания, формируют избирательное ценностное отношение к предметному миру, явлениям, людям, развивают познавательные способности, эмоциональную сферу личности, ее активность.

Вместе с тем изучение программы «Мы и окружающий мир» предполагает концентрический подход к изложению учебного материала за весь период обучения на начальной ступени общего образования: все темы изучаются в полном объеме во всех классах – с 1-го по 4-й включительно, но на разных уровнях сложности изложения материала и степени познавательной активности учащихся. В частности, в 3 и 4 классах основной формой организации образовательного процесса должно стать выполнение учащимися проектных и исследовательских работ по соответствующей тематике.

В условиях перехода на ФГОС во внеурочной деятельности в младших классах на проектное направление отводится 1 час, поэтому программа «Мы и окружающий мир» предполагает проведение занятий один раз в неделюза счет часов внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» базисного учебного (образовательного) плана, реализующего основную образовательную программу начального общего образования.

Полученные знания могут быть использованы на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства.

Общая характеристика учебного курса «Мы и окружающий мир»

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у младших школьников умений анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно мыслить. На занятиях используются различные виды деятельности теоретического и практического характера: эвристические беседы, экологические викторины и сказки, интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями; работа в школьном саду, экскурсии. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, мультимедийных презентаций; используется разнообразный раздаточный материал, справочная литература. Это позволяет учащимся увидеть красоту природы, её уникальность, понять необходимость её охраны, бережного отношения к ней.

Цель программы – формирование целостного представления об окружающем мире на основе информационной грамотности в области знаний культурно-исторического и экологического характера, обоснованных на краеведческом материале.

Главные задачи:

Формирование знаний:

– познакомить с историческими и культурными традициями малой родины;

– создать представление о главных вехах в истории поселка;

– познакомить с наиболее известными героями трудовой и военной славы;

– расширить знания о народной культуре тех, кто живет рядом с нами;

– раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры края, формировать уважение к культуре предков.

Формирование нравственно-эстетических норм:

– воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому;

– воспитание восприятия красоты сохранившихся памятников;

– развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;

– соблюдение правил поведения в селе (на улице, в школе).

Формирование учебных умений:

– развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативности;

– умение работать с краеведческими источниками;

– овладение навыками социальных опросов.

Формирование воспитанности:

– содействие гармоничному развитию личности школьника;

– совершенствование духовных и физических потребностей;

– воспитание таких личностных качеств, как доброта, честность, взаимопомощь;

– воспитание культуры труда и этики общения;

– формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

– воспитание патриотизма, любви к родному краю;

– создание условий для социальной адаптации.

Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания программы «Я и окружающий мир»:

– умение организовывать собственную жизнедеятельность для достижения состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);

– умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

– умение доносить информацию по выбранной тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Особенностью программы является следующее:

– реализация педагогической идеи самостоятельно добывать и систематизировать знания;

– развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены календарные праздники, памятные даты, традиции и обычаи жителей края;

– непрерывность дополнительного образования;

– развитие индивидуальности ребенка в системе воспитательного процесса через поддержку учебных дисциплин;

– развитие социокультурной способности, творческой ассоциации и одаренности детей.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, то есть самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Новизна программы заключается:

– в объединении краеведческого, культурно-исторического, литературно-художественного подхода к изучению природы, истории и культуры нашего края;

– развитии духовной нравственности воспитанников, их личностных качеств, гражданской позиции на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума через организацию занятий, содержание которых объединяет области знаний различных направлений: «Мир вокруг», «Я живу на священной земле», «Природа и мы», «Моя семья», «Я – исследователь».

В первом классе за основу берутся две области познания – «Мир вокруг», «Природа и мы», во втором классе объем материала расширяется за счет введения блока «Моя семья», в третьем – «Я живу на священной земле», в четвёртом классе блок «Я – исследователь» является логическим завершением программы.

Возраст обучающихся: 7–11 лет.

Содержание учебного курса «Мы и окружающий мир»

2 класс.

Мир вокруг (12 часов).

Понятие «двор». Виды дворов. История своего двора. Школьный двор. Дорога и безопасность. Составление безопасного маршрута движения в школу и обратно. Макет двора и дорожные знаки. Фотовыставка «Наши дворы». Праздник «А у нас во дворе».

Природа и мы (11 часов).

Времена года. Сезонные изменения в природе. Приметы осени, весны, лета и зимы. Красота природы в разные времена года. Растения – часы, растения – барометры. Наблюдения в природе с использованием простейших измерительных приборов: термометр, флюгер. Просмотр видеофильма «Куда ушло море?». Создание коллажа «Дом природы и дом человека». Чтение стихов русских поэтов о природе. Праздник «Мы – друзья природы».

Моя семья (11 часов).

Семья. Понятие «родословная». Имя человека. Нравственные ценности моей семьи: традиции, обычаи, праздники. Основные этические понятия: уважение, понимание, терпимость, милосердие. Изготовление пальчиковых кукол. Организация спектакля для родителей «Семья на ладошке».

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

 «Мы и окружающий мир»

Личностные ценности.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайших ценностей, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечествакак части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Мы и окружающий мир»

Личностные результаты изучения программы «Мы и окружающий мир»:

- ощущение чувства гордости за свой народ, свою Родину, сопереживание им в радостях и бедах, проявление этих чувств;

- осуществление добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе отказ ради них от каких-то своих желаний;

-активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками, педагогами на принципах равноправного сотрудничества;

-проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;

-проявление дисциплинированности и упорства в достижении своей цели;

-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в ходе решения проектных задач;

- осознание себя ценной частью многоликого изменяющегося мира и понимание, что связывает тебя с природой;

- понимание важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

Метапредметные результаты изучения программы«Мы и окружающий мир»:

- определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельный поиск средств её осуществления;

- решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем;

- использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

-планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;

-анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;

-обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям.

Умения и навыки проектной деятельности, которые нужно формировать в процессе работы над проектом.

2-й класс.

Формулирование проблемы после рассмотрения какой-либо ситуации; рассмотрение проблемы под разными углами зрения; умение выяснять другие точки зрения; взаимодействие внутри группы; планирование поэтапного достижения цели; прием и передача информации; анализ результата по практической важности; проведение собственного эксперимента; выбор способов и форм презентации конечного продукта.

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения; способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций; дают возможность для более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы; позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умений детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, занятия-встречи с информантами. Это позволит детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса (по возможности) переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждение, предприятие и т. д.). Проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии, проектные технологии.

Формы контроля промежуточных результатов:

– творческие задания;

– викторины;

– конкурсы;

– выставки творческих работ;

– тесты.

Материально-техническоеобеспечение образовательного процесса

-Экологический кабинет, разделенный на функциональные зоны:

– зона для занятий, оборудованная мебелью (парты со стульями), соответствующей детским размерам для индивидуальной и совместной работы;

– зона выставок, оборудованная стеллажами для демонстрации детских работ;

– библиотечная зона;

– лабораторная зона, изолированная от остальных и безопасная для здоровья детей;

– зимний сад, расположенный на подоконнике или стеллажах с хорошим искусственным освещением.

- Живой уголок.

- Мини-огород.

- Учебно-практическое оборудование, материалы:

– географический атлас для детей «Мир и человек»;

– глобус;

– стаканчики;

– воронки;

– тарелочки;

– микроскоп;

– барометр;

– термометр;

– песочные часы;

– фильтровальная бумага;

– ёмкости с почвой, песком, глиной;

– кашпо или ящички для посадочного материала;

– плакаты по эскизам, предложенным к программе С. Н. Николаевой: «Юный эколог», «Кому нужна вода», «Как дерево дышит, питается и растёт», «Лес – многоэтажный дом», «Кому нужны деревья в лесу», «Цепи питания», «Зачем люди ходят в лес»;

– простые карандаши;

– фломастеры;

– альбомы-раскраски;

– аудио- и видеозаписи;

– тексты художественных произведений.

- Дидактический материал:

– индивидуальные карточки;

– разноуровневые задания;

– лото;

– кроссворды;

– пазлы;

– домино;

– дидактические игры: «Вода в природных явлениях», «Найди, что неверно», «Где человек использует воду», «Кто и где живет?»;

– комплекты открыток о природе, репродукций известных русских художников.

Литература:

1. Артамонов, В. И. Редкие и исчезающие растения: по страницам Красной книги СССР / В. И. Артамонов. – М. :Агропромиздат, 1989.

2. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. – Екатеринбург : АРД  ЛТД, 1997.

3. Большая энциклопедия природы для детей. – М. :Межкнига, 1994. – 256 с. : ил.

4. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир : беседы с учителем / Н. Ф. Виноградова. – М. : Просвещение, 1995.

5. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в 1–2 классах : метод.беседы : кн. для учителя / Н. Ф. Виноградова. – М. : Просвещение, 1997.

6. Воробьев,  Г.  И.  Лесная  энциклопедия  :  в 2 т.  /  Г.  И. Воробьев  [и др.]. – М. : Советская энциклопедия, 1985–1986.

7. Гвоздецкий, Н. А. Горы  / Н. А. Гвоздецкий, Ю. Н. Голубчиков. – М. : Мысль, 1987. – 403 с.

8. Гуткина, Л. Д.  Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л. Д. Гуткина ; ред. А. А. Рождественская. – М. : Педагогический поиск, 2001, с. 115–118.

9. Жиряко, В. В. Алма-Атинский заповедник : фотоальбом / В. В. Жиряко  [и др.]. – М. : Планета, 1989.

10. Колвин, Л.  Живой мир :  энциклопедия / Л. Колвин, Э. Спиэр. – М. :Росмэн, 1996. – 127 с. : ил.

11. Костинская, И. В. Исследователи природы / И. В. Костинская // Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.  – М. : Просвещение, 1997.

12. Красная книга РСФСР. Животные / сост. В. А. Забродин, А. М. Колосов. – М. :Россельхозиздат, 1983.

13. Красная книга РСФСР. Растения / сост. А. Л. Тахтаджян. – М. :Росагропромиздат, 1988.

14. Ларина, Т. И.  50 несложных фокусов / Т. И. Ларина, Е. И. Соколова. – Ярославль : Академия развития : Холдинг, 2000.

15. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду : кн. для воспитателя детского сада / М. М. Марковская. – М. : Просвещение, 1989.

16. Мир и человек : географический атлас для детей. – М. : ГУГК СССР, 1988.

17. Молодова, Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. П.  Молодова.– Минск :Асар, 1999. – 111 с.

18. Мухина, И. А. Острова жизни : фотоальбом / И. А. Мухина. – М. : Советская Россия, 1988.

19. Николаева, С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста / С. Н. Николаева. – М. : Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности, 1996.

20. Николаева, С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 1999.

21. Они должны жить : 6 альбомов о животном мире нашей страны / Н. И. Кочетова, И. М. Парамонова, М. В. Черкасова. – М. :Агропромиздат, 1982–1990.

22. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины : кн. для учителя / В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1991.

23. Плавильщиков, Н. Н. Юным любителям природы / Н. Н. Плавильщиков. – М. : Детская литература, 1975.

24. Плешаков, А. А. Зеленые страницы : кн. для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 1994.

25. Полещук, А. А. Человек открывает Землю: по страницам журнала «Вокруг света» / А. А. Полещук [и др.]. – М. : Мысль, 1986.

26. Природные условия и ресурсы Волгоградской области / под.ред. проф. В. А. Брылева. – Волгоград : Перемена, 1995. – 264 с.

27. Прутченков, А. С. Наедине с собой / А. С. Прутченков. – М., 1996.

28. Радость познания : популярная энциклопедия : в 4 т. Т. 2 : Мир живой природы / под ред. Р. Л. Беме [и др.] ; пер. с англ. Б. Д. Васильева. – М. : Мир, 1984.

29. Резникова, А. С. Сказания о лекарственных растениях / А. С. Резникова,  М. А. Кузнецова. – М. : Высшая школа, 1992.

30. Рыжова, Н. А. Я и природа : учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников /  Н. А. Рыжова.– М. :Линка-Пресс, 1996.

31. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр : пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н. Ф. Сорокина. – М. : Детская литература, 1980.

32. Сосновский, И. П. Редкие и исчезающие животные: по страницам Красной книги СССР / И. П. Сосновский. – М. : Лесная промышленность, 1987.

33.  Черкасова, М. В. Они должны жить. Птицы : альбом / М. В. Черкасова ; худож.  В. А. Горбатов. – М. : Лесная промышленность, 1984. – 64 с. : ил.

34. Энциклопедия комнатного цветоводства / авт.-сост. Т. П. Белоусова [и др.]. – М. : Колос, 1993.

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Мы и окружающий мир»

2 класс


урока

Тема занятия

УУД. Деятельность учащихся.

Дата по плану

Дата по факту

Мир вокруг(краеведческое направление)

1

Экскурсия «Мой двор»

Прием и передача информации

6.09

23

Моя дорога в школу

Проведение собственного эксперимента. Безопасный маршрут в школу и обратно

13.09

20.09

4

Дорожные знаки

Ознакомиться с различными видами дорожных знаков. Беседа с инспектором ГИБДД

27.09

5

Школьный двор

Макет двора и дорожные знаки

4.10

Культурно-историческое направление

67

История моего двора

Встреча с ветеранами – градостроителями. Акция «Мы – тимуровцы»

11.10

18.10

Литературно-художественное направление

811

Литературно-музыкальная композиция «А у нас во дворе»

Уметь договариваться и сотрудничать при подготовке мероприятия, оказывать помощь, сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Оценивать результаты своей работы.

25.10

8.11

15.11

22.11

12

Фотовыставка «Наши дворы»

Организация и проведение фотовыставки

29.11

Природа и мы (краеведческое направление)

13

Осень в нашем крае

Времена года. Сезонные изменения в природе. Приметы осени.

6.12

14

Зима в нашем крае

Времена года. Сезонные изменения в природе. Приметы зимы

13.12

15

Весна в нашем крае

Времена года. Сезонные изменения в природе. Приметы весны

20.12

16

Лето в нашем крае

Времена года. Сезонные изменения в природе. Приметы лета

27.12

17

Двенадцать месяцев

17.01

Культурно-историческое направление

1819

Музей народных названий

Прием и передача информации, выбор способов и форм презентации конечного продукта

24.01

31.01

Литературно-художественное направление

20

Времена года в народных приметах

Прием и передача информации, выбор способов и форм презентации конечного продукта

7.02

2122

Создание книжки-малышки «Народные приметы»

Подбор материала соответственно тематике. Эстетическое восприятие природы

14.02

21.02

23

Праздник «Двенадцать месяцев»

Организация мероприятия на параллель

28.02

Моя семья (краеведческое направление)

2426

Семейный проект «Откуда я родом»

Владеть понятиями «семья», «родословная». Составление генеалогического древа

7.03

14.03

21.03

Культурно-историческое направление

2728

«Мое имя»

Сбор информации о значении имен, истории возникновения

4.04

Литературно-художественное направление

2932

Пальчиковый театр «Семья на ладошке»

Изготовление пальчиковых кукол. Организация спектакля для родителей

11.04

18.04

25.04

2.05

33

Этические беседы «Слово о семье в народной мудрости»

Усвоить основные этические понятия: уважение, понимание, терпимость, милосердие

16.05

34

Праздник «День семьи»

Уметь договариваться и сотрудничать при подготовке мероприятия, оказывать помощь, сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Оценивать результаты своей работы.

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...