Окружающий мир "Из истории имён".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру в 3 кдассе на тему: "Из истории имён".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_imyon.docx | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Из истории имён»
Цель: познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека.
Задачи:
- Предметные:
- дать обучающимся более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств.
- Метапредметные:
- сформировать умение на основе анализа объектов делать выводы
- сформировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текста
- Личностные:
- сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- сформировать у учащихся уважительное отношение к имени
Тип урока: открытие нового знания.
Средства обучения: наглядный материал (презентация).
Оборудование: проектор, доска, компьютер, учебник по окружающему миру.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Методы работы: словесный, практический.
План урока:
1. Мотивация учебной деятельности (2 минуты)
2. Актуализация знаний(4 минуты)
3. Основная часть(30-35 минут):
3.1. Постановка учебной задачи;
3.2. Решение частных задач;
4. Подведение итогов (4 минуты)
5. Рефлексия (1 минута)
Этап урока. | Деятельность Учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты (УУД) |
1. Мотивация учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. -Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. | Приветствуют учителя; Проверяют готовность к уроку. Садятся на места. | Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний | Нас не было – оно было. - Что это такое? Ну, конечно, это – имя. Мы живём в мире имён. - Сейчас послушайте стихотворение А. С. Пушкина Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальний, Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мертвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я... | - Имя. Слушают стихотворение. | П.: структурирование знаний; моделирование; выбор способов решения задач. Р.: коррекция. |
3. Основная часть Постановка учебной задачи; | - Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? - Сформулируйте цель урока. | - “Из истории имён”. - познакомиться с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека. | П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Р.: целеполагание; планирование. |
3. Основная часть Решение частных задач | - Прослушав стихотворение, вы поняли, что имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый. - Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. - Как вы думаете, что такое имя? (Имя - Наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других. ) Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и понять происхождение имени, необходимо вернуться к далёкому прошлому, к истокам развития русского языка. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода. В одних случаях человек характеризовался по внешним признакам или характеру, в других - по положению в семье, по отношению к нему родителей, иногда указывало на время и место рождения, или вообще по сходству с каким-либо животным. - Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома - имя. - А откуда мы можем узнать значение и происхождение имени? - Какие этапы в истории русских имён вы знаете? В истории русских личных имен выделяются три этапа. - Ребята, а какие бывают имена? - Посмотрите, на доске записаны сокращенные имена, назовите полные. (Саша, Ваня, Таня, Нина, Алёша). - Какое имя осталось без пары? - Это имя имеет только одну форму, которая считается полной. Физминутка. - Ребята, сейчас мы проверим, кто был внимателен на уроке, а для этого выполним следующее задание. Я буду называть имена, а вы, если услышите мужское имя - присядите, а если женское - руки поднимите вверх. (Маша, Петя, Света, Саша, Вася, Вера, Валя, Лена, Женя) - А теперь послушайте стихотворение З. Александровой "Восемь Тань" В первом классе восемь Тань - Это прямо наказанье! Ведь у них, куда ни глянь, Всюду Таня, Таня, Таня! Если скажут: "Таня, встань!" Встанут сразу восемь Тань. А ведь можно очень просто Разобраться в новичках... -Как же можно различить этих девочек-тёзок? -Да, каждый человек при рождении получает не только имя, но фамилию, которую носят члены его семьи. Слово "фамилия" на латинском языке означает "семья". Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Простой народ: крестьяне и рабочие получили свои фамилии лишь в середине 19 века. - Вот как об этом писал поэт Граудин. Кем был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси! Есть в классе Кузнецов, Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов, Отец отца отцова. У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину. У Дегтярёва-деготь гнал, В дегтярне горбил спину. Быть может, юный Столяров И с долотом не сладит, Но прадед был из столяров, Он мастером был прадед. С пилою Пильщиков дружил, Мял Кожемякин кожи, В атаку Воинов ходил Стрельцов сражался тоже. *** Звучат, как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись, и ты увидишь в них Историю России. - Вспомните, как в Древней Руси образовывались имена. Точно также образовались фамилии. - Откройте учебник на стр. 52. - Ребята, давайте снова вернёмся во времена Древней Руси и поговорим о былинных героях. Рассматривают картину Васнецова "Богатыри". - Как зовут богатырей? - Как вы думаете, почему у богатырей такие прозвища? Какие фамилии могли произойти от этих прозвищ? (Никитин, Муромцев, Попов) - А кто знает, какое отчество было у Ильи Муромца? Послушайте слова былины и ответ прояснится. В чистом поле пыль поднимается, Илья Муромец, сын Иванович, Ко гнезду Соловьёву приближается... - Что обозначает слово "отчество"? ("имя по отцу") - Как вы думаете, зачем современному человеку отчество? | Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других. Слушают педагога. Из словарей личных имён, Интернета, книг об именах. - Дохристианский, период после крещения, этап, начавшийся после Виликой Октябрьской Социальной Революции. - Полные и сокращённые. Александр, Иван, Татьяна, Нина, Алёша. - Нина. Выполняют физкультминутку. - По фамилии. Слушают педагога. - По внешним признакам или характеру и тд. Открывают учебник. Рассматривают картину Васнецова “Богатыри”. - Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. - Никитин, Муромцев, Попов. -Имя по отцу. Говорят свои предположения. | К: участвовать в учебном диалоге. Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
4. Подведение итогов | - Соберите пословицу. Красит, не имя, а, человека, имя, человек Не имя красит человека, а человек имя. Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей страны. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Для чего нам нужны эти знания? Где вы можете их применить? - Что больше всего вам понравилось? - Нужны ли современным людям клички и прозвища? | - Не имя красит человека, а человек имя. Слушают педагога. Отвечают на вопросы педагога. | Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества усвоенного. |
5. Рефлексия | - Поднимите руку, если сегодня на уроке у вас всё получалось, было легко.- Я рада, что у вас на уроке сегодня всё получалось. | Слушают педагога. Прощаются. | К.: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру:"Из истории имён" 3 класс. Программа "Начальная школа 21 века"
Конспект урока по окружающему миру (3 класс) с презентацией....
План-конспект урока по окружающему миру на тему "Из истории имён", 3 класс, УМК "Школа 21 века", ФГОС
План-конспект урока "Из истории имён", задания для исследовательской деятельности учеников, задания для работы на уроке, презентация к уроку, задания для работы на интерактивной доске, фото урока....
Урок на тему : «Из истории имён»
Урок с использованием интерактивной доски для 3 классов....
Методическая разработка открытого урока по окружающему миру "Из истории имён. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия"
Методическая разработка открытого урока по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века", проведенного в 3 классе....
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема «Из истории имён. Как рождалось имя»
МБОУ "Погореловская СОШ"Цели и задачи:познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека.развивать познавательные и творческие способности дет...
Окружающий мир "Из истории имён"
Презентация по окружающему миру в 3 классе на тему: "Из истории имён"....