Рабочая программа по окружающему миру. в 4 классе ФГОС Школа России
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру. в 4 классе ФГОС Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру. в 4 классе ФГОС Школа России | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЧЕРНЯХОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
« Рассмотрено» «Согласовано»
Протокол № Заместитель директора по УВР ____ /_____________/ «___» _______ 2019г. «___» _________ 2019г. | «Утверждено» Директор школы _________/Н.С. Сазонова/ Приказ № _______ от «_____»___________2019г. |
Рабочая программа
на 2019– 2020 учебный год
по предмету__________ Окружающий мир ______________
класс ______________4_________________________________
Количество часов по плану ______________68_______________
Преподаватель __________Саханова Валентина Алексеевна__________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | 3 - 7 |
2. Содержание учебного предмета, курса | 8 - 10 |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 11 - 15 |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;
осознание себя гражданином своего Отечества, зарождение элементов гражданского самосознания - осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, народам, гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
понимание ценности семьи в жизни человека и необходимости беречь доброе отношение между её членами, оказания помощи друг другу;
осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;
принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе, правил безопасного здорового образа жизни, овладение физической культурой, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формируемые следующие способности учащихся:
способность организовывать свою деятельность - умение принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием; планировать учебную деятельность; осуществлять контроль и оценку её результатов;
способность осуществлять поиск информации из разных источников знаний и обобщать её; понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической, модельной; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической и модельной форме в словесную;
способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
умение наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
овладение начальными формами исследовательской деятельности, способностью к осуществлению поиска необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных дополнительных источников, включая Интернет (выбор источника информации, извлечение нужной информации, её систематизация, преобразование в удобный вид);
умение осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
усвоение первоначальных сведений и практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений в природной и социальной среде в их органичном единстве и разнообразии;
усвоение естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных и социально-гуманитарных предметов в основной школе;
начнут осваивать научные методы познания окружающего мира: умения наблюдать и исследовать природные объекты и явления; проводить несложные опыты по изучению свойств веществ, пользоваться простым лабораторным оборудованием;
научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, мире природы и культуры;
умение пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, для объяснения природных явлений.
Основные цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
-формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира четвероклассники научатся:
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
- различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа; проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;
- называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);
- называть океаны и материки;
называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;
- рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;
- объяснять, что такое Конституция;
характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.
Четвероклассники получат возможность научиться:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;
- работать с учебными и научно-познавательными текстами;
- составлять план учебной статьи;
работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- работать с различными картами;
- готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
работать в паре, группе, индивидуально;
оценивать себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы
России, некоторые города России;
- описывать отдельные (изученные) события истории Отечества;
пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.
Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы, программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
• отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы;
неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его признаков; неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Земля и человечество (9 ч)
- Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
- Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
- Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
- Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
- Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
- Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.
- Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
- Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
- Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.
Родной край - часть большой страны (15 ч)
- Наш край на карте Родины. Карта родного края.
- Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
- Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
- Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
- Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
- Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
- Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
- Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
- Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории (5 ч)
- Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (20 ч)
- Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
- Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
- Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
- Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.
- Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.
- Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
- Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.
- Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.
- Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
- Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
- Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
- Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села),
- Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч)
- Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
- Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
- Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники
- Многонациональный состав населения России.
- Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю
№ | Наименование учебных тем | Всего часов |
1 | Земля и человечество | 10 |
2 | Природа России | 11 |
3 | Родной край- часть большой страны | 13 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 |
5 | Страницы истории России | 20 |
6 | Современная Россия | 9 |
7 | Итого | 68 |
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
«Земля и человечество» | ||
1 | Мир глазами астронома. Стартовая диагностика | 1 |
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | 1 |
3 | ВПОМ Звёздное небо – Великая книга Природы. (м) Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» | 1 |
4 | Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | 1 |
5 | Мир глазами историка | 1 |
6 | ВПОМ Когда и где? (м) Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» | 1 |
7 | Мир глазами эколога | 1 |
8 | ВПОМ Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1(м) | 1 |
9 | ВПОМ Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие (м) | 1 |
10 | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Тест № 1 | 1 |
«Природа России» | ||
11 | Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» | 1 |
12 | ВПОМ Моря, озёра и реки России. (м) Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | 1 |
13 | Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» | 1 |
14 | Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» | 1 |
15 | Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» | 1 |
16 | ВПОМ Леса России.(м) Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» | 1 |
17 | ВПОМ Растения и животные леса. Экскурсия № 2 (м) | 1 |
18 | Лес и человек. Проверочная работа №1 | 1 |
19 | Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» | 1 |
20 | Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь» | 1 |
21 | У Чёрного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Тест № 2 | 1 |
«Родной край – часть большой страны» | ||
22 | ВПОМ Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3 (м) | 1 |
23 | ВПОМ Наш край. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» (м) | 1 |
24 | Поверхность нашего края | 1 |
25 | Водные богатства нашего края | 1 |
26 | Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» | 1 |
27 | Земля - кормилица | 1 |
28 | Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание» | 1 |
29 | Жизнь луга. Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание» | 1 |
30 | Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание» | 1 |
31 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» | 1 |
32 | Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа | 1 |
33 | Животноводство в нашем крае | 1 |
34 | ВПОМ Презентация проектов. (м) Тест № 3 | 1 |
«Страницы Всемирной истории» | ||
35 | Начало истории человечества | 1 |
36 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 |
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 4 | 1 |
«Страницы истории России» | ||
40 | Жизнь древних славян | 1 |
41 | Во времена Древней Руси | 1 |
42 | Страна городов | 1 |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 |
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 |
45 | Русь расправляет крылья | 1 |
46 | Куликовская битва | 1 |
47 | Иван Третий | 1 |
48 | Мастера печатных дел | 1 |
49 | Патриоты России | 1 |
50 | Пётр Великий | 1 |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 |
52 | Екатерина Великая. Проверочная работа №2 | 1 |
53 | Отечественная война 1812 года | 1 |
54 | Страницы истории XIX века | 1 |
55 | Россия вступает в XX век | 1 |
56 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1 |
57 | Великая война и великая Победа | 1 |
58 | Великая война и великая Победа | 1 |
59 | Страна, открывшая путь в космос. Тест № 5 | 1 |
«Современная Россия» | ||
60 | Основной закон России и права человека | 1 |
61 | Мы – граждане России | 1 |
62 | ВПМО Славные символы России (м) | 1 |
63 | ВПМО Такие разные праздники (м) | 1 |
64 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая диагностическая работа | 1 |
65 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | 1 |
66 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | 1 |
67 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | 1 |
68 | ВПМО Презентация проектов (м) | 1 |
График проведения практических и проверочных работ
Период обучения | Количество часов | Практическая работа | Проверочная работа | Диагностическая работа | Тест |
1 четверть | 18 часов | 12 | 1 | 1 | 1 |
2 четверть | 14 часов | 7 | - | 1 | 1 |
3 четверть | 20 часов | - | 1 | - | 2 |
4 четверть | 16 часов | - | - | 1 | 1 |
Итого: | 68 часов | 19 | 2 | 3 | 5 |
Виды контрольно- измерительных материалов
№ урока | Вид работы | Тема |
1 | Стартовая диагностика | Входная |
2 | Практическая работа № 1 | Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца |
3 | Практическая работа № 2 | Знакомство с картой звездного мира |
4 | Практическая работа № 3 | Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте |
6 | Практическая работа № 4 | Знакомство с историческими картами |
10 | Тест №1 | Земля и человечество |
11 | Практическая работа № 5 | Поиск и показ на физической карте равнин и гор России |
12 | Практическая работа № 6 | Поиск и показ на физической карте морей, озер и рек России |
13 | Практическая работа №7 | Поиск и показ на физической карте природных зон России |
14 | Практическая работа № 8 | Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике |
15 | Практическая работа № 9 | Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре |
16 | Практическая работа № 10 | Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов |
18 | Проверочная работа №1 | Качество усвоения программного материала за 1 четверть |
19 | Практическая работа № 11 | Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей |
20 | Практическая работа №12 | Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь |
21 | Практическая работа №13 | Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков |
21 | Тест № 2 | Природа России |
23 | Практическая работа № 14 | Знакомство с картой родного края |
26 | Практическая работа № 15 | Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств |
28 | Практическая работа № 16 | Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание |
29 | Практическая работа № 17 | Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание |
30 | Практическая работа № 18 | Рассматривание гербарных экземпляров растений вод и их распознавание |
31 | Практическая работа № 19 | Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание |
32 | Промежуточная диагностическая работа | Итоговая работа за 1 полугодие |
34 | Тест № 3 | Родной край- часть большой страны |
39 | Тест № 4 | Страницы всемирной истории |
52 | Проверочная работа | Качество усвоения программного материала за 3 четверть |
59 | Тест № 5 | Страницы истории России |
64 | Итоговая диагностическая работа | Качество усвоения программного материала за учебный год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС "Школа России"
Пояснительная записка. Развернутое тематическое планирование. Материально - техническое обеспечение....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС "Школа России"
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются услови...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ФГОС Школа России
Пояснительная записка. Рабочая программа. Календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( ФГОС " Школа России")
Программа по окружающему миру составлена на основе « Закона РФ об образовании», Федерального государ¬ственного образовательного стандарта начального общего обра¬зования, Концепции духовно-нравственно...
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс, ФГОС, "Школа России")
Содердит пояснительную записку, указано место в учебном плане, расписаны УУД, календарно-тематическое планирование. Подходит к учебнику Плешакова....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс фгос школа россии
Рабочая программа составлена к учебнику Плешакова А.А. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД....