окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
МО Иволгинский район
МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ___________/____________/ Протокол № ___ от «____» ____________20___г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Сужинская СОШ ___________/Жамсаранова Н.А./ «____» ______________20___г.
| «Утверждено» Директор МОУ Сужинская СОШ _____________/Жапова Т.Ц./ Приказ №___от «___»______20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
______________________________________________
Уровень образования (класс)
___________________________________________________________________________
Количество часов ____________________
Фамилия, имя, отчество педагога (квалификационная категория)
_____________________________________________________________________________
с. Сужа
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе следующих документов:
· Примерная программа по окружающему миру к учебно- методическому комплексу «Школа России» (авторы программы:А. А. Плешаков.).
l Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
l Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
l Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
l Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
l Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
l Базисный учебный план общеобразовательного учреждения (МОУ Сужинская СОШ)
l Положение о рабочей программе педагога МОУ Сужинская СОШ
Основная цель курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Для достижения поставленных целей изучения предмета окружающий мир в начальной школе необходимо решение следующихпрактическихзадач:
- формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
-довести до осознания ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
-формироватьмодель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-формироватьпсихологическую культуру и компетенцию для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане.
Учебным планом МОУ Сужинская СОШ" на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны(12 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. •
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Программа обеспечена УМК «Окружающий мир» А. А. Плешакова для 1-4 классов
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание | |
план | факт | |||
1 | Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. |
|
|
|
2 | Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года. |
|
|
|
3 | Звёздное небо – великая книга природыТест № 1 |
|
|
|
4 | Мир глазами географа |
|
|
|
5 | Пояса ЗемлиТест №2 |
|
|
|
6 | Мир глазами истории |
|
|
|
7 | Когда и где?Тест № 3 |
|
|
|
8 | Прошлое и настоящее глазами эколога. |
|
|
|
9 | Сокровища Земли под охраной человечества |
|
|
|
10 | Обобщение по разделу «Земля и человечество» Проверочная работа № 1 по теме "Земля и человечество". |
|
|
|
11 | Равнины и горы России |
|
|
|
12 | Моря, озера и реки России |
|
|
|
13 | Зона арктических пустыньТест № 4 |
|
|
|
14 | Тундра.Тест № 5 |
|
|
|
15 | Леса России. |
|
|
|
16 | Лес и человек. |
|
|
|
17 | Зона степей Тест № 6 |
|
|
|
18 | Пустыни |
|
|
|
19 | У Черного моря Тест № 7 |
|
|
|
20 | Экологическое равновесие |
|
|
|
21 | Обобщение по разделу «Природа России» Проверочная работа № 2 по теме "Природа России". |
|
|
|
22 | Наш край |
|
|
|
23 | Поверхность нашего края |
|
|
|
24 | Водоемы нашего края |
|
|
|
25 | Наши подземные богатства |
|
|
|
26 | Земля – кормилица Тест №8 |
|
|
|
27 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество |
|
|
|
28 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество Тест № 9 |
|
|
|
29 | Жизнь пресного водоема |
|
|
|
30 | Растениеводство в нашем крае |
|
|
|
31 | Тест №10Незаметные защитники урожая |
|
|
|
32 | Животноводство в нашем крае |
|
|
|
33 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны» Проверочная работа№3 по теме "Родной край - часть большой страны" |
|
|
|
34 | Начало истории человечества |
|
|
|
35 | Мир древности: далекий и близкий Тест № 11 |
|
|
|
36 | Средние века: время рыцарей и замков Тест № 12 |
|
|
|
37 | Новое время: встреча Европы и Америки |
|
|
|
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня Тест № 13 |
|
|
|
39 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» Проверочная работа № 4 по теме "Страницы всемирной истории". |
|
|
|
40 | Жизнь древних славян |
|
|
|
41 | Во времена Древней Руси Тест № 14 |
|
|
|
42 | Страна городов |
|
|
|
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси |
|
|
|
44 | Трудные времена на Русской земле |
|
|
|
45 | Русь расправляет крыльяТест № 15 |
|
|
|
46 | Куликовская битва |
|
|
|
47 | Иван Третий |
|
|
|
48 | Мастера печатных дел |
|
|
|
49 | Патриоты России |
|
|
|
50 | Петр Великий |
|
|
|
51 | Михаил Васильевич Ломоносов |
|
|
|
52 | Екатерина ВеликаяПроверочная работа № 5 по теме "Страницы истории Отечества" |
|
|
|
53 | Отечественная война 1812 года |
|
|
|
54 | Страницы истории XIX века Тест № 15 |
|
|
|
55 | Россия вступает в XX век |
|
|
|
56 | Страницы истории 1920–1930-х годов |
|
|
|
57 | Великая война и Великая ПобедаТест № 17 |
|
|
|
58 | Страна, открывшая путь в космос |
|
|
|
59 | История вокруг насПроверочная работа № 6 по теме "Страницы истории Отечества". |
|
|
|
60 | Основной закон России и права человекаТест №18 |
|
|
|
61 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» |
|
|
|
62 | Мы – граждане РоссииТест № 19 |
|
|
|
63 | Славные символы РоссииТест №20 |
|
|
|
64 | Такие разные праздники |
|
|
|
65 | Путешествие по России |
|
|
|
66 | Путешествие по России |
|
|
|
67 | Проверочная работа № 7 по теме "Современная Россия". |
|
|
|
68 | Что мы узнали и чему научились за год |
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.docx | 36.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МО Иволгинский район
МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ___________/____________/ Протокол № ___ от «____» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Сужинская СОШ ___________/Жамсаранова Н.А./ «____» ______________20___г. | «Утверждено» Директор МОУ Сужинская СОШ _____________/Жапова Т.Ц./ Приказ №___от «___»______20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
______________________________________________
Уровень образования (класс)
___________________________________________________________________________
Количество часов ____________________
Фамилия, имя, отчество педагога (квалификационная категория)
_____________________________________________________________________________
с. Сужа
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе следующих документов:
- Примерная программа по окружающему миру к учебно- методическому комплексу «Школа России» (авторы программы: А. А. Плешаков.).
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Базисный учебный план общеобразовательного учреждения (МОУ Сужинская СОШ)
- Положение о рабочей программе педагога МОУ Сужинская СОШ
Основная цель курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Для достижения поставленных целей изучения предмета окружающий мир в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
-довести до осознания ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формировать психологическую культуру и компетенцию для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане.
Учебным планом МОУ Сужинская СОШ" на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (12 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. •
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Программа обеспечена УМК «Окружающий мир» А. А. Плешакова для 1-4 классов
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание | |
план | факт | |||
1 | Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. | |||
2 | Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года. | |||
3 | Звёздное небо – великая книга природы Тест № 1 | |||
4 | Мир глазами географа | |||
5 | Пояса Земли Тест №2 | |||
6 | Мир глазами истории | |||
7 | Когда и где? Тест № 3 | |||
8 | Прошлое и настоящее глазами эколога. | |||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества | |||
10 | Обобщение по разделу «Земля и человечество» Проверочная работа № 1 по теме "Земля и человечество". | |||
11 | Равнины и горы России | |||
12 | Моря, озера и реки России | |||
13 | Зона арктических пустынь Тест № 4 | |||
14 | Тундра. Тест № 5 | |||
15 | Леса России. | |||
16 | Лес и человек. | |||
17 | Зона степей Тест № 6 | |||
18 | Пустыни | |||
19 | У Черного моря Тест № 7 | |||
20 | Экологическое равновесие | |||
21 | Обобщение по разделу «Природа России» Проверочная работа № 2 по теме "Природа России". | |||
22 | Наш край | |||
23 | Поверхность нашего края | |||
24 | Водоемы нашего края | |||
25 | Наши подземные богатства | |||
26 | Земля – кормилица Тест № 8 | |||
27 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество | |||
28 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество Тест № 9 | |||
29 | Жизнь пресного водоема | |||
30 | Растениеводство в нашем крае | |||
31 | Тест №10 Незаметные защитники урожая | |||
32 | Животноводство в нашем крае | |||
33 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны» Проверочная работа№3 по теме "Родной край - часть большой страны" | |||
34 | Начало истории человечества | |||
35 | Мир древности: далекий и близкий Тест № 11 | |||
36 | Средние века: время рыцарей и замков Тест № 12 | |||
37 | Новое время: встреча Европы и Америки | |||
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня Тест № 13 | |||
39 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» Проверочная работа № 4 по теме "Страницы всемирной истории". | |||
40 | Жизнь древних славян | |||
41 | Во времена Древней Руси Тест № 14 | |||
42 | Страна городов | |||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | |||
44 | Трудные времена на Русской земле | |||
45 | Русь расправляет крылья Тест № 15 | |||
46 | Куликовская битва | |||
47 | Иван Третий | |||
48 | Мастера печатных дел | |||
49 | Патриоты России | |||
50 | Петр Великий | |||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | |||
52 | Екатерина Великая Проверочная работа № 5 по теме "Страницы истории Отечества" | |||
53 | Отечественная война 1812 года | |||
54 | Страницы истории XIX века Тест № 15 | |||
55 | Россия вступает в XX век | |||
56 | Страницы истории 1920–1930-х годов | |||
57 | Великая война и Великая Победа Тест № 17 | |||
58 | Страна, открывшая путь в космос | |||
59 | История вокруг нас Проверочная работа № 6 по теме "Страницы истории Отечества". | |||
60 | Основной закон России и права человека Тест №18 | |||
61 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | |||
62 | Мы – граждане России Тест № 19 | |||
63 | Славные символы России Тест №20 | |||
64 | Такие разные праздники | |||
65 | Путешествие по России | |||
66 | Путешествие по России | |||
67 | Проверочная работа № 7 по теме "Современная Россия". | |||
68 | Что мы узнали и чему научились за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...