Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
статья (3 класс) по теме
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и инвариантных способов организации учебной деятельности раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. УУД, их свойства и качества опеределяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенции учащихся в том числе социальной и личностной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому , чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию обучающихся в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.
Самое главное, на мой взгляд то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения читать. Во- вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты общеучебного характера.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которое вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и инвариантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
В частности,учебные предметы «Русский язык» обеспечивают формирование познавательных,коммуникативных и регулятивных действий.Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука, буквой), моделирования (например , состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).Изучение русского языка создаёт условия для формирования ориентировке ребёнка в грамматической структуре и обеспечивает успешное усвоение программного материала.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательные действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действие),определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ её решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий. В которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношений данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность , распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая
содержание и результат выполняемой операции к другой, проговаривая
содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно , а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от
сформированности универсальных учебных действий. Универсальные
учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность , то им будет несложно учиться на других этапах.
Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные
учебные действия?
1.Для развития умения оценивать свои работы дети вместе с учителем
разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается
внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не
сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребёнка по
сравнению с его вчерашними достижениями.
2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе
обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в
жизни.
3. Учитель обучает детей приёмам работы в группах, дети вместе с
учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в
группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их
решения.
4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей,
обучая их , как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не
наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
5. Учитель, создавая проблемную ситуацию обнаруживая
противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми
определяет цель урока.
6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.
7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с
информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с разными
источниками. Используемыми для поиска информации. Детей учат
способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности
развивается память и логические операции мышления детей. Учитель
обращает внимание на общие способы действий в той или иной
ситуации.
8. Учитель учит ребёнка делать нравственный выбор в рамках работы с
ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные
формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Учитель первой категории МОУ гимназии №6 Гавриленко Лариса Алексеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Данные материалы дают объяснение понятию "дифференцированный подход", "индивидуальный подход" в обучении в начальной школе....
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов начальной ступени
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсаль...
Место универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами
Определение понятия «универсальные учебные действия». Функции универсальных учебных действий. Номенклатура универсальных учебных действий . Связи коммуникативных УУД с основными...
Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...
Развитие познавательных универсальных учебных действий через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Работа по самообразованию....
"Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий".
Роль УУД в обучении и воспитании. Цель современного школьного образования - формирование УУД. Сущность понятия "универсальные учебные действия", "мониторинг УУД". Влияние формирования УУД на успешност...
«Проектирование универсальных учебных действий в условиях учебного сотрудничества в начальной школе»
Проектная работа по теме "Проектирование универсальных учебных действий в условиях учебного сотрудничества в начсальной школе"...