Рабочая программа по предмету Окружающий мир 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖИЛЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДЕНО приказом № 108 а от 02.09.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету окружающий мир
(базовый уровень)
2 «Б» класс
Составитель: Савельева Валентина Алексеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- требований ФГОС НОО;
- основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 2» с учетом планируемых к использованию учебно-методических материалов;
- Методических рекомендаций по составлению рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС, рекомендованных управлением образования администрации Ступинского муниципального района 01.06.2016г.;
- авторской программы А.А. Плешакова. Окружающий мир. Учебник 2 класс.-М.: Просвещение, 2015г.
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации - русского языка;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;
- целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;
- представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выраженной в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе — организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);
- познавательные мотивы учебной деятельности;
- представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;
- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
- представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;
- этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;
- установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- умение сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- умение выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- умение планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- умение планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- умение фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- умение оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- умение соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- умение контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные:
- умение понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- умение находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- умение использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- умение понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- умение анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- умение классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- умение сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- умение осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- умение строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- умение проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, при подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- умение моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).
Коммуникативные:
- умение включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- умение формулировать ответы на вопросы;
- умение слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
- умение договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- умение высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- умение поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- умение признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- умение употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- умение понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- умение готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- умение составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты:
- умение называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
- умение называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
- умение определять стороны горизонта;
- умение находить на глобусе океаны и материки;
- умение перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность; умение перечислять времена года в правильной последовательности; умение измерять температуру; умение кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
- умение находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев; умение называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
- умение узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России; умение перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
- умение отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; умение определять, чем отличаются насекомые от паукообразных; умение различать перелетных и зимующих птиц;
- умение приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу; умение соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
- умение перечислять правила охраны природы в разные времена года;
- умение определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и зимнего солнцеворота (25 декабря);
- умение находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
- умение называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
- умение характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;
- умение называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
- умение находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Содержание учебного предмета
Где мы живем (4 ч) Родная страна. Флаг, герб, гимн России. Семья народов России. Что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Город и село. Наш дом. Природа и рукотворный мир. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к миру.Проект. «Родной город (село)». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем».
Природа (20 ч) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.Заглянем в кладовые Зеши. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Каше бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. В гости к осени. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений {по усмотрению учителя). Будь природе другом! Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Жизнь города и села (9 ч) Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики; их взаимосвязь. Деньги. Из чего что сделано. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. {по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (по усмотрению учителя). Как построить дом. Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Все профессии важны. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). В гости к зиме. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Здоровье и безопасность (9ч) Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (по усмотрению учителя). Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в том числе для пешеходов и пассажиров транспортных средств). Домашние опасности. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой,
острыми предметами и т. д.). Пожар! Противопожарная безопасность. На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Опасные незнакомцы. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых ит. д.
Общение (8 ч) Наша дружная семья. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. В школе. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Ты и твои друзья. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Мы — зрители и пассажиры. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Путешествия (18 ч) Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Водные богатства. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. В гости к весне. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Россия на карте. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Путешествие по Москве. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (по усмотрению учителя). Путешествие по планете. Карта мира. Путешествие по материкам. Материки и океаны. Страны мира. Впереди лето.
Тематическое планирование :
Наименование разделов и тем | Всего часов | |
№ п/п | ||
1 | Где мы живем | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
Итого | 68 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | ||||
Плановые сроки | Скорректиро-ванные сроки прохождения | |||||
1 триместр | ||||||
Где мы живём? (4 часа) | ||||||
1 | Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности. Родная страна | 03.09.2019 | ||||
2 | Город и село. Проект «Родной город (село)». | 05.09.2019 | ||||
3 | Природа и рукотворный мир | 10.09.2019 | ||||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» | 12.09.2019 | ||||
Природа (20ч) | ||||||
5 | Неживая и живая природа. Тест. | 17.09.2019 | ||||
6 | Явление природы. Практическая работа. | 19.09.2019 | ||||
7 | Что такое погода? | 24.09.2019 | ||||
8 | В гости к осени | 26.09.2019 | ||||
9 | В гости к осени. Осенняя экскурсия. | 01.10.2019 | ||||
10 | Звездное небо | 03.10.2019 | ||||
11 | Заглянем в кладовые земли | 15.10.2019 | ||||
12 | Про воздух и про воду | 17.10.2019 | ||||
13 | Про воздух и про воду | 22.10.2019 | ||||
14 | Какие бывают растения. Тест. | 24.10.2019 | ||||
15 | Какие бывают животные | 29.10.2019 | ||||
16 | Невидимые нити | 31.10.2019 | ||||
17 | Дикорастущие и культурные растения | 05.11.2019 | ||||
18 | Дикие и домашние животные. Тест. | 07.11.2019 | ||||
19 | Комнатные растения | 12.11.2019 | ||||
20 | Животные живого уголка | 14.11.2019 | ||||
2 триместр | ||||||
21 | Про кошек и собак | 26.11.2019 | ||||
22 | Красная книга | 28.11.2019 | ||||
23 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | 03.12.2019 | ||||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 05.12.2019 | ||||
Жизнь города и села (10ч) | ||||||
25 | Что такое экономика | 10.12.2019 | ||||
26 | Из чего что сделано | 12.12.2019 | ||||
27 | Как построить дом. Тест. | 17.12.2019 | ||||
28 | Какой бывает транспорт | 19.12.2019 | ||||
29 | Культура и образование | 24.12.2019 | ||||
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 26.12.2019 | ||||
31 | В гости к зиме. | 31.12.2019 | ||||
32 | В гости к зиме. Зимняя экскурсия | 09.01.2020 | ||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 14.01.2020 | ||||
34 | Презентация проектов «родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | 16.01.2020 | ||||
Здоровье и безопасность (9ч) | ||||||
35 | Строение тела человека | 21.01.2020 | ||||
36 | Если хочешь быть здоров | 23.01.2020 | ||||
37 | Берегись автомобиля! | 28.01.2020 | ||||
38 | Школа пешехода | 30.01.2020 | ||||
39 | Домашние опасности | 04.02.2020 | ||||
40 | Пожар! | 06.02.2020 | ||||
41 | На воде и в лесу | 11.02.2020 | ||||
42 | Опасные незнакомцы | 13.02.2020 | ||||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 18.02.2020 | ||||
Общение (7ч) | ||||||
44 | Наша дружная семья | 20.02.2020 | ||||
45 | Проект «Родословная» | 25.02.2020 | ||||
46 | В школе | 27.02.2020 | ||||
47 | Правила вежливости | 03.03.2020 | ||||
48 | Ты и твои друзья | 05.03.2020 | ||||
49 | Мы – зрители и пассажиры | 17.03.2020 | ||||
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 19.03.2020 | ||||
Путешествие (18ч) | ||||||
51 | Посмотри вокруг | 24.03.2020 | ||||
52 | Ориентирование на местности | 26.03.2020 | ||||
53 | Ориентирование на местности | 31.03.2020 | ||||
54 | Формы земной поверхности | 02.04.2020 | ||||
55 | Водные богатства | 07.04.2020 | ||||
56 | В гости к весне | 09.04.2020 |
| |||
57 | В гости к весне | |||||
58 | Россия на карте | 14.04.2020 |
| |||
59 | Проект «Города России» | 16.04.2020 |
| |||
60 | Путешествие по Москве | 21.04.2020 |
| |||
61 | Московский Кремль | |||||
62 | Город на Неве | 23.04.2020 | ||||
63 | Путешествие по планете | 28.04.2020 |
| |||
64 | Путешествие по материкам | 07.05.2020 |
| |||
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 12.05.2020 |
| |||
66 | Впереди лето | 14.05.2020 | ||||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Презентация проектов, «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 19.05.2020 | ||||
68 | Презентация проектов «Города России» | 21.05.2020 |
Согласовано Рассмотрено на заседании ШМО
Зам.директора по УВР протокол №______
___________ ____________ от «___»____________2019 г.
(подпись) (расшифровка) Руководитель ШМО
от «____» ___________2019г. ___________ ________________
(подпись) (расшифровка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся третьего класса Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс УМК "Школа России"...