конспект урока окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Цура Наталья Алексеевна

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Что у нас над головой и под ногами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx81.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Что у нас над головой и под ногами?

Место урока  в учебном курсе

Раздел «Что и кто?»

Тип урока

Решение частных задач

Цели и задачи урока

Создать условия для уточнения знаний о дневном и ночном небе; сообщить элементарные  сведения о Солнце, созвездии Большой Медведицы; развивать представление о форме, размерах, цвете предметов; учить различать камни (гранит, кремень, известняк); Рассказать о значении камней в жизни человека; учить пользоваться увеличительным прибором -  лупой.

Планируемые образовательные результаты

предметные: научаться: наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо; находить на небе Большую Медведицу; определять образцы камней о фотографиям , рисункам; различать кремень, гранит, известняк (образцы).

метапредметные: регулятивные – овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;познавательные – отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации; вступать в речевое общение; пользоваться книгой, рабочей тетрадью.

личностные: формировать личностный смысл учения; развивать наыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока

Перед уроком провести прогулку, во время которой рассмотреть с детьми небо, облака, через защитные очки взглянуть на солнце, Рассмотреть и собрать различные камешки, которые лежат под ногами.

Необходимое оборудование и материалы

Куб, тарелка, мяч, тёмные очки; пластилин;

Видеозапись ночного неба или слайды; Видеозапись «Волшебный полёт»; рисунок «Ракета»

Конверты с карточками из Приложения к Рабочей тетради (камни) – у каждого ребёнка;

Камешки различной по форме, по размеру, по цвету, собранные детьми на прогулке;

Образец гранита, известняка, кремня – у каждого ученика;

Лупа – у каждого ученика

Ход урока.

1.Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

- Удобно сядьте. Настройтесь на урок. Наш девиз: «Мы сможем, мы сумеем, у нас получится».

2.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

- Чему мы учились на прошлом уроке?

- Кто помогал нам составлять вопросы? ( Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха)

- Какие из этих  вопросов вы задали своим родителям дома? (ответы детей).

-Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха вновь рады нашей встрече! Посмотрите внимательно на них, что вы заметили? (Муравьишка вместо зелёной кепочки надел колпак Звездочёта).

-Кто носит такой колпак?

- Кто догадался, о чём приготовил для нас вопросы Муравьишка? О чём  тему мы будем говорить на уроке? (ответы  детей).

-Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают нам совершить путешествие на ракете! C:\Users\Пользователь\Desktop\я иду на урок\Аппликация Ракета\ракета.jpg

3. Работа по теме урока.

- К запуску ракеты приготовиться!

-Есть приготовиться! (дети встают.)

-Пристегнуть ремни!

- Есть пристегнуть ремни! (имитируют движение.)

- Есть контакты!

- Есть контакты! (хлопок в ладоши 1 раз)

- Завести моторы!

- Есть завести моторы!

- К старту готовы?

-Готовы! (стоят на месте.)

-Пять, четыре, три, два, один…

-Пуск! (хлопают в ладоши, садятся.)

(Сопровождает видеозапись «Волшебный полёт»)

- Мы взлетаем. Ракета уносит нас далеко-далеко от Земли! Мудрая Черепаха прихватила с собой конверт с загадками. Если мы отгадаем их, то узнаем, куда мы летим.

Голубой платок,

Алый колобок,

По платку катается,

Людям улыбается.

(Небо и солнце)

- С чем сравнивают небо в загадке?

- А Солнце?

-- Во время путешествия мы должны поговорить о том, что у нас над головой. Посмотрите на предметы, которые я поставила на стол.(куб, тарелка и мячик). С каким из этих предметов мы можем сравнить Солнце?

- Мы видим в небе Солнце похожее на круг, на тарелку, но на самом деле Солнце имеет форму шара. По форме оно похоже на мяч.

4. Практическая работа.

- Подготовьте к работе пластилин.  Вылепите модель Солнца из пластилина. Какого цвета пластилин вы будете использовать? (Дети лепят модель Солнца).

- Мудрой Черепахе понравились «Солнышки». Молодцы. Вы хорошо потрудились. Наши «солнышки» маленькие, а какое по размеру Солнце на самом деле?

- Солнце – огромный  раскалённый шар. Оно во много раз больше Земли. А можем ли мы долететь до Солнца?

- Солнце находится очень-очень далеко. До Солнца долететь невозможно. Солнце очень горячее.

5.Работа по учебнику.

-Почему Черепаха в тёмных очках?

- Что же Черепаха хочет нам сообщить? (Читающий ребёнок читает слова Черепахи).

-Что же ещё мы можем наблюдать во время нашего путешествия? (облака).

Во время прогулки мы наблюдали за облаками. Какую форму они имеют? На что они похожи?

- Закрасьте кружок на картинке учебника – какие облака вы видели. (дети выполняют работу)

5.Физминутка.

Отгадайте загадку:  Махнула птица крылом

И покрыла весь свет одним пером.  (Ночь)

-Молодцы. Вы устали и нам пора отдохнуть.

Игра «День-ночь».

-Если я скажу: «Ночь», вы должны положить голову на стол и закрыть глаза. Если услышите слово «День» - нужно сесть красиво, правильно.

(по окончании игры учитель говорит «Ночь»)

-Представьте картину ночного неба.

6. Продолжение работы по теме урока.

- Какого цвета небо вы представили?

-Что вы «увидели» в ночном небе?

- Отгадайте загадки, которые предлагает вам Мудрая Черепаха.

Рассыпалось ночью зерно,

Глянули утром – нет ничего. (звёзды)

В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спиться-

В зеркале глядится. (луна)

-Сейчас мы с вами будем пролетать по ночному небу. Будем внимательны, полюбуйтесь его красотой. (показ видеозаписи или слайдов ночного неба).

-Что вы можете рассказать о ночном небе? (ответы детей)

7.Работа по учебнику. (с.19)

- Ребята, Муравьишка Звездочёт приготовил для вас вопрос:«Почему рядом со звездами изображена медведица?»

- Эта Медведица живёт высоко-высоко в небе. Хотите узнать, почему? Усаживайтесь поудобнее, и я расскажу вам древнюю сказку. «Жила-была на белом свете девушка – Каллисто и её сын – охотник Аркас. Каллисто была очень красивой. Однажды злая волшебница узнала о необыкновенной красоте девушки и превратила красавицу  Каллисто в медведицу. Медведица поселилась в лесу и жила среди диких зверей. Случилось так, что сын красавицы Аркас отправился на охоту. Он сразу заметил медведицу, которая совершенно не испугалась охотника. Аркас решил выстрелить. Ещё секунда и меткий выстрел охотника погубил бы медведицу. Но случилось чудо. Добрый волшебник спас жизнь животному. Он схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил в созвездие».

- Обратите внимание на рисунок в учебнике, сколько ярких звёзд в созвездии? (семь)

- Какую фигуру образуют эти звёзды?

-На небе обычно трудно разглядеть всезвёзды Большой Медведицы, зато семь ярких звёзд ковша всегда хорошо видноВ тетрадина с.10 соедините  звёзды так, чтобы получился ковш Большой Медведицы. (дети самостоятельно выполняют работу.Проверка.)

-Молодцы! Муравьишка Звездочёт и Мудрая Черепаха довольны вашей работой и предлагают вернуться домой на Землю.

- К приземлению приготовиться!

- Есть приготовиться! (Дети встают)

- Приглушить моторы!

- Есть приглушить моторы!

- Разъединить контакты!

- Естьразъединить контакты! (хлопок в ладоши)

- Отстегнуть ремни!

- Есть отстегнуть ремни! (имитируют движения)

- Пять, четыре, три, два, один! (Дети хлопают в ладоши)

- Полёт окончен! Мы коснулись ногами земли. Давайте отдохнём

8.Физминутка.

По дорожке шли,  шли (Дети шагают на месте.)

Много камешков нашли.

Присели (садятся), собрали (встают)

Дальше пошли. (Дети шагают на месте).

9. Практическая работа – знакомство с гранитом, известняком и кремнием.

- Нас встречает Муравьишка. Посмотрите, он вновь в зелёной кепочке! Во время полёта мы поговорили о том, что у нас над головой. А вот что же у нас под ногами?

- Рассмотрите камешки, которые вы собирали к уроку. Что можете рассказать нам о найденных камнях?

-Распределите камешки на три группы так, как это сделано в в учебнике (с.20):1 ряд -  по форме, 2 ряд - по размеру, 3 ряд - по цвету.

- Муравьишка Вопросик тоже принёс камни. Посмотрите. (гранит, известняк, кремень )

- Что можете сказать об этих камнях? (они разные по цвету, форме, размеру)

- Найдите у себя на столах камни, похожие на те, что принёс Муравьишка.

- Рассмотрите гранит с помощью лупы. Что вы заметили? (Гранит состоит из мелких разноцветных зерен.  Гранит имеет разные цвета и оттенки).

- Посмотрите на рисунок №2 на с.21.Муравьишка построил дом из гранита. Как вы думаете, почему он выбрал гранит?

- Гранит очень прочен и его используют в строительстве.

-Рассмотрите известняк.Известняк интересен тем, что он состоит из ракушек. Рассмотрите ещё раз и вы заметите это.

- Кремень тоже интересный камень. Из него можно высекать искры.

Выполнение заданий в Рабочей  в рабочей тетради (с.11)

- Наклейте картинки к соответствующим записям. (Картинки камней  из Приложения вырезаны заранее)

10. Рефлексия. Итог.

- Что же у нас над головой?

- А что у нас под ногами? Название каких камней вы запомнили?

- Вспомните девиз нашего урока.«Мы сможем, мы сумеем, у нас получится». Оцените свою работу на уроке, что вы смогли, сумели и что у вас получилось и поставьте свой смайлик на соответствующую  ступеньку «Лестницы успеха» (Дети выставляют свой смайлик и комментируют свой выбор).

Используемая литература.

П л е ш а к о в А. А. Окружающий мир: рабочие про- граммы: пособие для учителей общеобразоват. организа- ций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014.

 П л е ш а к о в А. А. Окружающий мир. 1 кл. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014.

П л е ш а к о в А. А. Окружающий мир. Рабочая те- традь. 1 кл. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014

П л е ш а к о в А. А. От земли до неба: атлас-определи- тель: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014.

П л е ш а к о в А. А. Зелёные страницы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. А. Плеша- ков. — М.: Просвещение, 2014.

Окружающий мир: 1 кл.: электронное приложение к учеб. А. А. Плешакова (1 CD).

Приложение к уроку

(материал для учителя)

C:\Users\Пользователь\Desktop\я иду на урок\Аппликация Ракета\ракета.jpg

Рисунок 1: «Ракета»

        

Какие бывают облака

Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму. Различные формы облаков объясняются тем, что они образуются на различной высоте и при различной температуре.

Самые высокие облака называются «светящиеся» и «перламутровые». Они находятся на высоте от 20 до 100км. Это очень тонкие, красиво раскрашенные облака, состоящие из пыли и дождевых капелек. Их можно наблюдать только после захода Солнца или перед восходом.

Ниже находятся «перистые» и «перисто-слоистые» облака. Они похожи на перья, волокна или тонкие беловатые полосы. Эти облака состоят из тонких льдинок.

На высоте 3-6 км от поверхности Земли образуются высокослоистые облака, часто закрывающие всё небо серой вуалью, сквозь которую Солнце и Луна просвечивают бледными пятнами.

Ниже, на высоте двух километров, формируются слоисто-кучевые облака – крупные и комковатые. На этой же высоте располагаются дождевые облака – плотные, высокие, похожие на цветную капусту облака, приносящие грозы и сильные ветры.

Игры и задания для проверки знаний.

  1. Игра «Зажигаем фонарики»

Для работы учащиеся готовят цветные карандаши: красный, зелёный, синий.

Если ученик согласен с утверждением учителя, он рисует зелёный кружок, если не согласен – красный, в случае, если ребёнок не знает верного ответа – синий.

Ο- да Ο- нет Ο – не знаю

Учитель читает предложения:

- Из известняка можно высекать искры.

- Гранит очень прочен и его части используют в строительстве.

- Кремний состоит из раковин морских животных.

- По цвету известняк темнее, чем гранит.

- На полочке между известняком и гранитом находится кремень.

известняк

кремень

гранит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...