«Человек, как звезда, рождается, чтоб светлее стала Вселенная»
классный час по окружающему миру (3 класс)

Мукашева Жемс Сагынгалиевна

Ход классного часа.

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня наш классный час посвящён теме космоса и человека, называется он «Человек, как звезда, рождается, Чтоб светлее стала Вселенная.

2. Актуализация знаний.

Ученик 1.

Помнит Земля,

Подвиг ценя,

Звонкий, апрельский возглас:

«Как ты, Заря,

Слышишь меня?»-

«Вижу открытый космос!»

 Ученик 2.

Был человек очень земной,

Самый обыкновенный.

В смелый разбег

Послан страной.

«Здравствуй!»-сказал Вселенной.

 

У. О чем сегодня мы будем говорить?

Д. О космосе, о космонавтах.

У. А что такое космос?

Д. Космос-мир звёзд и галактик.

3. Введение в тему.

У. С давних времён человек мечтал о космических полётах, о покорении звёздного пространства. Люди с глубокой древности допускали возможность космических путешествий. Они верили, что нашу Землю посещали и посещают представители  внеземных цивилизаций. Желание покорить небо человек отразил в многочисленных мифах, легендах и сказках. Например, мифы о Дедале и Икаре в Древней Греции. А «вот самый правдивый человек на свете» – барон, Мюнхгаузен, герой немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе, достиг Луны по стеблю чудесного гороха. Показ слайдов 1-5

–Хотите, я прочитаю вам отрывок из этой книги?

 ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ

К счастью, я вспомнил, что в Турции есть такой огородный овощ, который растёт очень быстро и порою дорастает до самого неба.

Это турецкие бобы. Ни минуты не медля, я посадил в землю один из таких бобов, и он тотчас же начал расти.

Он рос всё выше и выше и вскоре дотянулся до Луны!

— Ура! — воскликнул я и полез по стеблю вверх.

Через час я очутился на Луне.

Нелегко мне было найти на Луне серебряный свой топорик. Луна серебряная, и топорик серебряный серебра на серебре не видно. Но, в конце концов, я всё же отыскал мой топорик на куче гнилой соломы.

Я с радостью засунул его за пояс и хотел спуститься вниз на Землю.

Но не тут-то было: солнце высушило мой бобовый стебелёк, и он рассыпался на мелкие части!

Увидя это, я чуть не заплакал от горя.

Что делать? Что делать? Неужели мне никогда не вернуться на Землю? Неужели я так и останусь всю жизнь на этой постылой Луне? О нет! Ни за что! Я подбежал к соломе и начал вить из неё верёвку. Верёвка вышла недлинная, но что за беда! Я начал спускаться по ней. Одной рукой я скользил по верёвке, а другой держал топорик.

Но скоро верёвка кончилась, и я повис в воздухе, между небом и землей. Это было ужасно, но я не растерялся. Недолго думая, я схватил топорик и, крепко взявшись за нижний конец верёвки, отрубил её верхний конец и привязал его к нижнему. Это дало мне возможность спуститься ниже к Земле.

Но всё же до Земли было далеко. Много раз приходилось мне отрубать верхнюю половину верёвки и привязывать её к нижней. Наконец я спустился так низко, что мог рассмотреть городские дома и дворцы. До Земли оставалось всего три или четыре мили.

И вдруг, о, ужас! Верёвка оборвалась. Я грохнулся наземь с такой силой, что пробил яму глубиною, по крайней мере, в полмили…

- Представления о космосе, о Вселенной у разных народов мира были свои. Древние индийцы полагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые в свою очередь, покоятся на огромной черепахе.  По представлениям  древних китайцев, небо и земля некогда были слиты воедино и похожи на куриное яйцо. Внутри находился зародыш будущего божества Пань-Гу. Родившийся из Космического яйца, он стал Творцом Неба и Земли.

Древнерусские источники говорят о представлениях славян, где в центре мироздания - Вселенская гора. Она называлась Бел-Горюч камень или Алатырь–камнем, который располагался на острове Буяне (нынешняя Карелия).

Церковь преследовала ученых, которые были не согласны с заповедями о неподвижности звёзд и конечности миров. Итальянский учёный Джордано Бруно был схвачен  и сожжён в Риме. Он  погиб, но не отказался от своих убеждений, что Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь единого центра. Солнце – центр Солнечной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_kak_zvezda.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала Вселенная»

Ход классного часа.

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня наш классный час посвящён теме космоса и человека, называется он «Человек, как звезда, рождается, Чтоб светлее стала Вселенная.

2. Актуализация знаний.

Ученик 1.

Помнит Земля,

Подвиг ценя,

Звонкий, апрельский возглас:

«Как ты, Заря,

Слышишь меня?»-

«Вижу открытый космос!»

 Ученик 2.

Был человек очень земной,

Самый обыкновенный.

В смелый разбег

Послан страной.

«Здравствуй!»-сказал Вселенной.

У. О чем сегодня мы будем говорить?

Д. О космосе, о космонавтах.

У. А что такое космос?

Д. Космос-мир звёзд и галактик.

3. Введение в тему.

У. С давних времён человек мечтал о космических полётах, о покорении звёздного пространства. Люди с глубокой древности допускали возможность космических путешествий. Они верили, что нашу Землю посещали и посещают представители  внеземных цивилизаций. Желание покорить небо человек отразил в многочисленных мифах, легендах и сказках. Например, мифы о Дедале и Икаре в Древней Греции. А «вот самый правдивый человек на свете» – барон, Мюнхгаузен, герой немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе, достиг Луны по стеблю чудесного гороха. Показ слайдов 1-5

–Хотите, я прочитаю вам отрывок из этой книги?

 ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ

К счастью, я вспомнил, что в Турции есть такой огородный овощ, который растёт очень быстро и порою дорастает до самого неба.

Это турецкие бобы. Ни минуты не медля, я посадил в землю один из таких бобов, и он тотчас же начал расти.

Он рос всё выше и выше и вскоре дотянулся до Луны!

— Ура! — воскликнул я и полез по стеблю вверх.

Через час я очутился на Луне.

Нелегко мне было найти на Луне серебряный свой топорик. Луна серебряная, и топорик серебряный серебра на серебре не видно. Но, в конце концов, я всё же отыскал мой топорик на куче гнилой соломы.

Я с радостью засунул его за пояс и хотел спуститься вниз на Землю.

Но не тут-то было: солнце высушило мой бобовый стебелёк, и он рассыпался на мелкие части!

Увидя это, я чуть не заплакал от горя.

Что делать? Что делать? Неужели мне никогда не вернуться на Землю? Неужели я так и останусь всю жизнь на этой постылой Луне? О нет! Ни за что! Я подбежал к соломе и начал вить из неё верёвку. Верёвка вышла недлинная, но что за беда! Я начал спускаться по ней. Одной рукой я скользил по верёвке, а другой держал топорик.

Но скоро верёвка кончилась, и я повис в воздухе, между небом и землей. Это было ужасно, но я не растерялся. Недолго думая, я схватил топорик и, крепко взявшись за нижний конец верёвки, отрубил её верхний конец и привязал его к нижнему. Это дало мне возможность спуститься ниже к Земле.

Но всё же до Земли было далеко. Много раз приходилось мне отрубать верхнюю половину верёвки и привязывать её к нижней. Наконец я спустился так низко, что мог рассмотреть городские дома и дворцы. До Земли оставалось всего три или четыре мили.

И вдруг, о, ужас! Верёвка оборвалась. Я грохнулся наземь с такой силой, что пробил яму глубиною, по крайней мере, в полмили…

- Представления о космосе, о Вселенной у разных народов мира были свои. Древние индийцы полагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые в свою очередь, покоятся на огромной черепахе.  По представлениям  древних китайцев, небо и земля некогда были слиты воедино и похожи на куриное яйцо. Внутри находился зародыш будущего божества Пань-Гу. Родившийся из Космического яйца, он стал Творцом Неба и Земли.

Древнерусские источники говорят о представлениях славян, где в центре мироздания - Вселенская гора. Она называлась Бел-Горюч камень или Алатырь–камнем, который располагался на острове Буяне (нынешняя Карелия).

Церковь преследовала ученых, которые были не согласны с заповедями о неподвижности звёзд и конечности миров. Итальянский учёный Джордано Бруно был схвачен  и сожжён в Риме. Он  погиб, но не отказался от своих убеждений, что Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь единого центра. Солнце – центр Солнечной системы.

4. История освоения космоса.

Россия внесла значительный вклад в развитие космических технологий… За 80 лет до первого полета человека в космос русские изобретатель Николай Иванович Кибальчич разработал проект ракетного летательного аппарата или «Проект воздухоплавательного прибора». И он вошёл в историю навсегда.

Неоценимый вклад в развитие ракетной и космической техники внёс выдающийся русский учёный, калужский учитель Константин Эдуардович Циалковский. Он обосновал возможность применения ракет для космических полётов.

Следующий этап в развитии теории и практики ракетостроения связан с именем Фридриха Артуровича Цандера. Разработал проект корабля–аэроплана. Исследовал, изучал и проверял всё, что может пригодиться в космическом полёте. Он даже выращивал капусту в толщённом угле.

Академик Сергей Павлович Королёв был главным конструктором и организатором производства ракетно-космической техники

-Ребята, давайте с вами побываем в роли конструкторов. Сейчас мы будем с вами делать ракеты из готовых деталей, которые лежат у вас на партах.

(работа под песню)

3 ноября 1937 года с космодрома Байконур стартовал первый в мире биологический спутник, в кабине которого находилась обыкновенная дворняжка Лайка. Полёт показал, что в условиях невесомости живое существо может долгое время жить и работать.

А 19 августа 1960 года простые дворняги Белка и Стрелка – «хозяева» третьего «Востока»–вместе с другими членами экипажа (двумя белыми крысами, 40 мышами и множеством мух-дрозофил) стали известными на весь мир. Во время полёта на собаках были скафандры – красный и зеленый. Совершив 18 оборотов вокруг Земли, они не только перенесли огромные космические перегрузки, но и благополучно вернулись на Землю и даже принесли здоровое потомство.

А как же человек? Может ли он полететь? Может ли осуществиться его давняя мечта? Оказывается, может!

–Ребята, кто был первым человеком, покорившим космос?

Д.–Юрий Гагарин.

–Да. Комиссия единогласно решила: летит Гагарин.

Ученик 3.

Сказал «Поехали!» Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась.

Эпоха странствий и открытий,

Прогресса, мира и труда,

Надежд, желаний и событий,

Теперь все это навсегда.

Ученик 4.

Наступят дни, когда пространство

Кто хочет, сможет бороздить!

Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!

Никто не сможет запретить!

Но будет жизнь! Но всё же вспомним,

Что кто-то первым полетел…

Майор Гагарин, парень скромный,

Открыть эпоху он сумел.

12 апреля 1961 года в Советском союзе (раньше так называлась наша страна) выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль – спутник «Восток» является гражданин Советского Союза, лётчик Гагарин Юрий Алексеевич. С орбиты он докладывал : «Вижу горизонт Земли! Такой красивый ореол!» Голос его звучал спокойно и уверенно. Юрий Гагарин стал героем всей Земли. Его имя знает весь мир. Он положил дорогу в космос. Так появилось слово космонавт.

И теперь 12 апреля является праздником в честь лётчиков, космонавтов, конструкторов, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли. Это день космонавтики.

 У. Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?

Д. Смелым, храбрым, добрым, трудолюбивым, любознательным, ответственным.

Ученик 5.

Мчатся ракеты к дальним мирам,

К подвигам сердце рвётся…

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели своей добьётся!

У. Хотя космический полёт запрограммирован ещё на Земле, пилот должен всё время быть начеку, чтобы быстро вмешаться, если начнут возникать какие-либо отклонения от программы. Поэтому космонавты – это люди отважные, смелые, решительные, серьёзные.

У. Ребята, наряду с мужчинами осваивали космическое пространство и женщины. В 1963 году космический корабль поднял в космос первую женщину – космонавта – Валентину Терешкову.

Вторая женщина отправилась в космический полёт только через 19 лет. Это была Светлана Евгеньевна Савицкая. Она стала первой в мире женщиной, которая вышла в открытый космос и провела там сварку и резку металла.

Третьей российской женщиной – космонавтом и первой женщиной, совершившей длительный полёт в космос, была Елена Владимировна Кондакова. Её полёт длился 5 месяцев на орбитальной станции.

В космосе всё не так, как на Земле. Ведь там нет воздуха, люди и предметы не имеют веса, всё, что не закреплено, – летает. Это состояние называется невесомостью. Посмотрите, как пишется это слово. Давайте, попробуем собрать это слово из букв. Они у вас на партах.

(работа под музыку…)

 Человеку хотелось преодолеть земное тяготение и выйти в космическое пространство. В 1965 году человек выходит в открытый космос. И вновь это советский космонавт – Алексей Архипович Леонов. Он не просто побывал в открытом космосе, но и показал потом людям, что там увидел. Алексей Архипович написал картины, на которых запечатлел увиденное.

А в 1969 году человек ступает на поверхность Луны. Это были американские астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин.

Физкультминутка.

Ребята, давайте мы с вами представим, что находимся в открытом космосе. Вставайте со своих «космических» кресел и как космонавты выйдем в космическое пространство. Поднимите руки. Вы в безвоздушном пространстве. Наши руки плавно, как крылья, двигаются вверх и вниз. А теперь мы летим, летим ниже и  опускаемся на облако. Садимся удобно. Чувствуете, как ветер обдувает ваше лицо? Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное. Вы довольны и счастливы. Теперь мы летим в свой корабль. Отпустите облако. Присаживайтесь.

У. Следующая планета, которую изучают учёные – космонавты,– это Марс.

В честь 50-летия полёта Юрия Гагарина 2011 год объявлен Годом российской космонавтики. Профессия космонавта ещё 30–40 лет назад была пределом мечтаний всех школьников – все хотели повторить подвиг Юрия Гагарина и совершить полёт вокруг Земли. Прошло время, это опасная и сложная профессия стала не столь популярной. Но люди, работающие в этой отрасли, по-прежнему с огромным энтузиазмом делают свою работу.

Ученик 6.

Нашим учёным дороги ясны

Будут в космической мгле.

Но эти дороги затем лишь нужны,

Чтоб лучше жилось на Земле.

Космонавты, отправляющиеся в полёт, выполняют задания, проводят исследования, научные опыты. Они находятся длительное время вместе на орбитальной станции.

Ребята, если бы вам представилась возможность полететь на некоторое время в полёт в космос.

 – Кого бы вы из класса взяли с собой в путешествие? Напишите на листочках, они находятся на партах, три имени одноклассников.

Зачитайте. Чьё имя чаще всего встречается? О чём это говорит? Что вы можете сказать о нём?

Д. (         ).

Астронавты открыли новые звёзды. Учёные получили представления об экологическом состоянии нашей планеты, и это помогает сохранять экологию Земли. С помощью космических станций исследуют недра Земли, определяют месторождения полезных ископаемых, управляют курсом кораблей в океанах, ведут военную разведку, чтобы защитить границы нашей Родины от врагов.

–Как вам известно, во Вселенной, помимо нашей Земли, существует много других  планет. Какие планеты вы знаете?

Ученик 7.        

        Планеты у Солнца танцуют, как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землёй.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран, и Нептун, и кроха Плутон.

У. Во Вселенной много планет и звёзд. Самая главная звезда – это Солнце. А самая красивая, родная планета для нас – Земля. 12 апреля – День космонавтики, а 22 апреля – Всемирный день Земли.

5. Игры–тренинги.

Мы живёт на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы. От того, как человек относится ко всему живому и неживому, зависит будущее нашей планеты (появляется на доске девочка)

Посмотрите, это житель нашей планеты. Но почему она грустная?

Что ей нужно для счастья?

Д. (Слайд дом, солнце, семья, друзья)

Но почему же девочка не улыбается? Наверное, с ней поступали плохо. К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.

Давайте мы с вами поиграем в игру «Паутинка». У меня в руках клубочек плохих поступков и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.

(Учитель опутывает нитями из клубка, выбранного ученика.)

– Как ты себя чувствуешь?

        (…..)

–Какие чувства, ребята, у вас при этом возникли?

        (…..)

–Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?

–Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице, и поднялось настроение?

Д. Сказать хорошее доброе слово, комплимент.

– Сейчас мы будем называть все хорошие поступки.

–А я после каждого произнесённого поступка буду распутывать нашу пленницу.

–Скажите, приятно делать хорошие  или плохие поступки?

(……)

Ученик 8.

Мне сказали слово злое

Грустно стало на душе,

Захотелось мне, не скрою,

Злом ответить и уже

Начала я хмурить брови,

Злое слово подбирать.

Но подумала: любовью

Надо раны врачевать.

И тогда, чтоб ты не дулась,

Не взлетала высоко,

Я взяла и улыбнулась,

Стало вдруг легко-легко…

– Посмотрите, наша девочка заулыбалась.

–Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!

–А сейчас мы поиграем ещё в одну игру, называется «Стиральная машина». Нам нужно встать из-за парт, в 2 колонны……..

–Ребята, сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса.

–Если мы будем с вами терпимы друг к другу, уважать взрослых, доброжелательно относиться к одноклассникам, жить в согласии с природой, то наша планета Земля будет долго жить в мире и процветать.

6. Рефлексия.

–Каждый человек приходит в этот мир с какой-то миссией. Многие поэты и философы сравнивают жизнь человека со звездой. Есть такое выражение «звезда», т.е. человек выдающийся, чем-то знаменитый. Я желаю, чтобы ваша жизнь была такой же яркой и красивой, как звезда, чтобы она излучала  теплом и добротой.

–На уроке труда вы вырезали звёздочки. Посмотрите, они у вас на партах.( Синие и серые с грустным лицом, а красные и жёлтые с весёлым.)

–Какую из этих звёзд вы бы подарили одноклассникам, гостям. Передайте своё настроение всем присутствующим.

(Дети раздают звёздочки гостям)

–Знаете, ваши родители вам тоже приготовили небольшой сюрприз. Примите от них подарки.

(Родители раздают подарки)

7.Итог классного часа.

–Что нового вы узнали  за урок?

(……..)

–Что больше всего понравилось?

(………)

Ученик 9.

Вы спешите, ребята, в свой класс,

Без учёбы дела не пойдут.

Космонавты растут среди нас,

Но без знаний на Марс не возьмут!

Ребята! Готовьтесь к полёту!

Скоро, скоро настанет тот час,

Когда будут дороги открыты

На Луну, на Венеру, на Марс!

–Спасибо всем за внимание! Счастья, добра, мира в ваши дома. Мне хочется завершить наше мероприятие строчками из стихотворения  Дмитрия Голубкова.

        Человек, как звезда, рождается,

        Средь неясной, тревожной  млечности,

        Бесконечностью начинается

И кончается бесконечностью.

Поколениями созидается

Век за веком Земля нетленная…

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала Вселенная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

чтобы дети стали добрее...

Чтобы дети стали лучше… Каждого человека волнует будущее своих детей. Как помочь детям стать добрее, отзывчивее и милосерднее? Что  можно сделать воспитателю, чтобы поправить положение...

Методическая разработка: "Правовое воспитание". Беседа: "Что нужно делать, чтобы совесть стала чутким стражем поступков".

Методическая разработка: "Правовое воспитание". Беседа: "Что нужно делать, чтобы совесть стала чутким стражем поступков"....

ЧТОБЫ дети стали миллионерами

Не спешите говорить, что счастье на самом деле не в деньгах. Не в них, но в большинстве случаев они не помешают. Чарльз Типс, венчурный инвестор, писатель и блогер, рассказал о том, какие качест...

Чтобы ребенок стал Читайкой!

Как помочь ребенку полюбить книгу....

Урок в 6 классе Тема урока: «У каждого человека свои звезды…»

Цели урока:Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;расширить знания о личности писателя.Развивающие ...

Чему я должен научить ребенка сегодня, чтобы он стал успешным завтра?

Эссе на тему: Чему я должен научить ребенка сегодня,чтобы он стал успешным завтра?...

Окружающий мир. Твоя вселенная: Планеты. Звезды. Созвездия. Начальная школа

Человечество изучает космос много веков. Ещё на заре цивилизации, когда познания наших предков об окружающем мире были весьма скромны, они всматривались в звёзды, надеясь найти ответы на волнующие их ...