окружающий мир Школа России 4 класс "Жизнь древних славян"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Иванова Лариса Алексеевна

Урок построен в форме исторического путешествия. Поисковая и творческая работа помогает ребятам добывать новые знания. Используется групповая работа, в парах. На уроке присутствует элемент театрализации.К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mir_.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
КЛАСС:
4
АВТОР УМК: А.А.ПЛЕШАКОВ. МИР ВОКРУГ НАС.
ТЕМА УРОКА:
 ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.

Планируемые результаты:

Предметные:

 иметь представление о расселении, о быте, о ремесле, о верованиях древних славян, 

 продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал,

обогащать словарный запас,

расширять кругозор детей,

повторить понятия о родственных и однокоренных словах.

Регулятивные:

 определять цель урока,

определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,

определять правильность выполнения заданий,

самостоятельно организовывать рабочее место.

Ученик получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: 

развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания;

ориентироваться в материале урока;

сопоставлять и отбирать информацию;

делать выводы;

понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций, моделей;

использовать знаково-символические средства.

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

 участвовать в диалоге,

читать про себя и понимать прочитанное,

отстаивать свою точку зрения,

соблюдать правила речевого этикета,

понимать точку зрения другого человека,

участвовать в работе группы,

распределять роли,

 договариваться друг с другом,

оценивать свою работу.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Личностные: 

 проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

Ученик получит возможность научиться:

 освоению личностного смысла учения.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Оборудование: для учителя - карточки с названием темы, компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint, лента времени и карточки с названием эпох, «колесо истории», таблица «План урока»  для детей — карточки с заданиями для групповой работы, предметы обихода: глиняный горшок, кованая тяпка, плетёные лапти, домовёнок.  

                                                      Ход урока:

  1. Орг. момент.

 Прозвенел опять звонок,

Начинается урок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

Нам историю, конечно,

Интересно изучать.

2.  Актуализация знаний.

- Какой раздел вы закончили изучать? (Страницы всемирной истории) Вспомните в каких эпохах вы побывали? (на доске лента времени, дети называют эпохи, прикрепить таблички)

Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время, пятая - Новейшее время (прикрепить карточки  к «Ленте времени»).

3. Определение темы урока. Постановка учебной цели.

- Я предлагаю вам отправиться в необычное историческое путешествие. (На доске колесо истории)

-  Колесо истории возвратит нас   в прошлое и перенесёт в средние века, примерно в VI век нашей эры.

(Заходит славянка.) – Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в средние века. Я пришла к вам не с пустыми руками. (Показывает). Что это? (Горшок, лапти,  кованая тяпка, домовёнок). 

Учитель - Как вы думаете, в какую эпоху люди пользовались этими предметами? (Давно, в старину, в древности). (На доске – табличка «древних»)                                                                                                                                                                                                                                                      

- Этими предметами пользовались люди, которые жили раньше нас, перед нами.    - Как мы их называем? (Ответы детей - предки), а слово предки обозначает-жизнь.  Вы бы хотели узнать, как жили наши предки? (на доске –табличка  «жизнь»)                                                                  

- Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто другие народы звали на войну как союзников. Славно сражались они мечом и копьем, славились, прославляли себя. А еще они селились по берегам реки Днепр, а река Днепр в средние века называлась Славутич. Возможно от этого слова  и стали называться наши предки –славянами. (на доске – табличка «славян»)   О чём мы узнаем, путешествую в средние века? Прочитайте. (Жизнь древних славян)            

 - Этой темой мы начинаем новый большой раздел  «Страницы  истории России».

- Поставим задачи и  выстроим план урока. (слайд с вопросами Где? Чем? Во что? )

- Посмотрите на экран, эти вопросы помогут вам сформулировать задачи урока. Что узнаем на уроке?

- Где жили  наши предки?         

-Чем занимались?

- Во что верили?

- На эти вопросы ребята вы должны ответить в конце урока?

- Посмотрите на план урока.

1. Время и место поселения      ( план на доске)

2. Основные занятия

3. ДОМ, предметы быта. Одежда.

4. Представление о мире.

    - А девизом нашего урока будут такие строки:

Слава нашей стороне!        

 Слава нашей старине!                      

А преданья старины

Забывать мы не должны

И про эту старину

 Я рассказывать начну!

4. Изучение новой темы

- Посмотрите на карту. Перед вами Восточно – Европейская равнина. В далёком прошлом, здесь жили древние славяне.     Слайд

- Послушайте внимательно стихотворение, которое вам поможет ответить на многие вопросы.

(рассказывает “славянка”)

 Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озёрах, на болотах – куликов.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

-Почему именно на этих территориях остановились славяне, а не пошли в другие места?(высказывания детей)

- На огромной территории Восточно – европейской равнины в средние века простирались бескрайние дремучие леса богатые зверями, птицей. Полноводные реки и мелкие речушки в которых было много рыбы. Это были места удобные для земледелия и разведения скота.

Это были труднодоступные места окружённые глубокими оврагами, непроходимыми болотами, где можно было укрыться от врагов. Территрия славян находилась между Балтийским и Черным морями. Они селились по берегам рек: Западная Двина, Днепр, Дон, Волга.

Рассморите в учебнике карту на стр 35. Посмотрите на условные обозначения и скажите на какие объединения делятся славяне? (на восточные, западные, южные)

Мы сегодня будем говорить о восточных славянах. Рассмотрите карту и перечислите племена восточных славян. Обратите внимание, на то, как появились названия некоторых славянских племён.  Дреговичи  - селились у болот.  Болото на старославянском “дрягва”.  Поляне – жители полей.  А древляне где селились? (среди деревьев,  лесу)Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.   Физкультминутка (перед выступлением групп)

   - Встало солнце из-за туч (руки через стороны вверх)

     Бросило на Землю луч (наклон вперёд)

     Наполняет жизнью почки ( потянуться вверх)

     На полях растут цветочки ( присели)

     А в лесных избушках люди встали рано ( встали)

     Потянулись к солнцу ( потянулись)

     И работать стали. (сели за парты)

Открытие новых знаний

- Ребята, что бы вы больше узнали о жизни славян, предлагаю поработать в группах.

(“славянка” ставит каждой группе на стол предметы: кувшин,  мотыга, домовёнок,)

1 группа.

Славянка. – Ребята, отгадайте,  о каком предмете я буду говорить?

  • Без него не обходилась ни одна хозяйка,  потому что только в нём люди могли  хранить  молоко. ( кувшин) Ваша группа должна рассказать об одежде ,описать жилище славян, и раставить предметы быта. (Картинка: приклеить предметы быта) Изучите этот вопрос в учебнике на стр   . Впишите пропущенные слова в текст.
  1. группа

 -Этим предметом восточные славяне обрабатывали землю.(тяпка) Вам предстоит узнать чем занимались восточные славяне  и собрать из пазлов соху- орудие труда восточных славян.(учебник стр.  ) Заполните пропуски.

    3 группа.

  • В старину его ласково называли “дедушкой” или “хозяином”. А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. (домовой) Ваша группа должна рассказать о славянских богах и верованиях и собрать из пазлов одного  из богов  восточных славян .(учебник стр.  ) Впишите пропущенные слова.

 1 группа   

 Место для поселения выбирали  …, пригодное для жилья, вблизи  …. Жилища почти до половины уходили ….. рядом в загонах и хлевах держали …. Неприхотливым было убранство дома: деревянные …, …, печь из …. Топилась изба по-черному, …посудой служили …  . Носили  одежду из … и …    

- Сделайте вывод.

2 группа 

Славяне были ____________________________________________________.

Мужчины занимались______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

Женщины готовили ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Сообща они занимались ____________________________.  Для это им приходилось _________________________________.  Деревья сжигали __________________________________________________________.

Крепка была связь между поколениями. Трудовые навыки, знания и опыт переходили от  ____________________________________________________________________________________________________________________________________. Сделайте вывод.

3 группа ( слайд 18 -19)

Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все казалось славянам живым, одушевленным. Они считали _______________________________

_________________________________________________________________. Главный бог -____________________________________________________.

Славяне верили, что дом охраняет _____________________, в лесу водится ________________________, в реках и озерах живут ___________

__________________. Были и другие духи природы __________________

_________________________________________________________________. Вывод.

Работа по группам и отчёт о проделанной работе. (Учитель дополняет выступления групп)

Физминутка для глаз.

5. Работа в тетради. (стр 14 №2)        

Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте

стр. 14 №2

проверка слайд в презентации.

 6.Итоги урока. Рефлексия.

- Мы завершаем наше путешествие. Поблагодарим «славянку» за то, что она помогла нам многое узнать о жизни наших предков. («славянка» уходит) Нам пора вернуться домой в 21 век. (колесо на ленте времени вернуть в новейшее время)

- Подведём итоги.

- Какую  тему мы изучали?

-Какие задачи мы ставили вначале урока?

- Где жили  наши предки? слайды        

-Чем занимались?

- Во что верили?

- Дома я попрошу вас приготовить творческие мини-проекты на темы: «Жилище восточных славян»,  «Славянские праздники».              

- С каким настроением вы завершили путешествие?

- Перед вами лежат  два мифических существа: одно доброе , а другое злое. Оцените свою работу на уроке. Если  на уроке вам было интересно. Вы активно работали и запомнили изученный материал,  поднимите смайлик с изображением доброго мифического существа. А если урок вам показался обычным, вам было трудно изучать материал. Вы запомнили его частично, поднимите смайлик  с изображением злого существа. (комментирование отметок ).  Возьмите эти смайлики на память о нашем уроке, а жюри разрешите преподнести  древний славянский оберег.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Боги древних славян""

Данная презентация выполнена к уроку окружаещего мира в 3 классе по разделу "Как жили наши предки"( программа "Начальная школа XXI века"). Работа содержит интересный иллюстративный материал. Каж...

Тест по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян", 4 класс

Тест по окружающему миру составлен в соответствии с программой "Школа России" по учебнику А. А. Плешакова и проверяет базовый уровень знаний учащихся по теме «Жизнь древн...

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Жизнь древних славян».

Архив содержит презентацию к уроку окружающего мира по теме «Жизнь древних славян». Презентация содержит кроссворд по изученным ранее темам, ключевое слово кроссворда подводит к теме урока. Иллюстрат...

Окружающий мир 4 класс Жизнь древних славян

Конспект урока окружающего мира в 4 классе Плешаков Школа России. Урок по ФГОС. конспект со всеми приложениями...

технологическая карта по ФГОС и подробная презентация к уроку в 4 классе по окружающему миру (программа "Школа России") "Жизнь древних славян"

Красочная презентация и описание подробного плана работы на уроке дадут возможность учителю познакомить учащихся с жизнью древних славян. На уроке проводится работа по формированию УУД,...

Урок окружающего мира 4 класс. Жизнь древних славян.

Урок окружающего мира в 4 «Б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян....