Окружающий мир. "О заповедниках"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
конспект урока по окружающему миру по теме "О заповедниках"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «О заповедниках».
Цель: формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека.
Задачи:
Предметные:
- сформировать у детей представление о заповедниках.
Метапредметные:
- учить добывать информацию из иллюстраций, текста;
- использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой;
Личностные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группах, вести учебный диалог);
- Формы работы: фронтальная, групповая.
- Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
- Средства обучения: компьютер, презентация.
- Оборудование: учебник по окружающему миру с. 7- 9, карточки с информацией о заповедниках.
План урока:
- Организация начала урока (2 минуты).
- Проверка домашнего задания (8 минуты).
- Основная часть. Изучение нового материала (20 минут).
- Первичное закрепление знаний (6 минут).
- Подведение итогов урока (3 минуты).
- Рефлексия (3 минуты).
№ | Этап урока Метод и приемы | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята, садитесь! Мы начинаем урок окружающего мира, который сегодня буду вести у вас я. Напоминаю, что зовут меня Анастасия Андреевна. Улыбнитесь друг другу и глазками пожелайте друг другу удачи. На уроке будь старательным, -Собираясь к вам на урок, я поставила перед собой задачу провести урок так, чтобы он был полезен для вас и помог вам приподняться ещё на одну ступеньку по лестнице знаний. - А, что вы ждёте от урока? - Я очень рада, что наши желания совпадают. И вместе мы сможем многого добиться. | Приветствуют педагога. | Л.: Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
2. | Актуализация знаний. | -Наш урок я хочу начать словами стихотворения Валентины Берестовой. Дерево, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. - О чем говорится в этом стихотворении? -А почему нельзя уничтожать животных и растения? - А есть ли животные, которые были раньше и исчезли сейчас? -правильно, есть это - странствующий голубь, морская корова, индийский гепард, и другие, которые были уничтожены человеком. - И сегодня существует угроза уничтожения таких животных и птиц как тур, лошадь Приживальского, тарпан, дрофа. - А кто виноват в том, что животные и птицы исчезают? - А что он делает не так? (ответы детей) -Посмотрите на слайд, какие причины гибели животных ещё существуют? | Что нужно охранять природу. Не будет жизни на земле. - Да. -Человек. | Л.: осваивают роли ученика; формируется интерес (мотивация) к учению. Р.: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. |
3. | Изучение нового материала. | Причины уничтожения животных. 1. Человек стал использовать огонь. Это привело к уменьшению лесов – места обитания животных. 2. Возникло земледелие, которое требовало площади под посевы и посадки, что приводило к уничтожению привычных мест обитания животных, а значит исчезновения ряда млекопитающих и птиц. 3. Строительство новых городов тоже приводит к исчезновению животных, которые сторонятся человеческого жилья и городского шума. 4. Неразумная охота, рыбалка, истребление тех животных, которых человек считает «вредными». - А, мы с вами можем сделать так чтобы животный и растительный мир сохранился? Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке? - А сейчас посмотрите на экран и, отгадав ребус, вы узнаете, что еще создают люди сейчас. - Так о чем мы будем с вами говорить на уроке? Назовите тему урока: «Заповедники» -Да это тема нашего урока Что мы должны узнать сегодня на уроке? 1. Что такое заповедник? 2. Какие бывают заповедники 3. Для чего они создаются? - Скажите, а может кто- то может сказать, что такое заповедник? - Да это все правильно, но давайте с вами обратимся к точному определению слова «Заповедник». - Где мы можем найти значения слова? Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.( С.И.Ожегова) Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.( С.И.Ожегова) Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности. ( С.И.Ожегова) - Ребята, повторим еще раз что такое заповедник Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века). Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I . Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту. Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования. В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. Сейчас в России насчитывается около 100 государственных заповедников. Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем». А сейчас мы с вами отправимся в путешествие на машине времени и попадем в начало XX века. Мы участники экспедиции. Цель нашей экспедиции – обследовать местность, изучить растительный и животный мир этих мест, узнать, каким животным и растениям требуется помощь. Работать будем по группам. У каждой группы на столах лежат два листа. На одном из них сведения о заповеднике, а на втором задания, которые вы будете выполнять опираясь на данный текст. Ваша задача внимательно прочитать задания и ответить на следующие вопросы. 1. Название заповедника 1.Где расположен заповедник? 2. Когда создан? 3. Какие животные обитают в данном заповеднике? Какие птицы обитают в заповедниках? 4. Какие растения произрастают здесь? - Но давайте не будем забывать соблюдать правила работы в группе. I группа – Алтайский заповедник II группа – Муромский заказник III группа – Хвалынский природный парк IV группа - Памятник природы «Кривой осинник» - Вы правильно нашли ответы на все вопросы, а теперь давайте подумаем и ответим на второй вопрос нашего урока. Какие бывают заповедники? - Да существуют разные виды заповедников.
Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности. Заказник — охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты. Национальный парк — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, туризм и т. п.), на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность. Памятники природы - одиночные природные объекты: деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утёсы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и др. | Слушают педагога. «Заповедники». 1. Что такое заповедник? 2. Какие бывают заповедники 3. Для чего они создаются? - В словаре. Повторяют вместе с педагогом. Слушают. Повторяют за педагогом. Слушают педагога. Делятся на команды. Вспоминают правила работы в группе. Приступают к выполнению заданий.
Слушают педагога, дополняют. | К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; Коммуникативные: Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Формулировать собственное мнение и позицию. Л.: Опознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей. Р.: Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. П.: Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
4. | Первичное закрепление. | - А кто знает, есть ли заповедники и в нашем районе? - Верно, Керженский заповедник. Расположен заповедник в бассейне р. Керженец Нижегородской области, на окраине Вятских увалов в их холмистой равнине. Создавался заповедник для того, чтобы взять под охрану первозданные южно-таежные экосистемы Заволжья, а также водно-болотные угодья, в которых массово гнездятся водоплавающие и околоводные птицы. Обитающая в этом районе выхухоль стала одной из основных причин создания Керженского заповедника. Так же в Нижегородской области имеется Ичалковский заказник, расположенный на территории Перевозского района, Нижегородской области. Природоохранная территория была создана в 1965 году, с целью контроля природного состояния Ичалковского бора и знаменитых карстовых пещер, расположенных в этой местности. В 1971 году был создан Ичалковский заказник, куда кроме вышеперечисленных объектов, также вошла пойма реки Пьяны. | - Керженский заповедник. Слушают педагога. | Р.: Целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование. П.: умение структурировать знания; умение формулировать проблему; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
5. | Подведение итогов. | - Пришло время подводить итоги. Как вы считаете, все ли задачи, поставленные в начале урока, мы выполнили? Сегодня я на уроке я узнал… Мне было интересно… Меня удивило… Мне было трудно… Где можно применить знания, полученные на уроке - Для чего вам понадобятся полученные знания? Как вы сможете их применить? | Отвечают на вопросы педагога. | Л.: Умение оценивать свою деятельность и результаты. Р.: Осознание качества и уровня освоения, соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом. |
6. | Рефлексия. | - Поднимите руку те, кто нашу сегодняшнюю тему понял хорошо, не возникало никаких трудностей. -Хорошо, а сейчас поднимите руку те, кому было на уроке сложно. - Надеюсь, что все ваши трудности временные и в следующий раз их точно не будет! Сейчас спасибо за урок. До свидания. | Ребята, у которых все получилось, поднимают руку первыми, у которых были трудности – вторыми. Прощаются с педагогом. | К.: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; Л.: ценят и принимают базовые нравственные ценности. Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Заповедники Тверской области" 2 класс
Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме " Заповедники родного края" 2 класс ( УМК "Перспективная начальная школа")...
Презентация к уроку окружающий мир.Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
История создания и развития Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника....
Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса на тему «Охрана природы. Заповедники».
Форма проведения: урок- рассуждение. Тип урока: урок изучения и закрепление новых знаний.Цель урока: продолжить знакомство учащихся с правилами охраны природы....
Конспект урока окружающего мира 4 класс система Л.В.Занкова "Заповедники России"
Конспект урока "Заповедники России"Цели: 1) образовательная – формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека...
Окружающий мир. Природные заповедники Крыма.
Презентация исследовательского проекта по окружающему миру (3 класс) на тему:Природные заповедники Крыма....
Классный час. Всероссийский день заповедников и национальных парков. Заповедники и парки Самарской области.
Цель:показать значимость природы в нашей жизни;привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;способствовать оздоровлению и физической активизации детей; приобщить к соблюдению ЗОЖ....
Технологическая карта урока окружающего мира «Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы.» (2 класс)
Цель урока: формирование представлений о заповедниках о. Врангеля и Большой Арктический.Задачи урока: Дидактические:1. Формировать представление о заповеднике как хранителе природы.2....