Урок Приглашение к путешествию.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок по окружающему миру.Приглашение к путешествию. 4класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Приглашение к путешествию. | 65.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ
Цели: учить применять имеющуюся систему знаний в конкретных ситуациях; формировать познавательную активность, эмоционально-образное и рационально-логическое мышление; воспитывать самооценку своих возможностей, знаний, умений.
Оборудование: толковый словарь, карта полушарий, контуры материков, схемы, песня «Сказка про указку», ребусы, виды календарей.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звенит заливистый звонок,
Зовет ребят он на урок.
Учитель тихо входит в класс,
Он поведет к открытьям нас.
II. Введение в тему.
1. П р и в е т с т в е н н о е с л о в о у ч и т е л я.
Приглашаю вас в удивительное и увлекательное путешествие в мир, который нас окружает. Путь наш будет неблизкий, нам предстоит узнать много нового, быть астрономами, географами, историками, экологами, наблюдателями, исследователями. Будем путешествовать по воде и суше, узнавать о прошлом и настоящем. Длительность нашего путешествия – учебный год!
2. З н а к о м с т в о с у ч е б н и к о м и рабочей тетрадью.
– Путеводитель нашего путешествия – учебник. Кто авторы учебника?
– Ознакомьтесь с содержанием учебника по оглавлению.
- Как разделен материал? Сколько разделов? Назовите их.
– Назовите условные знаки, которые помогут вам в работе.
Объясните смысл выражений:
Любите книгу – источник знаний. (М. Горький.)
Земля освещается солнцем, а человек – знанием.
Наука и труд дивные всходы дадут.
III. Изучение нового материала.
1. Ч е л о в е к – э т о и с с л е д о в а т е л ь.
– Как человек-исследователь познает окружающий мир? Что ему помогает?
– Рассмотрите схему, которая подскажет вам правильный ответ:
наблюдения эксперимент | исследователь | путешествия чтение книг |
Человек использует каждый способ познания как источник информации об окружающем мире. Что наблюдает человек в окружающем мире? (Объекты живой и неживой природы.)
– Что узнает человек из эксперимента? (Свойства веществ, природных явлений.)
– Что дает чтение книг? (Расширяет кругозор.)
– Для чего люди путешествуют? (Ответы детей.)
Жил однажды человек,
Беспокойный человек,
Он объездил всю планету,
Все искал по белу свету
Страну без ошибок.
Но, увы, надежды зыбки,
Всюду он встречал ошибки…
Дж. Родари
– Отправимся и мы вслед за беспокойным человеком и попробуем устранить ошибки.
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
Найдите «лишнее» слово: север, северо-запад, влево, запад, назад, утро, юго-восток, вперед, восток. (Утро, так как это время суток.)
– Оставшиеся слова распределите на группы и дополните каждую: - основные части света; -промежуточные части света. |
3. Р а б о т а п о к а р т е п о л у ш а р и й и с контурами материков (в рабочей тетради).
– Как называется самый большой материк? В каком полушарии он находится?
– Назовите материк, пересекаемый экватором, расположенный в восточном полушарии. (Африка.)
– Самый холодный материк. (Антарктида.)
– Самый маленький материк. (Австралия.) В каком полушарии расположен?
Задание: даны контуры материков. Расположите материки по возрастанию и назовите их.
– Наша планета состоит на 2/3 из воды. Все материки омываются водами Мирового океана.
– Сколько океанов на нашей планете? Назовите их.
– Какой океан самый холодный?
– Какой океан самый большой?
4. Р а с с к а з ы у ч а щ и х с я.
– Совсем недавно и вы были путешественниками.
Для нас неведомой страной
Является наш край родной!
Расскажите, где вы провели летние каникулы, что интересного узнали и увидели.
Учитель на карте расставляет флажки в соответствии с названиями городов, где были дети.
– Какой был начальный пункт?
– Назовите конечный пункт. Определите, в каком направлении проходил маршрут. На каком транспорте вы передвигались? Сколько времени были в пути? Можете ли вы назвать протяженность пути в километрах (приблизительно)?
– Окружающий нас мир состоит из природы, из близких и далеких соседей, из нашей и их истории. Понять одно без другого невозможно. Но именно это понять и хочет любой другой человек, который оказывается в новом месте или который хочет все знать о месте, где он живет.
Представьте, что в ваш город хочет перебраться семья из Сибири. Что будет интересовать членов семьи при окончательном принятии решения о переселении? (Отвечает первая группа учащихся – «переселенцы».)
– Как бы вы рассказали об условиях жизни в нашей местности? (Отвечает вторая группа – «жители».)
– Почему в нашей местности сложились такие природные условия и условия для жизни, работы, учебы, для свободного времяпрепровождения?
– В каком тепловом поясе мы живем?
– Какие тепловые пояса бывают?
– Какова причина их образования? (Шарообразная форма Земли.)
– А если бы Земля была плоская, как экран, как бы распределялись на ней тепловые пояса? (Она обогревалась бы одинаково, так как солнечные лучи падали бы на нее под одним углом в 90°.)
– Вы сумели убедить всех членов семьи в том, что им будет хорошо жить в нашей местности. Представьте, что они переехали, и вы вместе с вашими родителями хотите показать им наши достопримечательности.
– Какие знания и умения потребуются, чтобы путешествовать по нашему краю?
– Что нужно знать и уметь для воображаемых путешествий по России, по всему миру?
5. М у з ы к а л ь н а я м и н у т к а.
Дети исполняют песню «Сказка про указку».
Учебник географии Дрожит от изумления – Впервые наблюдается Редчайшее явление: П р и п е в. Растаял лед Гренландии. Мороз укутал Африку – Указка перепутала Антарктику и Арктику. | Планета вверх тормашками, Кругом сплошные странности. Медведи в джунглях маются, А в тундре львы да страусы. П р и п е в. Плотва плывет в Атлантику, А кит спешит в Москву-реку. Указка перепутала Антарктику и Арктику. |
6. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (
– К каким отрезкам времени относятся следующие понятия: осень, декабрь, понедельник, вечер, минута?
– Дополните каждую группу, дайте ей названия.
– Отгадайте загадку:
Что ни день, по одежке
Отдает нам Сережка,
А с последней расстался –
Сам куда-то девался!
(Календарь.)
– Что такое календарь?
– Обратимся к «Толковому словарю» (соотнести с иллюстрацией учебника):
способ счисления дней в году;
таблица или книжка с перечнем всех дней в году;
распределение по временам (дням, месяцам) отдельных видов деятельности.
Дни складываются в недели, недели в месяцы, а месяцы в годы – так течет время. Без календаря было бы трудно определить, какой сегодня день или месяц. В нем последовательно на весь год расписаны дни и недели, месяцы.
О т г а д а й т е р е б у с ы:
О т в е т ы: 1. Сутки. 2. Ночь. 3. День. 4. Минутка. 5. Неделя. 6. Год.
IV. Итог урока.
– Основные меры времени даны самой природой и от нашей воли не зависят. Докажите. (За сутки Земля совершает ровно один оборот вокруг своей оси, а за год – тоже один оборот, но вокруг Солнца.) Эти меры не придуманы, их нельзя изменить, они обязательны для всех стран и народов.
В этом году мы будем составлять свой собственный календарь погоды.
Представьте, что вы великаны, а наша Земля совсем маленькая, как мяч. Вы держите ее в своих ладонях. Дунете – и ураганы поднимут деревья, унесут вверх, страшные волны обрушатся на корабли и берега. Дотронетесь – и исчезнут под пальцами долины и леса. Будьте осторожны со своей планетой! Вы вырастете, кто знает, какой силой вам доведется обладать! Учитесь беречь наш общий дом – ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Путешествие в страну Морфемики. Состав слова" 3класс
Урок - путешествие по теме "Состав слова". Урок - повторение....
Урок окружающего мира "Путешествие тучки по Европе. Скандинавский полуостров»" (2-й класс)
Урок окружающего мира "Путешествие тучки по Европе. Скандинавский полуостров»" (2-й класс)...
Урок по теме: "Путешествие по Великобритании"
Бинарный урок проводится совместно с учителем английского языка с использованием презентации ...
Тема урока: «Приглашение на карнавал».
Тема урока: «Приглашение на карнавал».Цель: познакомить учащихся с музыкой французского композитора К.Сен-Санса «Карнавал животных».Задачи:вызвать эмоциональный отклик, помочь учащимся «об...
Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23
Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...
Урок на тему: "Ледяная зона" (1 урок из раздела "Путешествие по природным зонам России")
Раздел включает в себя 12 часов на изучение природных зон России (по 2 часа на каждую зону) и 1 час для написания контрольной работы. Представленный конспект урока является первым в теме «Ледяная зона...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ ФИЗЛАНДИЯ».
Аннотация Именно игра позволяет сделать учебный процесс в первом классе необычным, сказочным и заманчивым. В данной разработке урока игра рассматривается кА основное средство формирования двигате...