Рабочая программа по окружающему миру (3 класс, ФГОС, "Школа России")
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Содердит пояснительную записку, указано место в учебном плане, расписаны УУД, календарно-тематическое планирование. Подходит к учебнику Плешакова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.docx | 65.58 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Класс: 3
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, образовательной программы начального общего образования, с учетом планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю, 68 ч. в год (34 недели)
Основные цели курса:
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Содержание программы
3 КЛАСС
№ | Название темы | |
Кол-во часов | ||
1 | «Как устроен мир» | 6 |
2 | «Эта удивительная природа» | 18 |
3 | «Мы и наше здоровье» | 10 |
4 | «Наша безопасность» | 7 |
5 | «Чему учит экономика» | 12 |
6 | «Путешествия по городам и странам» | 15 |
всего | 68 |
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 класс (68 ч)
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовлен ности учащихся | Опыты и наблюдения | Элементы содержания | Универсальная учебная деятельность | Применение ИКТ |
І четверть | ||||||||
Как устроен мир (6 ч) | ||||||||
1 | Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей. | Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы. | Наблюдение за предметами живой и неживой природы. Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
| Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения опыты, измерения, работа с готовыми моделями. Создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | Электронное приложение к учебнику | |
2 | Человек. Ступеньки познания. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать/ понимать чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение. | Наблюдения над процессами памяти. | Электронное приложение к учебнику | |||
3 | Проект «Богатства, отданные людям» Экскурсия. | Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве. | ||||||
4 | Общество. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России. | Пронаблюдать своё генеалогическое дерево. | Электронное приложение к учебнику | |||
5 | Мир глазами эколога.
| Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи. | Наблюдение над связями каждой группы в природе. | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки. | |||
6 | Природа в опасности. Охрана природы.
| Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. | Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу» | Электронное приложение к учебнику | |||
Эта удивительная природа(18 ч) | ||||||||
7 | Тела, вещества, частицы. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица,классифицировать тела и вещества. Приводить примеры. | Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» | Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух –смесь газообразных веществ , легко определяемые свойства воздуха(невидим, не имеет запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Электронное приложение к учебнику | |
8 | Разнообразие веществ.
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами. | Соль, сахар, крахмал, кислота Практическое занятие: умение определять наличие крахмала в продуктах. | ||||
9 | Воздух и его охрана.
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать состав и свойства воздуха. | Опыт «Расширение воздуха» | Электронное приложение к учебнику | |||
10 | Вода и жизнь. Свойства воды.
| Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра. | Практическая работа № 3 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» | Вода и ее свойства (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда), распространение в природе, значение для живых организмов, три состояния воды. | Электронное приложение к учебнику | ||
11 | Превращения и круговорот воды в природе. Тестирование. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение, круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. | Опыт: спиртовка, стакан с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом. Наблюдение за круговоротом воды. | Электронное приложение к учебнику | |||
1 2 | Берегите воду! | Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. | Экскурсия. Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду. | Использование воды человеком. Меры поохране чистоты воды и ее экономному использованию. | |||
1 3
| Как разрушаются камни! Что такое почва?
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны уметь определять причины разрушения твёрдых тел. Учащиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве. | Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел. Опыт: «Состав почвы». | Процесс разрушения горных пород в природе, причины и последствия. Почва, ее значение для живой природы .Значение плодородия почвы д ля жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. | , | ||
1 4 | Разнообразие растений. | Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения . | Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений» | Растения и их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение к растениям. Ботаника – наука о растениях. | Электронное приложение к учебнику | ||
1 5 | Солнце, растения и мы с вами. | Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений. | Опыт «Испарение воды листьями» Практическая работа № 5 Определение органов растений, сравнение органов различных растений» | Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных | . Электронное приложение к учебнику | ||
1 6 | Размножение и развитие растений.
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. | Практическая работа № 6 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | |||
1 7 | Охрана растений. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. | Пронаблюдать, какая деятельность человека приводит к исчезновению растений. | Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение людей к растениям | . | ||
18 | Разнообразие животных. | Комби-ниро- ван- ный | Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания | Моделирование | Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски. Иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери(млекопитающие). Виды животных. Зоология- наука о животных. | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные Осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Электронное приложение к учебнику | |
19 | Кто что ест? Проект «Разнообра- зие природы родного края» | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания. | Практическая работа №7 «Моделирование цепей питания» | Классифицировать животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Размножение и развитие животных разных групп. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира. | . | ||
20 | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Знать обитателей дубовых лесов. | Наблюдение цепей питания в природе. | Электронное приложение к учебнику | |||
21 | Размножение и развитие животных. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать способы размножения животных. | Практическая работа № 8 «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки» | Электронное приложение к учебнику | |||
22 | Охрана животных.
| Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди. | Наблюдение в природе причин исчезновения животных. | ||||
23 | В царстве грибов. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов. | Наблюдение различий в строении и окраске съедобных и несъедобных грибов. | Разнообразие грибов. Грибы из Красной книги. Правила сбора грибов. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев. | Электронное приложение к учебнику | ||
24 | Великий круговорот жизни. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними. | Моделирование « Круговорот веществ в природе» | Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ | Презентация | ||
Мы и наше здоровье (10 ч) | Стр.118-123, задание 3 стр.22. | |||||||
25 | Организм человека. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека. | Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная, кровеносная. | Личностные конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире Регулятивные Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативные отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | Электронное приложение к учебнику | ||
26 | Органы чувств. | Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств. | Наблюдение за работой органов чувств. | Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира | . | ||
27 | Надёжная защита организма. | Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях. | Практическая работа № 9 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи» | Орган защиты от повреждений и внешних воздействий – кожа. Ее свойства и гигиена. Первая помощь при повреждении кожных покровов( ранки, ушибы, ожоги, обмораживание) | Электронное приложение к учебнику | ||
28 | Опора тела и движение. Проверочная работа. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их. | Наблюдение за работой различных групп мышц. | Опорно –двигательная система, ее роль в организме человека.Важность выработки и сохранения правильной осанки.Рль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | |||
29 | Наше питание. Органы пищеварения Проект «Школа кулинаров»
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. | Разнообразие питательных веществ(белки, жиры, углеводы, витамины), продукты в которых они содержатся. Пищеварительная система , ее строение и сохранение правильной осанки. | ||||
30 | О дыхании, о движении крови | Изуче-ние ново го мате-риала | Учащиеся должны знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье. | Практическая работа № 10 «Подсчет ударов пульса» | Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы Пульс и его частота. | Электронное приложение к учебнику | ||
31 | Умей предупреждать болезни | Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм. | Практическая работам 11 «Моделирование строения организма человека» | Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания | Электронное приложение к учебнику | ||
32 | Здоровый образ жизни. | Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их. | Наблюдение отличий между людьми, ведущими здоровый образ жизни и курящими людьми. | Понятие о здоровом образе жизни. | Электронное приложение к учебнику | ||
33 | Проверочная работа | Выполнять тесты с выбором ответа | Проверка знаний и умений | |||||
34 | Презентация проектов « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Комби-ниро- ванный | Представление результатов проектной деятельности. | |||||
Наша безопасность (7 ч) | ||||||||
35 | Огонь, вода и газ.
| Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. | Ознакомление с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа | Личностные: усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности Регулятивные: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности | Электронное приложение к учебнику | ||
36 | Чтобы путь был счастливым.
| Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте | ||||
37 | Дорожные знаки.
| Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге. | Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса. | ||||
38 | Проект «Кто нас защищает» | Комби-ниро- ванный | Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. | |||||
39 | Опасные места.
| Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. | Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. | Электронное приложение к учебнику | |||
40
| Природа и наша безопасность. | Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой. | Опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках)
| Электронное приложение к учебнику | |||
41
| Экологичес- кая безопасность.
| Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности. | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности | ||||
Чему учит экономика (12 ч) | ||||||||
42 | Для чего нужна экономика? | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики. | Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. | Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Электронное приложение к учебнику | ||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать основные составляющие экономики. | Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике , труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | ||||
44 | Полезные ископаемые. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. | Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых. | Электронное приложение к учебнику | |||
45 | Растениеводство.
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения. | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые, прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд растениеводов и животноводов. | Электронное приложение к учебнику | |||
46 | Животноводство.
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать особенности разведения и содержания домашних животных. | Электронное приложение к учебнику | ||||
47 | Какая бывает промышлен-ность? | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности. | Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика. металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность. | Презентация | |||
48 | Проект « Экономика родного края» | Комби-ниро- ванный | Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы | Презентовать и оценивать результаты своей работы | ||||
49 | Что такое деньги? | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты. | Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков(банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения . | Электронное приложение к учебнику | |||
50 | Государственный бюджет. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. | Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные стать расходов государства. | Электронное приложение к учебнику | |||
51 | Семейный бюджет. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать основы семейного бюджета. | Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | ||||
52-53 | Экономика и экология. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы. | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. | Электронное приложение к учебнику | |||
Путешествие по городам и странам (15 ч) | ||||||||
54- 56 | Золотое кольцо России. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев –Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательно- стях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Электронное приложение к учебнику | ||
57 | Проект «Музей путешествий» | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы | Сбор экспонатов для музея, оформлять экспозицию музея | Презентация | |||
58 | Наши ближайшие соседи.
| Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте. | Государства, граничащие С Россией, их столицы | Электронное приложение к учебнику | |||
59 | На севере Европы. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте. | Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди | ||||
60 | Что такое Бенилюкс? | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте. | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. | ||||
61 | В центре Европы. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте. | Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, ), их столицы, , флаги, достопримечательности, знаменитые люди | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательно- стях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Электронное приложение к учебнику | ||
62-63
| Путешествие по Франции и Великобритании. | Изуче-ние нового мате-риала | Франция и Великобритания, их местоположение на карте, их столицы, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности. знаменитые люди | |||||
64 | На юге Европы.
| Изуче-ние нового мате-риала | Греция и Италия, их географическое положение, их столицы, государственное устройство, достопримечательности. знаменитые люди | |||||
6 5 | По знаменитым местам мира. | Изуче-ние нового мате-риала | Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности | Отдельные памятники архитектуры и искусства , являющиеся символами стран, в которых они находятся(Тадж –Махал в Индии, , египетские пирамиды. статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы) | Презентация | |||
66 | Экскурсия «Достопримечательности нашего города» | Учащиеся должны знать памятники архитектуры и искусства своего города. | ||||||
67 | Проверочная работа | |||||||
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Комби-ниро- ванный | Презентация |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану | Реквизиты программы | УМК обучающегося | УМК учителя
| ||
ф/к | р/к | ш/к | ||||
3 | 2 |
Авторская программа Плешаков А.А.. УМК «Школа России» М.:«Просвещение» 2011
| Плешаков А.А.. Окружающий мир 3 класс в « ч.М.:«Просвещение». 2013 2.Рабочая тетрадь Плешаков А.А.. Окружающий мир 3 класс в 2ч.М.:«Просвещение». 2013 3. Плешаков А.А.. «От земли до неба»; Атлас-определитель..М.:«Просвещение». 2011 | Плешаков А.А. и др..Окружающий мир Поурочные разработки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ФГОС Школа 21 век
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс составлена с учетом ФГОС второго поколения на новый учебный год по программе школа 21 век...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС "Школа России"
Пояснительная записка. Развернутое тематическое планирование. Материально - техническое обеспечение....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС "Школа России"
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются услови...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ФГОС Школа России
Пояснительная записка. Рабочая программа. Календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( ФГОС " Школа России")
Программа по окружающему миру составлена на основе « Закона РФ об образовании», Федерального государ¬ственного образовательного стандарта начального общего обра¬зования, Концепции духовно-нравственно...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс фгос школа россии
Рабочая программа составлена к учебнику Плешакова А.А. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс ФГОС Школа России А.А. Плешаков
рабочая программа 2 класс ФГОС Школа России...