Лес и человек
проект по окружающему миру (4 класс)
Лес и человек (работа над проектом).Окружающий мир, 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_i_chelovek_4_kl.docx | 24.76 КБ |
les_i_chelovek.ppt | 1.23 МБ |
zagotovki_dlya_uroka_les_i_chelovek.docx | 603.4 КБ |
razreznoy_material_dlya_proekta.docx | 1.95 МБ |
razreznoy_material_-pravila_povedeniya_v_lesu.docx | 1.23 МБ |
list_samootsenki.docx | 44.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Лес и человек (проект)
4 класс
Цели урока:
- систематизировать знания учащихся о значении леса в жизни человека;
- познакомить учащихся с экологическими проблемами леса и мерами, принимаемыми для их решения;
- формировать чувство ответственности за состояние природы.
Задачи :
- создать условия для развития познавательной активности детей;
- способствовать развитию навыков работы с информацией в процессе чтения;
- развивать умение делать выводы из результатов самостоятельной работы.
Планируемые достижения:
Предметные:
- знать факторы отрицательного воздействия человека на лес;
- знать значение леса в человека;
- понимать меры по охране леса и правила поведения в природе.
Метапредметные (УУД):
- принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу;
- отображать на схеме значение леса в жизни человека – действия «синтез» и «моделирование»;
- самостоятельно находить нужную информацию;
- работать группе: получать информацию из текста учебника, самостоятельно находить нужную;
- формулировать выводы;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия вновом учебном материале;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные: (цели- ориентиры)
- иметь представление о целостности окружающего мира;
- проявлять чувства ответственности за состояние окружающей среды
Ход занятия
1.Организационный момент.- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Изучение нового материала Слайд 1. Прочитайте стихотворение С.Никулина "РУССКИЙ ЛЕС"
– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?(Между человеком и лесом)
-Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?
Ученики. Мы будем говорить о лесе и человеке, об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса. Слайд 2
- Как вы думаете, нужно ли искать ответ на эти вопросы? А для чего?
Учитель. Вот эту взаимосвязь леса и человека мы сегодня и рассмотрим. Будем работать над проектом "Лес и человек".
Давайте выясним, каково значение леса для человека. Нам нужны опорные слова, которые помогут доказать какую роль играет лес в жизни человека.
А подскажут нам строки из стихотворения.(Дети отвечают, а на доске появляется схема) Значение леса
Место отдыха, аптека Дом для растений, животных, грибов
Источник чистой воды, пищи Защитник воздуха, водоемов, почв
и источник древесины, топлива
У каждого на партах разноцветные квадратики. Объединяемся в группы по цвету.
(Работа в группах.)
Сейчас каждая группа выберет над чем будет работать.(Выбирают по одной карточке)
1-я группа – место отдыха, аптека.
2-я группа – источник чистой воды, пищи и источник древесины, топлива.
3-я группа – дом для растений, животных, грибов.
4-я группа – защитник воздуха, водоемов, почв.
В конвертах №1 вам необходимо найти нужный материал, чтобы выполнить задание.
(Ученики работают в группах, оформляют работу на листах. Затем каждая группа представляет свою работу)
– Чем является лес для человека?
– А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
Могут ли по его вине возникнуть экологические проблемы леса?(На доску "Проблемы леса")
3. Физкультминутка.
У каждой группы на листе напечатано стихотворение или рассказ. Подумайте, о какой экологической проблеме идет речь и предложите пути её решения. Выберите на ваш взгляд верные материалы из конверта №2 и приклейте на этот лист, чтобы потом представить свой ответ.
(На доске появляется карточка "Проблемы леса". У детей стихи Н. Некрасова "Саша", В. Шефнера “Лесной пожар”, стихотворение “Береги природу!”, рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.)(Ученики работают в группах. Потом на доску прикрепляют свои проекты, читают стихотворение, озвучивают экологическую проблему и пути её решения)
1 группа.( Стихотворение Н. Некрасова "Саша")
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. – О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса)
– Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.
Что должен делать человек, чтобы сохранить леса?
Учитель. Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении “Береги природу!”.
2 группа.Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Учитель. О какой экологической проблеме идет речь в этом стихотворении? ( о незаконной охоте (браконьерстве).
Учитель. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных.
Какие пути решения этой проблемы вы могли бы предложить?
3 группа.
О какой проблеме говорится в рассказе Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.– Зачем ты берёшь с собой мусор?– сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!– Стыдно перед соловушкой,– тихо ответила Лида.
– Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?
– Если все будут поступать как Оля, то во что превратится лес?.
Какие пути решения этой проблемы вы могли бы предложить?
4 группа. В. Шефнер “Лесной пожар” Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
- О какой проблеме расскажет ваша группа? – Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
Что вы предлагаете, чтобы таких опасных ситуаций не возникало?( это могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костёр не разгорится вновь).
- Я вам предлагаю дома составить памятку «Как правильно разводить костёр".
Зная эти проблемы леса, возникающие по вине человека, какой вывод мы можем сделать? (Надо беречь лес.)
Учитель. На какую мысль вас наталкивают эти проблемы?
Ученики. Надо беречь лес!
4.Подведение итогов урока. Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?
УЗНАТЬ 1) О роли леса для человека.
2) О роли человека для леса.
Решили мы их? - О чём должны помнить люди, приходя в лес?
Какой вывод мы сделаем?
Ученики. Лес – наше богатство, это “легкие нашей планеты” и от нас зависит, как мы его сохраним.
– Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас.
5. Рефлексия
У вас на столах лежат листы самооценки. Оцените работу всей группы и свой вклад в создание проекта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенек. А будет жажда мучить, То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. Нагнусь к нему напиться – И видно все до дна. Течет вода-водица, Вкусна и холодна. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. С.Никулин
ЛЕС И ЧЕЛОВЕК РОЛЬ ЛЕСА В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ЛЕСА ЛЕС И ЧЕЛОВЕК
Только в лес мы все вошли, Появились комары. Руки вверх – хлопок над головой, Руки вниз – хлопок другой. Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем Руки за головушку кладем И вразвалочку идем. Перед нами водоем Прыгать мы уже умеем Прыгать будем мы смелее: Раз-два, раз-два. Позади уже вода Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем Голову не опускаем Дышим ровно, глубоко .
1 3 2
Предварительный просмотр:
Рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
– Зачем ты берёшь с собой мусор?– сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
– Стыдно перед соловушкой,– тихо ответила Лида.
Стихотворение Н. Некрасова "Саша"
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
Стихотворение “Береги природу!”
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
В. Шефнер “Лесной пожар”
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Вырубка леса Вырубка леса Загрязнение мусором Пожар
Неумеренная охота и браконьерство Загрязнение мусором
Пожар Неумеренная охота и браконьерство Вырубка леса
Пожар Загрязнение мусором Загрязнение мусором
Вырубка леса Пожар
1.На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы.
2.Учёные разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. Вполне возможно, что в будущем автомобильная промышленность перейдёт на солнечные батареи.
3.В разных местах созданы специальные станции, которые постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.
4.Чтобы очистить воздух люди сажают деревья, кустарники.
1.Не ломай ветви деревьев и кустарников. Ведь листья участвуют в дыхании и питании растений.
2.Не повреждай кору деревьев. Через ранку вытекает сок и могут проникнуть микробы и грибы – трутовики, которые вызывают заболевания и гибель дерева.
3.Не собирай берёзовый сок. Помни, что это вредит дереву!
4.Если в лесу разжигали костёр, обязательно тщательно потуши его и засыпь землёй. Маленький непотушенный уголёк может привести к пожару!
а) Ветки не ломайте, деревья не калечьте.
Ни травинку, ни лист зря не рвите, костры не разводите.
б) В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки
сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени –
ещё вырастет!
а) Наконец-то можно пошуметь, покричать, постучать и,
главное, никому ты не мешаешь!
б) Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится,
и вы не узнаете ни одной тайны.
а) Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую
жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы
их совсем не было!
б) Животные всякие важны – животные всякие нужны.
Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
1.Не ломай ветви деревьев и кустарников. Ведь листья участвуют в дыхании и питании растений.
2.Не повреждай кору деревьев. Через ранку вытекает сок и могут проникнуть микробы и грибы – трутовики, которые вызывают заболевания и гибель дерева.
3.Не собирай берёзовый сок. Помни, что это вредит дереву!
4.Если в лесу разжигали костёр, обязательно тщательно потуши его и засыпь землёй. Маленький непотушенный уголёк может привести к пожару!
а) Наконец-то можно пошуметь, покричать, постучать и,
главное, никому ты не мешаешь!
б) В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки
сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени –
ещё вырастет!
б) В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки
сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени –
ещё вырастет!
- Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Ведь животные опыляют растения и разносят их семена. Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания и ценные меха, но и потому, что все животные очень красивы и интересны.
..
- Людьми создаются заповедники, заказники, национальные парки – участки земли, где природа находится под строгой охраной. А также зоопарки.
Меры, которые предпринимает человек по охране животных дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения. Например, в нашей стране – бобр, соболь, зубр, а в Китае – панда – сумчатый медведь.
Не оставляйте в лесу мусор. Лес теряет свою красоту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки.
Чтобы вырубать меньше деревьев,
нужно широко использовать макулатуру.
Одна тонна макулатуры спасает от вырубки
10 взрослых деревьев.
Ф И З М И Н У Т К А
Мы шагаем, мы шагаем. Впереди из-за куста Как много мы увидели:
Руки выше поднимаем, Смотрит хитрая лиса. И речку, и цветы.
Голову не опускаем, Мы лисицу обхитрим, Узнали много нового
Дышим ровно, глубоко. На носочках побежим. И я, и ты, и мы.
Вдруг мы видим: у куста На поляну мы заходим,
Выпал птенчик из гнезда. Много ягод там находим.
Тихо птенчика берём Земляника так душиста,
И назад в гнездо кладём. Что не лень нам наклониться.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Лист самооценки
Фамилия и имя _________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
• А. Да, все работали одинаково.
• Б. Нет, работал только один.
• В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
• А. Работали дружно, ссор не было.
• Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
• В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
• А. Да, все получилось хорошо.
• Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
• В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
Лист самооценки
Фамилия и имя _________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
• А. Да, все работали одинаково.
• Б. Нет, работал только один.
• В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
• А. Работали дружно, ссор не было.
• Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
• В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
• А. Да, все получилось хорошо.
• Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
• В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"
Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс. Данная презентация м...
урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить
Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...
Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....