Наш край
материал по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, которую нужно прививать с младшего возраста. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению прошлого и настоящего родного края, его истории, природы, литературы, культуры.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. Малая и большая Родина неразрывно связаны между собой. Любовь к Родине немыслима без любви к родному краю, богатому своей историей, своими людьми.
Цель внутрипредметного модуля: воспитать калининградцев – патриотами своего края, любящих свою семью, школу, город, Россию.
Задачи внутрипредметного модуля:
-развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
-развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;
-развитие творческих способностей учащихся;
-воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;
-воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
-сохранение исторического наследия и исторической памяти;
-сохранение лучших традиций школы, района, города;
Воспитательные задачи:
-Пробуждение интереса школьников к прошлому и настоящему Калининградской области
-Воспитание активной гражданской позиции
-Привить школьникам ответственности за будущее Калининградской области
Формы проведения занятий:
-лекции,
-беседы,
-экскурсии,
-работа в библиотеке, музее,
-подготовка сообщений.
Основные направления краеведческой работы:
-Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях народов Калининградской области; знакомство с культурой края; изучение истории нашего края.
-Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром области;
-Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.
Программа рассчитана на 10 часов
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Путешествие по карте Калининградской области, географическое положение Калининградской области (1 ч)
Цель: объяснить детям, что такое краеведение, зачем нужно изучать родной край, знакомство с картой области.
2. Символы нашей области: герб, флаг, гимн (1 ч)
Цель: гражданско – патриотическое воспитание учащихся; знакомство с современной символикой Калининградской области.
3. Полезные ископаемые (1 ч)
Янтарь и другие богатства нашей земли. Легенда о янтаре.
4. Реки и озера нашей области. Балтийское море (1 ч)
Главные реки и озера области: Преголя, Неман, о. Выштынец. Образование Балтийского моря.
5. Возникновение названий населенных пунктов (1 ч)
Герои Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы: А.И. Соммер, А.М. Иванников, К. К. Рокоссовский и др. Подготовить рассказ о названии улицы, на которой живешь.
6. Знаменитые люди Кенигсберга (1 ч)
Знаменитый ученый Кант. Рассказ о детстве Канта, его учебе в гимназии, взаимоотношениях с родителями. Писатель-романтик Э.Т. Гофман. Сказки Гофмана.
7. Исторические места штурма Кенигсберга. Памятники и обелиски героям ВОВ (2 ч)
Рассказ о Великой Отечественной войне. Мужество и героизм русских солдат. Штурм Кенигсберга.
8. Животный мир и растительный мир области (2 ч)
Животные нашей области и среда их обитания.
Растения лесов, лугов. Редкие растения нашего края. Красная книга.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Внутрипредметного модуля
««Наш край», 4 КЛАСС»
базовый уровень
УМК «Начальная школа 21 век»,10 часов
Учитель Курганская О.П.
№ | Дата | Темы программы | Количество часов |
1 | Путешествие по карте Калининградской области, географическое положение Калининградской области | 1 | |
2 | Символы нашей области: герб, флаг, гимн | 1 | |
3 | Реки и озера нашей области. Балтийское море | 1 | |
4 | Реки и озера нашей области. Балтийское море | 1 | |
5 | Возникновение названий населенных пунктов | 1 | |
6 | Знаменитые люди Кенигсберга | 1 | |
7 | Исторические места штурма Кенигсберга. Памятники и обелиски героям ВОВ | 2 | |
8 | Животный мир и растительный мир области | 2 | |
И Г 0 Г О | 10 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников, прививать любовь к родителям. 3. Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. | 1. Владеть конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития области, города 2. Использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края; 3. Отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования. | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами; 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в работе в паре. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- культуру и быт области, в которой живут;
- некоторые памятные места, памятники истории и культуры родного края;
• некоторые музеи, библиотеки и театры города;
• основные города, водоемы, растения и животные края.
Учащиеся должны уметь:
• самостоятельно подбирать литературу по теме;
• работать в читальном зале библиотеки;
• готовить и выступать с мини-докладами и сообщениями;
• работать в семейных архивах;
• уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
• сравнивать и обобщать факты;
• работать с атласом и контурной картой;
• бережно относиться к природе;
• испытывать чувство гордости за свой край, за успехи своих земляков.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия окружающего мира;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Первые годы Калининград: «Янтарный сказ», 2006
2. Губин А. Б., Строкин В. Н. Очерки истории Кёнигсберга. – Калининград, 1991.
3. Калининградской области в воспоминаниях и документах. - Калининград: РГУ 2003
4. Сечко Л. Край, в котором мы живем. Очерки истории Калининградской области. Калининград: «Янтарный сказ», 2008
5. Фёдоров Е.А. Леса янтарного края. – Калининград: 1990.
6. Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? - Калининград: 2006.
7. Якшина Я. Прогулки по Кёнигсбергу. Калининград, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...
Кубанский край - казачий край.
Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...
Классный час "Край ты мой, родимый край!"
Воспитание любви к малой Родине....
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Донской край - казачий край. Доноведение, 3 класс. Занятие
Конспект занятия по доноведению...
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"
Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...