окружающий мир 4 кл.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочие программы и КТП по предмету "Окружающий мир" для 4 класса (Школа России)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4kl.doc | 263.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МАОУ «Ярковская СОШ» «Дубровинская СОШ»
«Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО_______Кивацкая В.Н. Протокол № 1 от «30» августа 2019 г. | «Согласовано» методист __________Воробьева В.Н. «30» августа 2019г. | «Утверждено» Директор ___________О.В. Щукина Приказ № 205-ОД от «30» августа 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Окружающий мир»
4 класс
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. От 18.12.2012г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования; с Основной образовательной программой начального общего образования филиал МАОУ «Ярковская СОШ» «Дубровинская СОШ», составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» Сборник рабочих программ «Школа России», 1–4 классы. Для реализации программного содержания используются следующие учебники: «.Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений в 2 частях. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты освоения учебного материала
Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение результатов начального образования, а именно:
Личностных
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметных
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметных
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета, курса.
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (13 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.
Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9ч + 2 ч резерв)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов (всего) | из них (количество часов) | |||||
уроки | проверочные работы | Тесто-вые работы | работы по развитию речи | Лабора-торные, практи-ческие работы | экскурсии | |||
1 | Земля и человечество. | 9 | 8 | 1 | ||||
2 | Природа России. | 10 | 9 | 1 | ||||
3 | Родной край – часть большой страны. | 13 | 8 | 1 | 1 | 1презентация | 1проект | 1 |
4 | Страницы всемирной истории. | 5 | 4 | 1 | ||||
5 | Страницы истории России. | 20 | 18 | 1 | 1проект | |||
6 | Современная Россия. | 9+2 резерв | 6+2 | 1 | 1 | 1презентация | ||
ИТОГО: | 68 | 53+2 | 2 | 6 | 2 | 2 | 1 |
Календарно- тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
№ уро ка | Тема раздела, урока |
Планируемые результаты | Дата | ||||
личностные | УУД метапредметные | предметные | план | факт | |||
Земля и человечество (9 ч) | |||||||
1 | Мир глазами астронома. | Оценивать жизненные ситуации | П: определять причины явлений, собы тий. Р: Принимать и сохранять учебную задачу. К: высказывать свою точку зре ния и пытаться её обосновать, приводя аргументы; | Познакомить уч-ся с нау кой, изучающей Вселен ную. Сформировать пред ставления о Вселенной, о размерах и природе Солн ца; о планете Земля, о фор ме и размерах Земли. | 02.09 | ||
2 | Планеты Солнечной системы. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражаю щееся в интересе к её природе. | П: выявление существенных признаков объектов. Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном матери-але в сотрудничестве с учителем. К: делать выводы на основе обобщённых знаний. | Познакомить с планетами Солнечной системы, сфор мировать представление о них; о смене на Земле дня и ночи, времен года. | 06.09 | ||
3 | Звёздное небо – великая книга Природы. | Осознание себя членом общества и государст ва, чувство любви к ро дной стране, выражаю щееся в интересе к её природе. | П:извлекать информацию, представлен ную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Р:учитывать выделенные учителем ориентиры дейст вия в новом учебном материале в сотру дничестве с учителем. К: высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать. | Дать представление о звёздах, учить находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе. | 09.09 | ||
4 | Мир глазами географа. | Оценивать жизненные ситуации | П: Перерабатывать полученную инфор мацию: сравнивать и группировать фак ты и явления; определять причины явле ний, событий. Р: Планировать свои дей ствия в соответствии с поставленной за дачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. К: Учитывать раз ные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Сформировать представ ления о глобусе как моде ли Земли. Учить элемен тарным приёмам чтения плана, карты. Знать мате рики и океаны, их назва ния, расположение на глобусе и карте. | 13.09 | ||
5 | Мир глазами историка. | Осознание себя чле-ном общества и госу-дарства , чувство гордости и любви к родной стране. | Р:Планировать свои действия в соответст вии с поставленной задачей и ее реализа ции, в том числе во внутреннем плане П:Перерабатывать полученную информа цию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, со бытий. К:Задавать вопросы, высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать. | Дать представление об ок ружающем нас мире с точ ки зрения историков. Ис тория Отечества: отдель ные, наиболее важные и яркие исторические карти ны быта, труда, традиций людей в разные историче-ские времена. | 16.09 | ||
6 | Когда и где? | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражаю щееся в интересе к её культуре, истории, на родам и желание участ вовать в ее делах и событиях. | Р: Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и ее реа лизации, в том числе во внутреннем пла не.П:Перерабатывать полученную инфо рмацию: сравнивать и группировать фа кты и явления; определять причины яв лений, событий. К: высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать. | Познакомить детей с обоз начением дат историчес ких событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчисление». | 20.09 | ||
7 | Мир глазами эколога. | Осознание и приня-тие базовых общече-ловеческих ценно-стей. | Р:Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и ее реа лизации, в том числе во внутреннем пла не сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.П:Формировать собственное мнение и позицию. К: активное исполь зование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения комму никативных и познавательных задач. | Познакомить уч-ся с пос ледствиями влияния чело века на природу, экологи ческими проблемами, ко торые необходимо решать на современном этапе. | 23.09 | ||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | Установка на безопас ный здоровый образ жизни.В предложен ных ситуациях, опира ясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | П:Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К:Исполь зовать речь для регуляции своего дейст вия. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации. | Познакомить с объектами Всемирного наследия, правилами поведения в природе. | 27.09 | ||
9 | Международная Красная книга. Обобщение по разделу «Земля и человечество». | Формирование установ ки на безопасный, здо ровый образ жизни, нали чие мотивации к творчес кому труду, работе на ре зультат, бережному отно шению к материальным и духовным ценностям. | Р:Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и ее реа лизации, в том числе во внутреннем пла не. П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К: Адекват но использовать речевые средства. | Познакомить с Междуна родной Красной книгой. Формировать убеждение о личной ответственности за состояние природы. | 28.09 | ||
Природа России (10 ч) | |||||||
10 | Равнины и горы России. | Осознание себя чле ном общества и госу дарства , чувство люб ви к родной стране, выражающееся в инте ресе к её природе. | Р:Принимать и сохранять учебную за дачу, учитывать выделенные учителем ориенти ры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изме нить свою точку зрения. | Сформировать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России. | 30.09 | ||
11 | Моря, озёра и реки России. | Формирование основ российской граждан ской идентичности, чувства гордости за свою Родину. | Р:Принимать и сохранять учебную зада чу,учитывать выделенные учителем ори ентиры действия в новом учебном мате риале в сотрудничестве с учителем. П:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обоб щённых знаний. К:Слушать других, пыта ться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать у уч-ся представление о водоёмах, их разнообразии, использо вании человеком. | 04.10 | ||
12 | Природные зоны России. | Развитие самостоятель ности и личной ответст венности за свои поступ ки, в том числе в инфор мационной деятельнос ти, на основе представле ний о нравственных нор мах, социальной справе дливости и свободе. | Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деяте льности, поиска средств её осуществле ния. П: овладение логическими дейст виями сравнения, анализа, синтеза, обо бщения. К: определение общей цели и путей её достижения; умение договари ваться о распределении функций и ро лей в совместной деятельности. | Сформировать у уч-ся представление о природ ных зонах, дать понятие поясности. | 07.10 | ||
13 | Зона Арктических пустынь. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражаю щееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание уча ствовать в ее делах и событиях. | Р:Осознание и принятие базовых обще человеческих ценностей. П:Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры дейст вия в новом учебном материале в сотру дничестве с учителем. К:Выявление су щественных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. | Сформировать у уч-ся представление о природ ной зоне арктических пустынь; особенностями природы, значении приро ды данной зоны для чело века, её использование. | 11.10 | ||
14 | Тундра. | Формирование целост ного, социально ориен тированного взгляда на мир в его органич ном единстве и разноо бразии природы. | П:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюст рация и др.) К:Слушать других, пытать ся принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зре ния.Р: Выявление существенных приз наков объектов, делать выводы на осно ве обобщённых знаний. | Сформировать у учащих ся представление о приро дной зоне тундры; ее геог рафическом положении, климатических условиях, растительном и животном мире, деятельности чело-века. | 14.10 | ||
15 | Леса России. | Осознание и принятие базовых общечелове ческих ценностей. | Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Выявление су щественных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать у учащих ся представление о лес ной зоне; географическом положении зоны лесов, растительном и животном мире. | 18.10 | ||
16 | Лес и человек. | Осознание себя чле ном общества и госу дарства, чувство люб ви к родной стране, выражающееся в инте ресе к её природе. | Р: Различать способ и результат дейст вия. П:Делать выводы на основе обоб щения знаний. К:Доносить свою пози цию до других: высказывать свою точ ку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Сформировать у уx- ся пре дставление о роли леса в жи зни человека и природы; эко логических проблемах леса, возникших по вине челове ка, о бережном отношении человека к природе. | 21.10 | ||
17 | Зона степей. | Осознание и принятие базовых общечелове ческих ценностей. | Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Выявление суще ственных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать дру гую точку зрения, быть готовым из менить свою точку зрения. | Сформировать у учащих ся представление о приро дной зоне степей; ее геог рафическом положении особенностях, животном и растительном мире, об охране природы. | 25.10 | ||
18 | Пустыни. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её при роде, её куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Добывать но вые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать у учащих ся представление о при родной зоне пустыни; географическом положе нии, её особенностях. | 08.11 | ||
19 | У Черного моря. | Формирование уважитель ного отношения к иному мнению. | П: Добывать новые знания: извле кать информацию. Р: использование знаково-символических средств пре дставления информации для созда ния моделей изучаемых объектов и процессов. К:готовность слушать собеседника и вести диалог. | Сформировать у учащих ся представление о суб тропической зоне Черно морского побережья Кав каза; географическом по ложении, особенностях и деятельности людей. | 11.11 | ||
Родной край – часть большой страны (13 ч.) | |||||||
20 | Наш край. Поверхность нашего края. | Осознание себя членом об щества и государства, чув ство любви к родной стра не, выражающееся в инте ресе к её природе, её куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Р:Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П:Добы вать новые знания: извлекать инфо рмацию, представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять глав ное, отделять новое от известного. | Учить вести наблюдение в природе, сравнивать свой ства наблюдаемых объек тов, расширять знания о родном городе, селе. Пред ставление о поверхности родного края; работа с картой. | 15.11 | ||
21 | Водные богатства нашего края. | Осознание и принятие базовых общечеловечес ких ценностей. | Р:Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа ре шения. П:Добывать новые знания: из влекать информацию, представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Расширять представления уч-ся о водоёмах нашего края; естественных и искусственных водоёмах, о их значении и охране. | 18.11 | ||
22 | Наши подземные богатства. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Р:овладение начальными сведения ми о сущности и особенностях объ ектов, процессов и явлений дейст вительности. П: освоение способов решения проблем творческого и по искового характера. К: излагать своё мнение и аргументировать свою точ ку зрения и оценку событий. | Практическое знакомство с полезными ископаемы ми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения. | 22.11 | ||
23 | Земля – кормилица. | Формирование целостного, социально ориентирован ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Р: Учитывать установленные прави ла в планировании и контроле спо соба решения. П:Перерабатывать полученную информацию: сравни вать и группировать факты и явле ния; определять причины явлений, событий. К:Доносить свою пози цию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосно вать, приводя аргументы. | Познакомить детей с раз личными видами почв и их составом. Развивать умение наблюдать, выде лять характерные особен ности природных объек тов. | 25.11 | ||
24 | Жизнь леса. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду. | Р:овладение базовыми предметны ми и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. П:Выявление сущест венных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Адекватно использовать речевые средства. | Познакомить с разнооб разием лесных обитате лей, ярусами леса. | 29.11 | ||
25 | Жизнь луга.
| Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками. | П:способность осознавать и оцени вать свои мысли и действия. К: ис пользование различных способов поиска, обработки и интерпретации информации. Р:формирование уме ния контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Дать представление о луге, как природном сообществе. | 02.12 | ||
26 | Жизнь в пресных водах.
| Формирование уважитель ного отношения к иному мнению. | П:самостоятельное выделение и фо рмулирование познавательной це ли. К:контроль, коррекция дейст вий партнера. Р:определение проме жуточных целей с учетом конечно го результата. | Сформировать представле ние о жизни пресного водоёма, растительном и животном мире, о роли человека. | 06.12 | ||
27 | Экскурсия в природные сообщества родного края. | Формирование целостно го, социально ориентиро ванного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответ ствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата. | Развивать умение наблю дать за природой, познако мить с особенностями при родных сообществ края. | 09.12 | ||
28 | Наши проекты. | Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками. | П:самостоятельное определение познавательной цели. К:использова ние речевых форм для решения ко ммуникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов по и интерпретации ин формации. | Развивать навыки работы с информацией. | 13.12 | ||
29 | Растениеводство в нашем крае. Н.р.к Растениеводство в Тюменской области. | Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и поз воляют воспитывать береж ное к нему отношение. | П: соотносить результат деятельно сти с поставленной целью, опреде лять своё знание и незнание. К:стро ить речевое высказывание в устной и письменной форме. Р:использо вать речь для регуляции своего действия. | Сформировать представ ление уч-ся об отрасли с/х, роли растений в при роде и жизни людей, бере жном отношении челове ка к растениям. | 16.12 | ||
30 | Животноводство в нашем крае. Н.р.к Животноводство в д.Космакова. | Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и поз воляют воспитывать береж ное к нему отношение. | П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:фор мирование умения планировать, ко нтролировать и К:Развитие навы ков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Сформировать представ ление уч-ся об отрасли с/х. Раскрыть роль живо тных в жизни людей; бере жное отношение к живот ным. | 20.12 | ||
31 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | Принятие и освоение соци альной роли учащегося, ра звитие мотивов учебной деятельности и формирова ние личностного смысла учения. | П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу щественных признаков. К:умение владеть диалогической речью.Р:аде кватно использовать речевые сред ства для решения различных комму никативных задач. | Контроль усвоения и владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | 23.12 | ||
32 | Презентация проектов. | Развитие самостоятельнос ти и личной ответственнос ти. | П:поиск и выделение необходимой информации. К:инициативное сот рудничество с учителем и сверст никами. Р:само и взаимооценка деятельности. | Развивать познаватель ные, интеллектуально-уче бные умения; умение по льзоваться приобретенны ми знаниями в повседнев ной практической жизни. | 27.12 | ||
Страницы всемирной истории (5 ч) | |||||||
33 | Начало истории человечества. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и жела ние участвовать в ее делах и событиях. | П:Формирование целостного, соци ально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. К:Развитие навыков сотрудничества со взрос лыми и сверстниками. Р:Формиро вание уважительного отношения к иному мнению. | Дать уч-ся представление о первобытных людях. | 13.01 | ||
34 | Мир древности: далекий и близкий. | Оценивать жизненные ситуации. | П:самостоятельное определение и формулирование цели, умение вла деть диалогической речью. К:стро ить речевое высказывание в уст ной и письменной речи. Р: прихо дить к общему решению в совмест ной деятельности. | Познакомить уч-ся с древ ним Египтом, Грецией, Римом. | 17.01 | ||
35 | Средние века: время рыцарей и замков. | В предложенных ситуаци ях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор. | П:.самостоятельное определение и формулирование цели. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью. Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных задач. | Формировать представле ние о Средневековье. | 20.01 | ||
36 | Новое время: встреча Европы и Америки. | Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | П:классификация объектов по выде ленным признакам. К:умение с дос таточной полнотой и точностью вы ражать свои мысли. Р:оценивание качества и уровня усвоения знаний. | Познакомить уч-ся с выда ющимися людьми Нового времени, их изобретения ми, географическими от крытиями. | 24.01 | ||
37 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | Проявлять уважение к чу жому мнению, в том числе мнению сверстников. | П:.самостоятельное определение и формулирование цели. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью.Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных задач. | Познакомить уч-ся с открытиями ученых, знаменитыми людьми XX века. | 27.01 | ||
Страницы истории России (20 ч) | |||||||
38 | Жизнь древних славян. | Развитие самостоятельно сти и личной ответствен ности за свои поступки. | П:соотносить результат деятельнос ти с поставленной целью, опреде лять своё знание и незнание. К:стро ить речевое высказывание в устной и письменной форме в соответст вии с поставленной задачей. Р:испо льзовать речь для регуляции своего действия. | Представление о жизни древних славян | 31.01 | ||
39 | Во времена Древней Руси. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и жела ние участвовать в ее делах и событиях. | П: построение логической цепи рас суждений. Р: формирование уме ния планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соот ветствии с поставленной задачей. К:владение формами речи в соот ветствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | Представление о Древней Руси, русских князьях | 03.02 | ||
40 | Страна городов. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | П:самостоятельное создание алгорит мов деятельности для решения проб лем творческого и поискового харак тера. К: инициативное сотрудничество с учителем и классом. Р:составление плана и последовательности действий. | Представление о городах X-XI века Киеве и Новгороде | 07.02 | ||
41 | Из книжной сокро-вищницы Древней Руси. | Принятие и освоение социа льной роли учащегося, разви тие мотивов учебной деятель ности и формирование лич ностного смысла учения. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответ ствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата. | Представление о возник новении славянской аз буки, появлении письмен ности на Руси; | 10.02 | ||
42 | Трудные времена на Русской земле. | Формирование эстети ческих потребностей, ценностей и чувств. | П:смысловое чтение, рефлексия спосо бов и условий действия. К:владение формами речи в соответствии с норма ми языка. Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических со бытий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памят ников истории культуры. | 14.02 | ||
43 | Русь расправляет крылья.
| Проявлять уважение к чу жому мнению, в том числе мнению сверстников. | П:подведение под понятие, анализ, сравнение, синтез. К: построение и применение высказываний для решения постав ленной задачи. Р:взаимооценка деятельности. | Сформировать представ ления уч-ся о возрожде нии Руси. | 17.02 | ||
44 | Куликовская битва. | Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | Р:Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группиро вать факты ; определять причины, событий. К:Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. П:Прояв лять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Сформировать представ ления уч-ся о подвигах защитников Руси. | 21.02 | ||
45 | Иван Третий. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравствен ной отзывчивости. | П:моделирование.К: построение ре чевых высказываний в соответст вии с поставленной задачей. Р:самооценка деятельности. | Сформировать представле ния уч-ся о Москве времен Ивана III, сравнить ее со вре менем правления Ивана Ка литы и Дмитрия Донского. | 28.02 | ||
46 | Мастера печатных дел. | Формирование установки к работе на результат, бере жному отношению к мате риальным и духовным ценностям | Р:Проявлять познавательную ини циативу в учебном сотрудничестве. П:Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объек те. К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи . | Сформировать представле ния уч-ся о появлении первой печатной книги н а Руси, книгопечатанья. | 02.03 | ||
47 | Патриоты России. | Осознание своей граждан ской идентичности, чувст ва патриотизма, уважение к культурному наследию России. | П:выдвижение гипотез и их обосно вание. К:признавать возможность существования раз личных точек зрения и права каждого иметь свою. Р: умение работать в материа льной и ин формационной среде. | Сформировать представле ния уч-ся о патриотизме. | 06.03 | ||
48 | Петр Великий. | Развитие самостоятельно сти, самооценки. | Р:Самостоятельно учитывать выде ленные учителем ориентиры дейст вия в новом учебном материале П:Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группиро вать факты ; определять причины, событий.К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять глав ное, отделять новое от известного. | Сформировать представ ления уч-ся о времени правления Петра I , его реформах. | 13.03 | ||
49 | Михаил Васильевич Ломоносов. | Развитие этических чувств, понимания и сопе реживания чувствам дру гих людей. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:контроль, коррекция дейст вий партнера. Р:определение после довательности промежуточных це лей с учетом конечного результата. | Сформировать представ ления уч-ся о жизни и деятельности М.В. Ломо носова. | 16.03 | ||
50 | Екатерина Великая. | Принятие и освоение соци альной роли учащегося. | П:поиск и выделение необходимой информации. К:умение с достаточ ной полнотой выражать свои мыс ли. Р:постановка учеб ной задачи. | Сформировать представ ления уч-ся о жизни в Рос сии во времена правления Екатерины Великой. | 20.03 | ||
51 | Отечественная война 1812 года. | Оценивать жизненные си туации (поступки людей) с точки зрения общеприня тых норм и ценностей: учи ться отделять поступки от самого человека. | П:выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К:сотрудничество с классом. Р:сли чение способа действия и его резу льтата с данным эталоном. | Сформировать представле ния уч-ся о войне 1812 го да. | 30.03 | ||
52 | Страницы истории XIX века. | Основы гражданской иден тичности личности в фор ме осознания «Я» как граж данина России, чувства со причастности, гордости за свою Родину, народ и исто рию. | П:осознанное и произвольное пос троение речевого высказывания в устной и письменной форме. К:вла дение монологической и диалоги ческой речью. Р:составление плана и последовательности действий. | Сформировать представ ления уч-ся о жизни в XIX веке, о технических изобретениях того време ни. | 03.04 | ||
53 | Россия вступает в XX век. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей прави ла поведения (основы общече ловеческих нравственных ценностей). | П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рас суждений. Р:постановка учебной задачи. | Сформировать представле ния уч-ся о важнейших событиях в России в нача ле XX века. | 06.04 | ||
54 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | П:структуирование знаний. К:уме ние с достаточной полнотой выра жать свои мысли. Р:оценивание ка чества и уровня усвоения материала. | Сформировать представле ния уч-ся о жизни страны в 20-30-е годы. | 10.04 | ||
55 | Великая Отечественная война и Великая Победа. Наши проекты. | Формирование чувства гор дости за свою Родину, рос сийский народ и историю России. | Р:Адекватно воспринимать предло жения и оценку учителей, товари щей, родителей и других людей. П:Строить сообщения в устной и письменной форме К:Делать выво ды на основе обобщённых знаний. | Сформировать представле ния уч-ся о Великой Отечественной войне. | 13.04 | ||
56 | Великая Отечественная война и Великая Победа. Курская дуга. | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и исто рию России. | П:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависи мости от конкретных условий. К:владение формами речи в соот ветствии с нормами языка. Р:поста новка учебной задачи. | Сформировать представле ния уч-ся о Великой Отечественной войне, ее героях, о битве на Курской дуге. | 17.04 | ||
57 | Страна, открывшая путь в космос | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Р:Проявлять познавательную ини циативу в учебном сотрудничестве. П:Находить необходимую информа цию, как в учебнике, так и в слова рях и энциклопедиях. К:Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | Сформировать представле ния уч-ся о жизни страны в послевоенное время. | 20.04 | ||
Современная Россия (9+2ч) | |||||||
58 | Основной закон России и права человека. | Развитие самостоятельнос ти и личной ответственнос ти за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравствен ных нормах. | Р:Проявлять познавательную ини циативу в учебном сотрудничестве П:Отбирать необходимые для реше ния учебной задачи источники ин формации. К:Оформлять свои мыс ли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | Дать представление о госу дарственном устройстве нашей страны, об основ ных документах, защища ющих права человека. | 24.04 | ||
59 | Мы - граждане России. | Формирование целостно го, социально ориентиро ванного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | П:самостоятельное выделение и фо рмулирование познавательной це ли, анализ, сравнение, классифика ция объектов по выделенным приз накам. К:инициативное сотрудни чество с учителем и классом. Р:постановка учебной задачи. | Формировать представле ние о том, что значит быть гражданином, о гла ве государства, Федераль ном собрании и их работе. | 25.04 | ||
60 | Славные символы России. | Формирование уважитель ного отношения к иному мнению, истории и культу ре других народов. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, уме ние выражать свои мысли в соответ ствии с поставленной задачей. Р:оценивание качества и уровня усвоения материала. | Формировать представле ние о государственных символах России. | 27.04 | ||
61 | Такие разные праздники. н.р.к (Праздники жителей Ярковского района) | Формирование эстетичес ких потребностей, ценнос тей и чувств. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависи мости от конкретных условий. К:владение монологической и диа логической формами речи в соот ветствии с поставленной задачей. Р: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. | Сформировать представле ние о праздниках в России, их различиях и особенностях. | 08.05 | ||
62 | Путешествие по России, по Дальнему Востоку и Сибири. Н.р.к(Народы населяющие нашу страну ,их обычаи.) | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | П: осознанное и произвольное пост роение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:фор мирование умения планировать, ко нтролировать и оценивать учебные действия. К: контроль и оценка действий партнера. | Дать представление, на сколько наша страна велика, познакомить с народами, населяющими Россию, их обычаями. | 15.05 | ||
63 | По северу европейской части России. | Осознание своей этничес кой и национальной прина длежности. | П:самостоятельное определение по знавательной цели. К:использова ние речевых форм для решения ком муникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов поиска (в справочных ис точниках), сбора, обработки, анали за, организации, передачи и интер претации информации. | Познакомить с городами европейской части Рос сии, их народами, обра зом жизни. | 18.05 | ||
64 | Драгоценное ожерелье старинных русских городов. | Формирование ценностей многонационального российского общества | П: осознанное и произвольное постро ение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:активное испо льзование знаково-символических средств представления информации. К:использование речевых средств для решения коммуникативных и познава тельных задач. | Познакомить с достопри мечательностями старин ных русских городов. | 22.05 | ||
65 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. | Принятие и освоение соци альной роли учащегося, ра звитие мотивов учебной деятельности и формирова ние личностного смысла учения. | П: самостоятельное выделение и формулирование цели, К: овладе ние способностью принимать и со хранять цели и задачи учебной де ятельности, поиска средств её осу ществления. Р: оценивание качест ва и уровня усвоения материала. | Проверить знания по изученным разделам. | 25.05 | ||
66 | Презентация проектов. | Принятие и освоение соци альной роли учащегося, ра звитие мотивов учебной деятельности и формиро вание личностного смысла учения. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходи мой информации. К: инициативное сотрудничество с учителем и свер стниками. Р: составление плана и последовательности действий. | Формировать умение самостоятельно работать, отстаивать свою точку зрения. | 29.05 | ||
67 | Обобщающая игра «Крестики – нолики». | Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рас суждений. Р:постановка учебной задачи. | Проверить знания уч-ся по разделам « Современная Россия», «Страницы исто рии России», «Страницы всемирной истории». | |||
68 | Обобщающий урок–игра. КВН. | Развитие умения не созда вать конфликтов и нахо дить выходы из спорных ситуаций. | П:анализ объектов с целью выделе ния их признаков. К:сотрудничест во со сверстниками .Р: самооценка деятельности. | Обобщение и повторение знаний по разделам «Сов ременная Россия», «Стра ницы истории России». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...