2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: ответы на вопросы. | 10 мин | Ребята, посмотрите на слайд, и скажите что на ней изображено?(изображение семьи) Давайте вспомним о чем вы говорили на предыдущем уроке. Как звучала тема прошлого урока? Итак, ребята, расскажите мне какие события человеческой жизни в народе называют первом и вторым дивом? Как называют девушку и юношу после свадьбы? Кого называют супругами? -Ребята, давайте разгадаем кроссворд, проверим как хорошо вы запомнили предыдущие темы. - И так первый вопрос: 1. Мама мужа для жены (Свекровь). 2. Мамина сестра для тебя (Тётя). 3. Невеста после свадьбы (Жена) 4. Брат мужа (Деверь). 5. Сестра жены для её мужа (Свояченица).
| Отвечают на вопрос. Называют тему урока, ставят цели.
- Муж и жена-одна душа
-появление на свет и свадьба - жених и невеста -мужа и жену
По горизонтали: | По вертикали: | 1. деверь 3. тётя 4. свекровь 5. жена | 2. свояченица |
| П: осознанное построение речевого высказывания.
П: осмысленно слушают.
П: осознанное построение речевого высказывания.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
П: осмысленно слушают.
|
4. | Открытие детьми нового знания Словесный: слово учителя, беседа
Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником, со спец тетрадью, с кластером; работа в группах.
| 7 мин | -Сегодня мы поговорим с вами о родителях, о традициях в семье, когда появлялся ребенок, о том, как любят нас наши родители. Итак, ребята, расскажите - кто же для вас родители? Родители- ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи. Они воспитывают своих детей с самого рождения, заботятся о его духовном и материальном благополучии, являются примером для своих деток. В старинных семьях обычно было много детей. И рождение каждого – такая радость, словно весна пришла. Ведь сколько бы раз в жизни ни встречали люди весну, всякий раз она вновь, будто впервые! Так и рождение человека. Появился на белый свет и для всех – новый. И для него все впервые. А первое в жизни – всегда особенное, никогда уже больше не повториться. Так почему же рождение ребёнка сравнивали с приходом весны? - В старинных семьях обычно было много детей, да? А вы, ребята, знаете, у вашей бабушки, например, сколько было братьев и сестер? А кто знает, какие обряды выполнялись после рождения ребёнка? Хорошо, об этих старинных обрядах мы можем узнать из учебника. Найдите на с.36-37. Давайте прочитаем. -Так значит, ребята, мама и папа желают только счастья, здоровья и очень любят своего ребенка. А вы любите своих родителей? Часто ли вы им об этом говорите? Какими ласковыми словами вы называете своих родителей? *Давайте поиграем в одну игру «Ласковые слова». Ваша задача, подобрать как можно больше ласковых слов, например: Мамочка, папуля, бабуля и т.д. Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень любите своих родителей.
Давайте посмотрим, как разные народы отзываются о своем отношении к родителям. Все народы мира согласны с древней библейской заповедью: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...” Эту мысль подтверждают пословицы разных народов. Давайте прочитаем. Кто хочет прочитать? (читает 4 ребенка) -“Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает” (русская пословица), -“Отца с матерью почитаешь – на вечные веки счастлив бываешь” (украинская пословица), “ -Все имеет свою цену – отец и мать бесценны” (армянская пословица), -“Все купишь, а отца-мать не купишь”(татарская пословица). Ребята, обратите внимание, что общего в отношении к отцу и матери в пословицах разных народов? Как вы понимаете эти пословицы? Подберите пословицы об отношении детей к родителям, о почитании своих родителей. -И я вам подобрала пословицы, давайте обсудим их в группах - И ворона воронят хвалит.
2) Куда матушка, туда и дитятко. 3) Отца с матерью почитать — горя не знать.
4) Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. 5) В семье, где нет согласия, добра не бывает. 6) Кто матери не послушает – в беду попадет. 7) Родителей чти — не собьешься с истинного пути. |
Отвечают на вопросы. Слушают. Отвечают на вопросы учителя. Слушают.
| П: Построение речевого высказывания
П: построение рассуждения
К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение.
|
5. | Динамическая пауза | 1 мин | Только в лес мы вошли, появились комары, Руки вверх, хлопки над головой, Руки вниз – хлопок другой. Снова дальше мы идём, Перед нами водоём, Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее, Раз – два, раз – два, позади уже вода. Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Дышим ровно, глубоко… Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса, Мы лису обхитрим, На носочках пробежим. Серый заяц скачет в поле, Очень весело на воле. Подражаем мы зайчишке, Непоседе, шалунишке, И закончилась игра, За работу нам пора.
|
Повторяют за учителем |
|
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: Задает вопросы. Словесный: рассказ
Словесный: работа в парах, слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником, с пословицами; работа в парах; просмотр мультфильма.
| 7 мин | Ребята, вы наверняка знаете, что существуют различные награды для выдающихся людей в разных сферах жизни. А как вы думаете, существуют ли какие-то награды для родителей? Найдите информацию в учебнике. Давайте прочитаем. И сегодня этим орденом награждают многодетные семьи. С 2009 по 2015 год была награждена 281 росийсская семья, среди них есть и наши земляки. Например, Ольга и Павел Болотниковы из Челябинской области (8 детей). Скажите, а у кого из вас тоже многодетная семья? (от 3 детей) Давайте продолжим наш разговор о старинных традициях и узнаем о еще одном интересном старинном обычае.
Ребята, кто знает, что такое крещение? КРЕЩЕНИЕ - Христианский обряд (таинство) принятия кого-н. в число верующих, приобщения к церкви и наречения личного имени. Давайте посмотрим как крестят маленьких деток.(видеофрагмент) А может есть те, кто крещен? Скажите, а вы помните, как вас крестили? Так вот, ребята, раньше после крещения ребенка и наречения ему имени устраивали большой пир для всех родных и близких. Кушаний на столе много – как по самым большим праздникам. В конце обеда обносит бабушка всех пирогом да кашей. Кашей – чудная: пересоленная, переперченная. Первого угощает отца “Солона кашка, а еще солоней отцу с матерью достаются детки!” После отца угощают крестных: “Как вы видели его под крестом, так бы видеть вам его и под венцом!” Потом и всех угощают: “Младенцу на доброе здоровье и многие годы!” Так начиналось участие всей семьи и рода в воспитании своей новой частицы, нового золотого звена в бесконечной цепи поколений.] - Как вы думаете, для чего был нужен этот обычай? (Чтобы объяснить отцу и матери, что воспитание ребенка будет не сладко и тяжело, и еще для того чтобы малыш был здоров и долго жил)
|
| П: построение речевого высказывание
П: построение рассуждения
П: осуществление синтеза
Р: осуществление итогового контроля
|
7. | Включение в систему знаний, повторение Словесный: рассказ, беседа
Словесный: чтение стихотворения
| 5 мин | Наш закончился урок, Подведем ему итог. Итак, скажите какая у нас была тема? О чем мы говорили? Что нового узнали? Мы с вами говорили о великой радости каждой семьи и это рождение ребенка и о обычаях и традициях связанные с рождением ребенка.
Ребята, мама и папа у нас у всех только одни, и их нужно беречь, уважать и любить. Помогайте своим родителям, радуйте по чаще, ведь они, действительно самое святое в этой жизни. *И напоследок, я бы хотела вам прочитать стихотворение о семье: Семья – это счастье, любовь и удача Семья – это летом поездки на дачу Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! | Осуществляют: самооценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке
| П: Контроль и оценка результатов своей деятельности. Р: Коррекция, контроль
|
8. | Рефлексия деятельности Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки.
| 5 мин | Ребята, сейчас я первой парте дам в руки снежок. Человек, который держит его в руках, рассказывает нам, что ему понравилось и запомнилось на уроке. Правило: говорит только тот, кто держит снежок в руках, а все остальные внимательно слушают! На этом наш урок окончен. Запишите домашнее задание: Читать материал учебника на с.36-38, отвечать на вопросы «Проверь себя» на с.39. Р.т. №1,3, с. Спасибо! До свидания!
|
|
|