Конспект "Комнатные растения" 2 класс (Плешаокв)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Толстоухова Светлана Николаевна

к учебнику А.Плешакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_okruzhayushchego_mira.docx113.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру

во 2 «Б» классе МБОУ ЦО №39 на тему: «Комнатные растения»

Цели педагогической деятельности: формировать представления о комнатных растениях и их роли в жизни человека; познакомить с историей происхождения комнатных растений; формировать умение ухаживать за комнатными растениями

 Тип урока: Решение частных задач

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять особенности выращивания комнатных растений; получат возможность научиться: выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений; узнавать комнатные растения на рисунках; определять с помощью атласа-определителя комнатные растения; оценивать роль комнатных растений для психологического и физического здоровья человека; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций

Методы и формы обучения:объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, групповая,работа в парах

Образовательные ресурсы : •  Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст] : атлас-определитель : книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2017.

•  Презентация на тему «Комнатные растения»

Оборудование: проектор, комнатные растения с крупными и мелкими листьями, лейки с водой, наборы инструменты для ухода за комнатными растениями, памятки по уходу за комнатными растениями.

• карта мира, флажки для укрепления на карте названия растения. 
• таблички-паспорта с названиями растений и указанием родины их произрастания. 

Ход урока. 
I. Организационный  момент
- Прозвенел звонок для нас 
Все зашли спокойно в класс 
Встали все у парт красиво 
Поздоровались учтиво 
Тихо сели, спинки прямо 
Вижу класс наш хоть куда 
Так начнём урок, друзья. 

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в увлекательное путешествие в далёкие страны, чтобы узнать много интересного. А девиз нашего урока такой: 
Наблюдай и восхищайся!
Изучай и береги!  (на доске)

- Но сначала давайте, определим тему нашего урока 

Взрослые и дети!
Природу берегите.
К её богатым недрам
Рук жадных не тяните.
Заботою и лаской
Её вы одарите
Она ответит тем же.
Вы только посмотрите:
Кругом поля бескрайние,
И родники холодные,
Леса дарами щедрые,
Озёра с гладью водною.
Всё это подарила нам
Матушка-природа.
Так будем же её беречь
За часом час,
И год за годом. (слайд)

II. Актуализация знаний

Послушайте сказку Б.Вовк “Чьи цветы лучше?”

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

- Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду?

Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке: 
Я - травянистое растение,

Красив на удивление,

И радую я глаз

Расту в горшке у вас. (Комнатное растение)

Правильно, тема урока: «Комнатные растения»

Сегодня на уроке окружающего мира мы с вами будем исследователями.

-У: Отталкиваясь от темы, определим цель нашего урока
На экране запись (слайд): 
1. узнать новое о комнатных ……….. 
2. учиться ухаживать за комнатными ……….. 

Постановка проблемы

Ребята, растут ли у вас дома комнатные растения? А знаете ли вы их названия? Для чего же вам нужны комнатные растения? (Слайд ) Они очищают воздух, украшают наше жилище, школу, влияют на наше здоровье).

- А для чего ещё нам нужны комнатные растения?

На доске:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/507882/img1.gif

- В конце урока мы  дополним эту схему.
-У: Сегодняшний урок мы посвятим необычайно красивому, сказочному творению природы – растениям. Но растениям не простым, а тем, которые вы можете увидеть на наших подоконниках. Поздней осенью или зимой, когда за окном снег, а деревья лишены и цветов и листьев, в это время эти растения радуют нас своим зелёным великолепием. Почему так происходит? Зачем мы держим их у себя дома? Зачем ухаживаем за этими растениями? Чтобы ответить на эти вопросы, поближе познакомиться с растениями, мы с вами отправимся в путешествие вокруг света. Ведь эти растения самые настоящие путешественники, прибывшие к нам из далёких стран. Путь наш будет лежать через раскалённые солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды. Мы попадём в сумрачные дебри влажных лесов, где среди огромного числа гигантских растений с трудом найдём наших знакомых. Мы объедем весь мир вместе со скромными растениями, стоящими в горшочках на наших окнах. Это путешествие необыкновенное: оно будет мысленным и в тоже время реальным (которое происходит сейчас), потому что растения, с которыми мы познакомимся во время путешествия, настоящие, живые, растущие в нашем классе или дома. 

- У: Но прежде чем отправиться в дальние страны, неплохо бы сначала вспомнить о нашем свершившемся путешествии в Ясную Поляну.(слайд с фото экскурсии).

Работа в РТ и с презентацией:

Вопросы учителя 
1. Отгадайте загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья». 
2.  На экскурсии мы были во второй месяц осени. Назовите его?
3. На какие группы делятся растения по форме? По месту обитания?
4. Какие деревья не скинули на зиму зелёный наряд? 
5. Клён, тополь, берёза, рябина – как называют эти деревья одним словом?  
6. Как называют листья у хвойных растений? 
7. Как называют растение, у которого осенью хвоинки опадают? 
8.В какое время года растения как-бы засыпают? 

Какие изменения происходят с растениями в разное время года? 

Дети: Осенью листья у лиственных деревьев и кустарников желтеют, краснеют и опадают. Зимой они стоят голые под снегом. Весной на них появляются новые, молодые листочки. 

У: - Теперь можно отправиться в путешествие по родным местам наших домашних растений! 

Проблемный вопрос:
Комнатные растения относятся к какой группе: культурные или дикорастущие?

III. Изучение  нового материала

Алоэ (слайд__)
Родина – Южная Африка. 
- Все помнят сказку Чуковского «Доктор Айболит». А кто вспомнит название реки в Африке, куда спешил знаменитый доктор лечить зверей? (Лимпопо) Отправимся и мы с вами за доктором Айболитом. Здесь на юге Африки в пустыне Карру растёт одно замечательное растение, которое наверняка помогало доктору лечить больных. 

(рассказ ученика об алоэ). 
Хлорофитум (слайд__)
Родина – Южная Африка, мыс Доброй Надежды. 
- А если продолжить наше путешествие и посмотреть вот на это чудесное растение со свешивающимися веточками, на конце которых пучки узких листьев, то мы познакомимся с соседом алоэ. Оно растёт на берегу Южной Африки – мысе Доброй Надежды. А называют его хлорофитум, что переводится, как «зелёное растение с пучками». На концах каждой плети маленькое готовое растеньице, из которого можно вырастить новое. У нас в классе несколько хлорофитумов и это не случайно, т.к. хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха в таком классе как наш. (слайд )

Бальзамин (слайд___) называют “огонёк” за яркие красные и малиновые цветки. А ещё, в народе, он получил шутливо-ласковое название “Ванька-мокрый” за свои прозрачно-водянистые стебли. Родина бальзамина - тропические леса Африки.. Неприхотливое, обильно цветущее растение. Из корней бальзамина делают жёлто-красную краску – хну. Бальзамин светолюбивое растение, но не выносит прямых солнечных лучей.
Кактусы (слайд__)
Родина – Мексика. 
- Дальше мы отправляемся с вами на родину  этого странного растения, покрытого острыми колючками. Мы с вами в стране кактусов – Мексике. Растущие здесь кактусы достигают огромных размеров и разных форм. Кактусовые заросли имеют страшный вид. Стволы похожи на чудовища, которые вот-вот зашевелятся и схватят своими страшными когтями. Так что же в них красивого и интересного? 

(рассказывает ученик). 
 Антуриум (слайд__). 
Родина – Южная Америка, Бразилия. 
- Из жарких и сухих пустынь перенесёмся во влажные тропические леса. Посмотрите на карту. Зелёным цветом обозначены огромные тропические леса в Южной части Америки. Эти леса отличаются от наших. Они труднопроходимые и местные жители проникают в лес в пироге (лодке), проплывая по водяным тропинкам. Деревья здесь до 50 метров в высоту и сквозь листву почти не видно яркого солнца. Здесь мы и остановимся. А вот и местный житель – наш проводник, попросим его рассказать. 

(Рассказывает ученик). 

Дифенбахия(слайд__)

Саньсевьера(слайд__)

Герань (слайд__)
( подготовленные доклады рассказывают ученики) 

- У: К сожалению, мир растений огромный и обо всех растениях на одном уроке мы не сможем узнать. Но и того, что мы услышали нам достаточно, чтобы ответить на вопросы: 

- Подумайте и ответьте, почему эти растения выглядят зимой так же, как и летом? 
Дети: Эти растения держат в помещении, а в помещении тепло. 

-Почему мы их называем комнатными, ведь у себя на родине они растут в дикой природе? 

Дети: Эти растения выращивают только в помещении, поэтому их и называют комнатными. 

- В чём их польза? 
Дети: Они украшают наш дом. 

-У: - Правильно, ребята, родина большинства комнатных растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт и зимой для них примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы. Эти растения выращивают только в помещениях, поэтому их и называют – комнатные растения. Они радуют нас своей красотой, вызывают в нас восторг, заставляют удивляться. 

Сбор информации.

- И как же нужно ухаживать за растениями? (Слайд )

  • Учитывать отношение к свету.
  • Лейку при поливе держать низко над горшком.
  • Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром. 
  • Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения. 
  • Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой. 
  • Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок. 

Физкультминутка

 

В сад пришел волшебник злой.

Он ужасный и большой.

Он руками помахал

И цветы заколдовал.

Но пришли друзья  детишки

Озорные шалунишки.

Стали думать и гадать,

Как цветы расколдовать.

Наконец они решили

И цветы пересадили.

Правила ухода за комнатными растениями.

Чтение памятки “Правила ухода за комнатными растениями”.

Памятка

Правила ухода за комнатными растениями:

  1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
  2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
  3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
  4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

Сигналы опасности нарушения режима температур для домашних растений:

  1. Начинают сворачиваться, темнеть и опадать листья комнатных растений– причиной является низкая температура воздуха.
  2. Начинают увядать нижние листья , темнеют края и листья в самом низу растения опадают – причиной является высокая температура воздуха.
  3. Листья растений начинают желтеть и опадают – причиной является резкий скачок температуры воздуха. (Внезапный скачок температуры более 6 град С может даже загубить растение). Скачков температуры не боятся только суккуленты и кактусы.

Режим влажности воздуха для домашних растений.

Многие растения не выносят сухой воздух. Поэтому существует ряд способов повышения влажности воздуха.

  1. Опрыскивание.
  2. Группировка – растения размещают группами. Влажность воздуха в группе растений значительно выше, чем возле одиночно расположенного растения.
  3. Использование двойных горшков. Место между двумя горшками заполняется торфом, что повышает влажность.
  4. Растения размещаются на подносе с галькой, что также повышает влажность.

Режим минерального питания.

Чем подкармливать. Растениям необходим азот – особенно листьям. Фосфаты — корням. Калий нужен цветкам. Для этого используют различные удобрения.

- порошковые и гранулированные имеют тот недостаток, что их рассыпают на поверхность почвы и они не сразу поступают к корням, кроме того с наступлением периода покоя их не полностью можно удалить.

- таблетки и палочки – очень удобный способ, но недостатком является то, что удобрения сосредоточены в одном месте.

- жидкие удобрения – самый удобный способ подкормки.

Когда подкармливать. С весны до осени – регулярно. В период покоя либо совсем прекращают, либо значительно уменьшают.

Режим покоя.  Уход за домашними растениями зимой.

Режим покоя очень важен для растений – хотя об этом очень часто забывают. Обычно этот период приходится на зиму. Замедляется рост растений , у некоторых опадают листья. В этот период надо значительно уменьшить или прекратить полив, по мере возможности создать более низкий температурный режим, прекратить или значительно уменьшить подкормку. Если эти условия не выполнить- растение значительно пострадает. Начало роста весной говорит о том, что период покоя закончился.

Режим свежего воздуха.

Зеленые листья растений сами вырабатывают кислород. Тем не менее многие из них нуждаются в притоке свежего воздуха. Приток свежего воздуха:

- понижает температуру в жаркую погоду;

- понижает относительную влажность в местах большого скопления растений, чем оберегает от серой гнили;

- укрепляет стебли и повышает сопротивляемость к болезням;

- уничтожает следы токсичных испарений.

В проветривании нуждаются: араукария, бальзамин, кактусы и другие суккуленты, пеларгония, схизантус, толмия, фатсия.

Некоторые растения лучше летом выносить на открытый воздух – это : акация, гранат, лавр, пассифлора, тропические кактусы, цитрусовые, юкка.

Уход за внешним видом растений включает в себя:

- Режим мытья.

Пыль не только портит внешний вид растения, но и препятствует нормальному газообмену с внешней средой. Поэтому растения требуют купания либо мытья губкой. Молодые листья лучше просто опрыскать и протереть. Кактусы и другие суккуленты обметают от пыли щеткой.

- Режим полировки.

Чтобы растение имело красивый вид – его рекомендуется полировать. Лучше всего использовать готовые аэрозоли для полировки – в инструкции всегда указано, какие растения не подлежат полировке. Полироли изготавливаются на основе натурального воска и других натуральных веществ.

- Режим формовки.

Формовка подразумевает подвязывание стеблей к опорам для создания наиболее удобной и привлекательной формы растения. Существуют разные опоры- шпалеры, трубки со мхом, обручи, решетки. Новые побеги стараются подвязывать – пока они еще небольшие.

- Прищипка.

Чтобы сформировать растение иногда бывает нужно удалить точку роста на стебле.

- Обрезка.

Для формирования кроны обрезаются ветви растений – по возможности сразу над почкой.

- Очистка.

Необходимо удалять отмершие листья, поврежденные стебли и увядшие цветки.

Старайтесь разговаривать с домашними растениями.

Вы подарите им любовь и заботу, а они Вам — свою красоту.

Практическая работа в парах.

- Проделайте эту работу с комнатным растением, стоящим на вашей парте. 

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.

В атласе – определителе на стр. 23 -26 найдите родину комнатных растений, которые растут в классе. Почему комнатные растения предпочитают разные условия в наших жилищах? (В природе они росли в разных условиях и привыкли к ним, приспособились). 

Кроссворд «Комнатные растения». 

  1. «Зелёный паучок» - растение с длинными свешивающимися усами, на которых вырастают растеньица-детки. (Хлорофитум)
  2. Растение, которое имеет прозвище «Ванька мокрый». (Бальзамин)
  3. Растения со свисающими ветками. (Традесканция)
  4. Растение, которое похоже на зелёного ёжика. (Кактус)
  5. Растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла. (Каланхоэ)
  6. Очень распространённое комнатное растение с цветами- розового, белого, красного цвета, которые собраны в зонтик. (Герань)

Описание: http://festival.1september.ru/articles/520745/img01.gif

   V. Итоги урока. Рефлексия        

Вы узнали новое о комнатных растениях? (смайлик с улыбкой – да, грустный смайл – нет)

Захотелось ли вам больше узнать о них?( Да)

Вам было интересно? Хочется вам иметь в своей комнате красивые растения?(Да)

Подведем итог урока. (Слайд ) Сегодня на уроке мы:

  • узнали много нового;
  • научились собирать информацию
  • учились планировать свою деятельность;

Сегодня мы с вами действительно были исследователями.

- Для чего же нам нужны комнатные растения?

Описание: http://festival.1september.ru/articles/507882/img6.gif

-Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

…Ты должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица 
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)

Творческое домашнее задание.

Правила ухода за комнатными растениями:

1.        Поливай растения водой комнатной температуры. Вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливай вечером, зимой – утром.

2.        Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы  к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растениям.

3.        Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями лучше опрыскивать.

4.        Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков.

Раскрась картинкуPictures Of Flowers To Print And Color

Дома я предлагаю вам вырастить «Волосы» Троллю(показать образец) и через неделю сравним,у кого «шевелюра» получилась самая шикарная.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс математика

очень удобно так оформлять конспекты, попробуйте!...

Конспект урока 4 класс

Тема баскетбол....

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Конспект урока 2 класс окружающий мир по программе "2100"

Конспект урока проводимый  во 2 классе  по  теме: "Материки  и  океаны"...

Конспект занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".

Подробный конспект в двух вариантах в виде описания и диалога педагога преднозначен для творческих встреч , мастер-классов родителей с детьми. Знакомит еще с одной технологией имитации витража:витражн...

Клубное занятие в ГПД"Комнатные растения" план-конспект занятия (3 класс)

Клубное занятие в ГПД"Комнатные растения"план-конспект занятия (3 класс)...