Конспект открытого урока на тему "Когда придет суббота?"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)
В данной работе представлен конспект урока на тему "Когда придет суббота?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели деятельности учителя: развивать представления о времени (прошлое, настоящее, будущее); определять последовательности дней недели и смены времен года.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему он любимый; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметпые (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответстви с коммуникативными и познавательными задачами.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализ; синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о времени и его течении; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на
участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: карточки с названием дней недели, диск «Мир природы», электронное приложение к учебнику, презентация к уроку.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Встаньте правильно.
Тихо садитесь.
II. Самоопределение к деятельности (слайд 2)
- Древняя мудрость гласит:
Послушай и ты узнаешь, посмотри и ты увидишь, сделай и ты научишься.
- Как вы понимаете эти слова?
- Хотите сегодня чему-нибудь научиться?
- Хорошо, тогда приступаем к работе.
III. Постановка учебной задачи (слайд 3)
- Отгадайте загадку.
Оно всегда бежит вперед
И никогда не устает. (Время.)
- Знакомо ли вам слово «время»?
- А когда вы его слышали?
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- Что нам предстоит узнать?
- Действительно, тема нашего сегодняшнего урока «Время». И для начала нам предстоит выяснить: (слайд 4)
1. Что такое время?
2. Как движется время?
3. Научиться различать прошлое настоящее и будущее.
4. Узнать, из каких дней состоит неделя.
5. Когда придет суббота?
IV. Открытие детьми нового знания
1. Что такое время?
- Для начала давайте выясним, что обозначает слово «время». В толковом словаре С.И. Ожегова, так говорится о нем:
1. Определенный момент, в который совершается что-то, смена часов, дней, лет.
2. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.
- А теперь представьте себе, что мы попали в сказку, где злой волшебник собирается остановить время. Посмотрите в окно, понаблюдайте за окружающими предметами и скажите, успел ли волшебник остановить время или нет.
- Почему вы так думаете, объясните. (Время продолжает идти, так как вокруг нас все время что-то изменяется: птица пролетела, деревья шевелятся, человек прошел, в автобусе закрылись двери и т.д.)
- Совершенно верно. В нашей сказке время не остановилось, и в действительности оно никогда и не может остановиться, потому что время — это постоянное изменение окружающего нас мира. Обозначим время в виде схемы.
- Во времени никогда ничего не повторяется. Как это изобразил художник? (Фигурки в схеме не повторяются.)
- Сможете продолжить схему времени.
2. Прошедшее, настоящее и будущее.
- А теперь нам предстоит выяснить, как же движется время? У вас в рабочих листах, помещена прямая, изображающая ход времени. (У учителя данный рисунок представлен на доске.)
- Расположите на данной прямой прошлое, настоящее и будущее. Для того чтобы выполнить задание правильно, вам нужно быть очень внимательными. Прежде всего, давайте изобразим в центре прямой круг. (Дети рисуют в рабочих листах, а учитель — на доске.)
- Что мы делаем сейчас, в настоящий момент? Ответьте хором. (Рисуем.)
- Обозначим настоящее время буквой Н, вписав ее в кружочек. (Дети печатают в рабочих листах, учитель — на доске.)
- Но нам еще нужно поместить в нашу схему прошлое и будущее. Что мы делали до того, как у нас начался урок окружающего мира?
- Верно, но это время уже ушло от нас, растаяло, как облако. Оно осталось в прошлом. Обозначим прошлое буквой П и поместим ее в облачко, которое уже ушло от нас.
- Что мы будем делать, когда у нас закончится второй урок? (Мы будем пить чай)
- Как мы назовем время, в котором мы будем пить чай? (Будущее.)
- Обозначим будущее время, то есть то время, которое наступит за настоящим, буквой Б и поместим ее в ракету, устремленную в будущее. (Дети выполняют данное указание.)
Прошлое время –
То, что было, прошло:
Вчера мы писали,
Солнце ушло.
Настоящее время
Приходит теперь:
Мы пишем имя,
Бегает зверь.
Будущее время
Еще не пришло:
После уроков
Пойдем мы в кино.
3. Как движется время? (слайд 5)
- А теперь давайте уточним, как же движется время. Прочитайте цепочки слов и выберите из них ту, которая, по вашему мнению, правильно отражает ход времени.
Прошлое Будущее Настоящее
Прошлое Настоящее Будущее
Будущее Прошлое Настоящее
- Время постоянно движется из прошлого в будущее. А бежит оно через настоящее.
(слайд 6)
- Посмотрите, что было в прошлом. Что можно встретить сейчас. А что будет в будущем
4. Вчера, сегодня, завтра (слайд 7)
- Внимательно прочитайте слова из двух столбиков.
Сегодня прошедшее
Завтра настоящее
Вчера будущее
- Соедините стрелочками подходящие по смыслу слова. Свой ответ начните со слов: «Я думаю, что...», «Мне кажется, что...», «Я считаю, что...»
- А как назовем время, которое было до вчера? (Позавчера.)
- А как назовем время, которое будут после завтра? (Послезавтра.)
V. Физкультминутка
Мы ногами топ-топ.
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг.
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, раз – туда.
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – пристали.
Ванькой - встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали.
И подскоки делать стали.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
VI. Продолжение работы над новым материалом
5. Дни недели
- А как еще по-другому назвать время вы узнаете, отгадав загадку:
Братцев ровно этих семь,
Вам они известны всем,
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом,
Попрощается последний,
Появляется передний.
- Что это?
- Верно, оказывается, когда мы упоминаем то или иное событие, мы называем дни недели. Давайте назовем их хором.
- А вы никогда не задумывались, почему дни недели так называются? (Диск «Мир природы»)
- . Потом выходной день неделю стали называть воскресеньем. Он был посвящен Богу, потому что, по Библии, в этот день воскрес Иисус Христос. Это название сохранилось до наших дней.
- Прочитаем названия дней недели. (прикрепить карточки на доску)
Вот неделя. В ней семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Носит имя понедельник.
Вторник - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка - среда
Третьим днем была всегда.
А четверг - четвертый день –
Шапку носит набекрень.
Пятый - пятница-сестрица –
Очень модная девица.
А в субботу - день шестой –
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний - воскресенье –
Назначаем днем веселья.
Завтра снова в школу нам –
Будет интересно там!
VII. Закрепление знаний и способов действий.
1. Игра «Лови, бросай, дни недели называй»
- А теперь мы поупражняемся в назывании дней недели. Поиграем в игру «Лови, бросай, дни недели называй». Я буду бросать мячик и называть дни недели. Тот, кому попадет мячик, должен будет назвать день недели, следующий по порядку. Например, я называю понедельник. Какой день недели должен назвать тот, кому попадает мяч?
- Начинаем игру.
2. Игра «Какой день недели спрятался?»
- А теперь посмотрим, кто из вас внимательный. Следующая игра, в которую мы поиграем, называется «Какой день недели спрятался?».
- У меня на доске карточки с фигурными числами. Каждое число обозначает день недели. Как вы думаете, какой день недели соответствует каждой из карточек? Почему вы так решили?
- Я буду убирать карточки, а вы должны будете назвать, день недели, соответствующий убранной карточке.
- Закройте глаза. Какой день недели спрятался?
- Назовите вчерашний день по отношению к «пропавшему».
- Закройте глаза. Какой день недели спрятался?
- Назовите завтрашний день по отношению к «пропавшему»
- Покажите понедельник.
- Выберите карточку, которая соответствует сегодняшнему дню недели.
3. Игра «А ну-ка., угадай»
- А теперь поиграем в игру «А ну-ка, угадай».
- Я - среда, какой день недели был вчера?
- Я - понедельник. Какой день недели будет послезавтра?
- Я - суббота. Какой день недели будет завтра?
VIII. Включение нового знания в систему знаний.
1. Работа по учебнику
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Итак, если сегодня вторник, то скажите Муравьишке, когда же придет суббота?
- А воскресенье?
- А есть ли у вас любимый день недели? Почему вам нравится именно этот день?
- Распределите дни недели по порядку.
- Прочитаем еще раз названия дней недели с.9 учебника.
2. Логическая задача (слайд 8)
- Посмотрите на двух мальчиков. Кто из ребят скажет, что время летит? А кому покажется, что оно идет медленно – медленно? Почему вы так думаете?
3. Чтение стихотворения
- Сегодня на уроке мы говорили о днях недели. Ой, ребята, какой день недели пропал? (учитель убирает карточку со словом понедельник)
- Ребята, куда девался понедельник? Об этом вы узнаете из шуточного стихотворения Ю. Мориц «Куда девался понедельник?»
- Где бездельник Понедельник?-
Спрашивает Вторник.
- Понедельник - не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник.
Он для повара Среды
Притащил бадью воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница
Скромница, опрятница.
Он оставил всю работу
И поехал с ней в субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе привет.
IX. Подведение итогов урока
- Время ничто не остановит. Вот скоро закончится и время нашего урока. Так из минуток складываются часы, из часов — дни, из дней — недели, из недель года, из годов — целая жизнь. Важно проводить время с пользой, развиваться, совершенствовать себя.
- А иначе может произойти, как в сказке Е.Л. Шварца. (слайд 9) (Учитель читает отрывок из сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».)
Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.
- Успею! - говорил он в конце первой четверти. - Во второй вас всех догоню.
А приходила вторая - он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да и опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».
И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:
- Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!
А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:
- Кто меня зовет?
- Это я. Петя Зубов, - отвечает мальчик.
- А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тетя Наташа.
- А я и сам удивляюсь, — отвечает Петя. — Вдруг охрип ни с того ни с сего.
Вышла тетя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как вскрикнет:
- Ой!
Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:
- Тетя Наташа, что с вами?
- Как что? — отвечает тетя Наташа. — Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
- Какой же я дедушка? - спрашивает мальчик. – Я - Петя, ученик третьего класса.
- Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тетя Наташа.
Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо. Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода. Крикнул он басом:
—Мама! - и выбежал прочь из школы. Прибежал Петя домой и позвонил три раза.
Мама открыла ему дверь. Смотрит она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.
- Вам кого, дедушка? - спросила мама наконец.
- Ты меня не узнаешь? - прошептал Петя.
- Простите, нет, — ответила мама.
Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят.
Сказка заканчивается словами: «Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».
- Помните:
Если день прошел не зря
От восхода до заката,
То ему благодаря
Станешь мудрым ты когда-то
Только тот, только тот
Жизнь счастливо проживет,
Кто весь день трудиться любит —
А не кто наоборот.
А ленивым, если честно,
Жить совсем неинтересно.
Э. Булгакова
X. Подведение итогов урока
- Какая задача стояла перед нами на уроке?
- Выполнили мы эту задачу?
- Какое задание показалось самым интересным?
- Над чем еще нужно поработать?
XI. Рефлексивно-оценочный (Слайд 10)
- Продолжите предложение:
* Сегодня на уроке я узнал…
* Теперь я могу…
* Своей работой на уроке…
- С каким предложением согласны?
- Урок полезен, все понятно
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно
- Еще придется потрудиться
- Да, трудно все-таки учиться.
XII. Рекомендации для занятия дома
1. Запомнить по порядку названия дней недели.
2. Рабочая тетрадь с. 6-8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...