Вода
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Разрешаю ____________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока окружающего мира,
проведенного в 3 «А» классе
обучающейся Балабановой Ульяны Сергеевны
(Ф.И.О.)
08.10.2019 г.
Дата
Консультация учителя________________
Консультация методиста________________
План-конспект урока окружающего мира
УМК: «Школа России» 3 класс
(А.А.Плешаков, Окружающий мир, 3 класс 1 ч. стр. 51-54)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 08.10.2019 г.
Время: 12:35-13:20
Место: МАОУ СОШ № 4, кабинет №6
Класс: 3 «А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: Вода.
Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представлений о воде, о ее значимости, использовании и охране.
Задачи:
Образовательные: формирование представлений у обучающихся о воде; знакомство с составом и некоторыми свойствами воды; расширение представлений об использовании воды, ее значимости для жизни растений, животных, человека; раскрытие основных причин и последствий загрязнения воды, важнейших мер по ее защите.
Развивающие: способствовать развитию активности, познавательного интереса, наблюдательности, воображения, творческой деятельности, умения наблюдать, делать выводы; развитие умения систематизировать материал, сравнивать и обобщать; совершенствование навыка работы с книгой; развитие коммуникативности обучающихся, развитие умения работать с картой.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе; воспитание у обучающихся умения работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их; воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников; воспитание эстетического чувства.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете; чередование видов деятельности; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата); применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами; проведение физминуток, соблюдение техники безопасности.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование действий смыслообразования и самоопределения; развитие мотивов учебной деятельности; формирование у обучающихся эстетических чувств; развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способу решения различных задач; оценивание собственной учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать; формирование представлений о деятельности исследователя; развитие умения использовать информацию; формирование устойчивого интереса к уроку, развитие умения работать с текстом учебника и иллюстрациями, развитие умения в поиске необходимой информации.
Регулятивные: формирование умения выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено обучающимися и того, что еще неизвестно; формирование умений выполнения логических действий.
Коммуникативные: развитие речи; развитие умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог; участие в коллективном обсуждении проблем; построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем.
Предметные: формирование интереса к окружающей среде; выявление у обучающихся уже имеющихся знаний о составе, свойствах, использовании и охране воды.
Тип урока: предметный.
Формы работы: фронтальная, работа в группах, работа в парах.
Основные образовательные ресурсы урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник, раздаточный материал (карточки со свойствами воды), видеоролик, рабочая тетрадь стр. 27-28,мел, соль, стаканчики 5шт., ложки 5шт., бинт.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
У.: – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ульяна Сергеевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Садитесь.
2) Проверка готовности к уроку.
У.: – Проверьте, готовы ли вы начать урок? Посмотрите, все ли лежит на ваших партах? Должны быть учебник, тетрадь, ручка, карандаши, а всё лишнее следует убрать.
3) Мотивация к обучению и познанию.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Актуализация знаний.
1)Фронтальный опрос:
У.: – Ребята, сегодня мы с вами будем открывать новые знания, но для начала вспомним, какая тема была на прошлом уроке.
Д.: – Тема прошлого урока была - «Воздух. Свойства воздуха»
У.: – Совершенно верно. Какие свойства воздуха вы знаете?
Д.: – Воздух прозрачен, без запаха, при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается.
У.: – Правильно. А почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается?
Д.: – При повышении температуры частицы воздуха двигаются быстрее и сильнее сталкиваются друг с другом, а потом отскакивают друг от друга на большее расстояние, поэтому воздух расширяется. Частицы, из которых состоит воздух, при понижении температуры двигаются медленнее, реже сталкиваются друг с другом. Промежутки между частицами становятся все меньше и меньше. Тем самым воздух сжимается.
У.: – Молодцы, верно, а какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?
Д.: – Кислород.
2)Выступление обучающихся по заданной теме.
У.: – Верно. Ребята, а от чего может загрязняться воздух? Что бы ответить на этот вопрос, вы можете воспользоваться учебником на с.48. А затем, выйти к доске и рассказать всему классу, от чего же загрязняется воздух.
Д.: – От машин, заводов, мусора.
У.: – Всё верно, так что же делают люди для охраны воздуха?
Д.: – На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух. Но главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Поэтому люди сажают их в населённых пунктах, высаживают в лесах.
У.: – Ребята, вы большие молодцы, и хорошо усвоили тему про воздух.
III. Мотивация к учебной деятельности
У:-Сегодня наш урок связан с природным объектом и мы отправимся его исследовать.
IV. Открытие новой темы. Целеполагание.
- Открытие темы.
У.: – Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о еще одном важном веществе. Но чтобы узнать тему нашего урока, вам предстоит просмотреть видеоролик:
(Видеоролик)
У.: – И так, вы просмотрели видеоролик, кто догадался, какая же тема нашего урока?
Д.: – Вода.
У:- Как вы думаете, какова цель нашего урока, расскажите, пользуясь «словами-помощниками»?
Познакомимся…
Научимся…
Д:- Познакомимся со свойствами воды, её агрегатными состояниями. Научимся различать состояния воды, бережно относиться к воде.
У:- Верно, молодцы.
VI. Открытие новых умений, знаний.
1)Фронтальная беседа
У.: – Правильно, тема нашего урока – вода. Посмотрите, что я принесла на урок. Что можно сказать об этих вещах? Как это относиться к теме нашего урока?
(Учитель берёт стаканчик с водой, кусочек льда и демонстрирует их ученикам)
Д.: – Это вода, но она находится в разных состояниях.
У.: – Да, вы правы.
У.: – А что ещё вы знаете о воде?
Д.: – Вода – это жидкость.
Д: - Вода бывает в разных состояниях.
У.: – Правильно. Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими ручейками. Вода содержится и в почве, и в воздухе. В воде мы моемся, плаваем. Воду мы пьем и едим, потому что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить животные. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях. Вода может находиться в трёх состояниях: жидком (вода), твёрдом (лёд, снег), газообразном (пар). Питьевая, пресная, солёная, морская, водопроводная, дождевая, кипяченая, талая, минеральная и т.д.
2)Работа по учебнику (с.51)
У:- Хорошо, мы вспомнили с вами, что вы знаете о воде. А теперь обратимся за помощью к нашему учебнику, посмотрим, на с.51 есть интересная статья о значимости воды. Читать нужно внимательно, ведь после прочтения нам предстоит ответить на вопросы:
- Какое значение вода имеет для живых существ?
- В каких плодах содержится больше всего воды?
- Сколько требуется воды человеку в сутки?
У: И так, мы с вами прочитали текст, теперь ответим на вопросы:
- Какое значение вода имеет для живых существ?
Д: Вода входит в состав любого организма. Организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении.
У.: – Правильно, а еще?
Д.: – Для многих организмов вода – природный дом. Одни из них живут в соленой воде, а другие – в пресной.
У: В каких плодах содержится больше всего воды?
Д: В плодах арбуза, апельсина, лимона.
У: Сколько требуется воды человеку в сутки?
Д: Более двух литров.
У: Верно, вы большие молодцы.
3)Работа в рабочих тетрадях
У: Теперь откроем с вами рабочие тетради на с.27 и выполним упр.№1.
Упражнение №1:
-Подчеркни зелёной чертой плоды, в которых содержится много сока, а красной – те, в которых сока почти нет.
Томаты, огурцы, грецкие орехи, смородина, абрикос, арбузы, семечки, морковь, картофель.
У:- Кто хочет прочитать, какие плоды подчеркнули зелёной чертой?
Д:- Томаты, огурцы, смородина, абрикос, арбуз, морковь, картофель.
У:- Верно, а какие плоды вы подчеркнули красной чертой?
Д:- Грецкие орехи, семечки.
У:- Верно, молодцы.
4)Работа с художественным текстом « Притча о двух ослах».
У:-Слушайте внимательно, потом вам предстоит ответить на вопрос: Какую роль в этой причте играет вода?
«Притча о двух ослах»
История: Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой. Первый осёл едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша, второй шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осёл вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.
У.: – Что же произошло? Как вы думаете, почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?
Д.: – Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и тем самым стала тяжелее.
У.: – Какое очень важное свойство есть у воды?
Д.: – Вода – растворитель.
У.: – Но все ли вещества может растворять вода?
Д.: – Нет.
У.: – Правильно. Вещества могут быть растворимые и нерастворимые в воде. Назовите мне вещества, которые растворяются в воде.
Д.: – Сахар, соль.
У.: – А какие не растворяются?
Д.: – Песок, глина.
У.: – Молодцы!
5) Практическая работа, (стр. 52)
У.: – Сейчас более подробно поговорим о свойствах воды и зафиксируем результаты наших исследований в рабочих тетрадях.
Опыт 1.
Оборудование: стакан с водой, ложка.
У.: – Опустим в стакан с водой ложку. Видна ли она?
Д.: – Да, видна.
У.: – О каком свойстве воды это говорит?
Д.: – Из этого можно сделать вывод, что вода прозрачна.
У.: – Правильно. Запишите вывод в таблицу.
Вывод: Исходя из опыта: вода обладает таким свойством, как прозрачность.
Опыт 2.
Оборудование: стакан с водой, иллюстрация из учебника (разноцветные полоски).
У.: – Сравните цвет воды с цветом полосок, изображенных в учебнике. Имеет ли вода цвет?
Д.: –Вода не имеет цвета.
Вывод: Исходя из опыта: вода обладает таким свойством, как бесцветность.
Опыт 3.
Оборудование: стакан с водой.
У.: – Давайте определим, имеет ли чистая вода запах.
Д.: – Нет, чистая вода не имеет запаха.
Вывод: Исходя из опыта: вода не имеет запаха.
Опыт 4.
Оборудование: стакан с водой, соль, мел, ложка.
У.: – Насыпьте в один стакан немного соли, а в другой – измельченного мела, размешайте. Что произошло?
Д.: – Соль растворилась, а мел изменил цвет воды и осел на дно.
У.: – Верно. Запишите вывод в таблицу.
Вывод: Исходя из опыта: вода может быть хорошим растворителем, но есть
Опыт 5.
Оборудование: стакан с мелом, бумага, стакан.
У.: – У вас на столах лежит бумага. По рисунку-инструкции сделайте из нее фильтр. Пропустите через фильтр загрязненную воду. Что вы наблюдаете?
Д.: – Вода стала более чистой, грязь осталась на бумаге.
У.: – Правильно. Запишите вывод в таблицу.
Вывод: Исходя из опыта: фильтр способен отчищать воду.
6)Просмотр видеоролика
Опыт 6.
Оборудование: колба с трубкой, подкрашенная вода, горячая вода, поднос.
У.: – Следующий опыт покажу вам я. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему?
Д.: – При нагревании молекулы воды расширяются.
У.: – Да, молекулы воды расширяются и выходят за пределы сосуда из-за недостатка места. Запишите вывод опыта в таблицу.
Вывод: При нагревании молекулы воды расширяются и выходят за пределы сосуда из-за недостатка места. Поэтому уровень воды заметно поднимается.
Опыт 7.
Оборудование: колба с трубкой, подкрашенная вода, холодная вода, поднос.
У.: – Эту же колбу ставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как вы можете это объяснить?
Д.: – При охлаждении молекулы воды сжимаются.
У.: – Правильно. Запишите вывод в таблицу.
Вывод: При охлаждении молекулы воды сжимаются.
VII. Физминутка.
У: – Ребята, пришло время для физминутки.
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
(Ходьба на месте.)
И на месте зашагали.
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
VIII. Продолжение открытия новых умений и знаний.
1) Беседа с обучающимися.
У.: – Ребята, от чего может загрязняться вода?
Д.: – От фабрик, заводов, мусора.
У.: – Верно, а как вы думаете, нужно ли нам охранять воду?
Д.: – Да, нужно, без воды невозможна жизнь на земле.
У:- Верно, сейчас мы с вами посмотрим видеоролик о том, как загрязняется вода и как её беречь. И ответим на вопрос, как охранять и беречь воду?
2)Просмотр видеоролика.
У:- Верно, сейчас мы с вами посмотрим видеоролик о том, как загрязняется вода и как её беречь. И ответим на вопрос, как охранять и беречь воду?
Д: - Не мусорить, экономить воду.
У:- Верно, молодцы.
3) Работа в группах.
У.: – Сейчас проверим, насколько вы были внимательны при исследовании свойств воды. У вас на столах лежат карточки, вам следует поработать в группах. В левом столбце – понятие (вода), в правом – свойства. Вам следует найти все свойства, которыми обладает вода. (Выполняют работу в парах)
Вода
без запаха
бесцветная
прозрачная
молекулы при нагревании расширяются
молекулы при охлаждении сжимаются
упругая
пластичная
- Работа в парах
К доске выходит по два человека с каждой группы, выполняя то же самое упражнение.
4) Проверка работы в парах и группах.
У.: – Итак, кто хочет прочесть то, что у него получилось? Читаем по одной строке.
У.: – У кого так же - поднимите руки. Молодцы, вы хорошо поработали.
VI. Закрепление изученного материала.
1) Тестирование.
У.: – Ребята, наш урок подходит к концу.
Давайте проверим, как вы усвоили материал урока. Для этого решим тест на отметку.
1. Как можно очистить загрязненную воду?
1) нагреть
2) охладить
3) профильтровать
4) заморозить
2. Что является источником загрязнения воды:
1) животные
2) фабрики и заводы
3) растения
4) ручьи
3. Свойства воды
А) прозрачна, бесцветна, без запаха, при нагревании
расширяется, а при охлаждении сжимается.
Б) голубого цвета, как небо, проводит звуки,
пропускает солнечные лучи, имеет запах.
4.Вода содержится во всех частях растений?
А) да
Б) нет
5. Как нужно охранять воду?
А) остановить все фабрики и заводы, не пользоваться водой.
Б) стараться экономить воду, не выкидывать мусор в водоемы.
2) Самопроверка.
У.: – Посмотрите на шкалу оценивания и оцените себя. Поднимите руки, у кого отметка «5», у кого «4», у кого «3». Хорошо, все справились.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: – Ребята, какие цели мы поставили в начале урока?
Д.: – На уроке мы должны были узнать о воде, ее составе, свойствах, охране.
У.: – Мы достигли этой цели?
Д.: – Да.
У.: – Как вы думаете, хорошо ли вы потрудились на уроке?
Д.: – Да, мы были активны.
У.: – Всё верно, вы большие молодцы! Вы легко справились со всеми заданиями.
У.: – Ребята, посмотрите на доску и дополните облако «тегов»:
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- мне захотелось…
(Дети дополняют предложения)
VIII. Домашнее задание.
У.: – Ребята, запишите домашнее задание. Найдите и запишите на отдельном листочке, что делают в вашем городе для охраны воды. Или предложите свои идеи по охране воды. На сегодня всё. Всем спасибо, урок окончен.
Вещества | |
растворимые в воде | нерастворимые в воде |
Соль | Песок |
Сахар | Мел |
Сода | Глина |
-
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...
Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".
В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....
Вода, вода, кругом вода...
Проект разработан с целью закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира; развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность, умение работать в команде...
конспект урока по окружающему миру " Вода в природе. Вода и ее свойства. Охрана воды" 3 класс
Вода в природе.Вода и ее свойства. Охрана воды....
Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс
Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...
открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...
Спортивное мероприятие "Вода, вода, кругом вода!"
Проводится мероприятие на улице в тёплое время года с использованием воды....