окружающий мир Школа России 4 класс "Жизнь древних славян"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Урок построен в форме исторического путешествия. Поисковая и творческая работа помогает ребятам добывать новые знания. Используется групповая работа, в парах. На уроке присутствует элемент театрализации.К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr.mir_.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТ: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
КЛАСС: 4
АВТОР УМК: А.А.ПЛЕШАКОВ. МИР ВОКРУГ НАС.
ТЕМА УРОКА: ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.
Планируемые результаты:
Предметные:
иметь представление о расселении, о быте, о ремесле, о верованиях древних славян,
продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал,
обогащать словарный запас,
расширять кругозор детей,
повторить понятия о родственных и однокоренных словах.
Регулятивные:
определять цель урока,
определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,
определять правильность выполнения заданий,
самостоятельно организовывать рабочее место.
Ученик получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания;
ориентироваться в материале урока;
сопоставлять и отбирать информацию;
делать выводы;
понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций, моделей;
использовать знаково-символические средства.
Ученик получит возможность научиться:
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге,
читать про себя и понимать прочитанное,
отстаивать свою точку зрения,
соблюдать правила речевого этикета,
понимать точку зрения другого человека,
участвовать в работе группы,
распределять роли,
договариваться друг с другом,
оценивать свою работу.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Личностные:
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.
Ученик получит возможность научиться:
освоению личностного смысла учения.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Оборудование: для учителя - карточки с названием темы, компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint, лента времени и карточки с названием эпох, «колесо истории», таблица «План урока» для детей — карточки с заданиями для групповой работы, предметы обихода: глиняный горшок, кованая тяпка, плетёные лапти, домовёнок.
Ход урока:
- Орг. момент.
Прозвенел опять звонок,
Начинается урок.
Постарайтесь все понять,
Что-то новое узнать.
Нам историю, конечно,
Интересно изучать.
2. Актуализация знаний.
- Какой раздел вы закончили изучать? (Страницы всемирной истории) Вспомните в каких эпохах вы побывали? (на доске лента времени, дети называют эпохи, прикрепить таблички)
Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время, пятая - Новейшее время (прикрепить карточки к «Ленте времени»).
3. Определение темы урока. Постановка учебной цели.
- Я предлагаю вам отправиться в необычное историческое путешествие. (На доске колесо истории)
- Колесо истории возвратит нас в прошлое и перенесёт в средние века, примерно в VI век нашей эры.
(Заходит славянка.) – Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в средние века. Я пришла к вам не с пустыми руками. (Показывает). Что это? (Горшок, лапти, кованая тяпка, домовёнок).
Учитель - Как вы думаете, в какую эпоху люди пользовались этими предметами? (Давно, в старину, в древности). (На доске – табличка «древних»)
- Этими предметами пользовались люди, которые жили раньше нас, перед нами. - Как мы их называем? (Ответы детей - предки), а слово предки обозначает-жизнь. Вы бы хотели узнать, как жили наши предки? (на доске –табличка «жизнь»)
- Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто другие народы звали на войну как союзников. Славно сражались они мечом и копьем, славились, прославляли себя. А еще они селились по берегам реки Днепр, а река Днепр в средние века называлась Славутич. Возможно от этого слова и стали называться наши предки –славянами. (на доске – табличка «славян») О чём мы узнаем, путешествую в средние века? Прочитайте. (Жизнь древних славян)
- Этой темой мы начинаем новый большой раздел «Страницы истории России».
- Поставим задачи и выстроим план урока. (слайд с вопросами Где? Чем? Во что? )
- Посмотрите на экран, эти вопросы помогут вам сформулировать задачи урока. Что узнаем на уроке?
- Где жили наши предки?
-Чем занимались?
- Во что верили?
- На эти вопросы ребята вы должны ответить в конце урока?
- Посмотрите на план урока.
1. Время и место поселения ( план на доске)
2. Основные занятия
3. ДОМ, предметы быта. Одежда.
4. Представление о мире.
- А девизом нашего урока будут такие строки:
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны
И про эту старину
Я рассказывать начну!
4. Изучение новой темы
- Посмотрите на карту. Перед вами Восточно – Европейская равнина. В далёком прошлом, здесь жили древние славяне. Слайд
- Послушайте внимательно стихотворение, которое вам поможет ответить на многие вопросы.
(рассказывает “славянка”)
Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах – куликов.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
-Почему именно на этих территориях остановились славяне, а не пошли в другие места?(высказывания детей)
- На огромной территории Восточно – европейской равнины в средние века простирались бескрайние дремучие леса богатые зверями, птицей. Полноводные реки и мелкие речушки в которых было много рыбы. Это были места удобные для земледелия и разведения скота.
Это были труднодоступные места окружённые глубокими оврагами, непроходимыми болотами, где можно было укрыться от врагов. Территрия славян находилась между Балтийским и Черным морями. Они селились по берегам рек: Западная Двина, Днепр, Дон, Волга.
Рассморите в учебнике карту на стр 35. Посмотрите на условные обозначения и скажите на какие объединения делятся славяне? (на восточные, западные, южные)
Мы сегодня будем говорить о восточных славянах. Рассмотрите карту и перечислите племена восточных славян. Обратите внимание, на то, как появились названия некоторых славянских племён. Дреговичи - селились у болот. Болото на старославянском “дрягва”. Поляне – жители полей. А древляне где селились? (среди деревьев, лесу)Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. Физкультминутка (перед выступлением групп)
- Встало солнце из-за туч (руки через стороны вверх)
Бросило на Землю луч (наклон вперёд)
Наполняет жизнью почки ( потянуться вверх)
На полях растут цветочки ( присели)
А в лесных избушках люди встали рано ( встали)
Потянулись к солнцу ( потянулись)
И работать стали. (сели за парты)
Открытие новых знаний
- Ребята, что бы вы больше узнали о жизни славян, предлагаю поработать в группах.
(“славянка” ставит каждой группе на стол предметы: кувшин, мотыга, домовёнок,)
1 группа.
Славянка. – Ребята, отгадайте, о каком предмете я буду говорить?
- Без него не обходилась ни одна хозяйка, потому что только в нём люди могли хранить молоко. ( кувшин) Ваша группа должна рассказать об одежде ,описать жилище славян, и раставить предметы быта. (Картинка: приклеить предметы быта) Изучите этот вопрос в учебнике на стр . Впишите пропущенные слова в текст.
- группа
-Этим предметом восточные славяне обрабатывали землю.(тяпка) Вам предстоит узнать чем занимались восточные славяне и собрать из пазлов соху- орудие труда восточных славян.(учебник стр. ) Заполните пропуски.
3 группа.
- В старину его ласково называли “дедушкой” или “хозяином”. А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. (домовой) Ваша группа должна рассказать о славянских богах и верованиях и собрать из пазлов одного из богов восточных славян .(учебник стр. ) Впишите пропущенные слова.
1 группа
Место для поселения выбирали …, пригодное для жилья, вблизи …. Жилища почти до половины уходили ….. рядом в загонах и хлевах держали …. Неприхотливым было убранство дома: деревянные …, …, печь из …. Топилась изба по-черному, …посудой служили … . Носили одежду из … и …
- Сделайте вывод.
2 группа
Славяне были ____________________________________________________.
Мужчины занимались______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Женщины готовили ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________.
Сообща они занимались ____________________________. Для это им приходилось _________________________________. Деревья сжигали __________________________________________________________.
Крепка была связь между поколениями. Трудовые навыки, знания и опыт переходили от ____________________________________________________________________________________________________________________________________. Сделайте вывод.
3 группа ( слайд 18 -19)
Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все казалось славянам живым, одушевленным. Они считали _______________________________
_________________________________________________________________. Главный бог -____________________________________________________.
Славяне верили, что дом охраняет _____________________, в лесу водится ________________________, в реках и озерах живут ___________
__________________. Были и другие духи природы __________________
_________________________________________________________________. Вывод.
Работа по группам и отчёт о проделанной работе. (Учитель дополняет выступления групп)
Физминутка для глаз.
5. Работа в тетради. (стр 14 №2)
Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте
стр. 14 №2
проверка слайд в презентации.
6.Итоги урока. Рефлексия.
- Мы завершаем наше путешествие. Поблагодарим «славянку» за то, что она помогла нам многое узнать о жизни наших предков. («славянка» уходит) Нам пора вернуться домой в 21 век. (колесо на ленте времени вернуть в новейшее время)
- Подведём итоги.
- Какую тему мы изучали?
-Какие задачи мы ставили вначале урока?
- Где жили наши предки? слайды
-Чем занимались?
- Во что верили?
- Дома я попрошу вас приготовить творческие мини-проекты на темы: «Жилище восточных славян», «Славянские праздники».
- С каким настроением вы завершили путешествие?
- Перед вами лежат два мифических существа: одно доброе , а другое злое. Оцените свою работу на уроке. Если на уроке вам было интересно. Вы активно работали и запомнили изученный материал, поднимите смайлик с изображением доброго мифического существа. А если урок вам показался обычным, вам было трудно изучать материал. Вы запомнили его частично, поднимите смайлик с изображением злого существа. (комментирование отметок ). Возьмите эти смайлики на память о нашем уроке, а жюри разрешите преподнести древний славянский оберег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Боги древних славян""
Данная презентация выполнена к уроку окружаещего мира в 3 классе по разделу "Как жили наши предки"( программа "Начальная школа XXI века"). Работа содержит интересный иллюстративный материал. Каж...
Проверочная работа дл 2 класса по окружающему миру "Жизнь и труд древних славян"
По программе "Начальная школа 21 века"...
Тест по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян", 4 класс
Тест по окружающему миру составлен в соответствии с программой "Школа России" по учебнику А. А. Плешакова и проверяет базовый уровень знаний учащихся по теме «Жизнь древн...
Презентация к уроку окружающего мира по теме «Жизнь древних славян».
Архив содержит презентацию к уроку окружающего мира по теме «Жизнь древних славян». Презентация содержит кроссворд по изученным ранее темам, ключевое слово кроссворда подводит к теме урока. Иллюстрат...
Окружающий мир 4 класс Жизнь древних славян
Конспект урока окружающего мира в 4 классе Плешаков Школа России. Урок по ФГОС. конспект со всеми приложениями...
технологическая карта по ФГОС и подробная презентация к уроку в 4 классе по окружающему миру (программа "Школа России") "Жизнь древних славян"
Красочная презентация и описание подробного плана работы на уроке дадут возможность учителю познакомить учащихся с жизнью древних славян. На уроке проводится работа по формированию УУД,...
Урок окружающего мира 4 класс. Жизнь древних славян.
Урок окружающего мира в 4 «Б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян....