Рабочая программа по предмету Окружающий мир 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖИЛЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДЕНО приказом № 108 а от 02.09.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету окружающий мир
(базовый уровень)
2 «Б» класс
Составитель: Савельева Валентина Алексеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- требований ФГОС НОО;
- основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 2» с учетом планируемых к использованию учебно-методических материалов;
- Методических рекомендаций по составлению рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС, рекомендованных управлением образования администрации Ступинского муниципального района 01.06.2016г.;
- авторской программы А.А. Плешакова. Окружающий мир. Учебник 2 класс.-М.: Просвещение, 2015г.
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации - русского языка;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;
- целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;
- представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выраженной в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе — организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);
- познавательные мотивы учебной деятельности;
- представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;
- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
- представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;
- этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;
- установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- умение сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- умение выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- умение планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- умение планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- умение фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- умение оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- умение соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- умение контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные:
- умение понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- умение находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- умение использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- умение понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- умение анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- умение классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- умение сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- умение осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- умение строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- умение проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, при подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- умение моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).
Коммуникативные:
- умение включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- умение формулировать ответы на вопросы;
- умение слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
- умение договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- умение высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- умение поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- умение признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- умение употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- умение понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- умение готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- умение составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты:
- умение называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
- умение называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
- умение определять стороны горизонта;
- умение находить на глобусе океаны и материки;
- умение перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность; умение перечислять времена года в правильной последовательности; умение измерять температуру; умение кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
- умение находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев; умение называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
- умение узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России; умение перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
- умение отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; умение определять, чем отличаются насекомые от паукообразных; умение различать перелетных и зимующих птиц;
- умение приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу; умение соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
- умение перечислять правила охраны природы в разные времена года;
- умение определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и зимнего солнцеворота (25 декабря);
- умение находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
- умение называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
- умение характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;
- умение называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
- умение находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Содержание учебного предмета
Где мы живем (4 ч) Родная страна. Флаг, герб, гимн России. Семья народов России. Что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Город и село. Наш дом. Природа и рукотворный мир. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к миру.Проект. «Родной город (село)». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем».
Природа (20 ч) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.Заглянем в кладовые Зеши. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Каше бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. В гости к осени. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений {по усмотрению учителя). Будь природе другом! Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Жизнь города и села (9 ч) Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики; их взаимосвязь. Деньги. Из чего что сделано. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. {по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (по усмотрению учителя). Как построить дом. Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Все профессии важны. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). В гости к зиме. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Здоровье и безопасность (9ч) Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (по усмотрению учителя). Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в том числе для пешеходов и пассажиров транспортных средств). Домашние опасности. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой,
острыми предметами и т. д.). Пожар! Противопожарная безопасность. На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Опасные незнакомцы. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых ит. д.
Общение (8 ч) Наша дружная семья. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. В школе. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Ты и твои друзья. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Мы — зрители и пассажиры. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Путешествия (18 ч) Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Водные богатства. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. В гости к весне. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Россия на карте. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Путешествие по Москве. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (по усмотрению учителя). Путешествие по планете. Карта мира. Путешествие по материкам. Материки и океаны. Страны мира. Впереди лето.
Тематическое планирование :
Наименование разделов и тем | Всего часов | |
№ п/п | ||
1 | Где мы живем | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
Итого | 68 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | ||||
Плановые сроки | Скорректиро-ванные сроки прохождения | |||||
1 триместр | ||||||
Где мы живём? (4 часа) | ||||||
1 | Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности. Родная страна | 03.09.2019 | ||||
2 | Город и село. Проект «Родной город (село)». | 05.09.2019 | ||||
3 | Природа и рукотворный мир | 10.09.2019 | ||||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» | 12.09.2019 | ||||
Природа (20ч) | ||||||
5 | Неживая и живая природа. Тест. | 17.09.2019 | ||||
6 | Явление природы. Практическая работа. | 19.09.2019 | ||||
7 | Что такое погода? | 24.09.2019 | ||||
8 | В гости к осени | 26.09.2019 | ||||
9 | В гости к осени. Осенняя экскурсия. | 01.10.2019 | ||||
10 | Звездное небо | 03.10.2019 | ||||
11 | Заглянем в кладовые земли | 15.10.2019 | ||||
12 | Про воздух и про воду | 17.10.2019 | ||||
13 | Про воздух и про воду | 22.10.2019 | ||||
14 | Какие бывают растения. Тест. | 24.10.2019 | ||||
15 | Какие бывают животные | 29.10.2019 | ||||
16 | Невидимые нити | 31.10.2019 | ||||
17 | Дикорастущие и культурные растения | 05.11.2019 | ||||
18 | Дикие и домашние животные. Тест. | 07.11.2019 | ||||
19 | Комнатные растения | 12.11.2019 | ||||
20 | Животные живого уголка | 14.11.2019 | ||||
2 триместр | ||||||
21 | Про кошек и собак | 26.11.2019 | ||||
22 | Красная книга | 28.11.2019 | ||||
23 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | 03.12.2019 | ||||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 05.12.2019 | ||||
Жизнь города и села (10ч) | ||||||
25 | Что такое экономика | 10.12.2019 | ||||
26 | Из чего что сделано | 12.12.2019 | ||||
27 | Как построить дом. Тест. | 17.12.2019 | ||||
28 | Какой бывает транспорт | 19.12.2019 | ||||
29 | Культура и образование | 24.12.2019 | ||||
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 26.12.2019 | ||||
31 | В гости к зиме. | 31.12.2019 | ||||
32 | В гости к зиме. Зимняя экскурсия | 09.01.2020 | ||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 14.01.2020 | ||||
34 | Презентация проектов «родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | 16.01.2020 | ||||
Здоровье и безопасность (9ч) | ||||||
35 | Строение тела человека | 21.01.2020 | ||||
36 | Если хочешь быть здоров | 23.01.2020 | ||||
37 | Берегись автомобиля! | 28.01.2020 | ||||
38 | Школа пешехода | 30.01.2020 | ||||
39 | Домашние опасности | 04.02.2020 | ||||
40 | Пожар! | 06.02.2020 | ||||
41 | На воде и в лесу | 11.02.2020 | ||||
42 | Опасные незнакомцы | 13.02.2020 | ||||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 18.02.2020 | ||||
Общение (7ч) | ||||||
44 | Наша дружная семья | 20.02.2020 | ||||
45 | Проект «Родословная» | 25.02.2020 | ||||
46 | В школе | 27.02.2020 | ||||
47 | Правила вежливости | 03.03.2020 | ||||
48 | Ты и твои друзья | 05.03.2020 | ||||
49 | Мы – зрители и пассажиры | 17.03.2020 | ||||
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 19.03.2020 | ||||
Путешествие (18ч) | ||||||
51 | Посмотри вокруг | 24.03.2020 | ||||
52 | Ориентирование на местности | 26.03.2020 | ||||
53 | Ориентирование на местности | 31.03.2020 | ||||
54 | Формы земной поверхности | 02.04.2020 | ||||
55 | Водные богатства | 07.04.2020 | ||||
56 | В гости к весне | 09.04.2020 |
| |||
57 | В гости к весне | |||||
58 | Россия на карте | 14.04.2020 |
| |||
59 | Проект «Города России» | 16.04.2020 |
| |||
60 | Путешествие по Москве | 21.04.2020 |
| |||
61 | Московский Кремль | |||||
62 | Город на Неве | 23.04.2020 | ||||
63 | Путешествие по планете | 28.04.2020 |
| |||
64 | Путешествие по материкам | 07.05.2020 |
| |||
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 12.05.2020 |
| |||
66 | Впереди лето | 14.05.2020 | ||||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Презентация проектов, «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 19.05.2020 | ||||
68 | Презентация проектов «Города России» | 21.05.2020 |
Согласовано Рассмотрено на заседании ШМО
Зам.директора по УВР протокол №______
___________ ____________ от «___»____________2019 г.
(подпись) (расшифровка) Руководитель ШМО
от «____» ___________2019г. ___________ ________________
(подпись) (расшифровка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/02/picture-271444-1372762884.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/09/picture-22994.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-130793-1352386613.png)
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся третьего класса Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/08/picture-930314-1496923364.jpg)
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/11/picture-967218-1536668639.jpg)
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс УМК "Школа России"...