Конспект урока "В гости к весне", окружающий мир 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока "В гости к весне", окружающий мир 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_v_gosti_k_vesne_konspekt_uroka.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру во 2 классе
Тема : « В гости к весне »
Составила учитель
начальных классов
Кузнецова Л.Л..
Пояснительная записка.
В начальной школе значение наглядных материалов на уроках для усвоения учебной программы очень велико. Особенно это важно в 1-2 классе, когда закладывается интерес к учебной деятельности. Использование информационных технологий помогает учителю при подготовке к уроку и во время учебного процесса, позволяет акцентировать внимание учащихся на изучаемом материале, объекте.
На данном уроке была использована такая информационная технология, как презентация, которая сопровождала каждый этап занятия. С помощью таких методов, как наглядные (фото, мультимедиа), словесные (текст, аудиосредства), поисковые, индивидуальные, групповые, творческие (игры), проблемно-развивающие, учащиеся знакомились с изменениями в живой и неживой природе весной, наблюдали за явлениями природы, растениями и животными.
Материал урока был разделён с помощью гиперссылок по месяцам весны: март, апрель, май. Содержание каждой гиперссылки было наполнено текстовым и мультимедиаматериалом. Такая структура помогает привести знания детей в систему.
Анимация, использованная на данном уроке, внесла элемент занимательности, сделав его интересным для детей. Персонажи ( Весна, Сова) не только присутствовали на слайдах, но и были активными участниками процесса занятия: они рассказывали и задавали вопросы, помогали сделать правильные выводы.
Таким образом, информационные технологии, применяемые на уроках окружающего мира, позволяют виртуально ввести ребёнка в мир природы, не прикасаясь к нему, что формирует бережное отношение к природе, отменяет использование гербариев.
Тема урока : В гости к весне.
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока : заочная экскурсия.
Цель : познакомить детей с признаками весны в процессе наблюдения за явлениями
живой и неживой природы.
Задачи : - расширение знаний о характерных признаках весны в неживой и живой
- природе
- углубление знаний о жизни растений, животных, птиц
- развитие познавательного интереса, умения наблюдать, обобщать, делать
выводы на основе полученной информации, развитие речи учащихся
- воспитание бережного отношения, любви к природе
Оборудование : - MS Office 2003
- презентация Power Point к уроку;
- мультимедийный проектор.
- учебник «Мир вокруг нас» 2 класс, автор Плешаков А.А.─
Москва: Просвещение, 2006 г.
Ход урока.
Деятельность учителя, учащихся | Использование информационных технологий | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Оргмомент. Сообщение темы, целей урока. Учитель : - Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я начну со сказки-загадки, которую написал В.Даль. Внимательно послушайте её и догадайтесь, о каких птицах идёт речь (слайд №2) Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик – годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.(слайд №3) Махнул старик годовик ещё раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.(слайд №4) Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.(слайд №5) - Что это за птицы, ребята ? Дети: - Это времена года. Учитель : - Правильно, это времена года. Сегодня на уроке мы с вами совершим экскурсию в одно из них. Отгадайте загадку и узнаете в какое именно.(слайд №6) Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? ( весной) Учитель: -А экскурсоводом у нас будет сама Красавица-Весна. Весна: - Здравствуйте, ребята! Целью нашей экскурсии будет пронаблюдать изменения, которые происходят в живой и неживой природе весной. Основная часть урока. Учитель: - В природе бывает три весны: весна света, весна воды и весна травы.(слайд №7) Учитель: -Первый весенний месяц – март –весна света. Как вы думаете, почему?(слайд № 8) Выслушиваются ответы детей. Учитель: - Весной солнце выше поднимается над горизонтом, посылает больше лучей на землю, дни становятся длиннее. Посмотрите, что происходит со снегом, с почвой ? (слайд № 9) Дети: - Снег тает. Оттаивает почва, стало видно голую землю. Учитель : - Образуются проталины – участки земли, выглядывающие из–под снега. Когда температура воздуха повышается выше нуля градусов, это явление называется оттепель .( Учитель вывешивает выделенные слова на доску.) Посмотрите, что происходит с сосульками?(слайд № 10) Дети: - Сосульки тают, капают. Весна : -Во время оттепели сосульки начинают таять под лучами весеннего солнца. Такое явление называется капель. Кстати, народное название этого месяца – капельник, а тёплые дни в старину называли солнечниками. Учитель: - Ребята, скажите, что происходит весной с водоёмами ?(слайд № 10) Дети: - Лёд темнеет и тает, трескается. Льдины плывут по воде. Учитель : - Это явление получило название «ледоход». Посмотрите на знак в верхней части слайда. О какой опасности он нам говорит?Сделайте вывод о правилах поведения на водоёмах. Дети : - Он говорит о том, что опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может надломиться. - Красавица-Весна приготовила вам загадку, отгадав которую, вы узнаете, что ещё очень часто можно наблюдать ранней весной.(слайд № 11) Весна: К маме - речке я бегу, И молчать не могу. Я её сын родной, А родился весной. Дети : - Это ручей. Учитель: - Запестрели повсюду весенние цветы (слайд № 11). Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. К ним относятся ветреница, хохлатка, мать-и-мачеха, медуница. Учитель: - Один из самых ранних цветков – ветреница. Как вы считаете, от какого слова это растение получило своё название? Дети : - От слова «ветер». Учитель: - Правильно. Этот цветок появляется, когда ещё кое-где лежит снег, ветрено, холодно. И как будто дрожит на ветру. У мать-и-мачехи сначала появляются цветы жёлтого цвета, а позже – листья, верхняя сторона которых холодная( как злая мачеха), а нижняя – тёплая и нежная ( как мать). У хохлатки цветы имеют длинные выросты, похожие на хохолки. Посмотрите на следующий первоцвет. Это медуница. Все ли цветки одинакового окраса? Дети: - Нет. Одни розовые, другие красные. Есть ещё фиолетовые. Учитель: - Правильно, у медуницы цветы постепенно меняют окраску.Сначала они розовые и красные ( это сигнализирует о наличии нектара), потом синие и фиолетовые ( нектара нет, и пчёлы к таким цветкам уже не летят). В нашем крае многие первоцветы охраняются законом, занесены в Красную книгу, т.к. находятся на грани исчезновения. Это цикломены, первоцвет Воронова и подснежник Воронова (слайд 12). Учитель : - Дети, а кто знает, почему же подснежники зацветают так рано ? (выслушиваются мнения учащихся). Учитель: - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте откроем учебники и прочитаем текст на стр.89, чтобы определить, чьё мнение было верным. Игра «Что здесь лишнее? » (слайд № 14) Весна: - А теперь давайте поиграем и обобщим наши наблюдения. Выберите лишнее слово и обоснуйте свой ответ. 1.Капель, листопад, оттепель, проталины, ледоход. 2. Медуница, хохлатка, василёк, мать-и-мачеха, цикломен. Дети: - Лишним здесь будет листопад, т.к. это осеннее явление природы, а во второй строчке лишним будет василёк, он цветёт летом. Учитель: - Молодцы. Наша экскурсия продолжается (слайд №7). Следующий весенний месяц – апрель (слайд № 15). Это весна воды. Весна : - Воды взломали ледяные оковы и хлынули на волю, в широкие поля. Этот месяц в народе так и называется – водолей. Учитель : - Ребята, посмотрите, что произошло с рекой? (слайд № 16) Дети: - В реке стало много воды, она вышла из берегов. Учитель : - Это явление называется половодье. Весна : -Попробуйте ответить на мои вопросы. Кто приносит весну на крыльях? И почему так говорят? (слайд № 17) Дети: - Птицы приносят весну на крыльях. Так говорят, потому что весной прилетают перелётные птицы. Учитель: -Каких вы знаете перелётных птиц? (Дети называют перелётных птиц) Учитель: - А кто это пожаловал к нам в гости? (появляется сова). Сова: - Здравствуйте ребята. Меня зовут Мудрая Сова. Я расскажу вам о жизни птиц весной. Сова : « Прилетают перелётные птицы (слайд № 18). Все птицы строят и ремонтируют свои гнёзда. Откладывают яйца. Ребята, а почему всё это стало возможно весной? » ( Выслушиваются ответы детей). Сова : « Я приготовила вам загадки про птиц нашего края (слайд № 19). Если правильно отгадаете, услышите их голоса ». Маленький мальчишка,(слайд № 19) В сером ярмячишке. По дворам шныряет, Крохи собирает. ( воробей) Я по дереву стучу,(слайд № 20) Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой – Все равно он будет мой. (дятел) Серая воровка села на ветку.(слайд № 21) Зорким глазом косит, Украсть норовит. ( ворона) Учитель : - Сова приготовила вам задание. Выполнять его вы будете в группах. Подумайте и через одну минуту расскажите, какие правила поведения надо соблюдать весной в лесу, чтобы не навредить птицам. Дети работают в группах. Выслушивание ответов детей. Сова : - Спасибо! До встречи! (слайд № 22) Учитель: - Сделаем вывод. Какие явления природы мы наблюдали в апреле ? Дети обобщают изученный материал. Физминутка (проводит ученик) (слайд № 23) Руки подняли и покачали-это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – руки сложили назад. Учитель : - Наша экскурсия продолжается. Весна : -Третий весенний месяц – май.( слайд № 7) Это весна травы. Весна всерьёз принялась за своё третье дело: начала одевать лес. Май так и называют – травень – цветень (слайд № 24). Это месяц первой зелени, цветов, первых весенних гроз (слайд № 25). Игра « Расставь по порядку ». - Расставьте картинки в правильной последовательности ( деревья с голыми ветками, с почками, с цветами.) (слайд № 26) Весна : -Ребята, а кто знает, как встречают весну звери? (слайд № 27) Дети рассказывают о жизни животных весной ( домашнее задание к этому уроку, слайд № 28). Учитель : -Весной у животных появляются детёныши.(слайд № 29). Поэтому не трогайте и не приносите здоровых детёнышей зверей домой. В природе о них позаботятся взрослые животные. А теперь давайте повторим, какие изменения живой и неживой природы происходят в мае ? Выслушиваются ответы детей. Закрепление изученного материала. Учитель : - Наш экскурсовод подготовила вам задания (слайд № 7), чтобы проверить, какими внимательными вы были во время нашей экскурсии. 1. Первое задание вы будете выполнять в парах. У вас на партах есть листочки , на которых написаны весенние явления природы. Распределите их в 2 столбика : относящиеся к живой и неживой природе ( капель, оттепель, оттаивание почвы, таяние снега, первые грозы, прилёт птиц, появление подснежников, цветение растений, появление насекомых, линька животных.) (слайд № 30) Проверка задания на слайде. 2. Второе задание – кроссворд (слайд № 31). Учитель читает вопрос кроссворда, дети дают ответы, которые появляются на слайде. 1.Название этой птицы дословно означает « бей вора».(воробей) 2.Сосульки тают под лучами весеннего солнца. Это явление называется…(оттепель) 3.Как называют все раннецветущие травянистые растения? (подснежники) 4.Это растение своим цветов сигнализирует о наличии в нём нектара.(медуница) 5.Тёмные пятна земли, выглядывающие из-под снега. (проталины) - Какое получилось выделенное слово? (весна) Итог урока. Учитель : -Наша экскурсия подошла к концу. Чем она вам запомнилась ? - Какие признаки весны мы с вами перечисляли ? - Какие правила защиты природы называли ? Домашнее задание (слайд № 32). -Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! Красавица-Весна прощается с вами и оставляет домашнее задание. 1.Прочитать в учебнике текст на стр.86-89 и подготовить его пересказ. 2.Нарисовать знак защиты природы весной. 3.Для юных учёных – подготовить сообщения на тему: «Кто как весну встречает». Рефлексия. - Перед вами фигурка человека. Это вы. Можете подписать свое имя. Найдите свое место на ступеньках познания. | Показ слайдов презентации. Появляется анимационный персонаж - Весна. Использование гиперссылок для наблюдения за явлениями природы по месяцам. С помощью гиперссылки происходит возврат назад к исходному слайду, а после –знакомство с другим месяцем. Появление ещё одного анимационного персонажа. Опять происходит возврат к исходному слайду. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира по теме "В гости к весне!" во 2 классе
Презентация к уроку окружающего мира по теме "В гости к весне!" во 2 классе. УМК "Школа России"....
Конспект урока окружающего мира «В гости к весне» (экскурсия) (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе;Планируемые результатыПредметные:знать характерные признаки весны в живой и неживой прир...
Конспект урока окружающего мира "В гости к весне. Экскурсия" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе;Планируемые результатыПредметные:знать характерные признаки весны в живой и неживой природе;ум...
Конспект урока окружающего мира «В гости к весне» (экскурсия) (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе;Планируемые результатыПредметные:знать характерные признаки весны в живой и неживой прир...
Технологическая карта к уроку окружающего мира "В гости к весне" для 2 класса
Данная технологическая карта разработана для учителей начальных классов к уроку окружающему мира. В нее включены примы развития функциональной грамотности на данном уроке....
Рабочий лист "В гости к весне" Окружающий мир. 2 класс.
Рабочий лист по окружающему миру по теме "В гости к весне". 2 класс. Выполняя задания листа, дети повторяют пройденный материал по теме....