Конспект урока по окружающему миру на тему "Неживая и живая природа"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Неживая и живая природа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nezhivaya_i_zhivaya_priroda.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 17.09.2019 ФИО учителя: Матвеева Елена Львовна
Школа: МАОУ СОШ 152 ФИ студента: Столбова Валерия группа № 45
Класс: 2-А ФИО методиста: Горячёва Светлана Леонидовна
Кабинет: 219
Время: 14:50-15:30
Технологическая карта урока окружающего мира
Тема: Неживая и живая природа
Цели деятельности учителя: расширение знаний о природе; формирование умений и навыков различать компоненты живой и неживой природы, устанавливать их взаимосвязь, выделять явления природы.
Планируемые результаты
Предметные
знать: компоненты живой и неживой природы;
уметь: различать живую природу от неживой, устанавливать между ними взаимосвязь.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; проявлять эстетические чувства и ценности.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Окружающий мир: 2кл.: Учебник: В 2 ч./ А.А.Плешаков.-М.: Просвещение\ Учебник, 2011.-Ч.2.; рабочая тетрадь, А.А.Плешаков, 2 кл., 1 ч.; учебная презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | ||
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | ||||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: монолог учителя | 1 мин | Парная форма работы Приветствие -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. -Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу! | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий | |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация Словесный: речь учителя Словесный: беседа Практический: чтение рубрики Практический: тестирование | 2 мин 5 мин 6 мин | Фронтальная форма работы Чтение стихотворения. Подведение к теме -Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года- Это все вокруг …….(природа). Природа земли – прекрасна! Она восхищает нас своей красотой. Нам нравится смотреть на пушистые облака в небе, любоваться цветущим лугом. Мы с радостью слушаем пенье птиц и журчание ручейка. Изучение раздела -Ребята, сегодня мы с Вами начнем изучать новый и очень увлекательный раздел. Который называется «Природа». -А как Вы думаете, что Вы сможете делать, узнавать, изучая этот раздел? -Теперь откройте учебник на странице 23. Кто может прочитать, первые 5 пунктов? Кто прочитает вторые 5 пунктов? Индивидуальная форма работы Тестирование. Повторение пройденного материала -Но перед тем, как начать урок, давайте вспомним пройденное и решим тест, который лежит у вас на столе. Подпишите свою фамилию. На выполнение заданий – 5 минут. -Теперь сдайте Ваши листочки по рядам. После уроков мы с Вашим учителем их проверим и выставим Вам оценки. |
-Природа Ответы детей Решают тест | П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; П: установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов; Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; П: установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов; Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; | |
III. Постановка учебной задачи Словесный: подводящий диалог Наглядный: учебная презентация Практический: анализ наглядности Словесный: постановка вывода Словесный: учебный диалог | 5 мин | Фронтальная форма работы Анализ слайда. Обсуждение -Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? 1 группа – зонт, мяч, книга. Эти все предметы созданы руками человека. Все это создано природой. Теперь убираем картинки, на которых изображены предметы, созданные человеком. Работа в парах -Теперь в парах обсудите и сделайте вывод, что же мы называем природой. Делаем вывод 1: все то, что не создано руками человека и мы сами, называется природой. – Ребята, на какие еще две группы можно разделить все оставшиеся картинки? -Мы можем разделить на «живую» и «неживую» природу. Может, кто-то знает, что это такое и в чем разница? Живая природа – это все, что имеет возможность расти, дышать, питаться и развиваться. Неживая природа - это неизменные и постоянные объекты, которым нет надобности в питании и питье, они не плодятся и не растут. Что отнесем к живой природе, а что не к живой? На доске мы получаем: Живая природа: дерево бабочки цветы Неживая природа: камни вода сосульки -А кто-то может дополнить этот список? Постановка темы и задач урока -Подумайте, какая тема урока у нас сегодня. И какие цели мы перед собой поставим? Теперь откройте учебник на стр.24. Прочитайте тему. Прочитайте задачи на урок. | -Различные картинки - 1 – то, что создано руками человека, 2 – то, что создано природой - вывод 1: все то, что не создано руками человека и мы сами, называется природой. -На живое и неживое Ответы детей -Живая природа: дерево бабочки цветы -Неживая природа: камни вода сосульки Дополнения детей. Тема: природа Ответы детей -Тема: неживая и живая природа -Задачи: узнаем, какая бывает природа; научимся различать объекты неживой и живой природы; будем учиться находить связи между неживой и живой природой | П: построение речевого высказывания Р: целеполагание П: преобразование учебного материала, действия; П: выявление существенного: К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; использование монологического высказывания; К: владение диалогической формой коммуникацией. | |
IV. Открытие нового знания Словесный: анализ упражнения | 2 мин | Фронтальная форма работы Работа с учебником -Посмотрите в учебнике на стр.24-25. Подумайте, и скажите, по каким признакам можно разделить эти объекты? - Почему одни предметы вы относите к живой природе, а другие — к неживой? -Оказывается, есть особые признаки, по которым можно различить объекты живой и неживой природы. Посмотрите на слайд. Кто может прочитать? | -Живое и неживое Ответы детей | Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; | |
Динамическая пауза. Практический: рефлексия; Практический: выполнение упражнений Словесный: речь учителя | 1 мин | -Ребята, сейчас мы немного поиграем в «Живое-неживое». Если я называю объект живой природы – вы хлопаете 1 раз. Если объект неживой природы – прыгаете 1 раз. Вода (прыгают) Солнце (прыгают) Земля (прыгают) Цветок (хлопают) Дом (ничего не делают) -Какие молодцы, не провести Вас. -Летучая мышь (хлопают) -Лед (прыгают) -Камень (прыгают) -Осёл (хлопают) -Молодцы. Присаживайтесь | Выполняют упражнения | Р: Осуществление выбора (будет активен или пассивен); Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Р: преодоление импульсивности, непроизвольности; К: формулирование собственного мнения и позиции; | |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: рефлексия; повторение изученного материала Практический: выполнение упражнения в РТ Словесный: обсуждение задания Наглядный: страница учебника Словесный: обсуждение алгоритма выполнения действий Практический: самооценивание | 6 мин | Фронтальная форма работы Работа с РТ -Кто может повторить, чем живая природа отличается от неживой? -Теперь закройте учебники, уберите их на край стола. Откройте рабочую тетрадь на стр. 17. Найдите упражнение 1. Давайте с Вами обсудим, с какими цветами у нас ассоциируется неживая природа? Камни, вода, воздух – с синими, холодными цветами. Тогда при выполнении заданий мы неживую природу будем обозначать синим цветом. А живая? Цветы, деревья, - ассоциируются с летом, чем-то теплым. Значит, живую природу будем обозначать зеленым цветом. Работа в РТ Найдите табличку со словами «живая природа» и «неживая природа». Закрасьте эти ячейки нужными цветами. Теперь поднимите глазки выше и найдите слова «Солнце, ель, лягушка» и т.д. Слова, означающие живую природу, каким цветом подчеркнем? А неживую? Давайте вместе начнем. Солнце – смотрим на табличку: дышит? Нет. Питается? Нет. Растет? Нет. Уже 2 пункта не совпало. Значит солнце – неживая природа. Подчеркиваем синим цветом. Дальше ель. Питается? Да. Растет? Да. Значит это живая природа. Подчеркиваем зеленым цветом. Кто может продолжить цепочку? (1-2 человека проговаривают вслух, потом самостоятельно). Проверяем. Сравниваем со слайдом. Если Вы допустили 1-2 ошибки или ни одной – поставьте себе +. Если больше – ничего не ставьте. Поднимите карандаш те, кто поставил себе +. Закройте РТ. Уберите их на край стола. | -Живая природа может: дышать, питаться, размножаться, рождаться, расти и умирать. Неживая – с холодными, темными Живая – с яркими, теплыми Выполняют упражнение -Живую – зеленым. -Неживую – синим Проверка: Солнце (с), ель (з), лягушка(з), воздух (с), карась (з), ландыш (з), гранит(с), кактус(з), созвездие (с), облако (с), подосиновик (з), комар (з), льдина (с), сосулька (с), роза (з), вода(с). | П: внесение корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; Р: Осуществление выбора (будет активен или пассивен); Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Р: преодоление импульсивности, непроизвольности; К: формулирование собственного мнения и позиции; П: внесение корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; Р: Осуществление выбора (будет активен или пассивен); Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Р: преодоление импульсивности, непроизвольности; | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера | 3 мин 5 мин | Фронтальная форма работы Работа с учебником -Откройте учебник на стр. 27 – Между живой и неживой природой есть тесная взаимосвязь. Для чего нужны солнце, воздух и вода? (Ведется работа по учебнику с.27) Групповая форма работы Вопросы:
-Теперь подумайте, какой вывод мы можем сделать? Вывод 2
-Кто прочитает вывод, выделенный жирным шрифтом? Работа в РТ -Ребята, а давайте подумаем, какими способами мы можем показать связи между живой и неживой природой? -А что удобнее: схемой или рисунком все же? Почему? Откройте РТ на стр.19, упр. 6. Вам нужно в нижней рамке схематично показать процесс воздействия неживой природы на живую. На слайде есть подсказки, какие элементы Вы можете использовать. | Ответы детей -Неживая природа -Живая природа -Связь между живой и неживой природой. Ответы детей. Вывод: природа бывает неживая и живая. Живая природа не может существовать без неживой. -Схемой или рисунком Ответы детей | П: построение рассуждения; осуществление синтеза; П: анализ объектов с выделением существен-х признаков; К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной; П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; П: установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов; | |
VII. Включение в систему знаний Словесный: формулирование выводов, обобщений. Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера Наглядный: демонстрация | Фронтальная форма работы Рефлексия -Итак, наш урок подходит к концу. -Запишите домашнее задание: РТ, с.17, упр.2. Вам нужно будет из приложения в Вашей тетради картинки и расположить их в рамках «Живая природа» и «Неживая природа». РТ. На стр. 19, упр.6 – выполнить рисунок, показывающий эту же взаимосвязь. Давайте проверим, что же вы запомнили. -Что относится к неживой природе, а что – к живой? -Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы? -Как связаны между собой неживая и живая природа? | -К живой: цветы, деревья, звери, птицы -К неживой: камни, солнце, вода, воздух, облака -Живые существа могут дышать, питаться, расти, размножаться, умирать. Неживые объекты не могут. -Живая природа не может существовать без неживой. | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза Р: осуществление итогового контроля Л: участие в подведении итогов урока; Л: самооценка события, происшествия. | ||
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 2 мин | Фронтальная работа -Теперь давайте подведем итоги. -Чему Вы научились сегодня на уроке? -Что Вам далось труднее всего? -Оцените свою деятельность на уроке. Если Вы работали активно и все поняли – зеленый карандаш. Если Вы не так активно работали, как хотелось бы, и Вам не все было понятно – желтый карандаш. Если Вас совсем ничего не было понятно на уроке – красный. | Осуществляют рефлексию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"
Данный материал предназначается для урока в з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...
Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Богатства природы России»
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Богатства природы России»...
Конспект урока по окружающему миру, УМК "Школа России" "Живая и Неживая природа", 2 класс
Конспект урока Окружающего мира...
Урок по окружающему миру. Тема: "Четыре царства живой природы" 3 класс. Планета знаний
Урок открытия нового знания.Цели: Создание условий для формирования образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной области «окру...
Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Живая природа весной». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о признаках весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых предметов с жизнью.Планируемые результатыПредметные: Знать посл...
Конспект урока по окружающему миру с презентацией по теме: "Природа. Разнообразие природы".
Ознакомить учащихся с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека. Развивать мыслительную деятельность учащихся и углубить знания по те...