Рабочая программа "Окружающий мир" 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 класс) ШКОЛА РОССИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
om_4kl_gotov.docx | 64.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сотниковская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: На заседании МО /_______/С.С. Буханаева Протокол № ________ «__»______________2019 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УР /______/ М. П. Иванова Протокол № ________ «___»____________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы /______ / Н.Б. Цыбекжапова Протокол № _________ «__»____________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по________________ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, 4 КЛАСС__________________
(предмет, класс)
68 ч в год, 2 ч в неделю
(количество часов в год, в неделю)
Бадмаева Эльвира Сергеевна
(ФИО учителя)
_________________________учитель начальных классов_________________________
(должность)
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования.
- Примерной образовательной программы начального общего образования и авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» для 4 класса;
- Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «Сотниковская СОШ».
- Учебного плана МАОУ «Сотниковская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
- Положения о рабочей программе.
Для реализации программы используется УМК: Учебник «Окружающий мир» в 2 ч. А.А. Плешаков, Просвещение, 2014.
Поурочные разработки. А.А. Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова, Просвещение, 2014.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают обучающиеся, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемнопоисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разно образные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся распознавание (определение) объектов окружающего мира с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя.
Национально-региональный компонент
В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды. Использование содержания национально-регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работ.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
Место учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану школы на предмет «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю. Всего на изучение программного материала в 4 классе отведено 68 часов (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
- осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
- начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
- самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ3
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
- моделировать экологические связи в природных сообществах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
- находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
- понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- проводить несложные астрономические наблюдения;
- использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
- находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
- приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
- давать краткую характеристику своего края;
- различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
- давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- рассказывать об охране природы в своём крае;
- различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
- приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
- читать историческую карту;
- перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
- изготавливать модели планет и созвездий;
- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
- с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
- описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
- раскрывать связь современной России с её историей;
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Содержание тем учебного курса
Земля и человечество (11 ч).
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (8 ч).
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край - часть большой страны (12 ч).
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ.
Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии : знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа- определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (7 ч).
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохра нение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч).
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.
Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV веках.
Наше Отечество в XVI-XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII веках.
Россия в XVIII веке. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX - начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е годы. Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник. Наша страна в 1945-1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практические работы: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
Современная Россия (8 ч).
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн).
Государственные праздники. Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | Коррекция |
Земля и человечество (11 ч) | |||||
Мир глазами астронома. Вселенная. солнце | 1 | 05.09 | |||
Планеты Солнечной системы. | 1 | 09.09 | |||
Отчего на Земле сменяются день и ночь и времена года | 1 | 12.09 | |||
Звездное небо – великая книга природы. | 1 | 16.09 | |||
Мир глазами географа | 1 | 19.09 | |||
Пояса Земли | 1 | 23.09 | |||
Мир глазами историка | 1 | 26.09 | |||
Когда и где? | 1 | 30.09 | |||
Мир глазами эколога | 1 | 03.10 | |||
Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | 07.10 | |||
Обобщающий урок | 1 | 10.10 | |||
Природа России (8 ч) | |||||
12 | Равнины и горы России. Моря, озера и реки России | 1 | 14.10 | ||
13 | Природные зоны России | 1 | 17.10 | ||
14 | Зона арктических пустынь | 1 | 21.10 | ||
15 | Тундра. Природа тундры | 1 | 24.10 | ||
16 | Леса России | 1 | 04.11 | ||
17 | Зона степей. Зона пустынь | 1 | 07.11 | ||
18 | У Черного моря | 1 | 11.1 | ||
19 | Обобщающий урок-игра по природным зонам России | 1 | 14.11 | ||
Родной край - часть большой страны (12ч) | |||||
20 | Наш край. | 1 | 18.11 | ||
21 | Поверхность нашего края. Надо ли охранять поверхность? | 1 | 21.11 | ||
22 | Водоемы нашего края. Значение водоемов и их охрана. | 1 | 25.11 | ||
23 | Наши подземные богатства. Разнообразие поземных ископаемых. | 1 | 28.11 | ||
24 | Разнообразие поземных ископаемых. Почвы. Охрана почв. | 1 | 02.12 | ||
25 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество | 1 | 05.12 | ||
26 | Жизнь луга | 1 | 09.12 | ||
27 | Луга и человек. Охрана лугов. | 1 | 12.12 | ||
28 | Жизнь пресного водоёма | 1 | 16.12 | ||
29 | Растениеводство в нашем крае. Сорта культурных растений | 1 | 19.12 | ||
30 | Животноводство в нашем крае. Отрасли животноводства | 1 | 23.12 | ||
31 | Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край». | 1 | 26.12 | ||
Страницы Всемирной истории (7 ч) | |||||
32 | Начало истории человечества | 1 | 13.01 | ||
33 | Первобытное общество | 1 | 16.01 | ||
34 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | 20.01 | ||
35 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | 23.01 | ||
36, 37 | Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры | 2 | 27.01 30.01 | ||
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня. Исследования Арктики Антарктики | 1 | 03.02 | ||
Страницы истории России (20 ч) | |||||
39 | Жизнь древних славян | 1 | 06.02 | ||
40 | Возникновение Древней Руси | 1 | 10.02 | ||
41 | Устройство древнерусского города. Древний Киев | 1 | 13.02 | ||
42 | Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси | 1 | 17.02 | ||
43 | Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя | 1 | 20.02 | ||
44 | Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII –начале XIV века | 1 | 24.02 | ||
45 | Куликовская битва | 1 | 27.02 | ||
46 | Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Иван Третий | 1 | 02.03 | ||
47 | Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров | 1 | 05.03 | ||
48 | Патриоты России | 1 | 09.03 | ||
49 | Петр Великий. Реформы Петра | 1 | 12.03 | ||
50 | Михаил Васильевич Ломоносов. Основание Московского университета | 1 | 16.03 | ||
51 | Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. | 1 | 19.03 | ||
52 | Отечественная война 1812 года | 1 | 30.03 | ||
53 | Страницы истории XIX века | 1 | 02.04 | ||
54 | Россия вступает в ХХ век. Последний русский император | 1 | 06.04 | ||
55 | Страницы истории 20–30-х годов | 1 | 09.04 | ||
56 | Великая война и Великая Победа | 1 | 13.04 | ||
57 | Начало освоения космоса | 1 | 16.04 | ||
58 | Презентация проектов (по выбору) | 1 | 20.04 | ||
Современная Россия (10 ч) | |||||
59, 60 | Основной закон России и права человека | 2 | 23.04 27.04 | ||
61 62 | Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. | 2 | 30.04 04.05 | ||
63 | Славные символы России. Государственный герб, флаг и гимн | 1 | 07.05 | ||
64 | Понятие о государственных праздниках | 1 | 11.05 | ||
65 | Путешествие по России | 1 | 14.05 | ||
66 | Путешествие по России | 1 | 18.05 | ||
67 | Презентация проектов (по выбору) | 1 | 21.05 | ||
68 | Обобщающий урок. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 25.05 |
Контрольно-измерительные и диагностические материалы
№урока | Вид работы | Тема |
4 | Входная диагностика | Человек |
19 | Проверочная работа | Земля и человечество |
31 | Проверочная работа | Проверим и оценим свои достижения за 1 полугодие |
40 | Проверочная работа | Страницы всемирной истории |
46 | Тест №1 | Страницы истории Отечества |
64 | Тест №2 | Современная Россия |
67 | Презентация проектов | Проверим и оценим свои достижения за 2 полугодие |
Перечень учебно-методического и материально – технического обеспечения
Для учителя:
№ п/п | Литература | Автор | Издательство | Год издания |
Комплект для учителя | ||||
1 | Рабочие программы 1-4 классы | А.А. Плешаков | Просвещение | 2014 |
2 | Поурочные разработки | А.А. Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова | Просвещение | 2014 |
3 | Поурочные разработки | Т. Н. Максимова | Вако | 2019 |
Комплект для учащегося | ||||
1 | Учебник в 2 ч. Ч.1. | А.А. Плешаков | Просвещение | 2018 |
2 | Учебник в 2 ч. Ч.2. | А.А. Плешаков | Просвещение | 2018 |
3 | От земли до неба: Атлас-определитель | А.А. Плешаков | Просвещение | 2018 |
4 | Тесты | А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова | Просвещение | 2018 |
Интернет ресурсы
№ п/п | Предметная область | Класс | Наименование |
1 | Начальное общее образование | 1-4 | Сборник материалов дистанционного регионального педагогического фестиваля Секреты мастерства» |
2 | Окружающий мир | 1-4 | Занимательная экология |
3 | Окружающий мир | 1-4 | Бабочки Мира |
4 | Окружающий мир | 3-4 | Золотой глобус. Восточная Канада. |
5 | Окружающий мир | 1-4 | ВВС «Твои весёлые друзья Зверята». Фильмы о 52 животных |
6 | Окружающий мир | 1-4 | ВВС Супервулкан. Силы природы. Голубая планета. |
7 | Окружающий мир | 1-4 | ВВС DVD коллекция. Удивительные животные. |
8 | Окружающий мир | 1-4 | ВВС DVD коллекция. Жизнь растений. |
9 | Окружающий мир | 1-4 | ВВС DVD коллекция. NATIONAL GEOGRAPHIC |
10 | Окружающий мир | 1-4 | ВВС DVD коллекция. Глазами животных. |
11 | Окружающий мир | 1-4 | DVD коллекция. Мишка на Севере. |
12 | Окружающий мир | 1-4 | Детская энциклопедия «Планета Земля» |
13 | Окружающий мир | 1-4 | Творческое объединение «Маски» представляет: мультипликационная География для малышей. |
14 | Окружающий мир | 1-4 | Творческое объединение «Маски» представляет: мультипликационная География для малышей. |
Материально-техническая база
- комплект учебной мебели;
- стол учительский с тумбой;
- классная магнитная доска;
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...