Методическая разработка "«Как живут растения?»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Тип урока: изучение новых знаний
Цель урока: познакомить с особенностями растений, характеризующими их как живое существо; с условиями, необходимыми для жизни растений; показать основные приемы ухода за комнатными растениями.
Задачи:
Образовательная: ознакомить учащихся с водой, воздухом и теплом как условиями жизни растений; формировать представления учащихся о единстве растительного мира с условиями внешней среды, расширяя знания детей о жизни растений;
Развивающая: развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.
Формирование УУД:
Личностные: демонстрировать адекватную мотивацию к учебной деятельности; оценку усваиваемого содержания.
Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; умение осуществлять контроль и самопроверку с доски.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Как живут растения?»
Составитель: Шарипова Динара Сулеймановна, учитель начальных классов
Предмет: «Окружающий мир»
Класс: 1 «А»
Тема урока: «Как живут растения?»
Тип урока: изучение новых знаний
Цель урока: познакомить с особенностями растений, характеризующими их как живое существо; с условиями, необходимыми для жизни растений; показать основные приемы ухода за комнатными растениями.
Задачи:
Образовательная: ознакомить учащихся с водой, воздухом и теплом как условиями жизни растений; формировать представления учащихся о единстве растительного мира с условиями внешней среды, расширяя знания детей о жизни растений;
Развивающая: развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.
Формирование УУД:
Личностные: демонстрировать адекватную мотивацию к учебной деятельности; оценку усваиваемого содержания.
Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; умение осуществлять контроль и самопроверку с доски.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Ресурсы:
Учебно – методическое сопровождение: Плешаков А.А. Учебник 1 класс 1 часть
Наглядно –практические средства: эмблемы для групп, карточки с рисунками, лейка, горшки с растениями, тряпки, фигуры.
ИКТ: SMART презентация, компьютер, проектор.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1. Орг. момент | - Здравствуете! Повторяйте за мной! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно. - Работать будем в группах. Назовите правила работы в группе? ( ответы детей ) | Организация учащихся на работу. Мотивация. |
2. Актуализация знаний | - Что мы изучали на прошлом уроке? ( откуда берутся снег и лёд) - Назовите свойства льда? Снега? - Распределите картинки на группы: живая и неживая природа: камень, песок, кукла, солнце, медведь, волк, роза, человек. | Организация проверки знаний учащихся умения излагать свое мнение. |
3. Сообщение темы и цели урока | - Посмотрите на парты. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (Цветы, растения) - Чтобы более точно узнать тему урока, выполните в группе задание. Расположите геометрические фигуры в таком же порядке как на доске.
(учитель показывает образец 2-3 секунды и убирает его, дети в группах выполняют) - Переверните фигуры. Прочитайте, что написано на обратной стороне. Если смысл понятен, то геометрические фигуры выложили правильно. - Что написано на обратной стороне? (Жизнь растений) - Итак, ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как живут растения, какие условия для жизни им необходимы. - Чему вы хотите научиться? | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
4. Изучение нового материала | - Какие растения вы знаете? - Назовите, какие части растений вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами). - Я на доске было растение, но ветер ворвался в класс, и оно распалось на части. Давайте его соберём, называя какую роль в жизни растения играет каждая его часть. (Ученик выходит к доске, прикрепляет любую часть и называет её функцию). Корень – удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли; Стебель – «транспортная артерия»; Лист – «фабрика пищи»; Цветок – обеспечивает появление следующего поколения; Плод с семенами - Как называется растение, которое собрали? (мак) - Представьте, что коробочка с семенами лопнула. Что произойдет дальше? ( вырастет новое растение) - У каждой группы на парте есть три картинки. Расположите их в правильной последовательности.
- Объясните, как сделали и почему? (растёт, даёт потомство и умирает) - Как вы думаете, а деревья тоже такой жизненный путь проходят? Обсудите в группе. - Выскажите своё мнение. - Что за дерево изображено? (дуб) - Как называется плод дуба? (желудь) - Расскажите, что произошло, после того, как желудь упал на землю? - Назовите этапы жизни дерева. (растёт, даёт потомство и умирает) - Сравните в группе жизненный путь цветка и дерева. (Жизненный путь похож, только у цветка он занимает один год, а у дерева несколько лет. Дерево каждый год даёт семена). - Скажите, какой же жизненный путь проходят все растения? - Сравните свои мысли с высказыванием Мудрой Черепахи? (стр. 71) (Растение живое. Растёт, приносит потомство. Умирает.) - Совпало ли ваше мнение с мнением Черепахи? - На какие две группы делятся растения? ( комнатные и уличные) - Что необходимо, чтобы растения жили дольше? (вода) - Давайте убедимся в этом. Дети, у кого на груди прикреплена эмблема «Листок», возьмите разрезанный лист алоэ и надавите около среза. Рассмотрите, обсудите в группе, что произошло. - Что вы увидели? (сок, жидкость) - О чём это говорит? (растение состоит из воды) -Что с этим листком произойдёт, если он пролежит на тарелочке несколько дней? (засохнет). - Почему? (вода испаряется) - Что нужно делать, чтобы растения не засыхали? (поливать) Учитель вывешивает схему. - Полейте цветок те, у кого на груди эмблема «Лейка». - Давайте проверим качество полива. Как вы думаете, есть ли правила полива? - Предложите от группы правило. При поливе дети обычно допускают одни и те же ошибки: заливают или наоборот, наливают слишком мало воды, льют под корень, на листья. На основе этих ошибок сформулировать правила. | Уметь выполнять задание с опорой на приобретенные знания; уметь слушать и понимать других; умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Физминутка | -Представьте, что вы цветочек. Пошел дождик. Корни стали пить воду. Она побежала по стебельку к листочкам, к цветочкам. Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. Делаем руки в форме тюльпана над головой. Тюльпан медленно под музыку раскрывается и закрывается. Дети повторяют. | Здоровьесберегающий метод |
- Зачем человеку нос? (дышать) - Всё живое дышит. У животных есть нос, у птиц на клюве есть специальные отверстия (показать). - А у растений есть нос? (нет) - Обсудите в группе, как же они дышат? Предположения детей от каждой группы. - Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в микроскоп. Это сильный увеличительный прибор (показать). Лист кладут на предметный столик и смотрят сверху через линзы. Давайте посмотрим на слайде лист под микроскопом Чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице. Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице – форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через устьица в лист проходит наружный воздух (таблица «Лист под микроскопом» на доске). - Как называются «носики» у растений? Для чего нужны? (для дыхания) Вывешиваем схему «Окно». - Что человек может сделать, чтобы облегчить дыхание растению? (если дети затрудняются, то можно предложить им рассмотреть 3 рисунок на стр.71) - Что делает девочка? ( протирает листья ) - Для чего? Как? Сделайте это по очереди. Начинает тот ученик, у которого эмблема «Салфетка» и передаёт другому тряпочку. Каждый в группе вытирает один лист. - Рассмотрите 2 рисунок. - Что можете сказать о растениях? (одно яркое, другое бледное) - Обсудите в группе, почему? (одно стоит на окне, другое в тени) - Что необходимо ещё растению для жизни? (свет) Учитель вывешивает схему «Солнце». - Где же мы можем расположить цветы в классе, чтобы им было светло? (на подоконнике) - Дети, у которых такая эмблема, поставьте цветок на подоконник. - Для чего это сделали? - Посмотрите на 4 рисунок. - Обсудите в группе, почему это произошло? (цветок замёрз, на улице зима, окно открыто) - Что ещё необходимо растениям? (тепло) Учитель вывешивает схему «Печь». - Какое сейчас время года? (зима) - Что может произойти с растениями, которые стоят на подоконнике в сильный мороз? (замёрзнут) - Как им помочь? (поставить в теплое место) - Дети, у которых такая эмблема уберите цветок с подоконника в теплое место. | ||
5. Закрепление | - А сейчас подумайте в группе и скажите, что же необходимо растениям для жизни? (вода, воздух, свет, тепло) - Прочитайте, что сказала об этом Мудрая Черепаха (стр. 71) - Что вы будете делать, чтобы растения жили дольше? (поливать, вытирать пыль с листьев, ставить на свет, следить, чтобы в комнате было тепло) - Как помочь дикорастущим? - Послушайте внимательно стихотворение (дети читают по очереди ) Я бабочку в лугу ловить не стану: - Как дети предлагают относится к растениям? Почему? - Помните, что растения, растущие в лесу, в саду, живые. Они растут, приносят потомство, умирают. И жить они хотят как можно дольше, принося нам радость созерцания красоты. | Формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
6. Рефлексия | - Если вам понравился урок, то наклейте растения на листок, глядя на который вы будите вспоминать, как правильно нужно обращаться с растениями и природой. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Где живут белые медведи?"
Урок проведен в форме путешествия в страну Белого медведя....
Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по теме "Как долго живут растения"
Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»).Тема: «Как долго живут растения. РСМ Болота и луга как сообщества нашего края».Цели: 1. Обобщить и систематизировать зн...
Методическая разработка урока окружающего мира "Где живут белые медведи"
Технологическая карта урокаТест проверки усвоения учебного материала...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/05/picture-747797-1459832567.jpg)
Методическая разработка. Конспект урока по окружающему миру "Как живут животные?"
Конспект урока по окружающему миру "Как живут животные?" 1 класс. УМК "Школа России"Цель: Познакомить с условиями жизни животных...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-1112928-1549425851.jpg)
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/14/picture-1188528-1723645827.jpg)
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут слоны?"
В методической разработке в дополнение к теме учебника "Окружающий мир. 1 класс" предлагается теоретический, практический и занимательный материал по теме "Где живут слоны?"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/07/picture-279491-1378553444.jpg)
Методическая разработка занятия кружка "Как наши пернатые друзья живут зимой?"
. Разработка занятия кружка, цели которого - наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие связи между ними, систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Восп...