"Наша дружная семья" урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Устинова Татьяна Федоровна

Урок окружающего мира по теме "Наша дружная семья" строился исходя из принципов педагогики сотрудничества. все учащиеся вовлечены в учебную деятельность на уроке. Занимательный материал взят за основу эмоционального фона на уроке. Введены понятия "Семья", "Члены семьи", "Культура общения", "Семейные традиции". На уроке использованы словесный, наглядный, практический методы общения с учащимися. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_druzhnaya_semya_otkrytyy_urok.docx98.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок открытия новых знаний по окружающему миру 2 класс

Тема: «Наша дружная семья»

УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.

Цель: знакомство с новым разделом учебника «Общение», формирование представления о жизни семьи, о семейных традициях и культуре общения.

Задачи:

  1. Ввести понятия “семья”, “общение”, “культура общения в семье”, “семейные традиции”.
  2. Обсудить с детьми правила культуры общения в семье.
  3. Формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива.
  4. Развивать устную речь учащихся.
  5. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению.
  6. Способствовать сплочению семей учащихся, раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.

Предварительная работа: каждому учащемуся заранее даётся задание – составить рассказ о своей семье, принести семейную фотографию, подготовить рассказ о семейных традициях.

Планируемые результаты.

Предметные результаты: научатся объяснять, что такое культура общения, семейные традиции, получат возможность научиться отбирать фото или видеоматериал для рассказа о традициях в своей семье.

УУД регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательные цели;

Логические: осуществлять поиск существенной информации из материалов учебника, из словаря, из рассказа учителя, из личного опыта; анализировать, делать выводы из изученного материала.

Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, строить высказывания, работать в группах, в парах, осуществлять самоконтроль.

Личностные: формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир, наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к духовным ценностям семьи.

Понятия: семья, члены семьи, общение, культура общения, традиции.

Оборудование: толковый словарь Ожегова, компьютер, мультимедиа проектор, карточки для индивидуальной и парной работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Сегодня у нас на уроке много гостей. Поздоровайтесь с ними. И начинаем  урок.

  1. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке у нас состоится интересный и познавательный разговор. Откройте стр.41. Прочитайте название раздела, который начинаем изучать «Общение». 

-О чём этот раздел (читают).

  1. Самоопределение к деятельности.

 Формулирование темы урока.

-Посмотрите на доску (на слайде в режиме «Анимация» несколько фотографий из семейных альбомов учащихся). Что вы видите? А кто изображён на этих фотографиях?

- Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей? (семья)

-Подберите прилагательное, которое подходит к слову семья (большая, крепкая, дружная, добрая).

- Исходя из этого, сформулируйте тему нашего урока (Наша дружная семья).

На доску вывешивается тема урока: «Наша дружная семья».

  1. Знакомство с целью и задачами урока.

-Сегодня мы будем говорить о семье, о жизни семьи, выясним, кто является членами семьи, как общаются члены семьи между собой, какие семейные традиции существуют в семьях. Это и будет являться задачами нашего урока. (на доске карточки с названиями: Семья, Жизнь семьи, Члены семьи, Культура общения, Семейные традиции)

 Игра «Доскажи словечко» 

-Помогите сформулировать вопросы, на которые нам предстоит ответить. Укажите место пропущенных слов. (на интерактивной доске)

Что такое … ? членами семьи

Кто являются … …? семья

Признаки … семьи? традиции

Какой должна быть … … в семье? дружной

Какие бывают семейные … ? культура общения

Что такое …?

членами семьи

Кто являются … …?

семья

Признаки … семьи?

традиции

Какой должна быть … … в семье?

дружной

Какие бывают семейные …?

культура общения

  1. «Открытие» нового знания.

1. Определение слова «семья».

– Ребята, вы получили задание выяснить, что такое “семья”. Поделитесь своими сведениями (сообщения 2-3 учащихся).

-А теперь найдем определение этого слова в толковом словаре С.И.Ожегова (читает ученик, заранее подготовленный).

«Семья – группа живущих вместе родственников, сплоченных общими интересами»

В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше, в старину, семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. Но и в наше время есть большие семьи (показать фото многодетных семей класса и рассказать о своей семье).

-Мы ответили  на первый вопрос: что такое семья?

-Кто может являться членами семьи? (вот ответ на второй вопрос)

2.Работа в парах

-Что же объединяет всех членов семьи?

- Чтобы ответить на этот вопрос нужно будет выполнить следующее задание. У вас на парте лист с рисунком дома. В этом домике живёт дружная семья. Выберите признаки дружной семьи справа и слева и соедините их стрелками с домиком.

понимание

раздражение

вражда

любовь

взаимопомощь

ссора

безразличие

радость

уважение

наказание

Проверка (на интерактивной доске правильный ответ).

-Поднимите руки у кого так же, как у меня.

  1. Физминутка.

  1. Закрепление нового материала.

- Посмотрите, наши мнения о хорошей и дружной семье совпали. Так же думали на Руси с давних времён, поэтому народ сложил много пословиц о семье.

Восстанови пословицы.

Группам даётся задание, восстановить пословицы по словам. У детей должны получиться пословицы:

Не нужен и клад, коли в семье лад.

Согласную семью и горе не берёт.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В семье согласно, так и дело прекрасно.

1 группа

2 группа

Не нужен и клад,

коли в семье лад.

Согласную семью

и горе не берёт.

Вся семья вместе,

так и душа на месте.

В семье согласно,

так и дело прекрасно.

- Что объединяет эти пословицы? (дружба, любовь, радость, доброта)

- Когда в доме все друг другу помогают, он наполнен улыбками, то в нём тепло и уютно всем.

  1. Семейные традиции.

-На стр. 44 прочтите 1 и 2 абзацы и подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Из какого языка пришло слово традиция?

2.То такое традиция? Что означает это слово?

3.В чем проявляются традиции народа?

Слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача». Традиции – это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим. Традиции проявляются в особенностях народного костюма и национальной кухни, в обустройстве дома, в обычаях, обрядах, правилах поведения.

- О каких семенных традициях говорится в тексте? Найдите слова, выделенные жирным шрифтом (семейные чтения, семейные обеды, семейные походы)

Существуют ли семейные традиции в ваших семьях?

 (выступления детей: 2-3 человека зачитывают сообщения о своих семейных традициях)

  1. Рефлексия.

-Как мы усвоили тему урока? Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?

Вы сейчас будете создавать карту семьи. При создании используйте строительные материалы, на которых написаны те слова, которые нужны для дружной семьи.

 -Кто является членами семьи? (дедушка, бабушка, папа, мама, брат, сестра).

-Что такое культура общения в семье? (уважение, терпимость, внимательность, доброжелательность, понимание, любовь, взаимопомощь).

- Какие существуют традиции в семьях? (походы, чтения, обеды, праздники, дни рождения).

-Карта дружной семьи создана, а это значит, что вы хорошо усвоили тему урока и справились со всеми поставленными перед вами задачами.

  1. Итог урока.

-Вот и подошёл к концу наш урок.

- Поднимите руку, кто может сказать, что у вас дружная семья?

- Возьмитесь за руки. Вот какая у вас дружная классная семья! Ведь вы замечательно поработали на уроке.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

  1. Задание на дом.

 В рабочей тетради стр.23,25 выполнить задания по желанию.

Приложение 1

Что такое …?

членами семьи

Кто являются … …?

семья

Признаки … семьи?

традиции

Какой должна быть … … в семье?

дружной

Какие бывают семейные …?

культура общения

Приложение 2

понимание

раздражение

вражда

любовь

взаимопомощь

ссора

безразличие

радость

уважение

наказание

Приложение 3

Не нужен и клад,

коли в семье лад.

Согласную семью

и горе не берёт.

Вся семья вместе,

так и душа на месте.

В семье согласно,

так и дело прекрасно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" во 2 классе по программе Школа России.

Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока по окружающему миру: «Наша дружная семья»

Конспект урока по окружающему миру: «Наша дружная семья»...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Наша дружная семья" 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Наша дружная семья»Цель урока: познакомить с целями и задачами раздела "Наша дружная семья"; обсудить правила культуры общения в ...

Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Наша дружная семья» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

"Наши органы чувств" урок окружающего мира 4 класс

quot;Наши органы чувств"Ход урока I Мотивация к учебной деятельности.Начинается урок100 вопросов – 100 ответовОтвечай по одномуИ научишься всему. II Актуализация знаний и п...