НПК " Многоликая плесень"
проект по окружающему миру (3 класс)
Виды плесени, влияние плесени в жизни человека. Выращивание плесени в домашних условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
на научно-практическую конференцию
«МНОГОЛИКАЯ ПЛЕСЕНЬ»
Автор: ученица 3 «Б» класса - Токарева Полина
Руководитель: учитель начальных классов –
Комолова Людмила Петровна
Цель работы: Выяснить, что такое плесень. Изучить особенности жизнедеятельности плесени. Выяснить ее влияние на живой организм.
Задачи:
- изучить теоретический материал по данной теме, используя различные источники (книги, журналы, интернет);
- изучить особенности развития и размножения плесени, а также какую пользу и вред она приносит людям;
- выяснить и изучить влияние плесени на живой организм;
- практически понаблюдать, как растет плесень в домашних условиях.
Актуальность:
Тема проекта возникла в результате случайного наблюдения за пищевыми продуктами. Многие ребята в классе рассказывали о своих наблюдениях, что после длительного хранения хлеба в целлофановых пакетах на нем образуется синеватый налет и что такой хлеб не используется в пищу, а почему-то выбрасывается.
Некоторые говорили, что иногда, когда открываешь банку с вареньем, часто видели сверху небольшой слой плесени.
О вреде продуктов с этим налетом мне рассказали родители и учитель. После этого в магазине я увидела в продаже дорогие сорта сыра с очень похожим по цвету и запаху налетом. Возник вопрос: кто прав в этой ситуации? Что это за налет? При каких условиях он образуется? Почему иногда он опасен, иногда полезен, а иногда считается деликатесом?
Я решила подробно изучить всё о плесени, провести опыты с некоторыми продуктами питания, вырастить плесень на них и понять: плесень приносит вред или пользу?
Моя гипотеза: Я предполагаю, что плесень относится к царству грибов. Она играет как отрицательную, так и положительную роль в жизни человека.
Для подтверждения своей гипотезы я провела несколько опытов.
Опыт №1
Цель опыта: выяснить, является ли плесень живым организмом
Оборудование: кусочек вареной моркови, кастрюля с крышкой
Отварив кусочек моркови, я оставила ее в кастрюле с закрытой крышкой. Через несколько дней я увидела, что появился маленький пушок. В течение четырех дней волосинки становились все больше и больше. На них стали видны черные шарики, т. е. образовались пятна плесени.
Вывод
Плесень растет. Значит плесень – это живой организм.
Предположим, плесень относится к царству растений. Значит, питание должно происходить через процесс фотосинтеза, но она выросла в полной темноте. Для ее питания не нужен солнечный свет.
Вывод: К царству растений плесень не относится.
Предположим, что плесень относится к царству животных. Значит, она должна заглатывать частицы пищи. Но плесень питалась за счет кусочка моркови, не заглатывая пищу, как животные, а всасывая всей своей поверхностью.
Во-вторых, животные движутся, а плесень не может двигаться.
В-третьих, у животных ограничен рост. А, наблюдая за плесенью, я убедилась, что она растет постоянно.
Вывод: Плесень не относится к царству животных.
Предположим, что плесень относится к бактериям. Я узнала, что бактерии имеют различную форму – шаровидную, палочковидную, спирали и т.д. Некоторые бактерии имеют жгутики. С помощью которых они движутся. А наша плесень напоминает пушок, состоящий из маленьких ниточек.
Вывод: Плесень к бактериям не относится.
Значит, плесень относится к царству грибов.
Общие выводы:
Плесень – это тоже гриб.
Грибы – часть живой природы!
Плесень (плесневые грибки) - особое царство живой природы.
Представители этого царства имеют сходства и различия как с бактериями, растениями, так и с животными.
Среди плесневых грибов наиболее известны и чаще всего встречаются в наших домах гриб мукор и гриб пеницилл. Они очень малы и их удается рассмотреть только под микроскопом.
Плесневые грибы очень опасны для человека. Они делают продукты питания непригодными для употребления и являются возбудителями заболеваний.
Но плесневые грибы могут приносить и пользу.
В пищевой промышленности плесневые грибы используют для приготовления хлеба, вина, йогурта, кефира, сметаны, творога, колбасы и других продуктов. Особый вид плесени необходим для производства деликатесных сортов сыра. Плесень участвует в солении огурцов, квашении капусты. Производство лимонной кислоты невозможно без плесневых грибов.
В авиастроении плесневые грибы используют для изготовления смеси, защищающей крылья самолётов от обледенения.
В медицине из плесневых грибов был получен первый антибиотик — пенициллин, использование которого спасло жизнь миллионам людей.
В 1928 году английский микробиолог Александр Флеминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зеленой плесени. Это открытие положило начало производству пенициллина, который считается «самым действенным средством» в современной медицине. За это открытие в 1945 году он получил Нобелевскую премию в области медицины.
В промышленности плесневые грибы используют при производстве бумаги и картона.
Опыт №2
Цель опыта: определить условия образования и роста плесени
Оборудование: 3 кусочка хлеба, 3 блюдца, холодильник, вода.
Для этого эксперимента я взяла три кусочка хлеба. Два из них увлажнила водой, а третий оставила сухим и поместила эти кусочки на разные блюдца.
Через неделю я увидела
Образец № 1. Плесень выросла почти по всей поверхности хлеба.
Образец № 2. Кусочек хлеба остался без изменений.
Образец № 3. Кусочек хлеба высох, плесень не появилась.
Из своего эксперимента я сделала вывод, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен.
Чем выше температура воздуха, тем появление и развитие плесени происходит быстрее.
Сухость воздуха является главным препятствием для появления и развития плесени
Заключение:
- Благодаря своей работе я узнала и поняла, что идеальные условия для появления и распространения плесени - температура плюс 200 С и относительная влажность воздуха выше 95%. Поэтому надо соблюдать меры правильного хранения продуктов.
- По возможности хранить хлеб в полиэтиленовой пакете в холодильнике не более 2 дней.
- Соблюдать чистоту на кухне.
- Не использовать в пищу хлеб и другие продукты, зараженные плесневым грибком
- Плесень может быть красная, серая, желтая, белая, зеленая.
- Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает.
- Плесень размножается невероятно быстро.
Таким образом, плесень бывает разная. Есть плесень вредная. Она может разрушить даже бетон, кирпич и штукатурку. Существование «хорошей» (или полезной) плесени тоже всем известно.
Плесень нужна и важна, но только в том случае, когда она находится в природе или контролируется человеком. Плесень в доме, на работе и других помещениях, появляющаяся своевольно, должна быть уничтожена.
Плесень – почти незаметна, всеядна и вездесуща. Плесень – это грибы, к тому же ещё достаточно плохо изученные.
В дополнение, хотелось бы вам раздать инструкцию по выращиванию плесени и полезные советы по уничтожению плесени. Надеюсь, вам было интересно.
Спасибо за внимание!
Используемая литература
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 10 издание 2005г.
- Детская энциклопедия. Кирилл и Мефодий. CD-ROM, 2002.
- Ресурсы Интернет
- Экспериментальная деятельность – детские проекты.
- Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника». Автор Ю.Н. Касаткина. «Астрель» Москва 2006г.
- Книга: «Плесень – лекарство или яд?». Автор: Рудницкий Л.В. Издательство: Питер. Год: 2010.
- Книга: под редакцией А.М.Прохорова «Большая советская энциклопедия» (Издательство: «Советская энциклопедия» 1975 год; 3-е издание; Том 20).
- Книга: под редакцией В.Славкина «Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей» (Издательство: АСТ. Москва 1995год; Том 1).
- Книга: «Популярная медицинская энциклопедия». Москва. Издательство: «Советская энциклопедия" 1979 г.
- Документальный фильм «Плесень» (2008 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "Многоликая ложка" 3 класс
Тема мероприятия «Многоликая ложка». Вы узнаете о многоликости, т.е. о разнообразии ложек, приметах, связанных с ложкой.Данное мероприятие поможет ответить на вопрос : Почему л...
Исследовательская работа ученика "Многоликая загадка - плесень"
Исследовательская работа содержит вопросы возникновения, развития, вреда, пользы плесневых грибов, проведено 3 эксперимента....
"Югра Многоликая" к празднованию 900 лет Югры
Цели: - сформировать у учащихся представление о Ханты-Мансийском автономном округе-Югра;- развивать познавательную активность, усидчивость, внимание, воспитывать бережное отношение к...
Игра брейн-ринг "Многоликая Россия"
Игра является итоговым делом тематического периода "Откуда пошла земля русская". При подготовке к игре классы изучают следующий материал: 1. народные промыслы (гжель, жостово, дымка, палех, хохлома), ...
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»
Материал содержит в себе интегрированный урок. На этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...
«Путешествие в страну многоликого мяча»
Разработка урока по физической культуре 2 класс. Раздел программы: «Подвижные игры с элементами баскетбола»....
Конспект урока по окружающему миру на тему "Многоликая Россия"
Конспект урока по теме "Многоликая Россия" для 3 класса. К учебнику: Мир и человек. Живые обитатели планеты. 3 класс. В 2 ч. Вахрушев А.А., Алхутов С.М., Раутиан А.С. М.: 2009. &md...