Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные |
1.Мотивация к учебной деятельности.
| Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки. | - Приветствие
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Татьяна Алексеевна. 2. Рефлексия Мир этот полон красоты! И то, что кажется привычным, Иначе вдруг увидишь ты… Всмотрись проникновенным взглядом В природу… В ней с тобою рядом, В простых, обычных проявленьях Так много прелести своей! Скажи: “Остановись, мгновенье!...” А теперь покажите мне ваши лица, улыбнитесь. И мы с улыбкой и хорошим настроением начнем наш урок.
| Здороваются. Настраивают друг друга на положительную атмосферу во время урока. | Л- Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
|
2.Актуализация знаний. .
| Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Но какое это путешествие, я вам скажу, когда вы разгадаете кроссворд.
Кроссворд по теме «Насекомые опушки» По горизонтали: 1.Муравей. У пня суета, беготня: Народ рабочий весь день хлопочет. 4. Пчела Сок из цветов она берёт И в сотах копит сладкий мёд. -Кто ещё из жителей опушки, кроме насекомых, вам знаком? 6.Жук На лужайке, на ромашке, Он летал в цветной рубашке. «Жу-жу-жу, жу-жу-жу» - я с ромашками дружу. 7. Комар Нос долог, Голос тонок. Кто его убьёт, тот кровь свою прольёт. По вертикали: 2. Кузнечик На миру живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь 3. Стрекоза Голубой аэропланчик Сел на желтый одуванчик. 5. Бабочка Пестренькие платьица Присели на цветок. Тронь - и вновь закружиться Порхающий цветок.
Я вижу, что вы очень много знаете, значит, мы можем начать наше путешествие.
| Отвечают на вопросы | П:Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде К:Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета |
3. Выявление места и причины затруднения | Соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | -О чём будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав загадку. Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофте, в белом сарафане. (Береза) -Кто из вас знает, как называется место, в котором преобладающим растением являются берёзы? (берёзовая роща) -Сегодня на уроке мы выясним, верно ли ваше мнение о той местности, где растут березы и ознакомимся с влиянием растений и животных друг на друга на примере берёзовой рощи, научимся давать характеристику окружающей среды , выделять признаки живых существ к условиям окружающей среды. Тема нашего урока –в березовой роще. А реализовать все наши цели нам поможет план урока. - Что такое – березовая роща?
- Особенности березовой рощи.
- Березовая роща в разные времена года.
- Экологические правила поведения.
5. Растения березовой рощи. 6.Обитатели березовой рощи. 7.Полезные свойства березы.
|
| -
|
4.Вступитель-ная беседа | Вызвать у учащихся интерес к заданной теме урока путем рассказа учителя. | 1.Рассказ учителя о березовой роще. Весной, в берёзовой роще особенно светло. От обилия солнечного света, от белых стволов раскидистых русских красавиц кажется, что ты попал в волшебную сказку. И не просто в сказку, а в сказку с картинками, которые нарисовала сама госпожа Природа. Есть в весенней природе необычный день, когда на берёзах появляются первые листочки. Казалось бы, ещё вчера веточки были пусты, а посмотришь сегодня и ахнешь: зелёными кружевами украсили себя берёзки. Ароматы в берёзовой роще особенные. Клейкой нежной листвою пахнет там, где русские берёзки встали в хоровод. Немало перелётных птиц любит проводить время в берёзовой роще. Распевают гаммы дрозды, снуют шустрые синицы, стараются голосистые соловьи, кукуют кукушки. Любят распуститься рядом с белоствольным красавицам и весенние первоцветы — подснежники. Светлое дерево берёза, светлый у неё и сок. Не просто светлый. А кристально чистый. Кто-то говорит, что берёзовый сок – это слёзы белоствольной красавицы, а кто-то – щедрый напиток. Любит берёза не брать, а отдавать людям свою красоту, свою живительную силу.
|
Слушают. |
|
5.Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) | Поставить цель учебной деятельности, организовать коммуникативное взаимодействие (фронтально) для построения нового способа действия; на этой основе построить алгоритм; зафиксировать новый способ действия. | Обратите внимание на презентацию. Здесь наш план, который поможет нам в осуществлении цели урока. 2.Выделение отличительных признаков берёзового леса. Преобладающее растение-берёза. Береза- это единственное дерево в мире с белой корой. Поэтому березку называют “белоствольной”. В нашей стране очень много берез и поэтому береза – символ России. На белом стволе березы есть черные черточки. А как вы думаете, зачем они березе? - Береза через них дышит и называются они чечевички. У березы ветки тонкие, гибкие, нежные. В народе говорят, что у березы есть коса. Почему так говорят? – Когда дует ветерок , ветки у березы, как косы, заплетаются. Кора у березы называется береста. Берёза создаёт условия для всех других обитателей берёзового леса. Белые стволы берёз хорошо отражают солнечные лучи и рассеивают их, поэтому в берёзовом лесу светло и растут светолюбивые растения. Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей. Красивы берёзовые рощи в разные времена года.(показ слайдов-берёзовые рощи в разные времена года). Добрый день, берёзовая роща, Много лет встречаюсь я с тобой, Красива ты в любое время года, А особо нравишься весной. Любо мне, как роща нарождает Ярко изумрудную листву, Будто бы стыдливо укрывает Белую девичью красоту. Осенью берёзы в платье новом, В царском платье, чисто золотом. К роще подойдешь, она пылает, Золотым божественным огнём. А зимой бывают дни, как сказка, В пору, как с берёз спадёт листва, Белый снег, и белые берёзы, – Чудо, неземная красота. Красивые пейзажи, правда, ребята? Скажите, может ли природа быть такой же красивой без заботы человека? Если мы будем в березовой роще мусорить, рвать редкие цветы, сможем ли мы потом в полной мере насладиться её красотой? Так вот, чтобы не губить природную красоту, давайте повторим экологические правила поведения в березовой роще. 3.Экологические правила поведения в березовой роще. - Не разорять птичьи гнёзда. - В лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву. - Не шуми в лесу. - Не оставляй мусор. - Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. - Не ломай ветки деревьев и кустарников. - Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. - Не разоряй муравейники. - Не рви цветы. Ребята, а как вы думаете, этих правил нужно придерживаться только в березовой роще? Если вы, например, придете на экскурсию с классом в сосновый бор, эти правила поменяются? Правильно! Эти правила неизменны. Их нужно соблюдать в любой местности, и тогда окружающий нас мир живой природы будет таким же красивым и живописным. |
| Р:Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения. |
6. Реализация построенного проекта | Зафиксировать алгоритм порядка выполнения действий в выражениях | Предлагаю вам, ребята, послушать, какие же растения «живут» в березовой роще. 3.Расширение знаний детей о растениях березовой рощи. Иван – да – Марья – народное название травянистого растения, цветы которого отличаются двумя окрасками, желтой и синей или фиолетовой. Встречаются на полянах, опушках и в светлых лесах. Семена его ядовиты, могут вызвать отравление домашних животных. Если верить сказке, название Иван – да – Марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата Ваню с сестрой Машенькой. Когда они выросли и встретились, то полюбили друг друга и поженились. Но узнав о том, что они родственники, чтобы не разлучаться, превратились с цветок с двойной окраской.
Говоря о лютиках, вам наверняка представится маленький желтый цветок, растущий на газоне возле дома, на опушке леса или в светлом лесу. Лютик обладает удивительными целебными свойствами. Только обращаться с растением нужно очень осторожно – оно ядовито. Существует такая легенда: "Дочь одного купца, богатого, но жадного, очень хотела замуж. Отец отказался выдать ее за любимого парня, красивого, но бедного. В приступе отчаяния девушка раскидала отцовские золотые монеты, они проросли и превратились в лютики". Существует даже поверье, что тот, кто найдет лютик - тому он принесет богатство. Некоторые люди даже специально сажают в саду у себя лютики, чтобы богатство пришло. Колокольчик -На Руси было поверье, что раз в году в ночь на Ивана Купала леса и поля наполняются звоном колокольчиков. -На самом деле колокольчики молчат. - Так их назвали за форму венчика, листья которого срослись, образовав колокол. На слайде изображение растений 1.О каких расстениях я сейчас вам рассказала? 2.Какой окрас может иметь растение Иван-да-Марья? Лютик? Колокольчик? 3.Ребята, скажите, а почему колокольчик так назвали, неужели он – звенит? 4.Может кто-то запомнил легенду, связанную с каким-нибудь из этих трех растений? Отлично, ребята! Вы очень внимательно меня слушали, спасибо вам за это. Физминутка
|
| П:Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде К:Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета |
7. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоить учащимися новый способ действия при решении типовые заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Все животные берёзовой рощи приспособились жить рядом, не мешая друг другу. Но мальчик Жалейкин не знал этого и послушайте, что с ним случилось:
Жалейкин и дятел. Пришёл Жалейкин в берёзовую рощу. Слышит: стучит кто-то как топором. Подкрался и видит: сидит на берёзе дятел и долбит её изо всех сил. Только щепки летят! Жалко ему стало берёзу. - Кыш!!! Вредная птица! – закричал Жалейкин – носищем своим все берёзы попортишь! – и запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел-то сухую берёзу долбил. Очищал её от жуков, личинок и гусениц. Расплодились жуки и короеды, лубоеды и древоточцы. Стали берёзы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов! То палкой в дятла, то из рогатки! До того доохранялся, что и охранять стало нечего. Была живая, весёлая роща, а стал мёртвый сухостой да валежник. - Ребята, правильно ли поступил Жалейкин? (нет) - Почему? Часто можно в лесу услышать короткий, отрывистый стук. Это работает дятел. Он раздалбливает клювом ствол повреждённого насекомыми дерева и длинным липким языком достаёт их личинок. Оперение дятла чёрное, с белыми полосами. На голове и под хвостом имеются ярко-красные пятна. Дятел хорошо приспособлен к жизни на деревьях. У него большая голова с крепким долотообразным клювом и короткие ноги, пальцы которых вооружены загнутыми острыми когтями. Такие когти легко вонзаются в кору и цепляются за её неровности. Когда дятел сидит на стволе дерева, опорой ему служит хвост. Осенью и зимой дятел питается ещё и семенами хвойных растений. Для этого он засовывает шишку в расщелину, а затем клювом раздалбливает её. - Так почему же Жалейкин навредил лесу? - А можно ли, прослушав этот рассказ, сказать, что берёзовый лес – среда обитания? Почему? - Какой вывод мы можем из этого сделать? (В лесу, как и во всей природе, всё взаимосвязано. Без одних лесных жителей невозможно существование других.)
|
| П:Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде К:Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета |
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
|
Закрепить учащимися порядок действий в выражениях и осуществить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия. | -Посмотрите на берёзовую рощу, которая нарисована на плакате для нашего урока (на плакате берёзы и трава, не хватает животных и других растений). -Что вы видите? -Как вы думаете, чего не хватает на рисунке? -Что же мы с вами должны добавить на этот рисунок? -А чтобы узнать, какие животные и растения живут в берёзовой роще, мы должны хорошо поработать на уроке. Для этого мы разделимся на две группы и проведём небольшое исследование в роще, а поможет нам в этом наш учебник.
4.Работа в группах Предлагаю вам поработать в группах. Но для начала, давайте вспомним правила работы в группах. Я прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, какие правила там спрятаны. Команда – это значит вместе, Команда – все за одного. Здесь всё по совести и чести, Здесь не обидят никого. Команда нас объединяет Не испугаемся преград, Здесь каждый свое дело знает, Работает на результат. А если возникают споры, Они решаются тотчас, И никакие разговоры Не отвлекут от дела нас. В своей команде нам уютно Мы оказались в ней не вдруг, Когда кому-то станет трудно, Свое плечо подставит друг. Правила: - Слушай, что говорят другие.
- Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
- Говори спокойно ясно, только по делу.
- Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
- Помогай товарищам, если они об этом просят.
- Точно выполняй возложенную на тебя роль.
(на слайде)
1.Ознакомление с типичными животными и растениями берёзового леса. -Откройте учебник на странице 36 и прочитайте текст « В берёзовой роще», после этого выполните задания: -1.Найдите в конвертах, которые находятся у вас на столе ( 1 группа-животных, 2-растения берёзовой рощи), в конвертах есть растения и животные из другой среды обитания. -2.Выполните задания 1 и 2 на странице 37. - По окончанию работы дети прикрепляют к нашему плакату рисунки животных и растений. (Вывод: на нашем плакате мы создали среду обитания берёзового леса.) Ребята, в березовой роще очень часто можно услышать, как поет иволга. Предлагаю и вам послушать. Аудио-фрагмент с пением иволги. 5.Работа в парах Предлагаю вам, разгадать загадки. У каждой пары они будут разные. Я буду следить, как вы тихонько работаете, а когда будете готовы, просто поднимите руку. - Береза имеет большое значение в жизни россиян. Сейчас мы с вами попробуем выяснить, чем же так важна и полезна береза в нашей жизни. Березовый лист - Полезные свойства березы сосредоточены в ее уникальных листьях, содержащих серебро. Они идеально очищают воздух, в том числе от болезнетворных бактерий. Они богаты эфирным маслом и аскорбиновой кислотой. Настой листьев березы принимают при заболеваниях нервной системы и почек. Березовой веник очень прочный, гибкий и удобный. Издавна на Руси отдавали предпочтение при посещении русской бани березовым веникам, ценя их целебные свойства. Березовые веники – это кладезь полезных веществ. Запаренный кипятком веник издает чудесный аромат. Березовая древесина
Древесина березы светлого цвета, очень красива и хорошо полируется. Она используется для изготовления паркета, лыж и мебели. Из бересты в России издавна делают кухонную посуду. Берёзовые почки. Березовые сережки - В почках березы содержится виноградный сахар, аскорбиновая кислота, многие другие элементы. Березовые почки можно использовать в качестве приправы в кулинарии, они придают блюдам тонкий аромат и легкую горчинку. Настой березовых почек или сережек применяют для лечения печени и простудных заболеваний. - Как русский народ использует березу?
|
|
К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
9.Рефлексия деятельности | Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, наметить дальнейшие цели деятельности. | VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). -О чем мы говорили на уроке? -Что понравилось больше всего? -Поднимите руку те, кому понравился сегодняшний урок. -Поднимите руку те, у кого были затруднения. VIII.Домашнее задание: подбери стихи, рассказы, сказки, песни о берёзе.
| Повторяют и закрепляют новый материал. | П: Рефлексия способов и условий действий. К:Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |