Урок окружающего мира в 4 классе "Берегите зрение"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Берегите зрение»
Цели:
Образовательные:
расширять знания учащихся о зрении, о его значении в жизни человека;
Задачи:
- объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека:
- сформировать представление о механизме их работы:
- обратить внимание на правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.
- развивать интерес к познанию «самого себя»;
- знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.
- воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование:
- памятка «Правила гигиены зрения»;
- геометрические фигуры разного цвета на боковой стене;
- опорные слова на плакатах;
- музыкальное сопровождение: «Утро» Э. Грига;
- презентация к уроку.
Ход урока:
Девиз урока: Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья,
То и буду выбирать!
1. Создание атмосферы психологического комфорта.
(На фоне музыки «Утро» Э.Грига)
- Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное утро. Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.
Здравствуй, солнце золотое! (рисуем руками круг)
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх, помахать кистями)
Здравствуй, вольный ветерок! (помахать кистями рук перед лицом)
Здравствуй, маленький дубок! (поднять руки вверх и помахать ими)
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
2. Актуализация знаний учащихся.
-А теперь повторим пройденный ранее материал.
-Для этого, от названия каждого изображенного здесь предмета, возьмем первую букву и сложим слова.
( Ослик, роза, глобус, апельсин, носки)
о р г а н ы
(человек, утюг, волк , сапоги , тапки, ведро)
ч у в с т в
- Что дает нам возможность познавать окружающий мир?
-Органы чувств помогают нам заглянуть в окружающий мир и узнать, что там происходит.
- Органы чувств – это наши помощники.
- А кто помнит, сколько у человека таких помощников? (5 ) (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).
3. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы будем говорить об одном из этих помощников. Ученые считают, что 70% всей информации человек воспринимает с помощью этого органа чувств. Угадайте:
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза).
-Глаза - орган зрения. Так о чём мы будем говорить на уроке?
- Тема нашего урока так и звучит: «Берегите зрение». А девизом урока будут такие слова: «Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам».
4. Открытие детьми нового знания.
- Итак, глаза – удивительный дар природы. С помощью глаз мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет. Глаза помогают нам устанавливать, движется предмет или он неподвижен. Ни один из органов чувств не может дать человеку столько впечатлений, сколько дают глаза.
- Посмотрите друг другу в глаза. Какие они у нас красивые!
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? ( Милые, выразительные, ясные, огромные, веселые).
- Каким бывает цвет глаз? (Синие, голубые, карие, зеленые, светлые).
- Давайте рассмотрим, из каких частей состоит глаз. Радужная оболочка - от неё зависит цвет глаз, зрачок и хрусталик - с их помощью мы видим, склера, роговица и. т. д. Веки и ресницы защищают глаза от яркого света и пыли. Если в глаз попадает соринка, её смывает слеза. А брови задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза.
- И все-таки этой природной защиты не хватает, чтобы защитить зрение. Каждый человек сам должен заботиться о своих глазах. Вот как можно это сделать!
5. Упражнения по группам.
1 группа: Игра «Я - зоркий».
-На карточках изображены фигурки человечков (высотой 2см), показывающих различные упражнения. Вы должны их повторить.
2 группа:
-По моей команде находит глазами, не поворачивая головы, геометрические фигуры, которые висят на боковой стене (ромб, прямоугольник, треугольник, квадрат, трапеция).
3 группа:
-Вспоминает цвет глаз близкого, любимого, родного человека и заштриховывает на шаблоне радужку глаза нужным цветом.
- А можно ли упражнения делать дома? Вам могут помочь взрослые.
6. Работа с фразеологизмами.
1)- Объясните, как вы понимаете выражение «Глаза - зеркало души»?
2)- Да, по глазам можно определить характер человека, обманывает он или говорит правду. Когда мы знакомимся с человеком, смотрим ему в глаза. По глазам можно узнать о состоянии здоровья.
- Проанализируем такую ситуацию. Вы приходите из школы, вас встречает мама и говорит: «Что-то мне твои глаза не нравятся». Что она может иметь в виду?
3)- А сейчас закройте глаза и прослушайте небольшой текст. Постарайтесь запомнить словосочетания, где говорится о глазах.
«Если у вас глаза разгорелись или глаза разбегаются, а то и вовсе глаза на лоб лезут, то успокойтесь и не раскидывайте глаз. В этом удивительном мире не то ещё можно увидеть».
- Повторите эти словосочетания.
- Как они называются? (фразеологизмы).
- Обратите внимание, на боковых стенах прикреплены значения этих фразеологизмов. Прочитайте их про себя и подберите к каждому фразеологизму соответствующее значение:
Очень захотелось чего-либо.
Не можете остановиться на чем-либо.
Изумлены, удивлены.
Не глазейте по сторонам.
4) А теперь задание – наоборот. Подберите к слову фразеологический оборот со словом глаза. (Не верить глазам – удивиться; глазом моргнуть – мигом; с глазу на глаз – наедине; не сводить глаз – неотрывно смотреть; не смыкать глаз – совсем не спать).
7. Физминутка.
- Встаньте. Отдохнём.
1)- Проведём электронную физкультминутку для газ. Ваша задача - следить за движущимися предметами и двигаться под музыку.
2) - Вытянули правую руку вперед, смотрим на кончик указательного пальца и ведем руку к носику, пока палец не начнет «двоиться» (2-3 раза).
3) - Растираем ладошки сильно-сильно.
- Чувствуете жар? Прикладываем ладошки к глазам и держим до тех пор, пока чувствуется тепло.
- Как теперь себя чувствуете? (бодро)
8. Правила гигиены зрения (групповая работа).
- Острое зрение нужно всем людям. Чтобы сохранить свое зрение до глубокой старости, нужно знать и соблюдать определенные правила.
А) 1 группа.
Указать , что полезно для глаз.
2 группа.
Указать , что вредно для глаз.
3 группа.
Указать те пункты, чего нельзя делать.
Б) Проверка
В) Чтение правил :
- Кто сможет прочесть?
Умываться по утрам и вечерам.
Смотреть телевизор не более 1 часа.
Не читать лежа.
При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
Расстояние от глаз до текста должно быть 30-35см (локоток).
Употреблять в пищу петрушку, морковь, лук, помидоры, сладкий красный перец.
Делать гимнастику для глаз.
- Ребята, витамин А, полезный для глаз, содержится в овощах, фруктах, яйцах, печени и масле.
– Что делать, если вы почувствовали, что зрение все же у вас ухудшается?
- К кому тогда нужно обращаться? (окулист, офтальмолог).
- Что делает врач, если выясняется, что зрение действительно ухудшилось? (Назначает лечение, выписывает очки).
9. Чтение стихотворения А.Барто «Очки».
- Правильно ли поступил Дима? (Если глаза видят хорошо, очки носить нельзя. Они могут ухудшить зрение).
10. Чтение стихотворения С.Маршака «Четыре глаза».
- Правильно ли поступают такие ребята? (Нужно ставить себя на место другого. К сведению: в России 40 млн. «очкариков»).
12. Итог.
- Как можно сберечь здоровье, и в частности, зрение?
- Ученые НИИ глазных болезней им. Гельмгольца под руководством профессора Э.С.Аветисова предлагают рекомендации по гигиене зрения.
- Эта памятка поможет вам проводить гимнастику для глаз дома. (Раздаю памятки всем детям).
- Доскажите предложение, написанное на доске:
Теперь я могу ...
Теперь я знаю ...
- А я скажу: теперь я и не сомневаюсь в этом!
- Спасибо за сотрудничество.
Раздаточный и наглядный материал
к уроку по окружающему миру.
Тема урока: «Берегите зрение».
Не можете
остановиться
на чём - либо
ИЗУМЛЕНЫ,
УДИВЛЕНЫ
НЕ
ГЛАЗЕЙТЕ
ПО
СТОРОНАМ
Список использованной литературы:
1.Валеология: Учебное пособие / Под редакцией В. П. Соломина,
Ю.Л. Варламова. –СПб.,1995г.
2.Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. – СПб.,1997г.
3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. -СПб.,1998г.
4.Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. -СПб.,1997г.
5.Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.-Спб.,1998г.
6.Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здоровья образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений.- М.,1997 г.
7.Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка.- СПб.,1997г.
8. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.-Спб.,1997г.
9. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.-СПб.,1996г.
10.Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. – 2-е издание.- М: Айрис – пресс ,2004г.
11.Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся.-М.,1985г.
12.Журавлёва Е.П. Секреты здоровья. - М.:ФиС,1977г.
13.Нестерюк Т.Е. Гимнастика маленьких волшебников.-”ДТД”,1993г.
14.Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.-М.,2002г.
15.Маршак С.Я. Любимые детские стихи.-СПб.,1994г.
16.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. ”Cа- Фи- Дансе”. Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений .-СПб.,2000г.
17.Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- СПб.,1997г.
18.Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста.- Гродно,1992г.
19.Аветисов Э.С., Коростелев Н.В. Гигиена зрения школьников: методические указания к лекторской папке.- М.,1966г.
20.Бейлин В.Р., Бейлина А.А. Пальчиковая гимнастика.-Брест,1998г.
21.Миронова Р.М. Игр в развитии активности детей .- Минск: Народная Асвета, 1989г.
22.Базарный В.Ф. Зрение у детей: проблемы развития .- Новосибирск: Наука,1991г.
23. Базарный В.Ф. Укрепление здоровья детей и подростков за счёт интеграции процессов обучения и направленного формирования функций зрения: методические рекомендации .- Красноярск,1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Урок окружающего мира. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.
Урок окружающего мира для обучающихся 2 класса. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.Настоящий урок был разработан для обучающихся второго класса. Его особенности зак...
Урок окружающего мира 4 класс по программе "Школа XXI века" - Орган зрения - глаз
Цель: образовательные: расширять знания учащихся о зрении, о его значении в жизни человека;Задачи:- объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека:- сформировать представл...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок по окружающему миру " Глаза - органы зрения"
Знакомство с новой темой урока, новые подходы в обучении...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус»
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус», УМК «Школа России»...
Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс
Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...