"Наша дружная семья" урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок окружающего мира по теме "Наша дружная семья" строился исходя из принципов педагогики сотрудничества. все учащиеся вовлечены в учебную деятельность на уроке. Занимательный материал взят за основу эмоционального фона на уроке. Введены понятия "Семья", "Члены семьи", "Культура общения", "Семейные традиции". На уроке использованы словесный, наглядный, практический методы общения с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_druzhnaya_semya_otkrytyy_urok.docx | 98.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок открытия новых знаний по окружающему миру 2 класс
Тема: «Наша дружная семья»
УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.
Цель: знакомство с новым разделом учебника «Общение», формирование представления о жизни семьи, о семейных традициях и культуре общения.
Задачи:
- Ввести понятия “семья”, “общение”, “культура общения в семье”, “семейные традиции”.
- Обсудить с детьми правила культуры общения в семье.
- Формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива.
- Развивать устную речь учащихся.
- Воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению.
- Способствовать сплочению семей учащихся, раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.
Предварительная работа: каждому учащемуся заранее даётся задание – составить рассказ о своей семье, принести семейную фотографию, подготовить рассказ о семейных традициях.
Планируемые результаты.
Предметные результаты: научатся объяснять, что такое культура общения, семейные традиции, получат возможность научиться отбирать фото или видеоматериал для рассказа о традициях в своей семье.
УУД регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательные цели;
Логические: осуществлять поиск существенной информации из материалов учебника, из словаря, из рассказа учителя, из личного опыта; анализировать, делать выводы из изученного материала.
Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, строить высказывания, работать в группах, в парах, осуществлять самоконтроль.
Личностные: формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир, наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к духовным ценностям семьи.
Понятия: семья, члены семьи, общение, культура общения, традиции.
Оборудование: толковый словарь Ожегова, компьютер, мультимедиа проектор, карточки для индивидуальной и парной работы.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сегодня у нас на уроке много гостей. Поздоровайтесь с ними. И начинаем урок.
- Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке у нас состоится интересный и познавательный разговор. Откройте стр.41. Прочитайте название раздела, который начинаем изучать «Общение».
-О чём этот раздел (читают).
- Самоопределение к деятельности.
Формулирование темы урока.
-Посмотрите на доску (на слайде в режиме «Анимация» несколько фотографий из семейных альбомов учащихся). Что вы видите? А кто изображён на этих фотографиях?
- Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей? (семья)
-Подберите прилагательное, которое подходит к слову семья (большая, крепкая, дружная, добрая).
- Исходя из этого, сформулируйте тему нашего урока (Наша дружная семья).
На доску вывешивается тема урока: «Наша дружная семья».
- Знакомство с целью и задачами урока.
-Сегодня мы будем говорить о семье, о жизни семьи, выясним, кто является членами семьи, как общаются члены семьи между собой, какие семейные традиции существуют в семьях. Это и будет являться задачами нашего урока. (на доске карточки с названиями: Семья, Жизнь семьи, Члены семьи, Культура общения, Семейные традиции)
Игра «Доскажи словечко»
-Помогите сформулировать вопросы, на которые нам предстоит ответить. Укажите место пропущенных слов. (на интерактивной доске)
Что такое … ? членами семьи
Кто являются … …? семья
Признаки … семьи? традиции
Какой должна быть … … в семье? дружной
Какие бывают семейные … ? культура общения
Что такое …? | членами семьи |
Кто являются … …? | семья |
Признаки … семьи? | традиции |
Какой должна быть … … в семье? | дружной |
Какие бывают семейные …? | культура общения |
- «Открытие» нового знания.
1. Определение слова «семья».
– Ребята, вы получили задание выяснить, что такое “семья”. Поделитесь своими сведениями (сообщения 2-3 учащихся).
-А теперь найдем определение этого слова в толковом словаре С.И.Ожегова (читает ученик, заранее подготовленный).
«Семья – группа живущих вместе родственников, сплоченных общими интересами»
В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше, в старину, семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. Но и в наше время есть большие семьи (показать фото многодетных семей класса и рассказать о своей семье).
-Мы ответили на первый вопрос: что такое семья?
-Кто может являться членами семьи? (вот ответ на второй вопрос)
2.Работа в парах
-Что же объединяет всех членов семьи?
- Чтобы ответить на этот вопрос нужно будет выполнить следующее задание. У вас на парте лист с рисунком дома. В этом домике живёт дружная семья. Выберите признаки дружной семьи справа и слева и соедините их стрелками с домиком.
понимание | раздражение | |
вражда | любовь | |
взаимопомощь | ссора | |
безразличие | радость | |
уважение | наказание |
Проверка (на интерактивной доске правильный ответ).
-Поднимите руки у кого так же, как у меня.
- Физминутка.
- Закрепление нового материала.
- Посмотрите, наши мнения о хорошей и дружной семье совпали. Так же думали на Руси с давних времён, поэтому народ сложил много пословиц о семье.
Восстанови пословицы.
Группам даётся задание, восстановить пословицы по словам. У детей должны получиться пословицы:
Не нужен и клад, коли в семье лад.
Согласную семью и горе не берёт.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В семье согласно, так и дело прекрасно.
1 группа | 2 группа |
Не нужен и клад, | коли в семье лад. |
Согласную семью | и горе не берёт. |
Вся семья вместе, | так и душа на месте. |
В семье согласно, | так и дело прекрасно. |
- Что объединяет эти пословицы? (дружба, любовь, радость, доброта)
- Когда в доме все друг другу помогают, он наполнен улыбками, то в нём тепло и уютно всем.
- Семейные традиции.
-На стр. 44 прочтите 1 и 2 абзацы и подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Из какого языка пришло слово традиция?
2.То такое традиция? Что означает это слово?
3.В чем проявляются традиции народа?
Слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача». Традиции – это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим. Традиции проявляются в особенностях народного костюма и национальной кухни, в обустройстве дома, в обычаях, обрядах, правилах поведения.
- О каких семенных традициях говорится в тексте? Найдите слова, выделенные жирным шрифтом (семейные чтения, семейные обеды, семейные походы)
Существуют ли семейные традиции в ваших семьях?
(выступления детей: 2-3 человека зачитывают сообщения о своих семейных традициях)
- Рефлексия.
-Как мы усвоили тему урока? Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?
Вы сейчас будете создавать карту семьи. При создании используйте строительные материалы, на которых написаны те слова, которые нужны для дружной семьи.
-Кто является членами семьи? (дедушка, бабушка, папа, мама, брат, сестра).
-Что такое культура общения в семье? (уважение, терпимость, внимательность, доброжелательность, понимание, любовь, взаимопомощь).
- Какие существуют традиции в семьях? (походы, чтения, обеды, праздники, дни рождения).
-Карта дружной семьи создана, а это значит, что вы хорошо усвоили тему урока и справились со всеми поставленными перед вами задачами.
- Итог урока.
-Вот и подошёл к концу наш урок.
- Поднимите руку, кто может сказать, что у вас дружная семья?
- Возьмитесь за руки. Вот какая у вас дружная классная семья! Ведь вы замечательно поработали на уроке.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- Задание на дом.
В рабочей тетради стр.23,25 выполнить задания по желанию.
Приложение 1
Что такое …? | членами семьи |
Кто являются … …? | семья |
Признаки … семьи? | традиции |
Какой должна быть … … в семье? | дружной |
Какие бывают семейные …? | культура общения |
Приложение 2
понимание | раздражение | |
вражда | любовь | |
взаимопомощь | ссора | |
безразличие | радость | |
уважение | наказание |
Приложение 3
Не нужен и клад, | коли в семье лад. |
Согласную семью | и горе не берёт. |
Вся семья вместе, | так и душа на месте. |
В семье согласно, | так и дело прекрасно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока + презентация в 3 классе по окружающему миру. Тема " Наша дружная семья"
Конспект + презентация...
Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" во 2 классе по программе Школа России.
Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" во 2 классе по программе Школа России....
Конспект урока по окружающему миру: «Наша дружная семья»
Конспект урока по окружающему миру: «Наша дружная семья»...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Наша дружная семья" 2 класс
Технологическая карта урокаПредмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Наша дружная семья»Цель урока: познакомить с целями и задачами раздела "Наша дружная семья"; обсудить правила культуры общения в ...
Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Наша дружная семья» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...
"Наши органы чувств" урок окружающего мира 4 класс
quot;Наши органы чувств"Ход урока I Мотивация к учебной деятельности.Начинается урок100 вопросов – 100 ответовОтвечай по одномуИ научишься всему. II Актуализация знаний и п...