Конспект открытого урока на тему "Когда придет суббота?"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Прокаева Светлана Сергеевна

В данной работе представлен конспект урока на тему "Когда придет суббота?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цели деятельности учителя: развивать представления о времени (прошлое, настоящее, будущее); определять последовательности дней недели и смены времен года.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему он любимый; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметпые (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответстви с коммуникативными и познавательными задачами.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализ; синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о времени и его течении; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на

участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: карточки с названием дней недели, диск «Мир природы», электронное приложение к учебнику, презентация к уроку.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Встаньте правильно.

Тихо садитесь.

II. Самоопределение к деятельности (слайд 2)

- Древняя мудрость гласит:

Послушай и ты узнаешь, посмотри и ты увидишь, сделай и ты научишься.

- Как вы понимаете эти слова?

- Хотите сегодня чему-нибудь научиться?

- Хорошо, тогда приступаем к работе.

III. Постановка учебной задачи (слайд 3)

  • Отгадайте загадку.

Оно всегда бежит вперед

И никогда не устает. (Время.)

  • Знакомо ли вам слово «время»?
  • А когда вы его слышали?
  • Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
  • Что нам предстоит узнать?
  • Действительно, тема нашего сегодняшнего урока «Время». И для начала нам предстоит выяснить: (слайд 4)

1. Что такое время?

2. Как движется время?

3. Научиться различать прошлое настоящее и будущее.

4. Узнать, из каких дней состоит неделя.

5. Когда придет суббота?

IV. Открытие детьми нового знания

1. Что такое время?

  • Для начала давайте выясним, что обозначает слово «время». В толковом словаре С.И. Ожегова, так говорится о нем:

1. Определенный момент, в который совершается что-то, смена часов, дней, лет.

2. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.

  • А теперь представьте себе, что мы попали в сказку, где злой волшебник собирается остановить время. Посмотрите в окно, понаблюдайте за окружающими предметами и скажите, успел ли волшебник остановить время или нет.
  • Почему вы так думаете, объясните. (Время продолжает идти, так как вокруг нас все время что-то изменяется: птица пролетела, деревья шевелятся, человек прошел, в автобусе закрылись двери и т.д.)
  • Совершенно верно. В нашей сказке время не остановилось, и в действительности оно никогда и не может остановиться, потому что время — это постоянное изменение окружающего нас мира. Обозначим время в виде схемы.

https://fhd.multiurok.ru/8/9/d/89d6a8212d12d31f66484ec09368a389099fdfd1/plan-uroka-koghda-pridiet-subbota_1.jpeg

  • Во времени никогда ничего не повторяется. Как это изобразил художник? (Фигурки в схеме не повторяются.)
  • Сможете продолжить схему времени.

2. Прошедшее, настоящее и будущее.

  • А теперь нам предстоит выяснить, как же движется время? У вас в рабочих листах, помещена прямая, изображающая ход времени. (У учителя данный рисунок представлен на доске.)
  • Расположите на данной прямой прошлое, настоящее и будущее. Для того чтобы выполнить задание правильно, вам нужно быть очень внимательными. Прежде всего, давайте изобразим в центре прямой круг. (Дети рисуют в рабочих листах, а учитель — на доске.)
  • Что мы делаем сейчас, в настоящий момент? Ответьте хором. (Рисуем.)
  • Обозначим настоящее время буквой Н, вписав ее в кружочек. (Дети печатают в рабочих листах, учитель — на доске.)
  • Но нам еще нужно поместить в нашу схему прошлое и будущее. Что мы делали до того, как у нас начался урок окружающего мира?
  • Верно, но это время уже ушло от нас, растаяло, как облако. Оно осталось в прошлом. Обозначим прошлое буквой П и поместим ее в облачко, которое уже ушло от нас.
  • Что мы будем делать, когда у нас закончится второй урок? (Мы будем пить чай)
  • Как мы назовем время, в котором мы будем пить чай? (Будущее.)
  • Обозначим будущее время, то есть то время, которое наступит за настоящим, буквой Б и поместим ее в ракету, устремленную в будущее. (Дети выполняют данное указание.)

Прошлое время –

То, что было, прошло:

Вчера мы писали,

Солнце ушло.

Настоящее время

Приходит теперь:

Мы пишем имя,

Бегает зверь.

Будущее время

Еще не пришло:

После уроков

Пойдем мы в кино.

3. Как движется время? (слайд 5)

  • А теперь давайте уточним, как же движется время. Прочитайте цепочки слов и выберите из них ту, которая, по вашему мнению, правильно отражает ход времени.

Прошлое Будущее Настоящее

Прошлое Настоящее Будущее

Будущее Прошлое Настоящее

  • Время постоянно движется из прошлого в будущее. А бежит оно через настоящее.

(слайд 6)

  • Посмотрите, что было в прошлом. Что можно встретить сейчас. А что будет в будущем

4. Вчера, сегодня, завтра (слайд 7)

  • Внимательно прочитайте слова из двух столбиков.

Сегодня прошедшее

Завтра настоящее

Вчера будущее

  • Соедините стрелочками подходящие по смыслу слова. Свой ответ начните со слов: «Я думаю, что...», «Мне кажется, что...», «Я считаю, что...»
  • А как назовем время, которое было до вчера? (Позавчера.)
  • А как назовем время, которое будут после завтра? (Послезавтра.)

V. Физкультминутка

Мы ногами топ-топ.

Мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг.

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, раз – туда.

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – пристали.

Ванькой - встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали.

И подскоки делать стали.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

VI. Продолжение работы над новым материалом

5. Дни недели

  • А как еще по-другому назвать время вы узнаете, отгадав загадку:

Братцев ровно этих семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом,

Попрощается последний,

Появляется передний.

  • Что это?

- Верно, оказывается, когда мы упоминаем то или иное событие, мы называем дни недели. Давайте назовем их хором.

  • А вы никогда не задумывались, почему дни недели так называются? (Диск «Мир природы»)
  • . Потом выходной день неделю стали называть воскресеньем. Он был посвящен Богу, потому что, по Библии, в этот день воскрес Иисус Христос. Это название сохранилось до наших дней.
  • Прочитаем названия дней недели. (прикрепить карточки на доску)

Вот неделя. В ней семь дней,

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Носит имя понедельник.

Вторник - это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка - среда

Третьим днем была всегда.

А четверг - четвертый день –

Шапку носит набекрень.

Пятый - пятница-сестрица –

Очень модная девица.

А в субботу - день шестой –

Отдыхаем всей гурьбой.

И последний - воскресенье –

Назначаем днем веселья.

Завтра снова в школу нам –

Будет интересно там!

VII. Закрепление знаний и способов действий.

1. Игра «Лови, бросай, дни недели называй»

  • А теперь мы поупражняемся в назывании дней недели. Поиграем в игру «Лови, бросай, дни недели называй». Я буду бросать мячик и называть дни недели. Тот, кому попадет мячик, должен будет назвать день недели, следующий по порядку. Например, я называю понедельник. Какой день недели должен назвать тот, кому попадает мяч?
  • Начинаем игру.

2. Игра «Какой день недели спрятался?»

  • А теперь посмотрим, кто из вас внимательный. Следующая игра, в которую мы поиграем, называется «Какой день недели спрятался?».
  • У меня на доске карточки с фигурными числами. Каждое число обозначает день недели. Как вы думаете, какой день недели соответствует каждой из карточек? Почему вы так решили?
  • Я буду убирать карточки, а вы должны будете назвать, день недели, соответствующий убранной карточке.
  • Закройте глаза. Какой день недели спрятался?
  • Назовите вчерашний день по отношению к «пропавшему».
  • Закройте глаза. Какой день недели спрятался?
  • Назовите завтрашний день по отношению к «пропавшему»
  • Покажите понедельник.
  • Выберите карточку, которая соответствует сегодняшнему дню недели.

3. Игра «А ну-ка., угадай»

  • А теперь поиграем в игру «А ну-ка, угадай».
  • Я - среда, какой день недели был вчера?
  • Я - понедельник. Какой день недели будет послезавтра?
  • Я - суббота. Какой день недели будет завтра?

VIII. Включение нового знания в систему знаний.

1. Работа по учебнику

  • Какой сегодня день недели?
  • Какой день недели был вчера?
  • Какой день недели будет завтра?
  • Итак, если сегодня вторник, то скажите Муравьишке, когда же придет суббота?
  • А воскресенье?
  • А есть ли у вас любимый день недели? Почему вам нравится именно этот день?
  • Распределите дни недели по порядку.
  • Прочитаем еще раз названия дней недели с.9 учебника.

2. Логическая задача (слайд 8)

  • Посмотрите на двух мальчиков. Кто из ребят скажет, что время летит? А кому покажется, что оно идет медленно – медленно? Почему вы так думаете?

3. Чтение стихотворения

  • Сегодня на уроке мы говорили о днях недели. Ой, ребята, какой день недели пропал? (учитель убирает карточку со словом понедельник)
  • Ребята, куда девался понедельник? Об этом вы узнаете из шуточного стихотворения Ю. Мориц «Куда девался понедельник?»

- Где бездельник Понедельник?-

Спрашивает Вторник.

- Понедельник - не бездельник,

Никакой он не бездельник,

Он отличный дворник.

Он для повара Среды

Притащил бадью воды.

Кочегару Четвергу

Смастерил он кочергу.

Но приходила Пятница

Скромница, опрятница.

Он оставил всю работу

И поехал с ней в субботу

К Воскресенью на обед.

Передал тебе привет.

IX. Подведение итогов урока

- Время ничто не остановит. Вот скоро закончится и время нашего урока. Так из минуток складываются часы, из часов — дни, из дней — недели, из недель года, из годов — целая жизнь. Важно проводить время с пользой, развиваться, совершенствовать себя.

- А иначе может произойти, как в сказке Е.Л. Шварца. (слайд 9) (Учитель читает отрывок из сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».)

Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

- Успею! - говорил он в конце первой четверти. - Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая - он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да и опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».

И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:

- Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!

А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

- Кто меня зовет?

- Это я. Петя Зубов, - отвечает мальчик.

- А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тетя Наташа.

- А я и сам удивляюсь, — отвечает Петя. — Вдруг охрип ни с того ни с сего.

Вышла тетя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как вскрикнет:

- Ой!

Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:

- Тетя Наташа, что с вами?

- Как что? — отвечает тетя Наташа. — Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

- Какой же я дедушка? - спрашивает мальчик. – Я - Петя, ученик третьего класса.

- Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тетя Наташа.

Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо. Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода. Крикнул он басом:

Мама! - и выбежал прочь из школы. Прибежал Петя домой и позвонил три раза.

Мама открыла ему дверь. Смотрит она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.

- Вам кого, дедушка? - спросила мама наконец.

- Ты меня не узнаешь? - прошептал Петя.

- Простите, нет, — ответила мама.

Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят.

Сказка заканчивается словами: «Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

- Помните:

Если день прошел не зря

От восхода до заката,

То ему благодаря

Станешь мудрым ты когда-то

Только тот, только тот

Жизнь счастливо проживет,

Кто весь день трудиться любит —

А не кто наоборот.

А ленивым, если честно,

Жить совсем неинтересно.

Э. Булгакова

X. Подведение итогов урока

Какая задача стояла перед нами на уроке?

- Выполнили мы эту задачу?

- Какое задание показалось самым интересным?

- Над чем еще нужно поработать?

XI. Рефлексивно-оценочный (Слайд 10)

- Продолжите предложение:

* Сегодня на уроке я узнал…

* Теперь я могу…

* Своей работой на уроке…

- С каким предложением согласны?

  • Урок полезен, все понятно
  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно
  • Еще придется потрудиться
  • Да, трудно все-таки учиться.

XII. Рекомендации для занятия дома

1. Запомнить по порядку названия дней недели.

2. Рабочая тетрадь с. 6-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...