Проект "Тайна мыльных пузырей".
проект по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. РАЗВИТИЕ»
«ТАЙНА МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ»
(проект)
Злобина Дарина Павловна,
обучающаяся 3 класса
МКОУ «Барановская СОШ»
Научный руководитель:
Злобина Елена Александровна,
учитель начальных классов
МКОУ «Барановская СОШ»
апрель 2019 г.
Содержание
- Введение…………………………………………………………… 3-4
- Теоретическая часть………………………………………………. 4-5
- Основная часть…………………………………………………… 5-11
- Заключение…………………………………………………………. 11
Список литературы ………………………………………………… 12
Приложения 1,2,3,4 ………………………………………………. 13-16
Я пускаю пузыри!
Их так много, посмотри,
Надо мной летают,
Солнце в них сияет.
Разлетелись пузыри
Их в ладошки не бери,
Не пытайся их поймать
Их так просто напугать!
Чуть дотронешься рукой,
Хлоп! ... И пусто над тобой!
- ВВЕДЕНИЕ.
Мыльные пузыри известны с давних времён и привлекают внимание, как детей, так и взрослых своей красотой, радужными переливами, удивительной хрупкостью и лёгкостью. И не только дети, но и взрослые с удовольствием наблюдают за этим удивительным творением человека. Я всегда удивлялась, как получаются такие замечательные пузыри, а в баночке, которую покупает моя мама, их так мало, они так быстро исчезают из баночки, а мне так хочется еще дуть и дуть эти пузыри. Поэтому я решила провести небольшое исследование по этой теме. Раньше я считала, что мыльные пузыри делаются только из воды и мыла. Я перевела кучу шампуня и мыла, но пузыри у меня не получались, а если и получалось выдуть пузырь, то он почти сразу лопался, не успевая долететь до земли. Мне стало очень интересно – что же нужно добавить в раствор, чтобы пузыри были яркими, крупными и крепкими. Я решила изучить историю возникновения мыльных пузырей, их тайну и вывести свой рецепт, чтобы я могла дома приготовить его сама, и мама не покупала бы мне мыльные пузыри в магазине, а это будет экономичнее.
Актуальность данного проекта в том, что разработка состава мыльных пузырей позволит мне доставлять минуты радости своим друзьям и близким, не требуя больших затрат.
Объектом данного исследования является мыльный пузырь.
Предметом данного исследования является процесс приготовления раствора и способ выдувания мыльного пузыря.
Итак, главная цель моего исследования –выяснить, можно ли получить большие и крепкие мыльные пузыри самостоятельно в домашних условиях. Также разработать состав для создания различных видов мыльных пузырей.
Задачи:
- Познакомиться с историей происхождения мыльных пузырей.
- Провести опрос среди учеников 2-6 классов.
- Выяснить, что делает мыльные пузыри большими и крепкими, найти рецепт для изготовления больших мыльных пузырей;
- В домашних условиях провести опыты по надуванию различных видов мыльных пузырей.
В ходе работы над проектом была выдвинута следующая гипотеза:
Я предполагаю, что зная состав, можно приготовить раствор для мыльных пузырей в домашних условиях, чтобы они были большими и крепкими.
Методы исследования: анализ литературы, опрос, наблюдение, проведение опытов, сравнение и обобщение результатов.
Новизна работы заключается в следующем:
Исследовательская работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части я изучила вопросы, касающиеся истории возникновения мыльных пузырей, компонентов и инструментов, необходимых для получения мыльного пузыря и обработала необходимую информацию. В практической части использовала опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых были сделаны соответствующие выводы.
Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, при праздновании Дня именинника и других детских праздников.
2.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1.Что такое мыльный пузырь
Для того, чтобы узнать, как и когда появились мыльные пузыри в первую очередь я пошла в сельскую библиотеку. Я пыталась найти хоть какую-нибудь информацию о мыльных пузырях. Я просмотрела детскую энциклопедию «Всё обо всём», но абсолютно никакой информации. Тогда я села за компьютер и стала искать информацию в сети Интернет. И вот, что нашла…
Мыльный пузырь – это шарик, который образован тонкой многослойной плёнкой мыльной воды и наполнен воздухом. Мыльные пузыри обычно существуют несколько секунд, а потом лопаются при соприкосновением с поверхностью самопроизвольно.
2.2. Первое упоминание о мыльных пузырях
Когда и где точно появились мыльные пузыри и по сей день остаётся загадкой. Но доподлинно известно, что при раскопках древней Помпеи археологи обнаружили необычные фрески с изображением юных помпейцев, выдувающих мыльные пузыри. Значит, пузыри радовали детей и взрослых ещё в конце 1 века нашей эры. На картинах фламандских художников 18 века часто встречались изображения детей, выдувающих мыльные пузыри через глиняную соломинку. В 18 и 19 веках дети выдували мыльные пузыри, используя мыльную воду, оставшуюся после стирки.
Секреты мыльных пузырей интересовали философов, художников, учёных на протяжении веков, не оставляя равнодушных и в 21 веке.
Так, например, 9 августа 1996 года, Алан Маккей (Новая Зеландия) пустил мыльный пузырь длиной 32 метра. Его имя было занесено в «Книгу рекордов Гиннеса». Сэм Хит выдул самый огромный в мире мыльный пузырь, скорее целую мыльную тучу, которая парила в воздухе в парке Лондона. Однажды Сэм выдул мыльный пузырь, внутри которого находилось 50 человек.
Мыльные пузыри обычно недолговечны, тем не менее, выдувание мыльных пузырей – любимое детское развлечение. И не только детское.
Вывод: выдувание мыльных пузырей – одно из любимых детских развлечений. Когда и где точно появились мыльные пузыри и по сей день остаётся загадкой. Секреты мыльных пузырей интересовали философов, художников, учёных на протяжении веков, не оставляя равнодушных и в 21 веке.
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
3.1 Анкетирование учащихся 1-6 классов
Мы с руководителем разработали опросник для учащихся 2-6 классов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Мы получили следующие результаты:
1.Нравится ли вам выдувать мыльные пузыри?
«Да» –ответили все 18 учеников
«Нет» - 0
Вывод. Мы отметили, что всем опрошенным учащимся 2-6 классов нравится выдувать мыльные пузыри.
2. Где вы берёте раствор?
« Покупаю» - 18 человек
«Готовлю по своему рецепту» -0 человек
Вывод: Почти все дети покупают готовые мыльные пузыри.
3. Какой наибольший диаметр мыльного пузыря вам удалось получить?
А) 5 см; - 10 чел. Б) 10 см; - 4чел. В) 15 см; - 2чел. Г) 20 см. -2 чел.
Вывод: очень больших пузырей не удавалось надуть.
4. Можно ли сохранить мыльный пузырь долгое время?
«Да» -2чел.
«Нет» -16 чел.
Вывод: почти все ответили, что пузырь долго не сохраняется.
5. Вы пробовали пускать мыльные пузыри зимой при температуре минус 6-17 градусов?
«Да» -0 чел
« Нет» - 18 чел.
Вывод: никто не пускал мыльные пузыри при минусовой температуре.
Итак, можно подвести итог анкетирования учащихся: мыльные пузыри любят пускать и мальчики, и девочки. Почти все ответившие покупают готовый раствор в магазине для пускания мыльных пузырей. Большие пузыри удалось выдуть 2 человекам. Никто не выдувал пузыри на морозе!
3.2.Растворы для мыльных пузырей
Сэм Хит использовал секретную формулу, над которой он химичил двадцать лет. “Всё зависит от правильного мыльного раствора”, – рассказывал мастер. – “Если у вас нет правильного состава, вы можете дуть сколько угодно, но у вас ничего не получится».
Я решила провести эксперименты и узнать, из чего лучше всего получаются мыльные пузыри?
Выдувание мыльных пузырей из купленного раствора.
Сначала я попробовала выдувать пузыри из раствора, купленного в магазине.
ВЫВОД: Пузырей выдувалось много, они вылетали красивым разноцветным роем, переливаясь на свету. Но большой мыльный пузырь этим способом выдуть не получилось.
Как же мне приготовить правильный раствор? Я поняла, что основу всех рецептов составляют вода и моющее вещество. Это может быть жидкость для мытья посуды, мыло, стиральный порошок, гель для душа или шампунь?
Вот какие рецепты мыльных пузырей я нашла в сети Интернет.
Рецепт 1.Вам понадобится:200 мл детского шампуня, 400 мл дистиллированной или кипячёной воды, 6 чайных ложек сахара. Смесь настаивается в течение суток, после чего следует добавить сахар.
Рецепт 2. Этот рецепт мыльных пузырей сложнее и приготовление раствора займёт больше времени. На 600 мл. ГОРЯЧЕЙ воды необходимо взять, 20 капель нашатырного спирта и 50 гр. любого порошкообразного моющего средства. Вместо моющего средства можно взять обычное хозяйственное мыло (настругать в воду, можно даже вскипятить при помешивании, чтобы быстрее стружки растворились). Все ингредиенты перемешиваем и оставляем настояться на 2-3 дня. После этого раствор тщательно профильтровываем и ставим в холодильник на 12 часов. И, наконец, можно приступать к выдуванию радужных красавцев.
Рецепт 3. Самый простой способ приготовить раствор таков: на 200 гр. любого средства для мытья посуды (только не для посудомоечных машин!) необходимо взять 600 мл.воды и 100 мл. глицерина. Всё хорошенько размешать и ваш раствор готов. Глицерин именно то средство, которое делает стенки мыльного пузыря прочнее, а сам пузырь, соответственно, более долгоживущим. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
3.3.Рецепт приготовления мыльных пузырей в домашних условиях.
Выбрав три наиболее понравившихся рецепта из сети ИНТЕРНЕТ, я решила сделать мыльный раствор сама. Потом купила необходимые ингредиенты и приступила к опытам. И вот что у нас получилось.
Для этого взяла следующие ингредиенты:
-200 мл шампуня «Syoss»,
-400 мл кипячёной воды,
-6 чайных ложек сахара.
Сначала смешали шампунь и воду. Смесь настаивали в течение 1 суток, после чего добавили сахар.
Я стал выдувать пузыри с помощью кольца из покупного флакона мыльных пузырей. Сначала у меня пузырей получалось несколько, и они были очень маленькие. Потом взяла трубочку-соломинку для сока и попробовала выдувать через неё. Я окунула трубочку в раствор и, держа её отвесно, так чтобы на конце образовалась плёнка жидкости, осторожно дула в неё. Получился пузырь покрупнее. Но он оторвался, полетел и очень быстро лопнул.
ВЫВОД: Раствор не понравился, потому что все пузыри очень быстро лопались.
Взяла:
-600 мл. ГОРЯЧЕЙ воды,
-20 капель нашатырного спирта,
-50 гр. хозяйственного мыла.
Все ингредиенты перемешали и оставили настаиваться 3 дня. После этого раствор тщательно профильтровали и поставили в холодильник на 12 часов. И, наконец, приступили к выдуванию радужных красавцев.
ВЫВОД: Этот рецепт мыльных пузырей сложнее и занял в приготовлении раствора больше времени, чем предыдущий. Но пузыри получались большие, долго не лопались.
Затем я приступила к приготовлению раствора по рецепту №3
Взяла:
- 200 мл. Fairy- средство для мытья посуды;
- 600 мл.кипячёной теплой воды;
-100 мл.глицерина.
Всё смешали и раствор готов!
ВЫВОД: Пузыри получались большие и летали по комнате дольше всех. Я решила, что занимательные опыты я буду проводить именно с этим раствором!
ОБЩИЙ ВЫВОД: Я сделала сравнительную характеристику растворов и пришла к такому выводу: Рецепт №3 самый простой в приготовлении. Пузыри получаются крупные и дольше держатся! Занимательные опыты над мыльными пузырями я буду проводить с этим раствором! (ПРИЛОЖЕНИЕ №3) Из сети Интернет я узнала то, насколько просто будет делать пузыри, зависит от множества разных факторов. Разные условия окружающей среды, например, лучше избегать пыльного воздуха или ветра. Также, чем больше влажность воздуха, а значит лучше делать пузыри в дождливый день или увлажнить воздух в комнате. Так я и сделала: сначала увлажнила воздух в комнате.
Потом из раствора по рецепту №3 я просто беспорядочно с удовольствием выдувала пузыри из соломинок разной толщины. Это очень мне понравилось. Потом решила выдувать пузыри разной формы, размеров, сажать пузырь в пузырь, выдувать пузырь вокруг игрушки. И вот какие получились занимательные опыты!
Опыт 1. Пузырь в пузыре.
Поверхность стола смазываю мыльным раствором. Выдуваю большой пузырь на стол. Соломинку погружаю в мыльный раствор так, чтобы только кончик её, остался сухим. Осторожно через стенку первого пузыря проталкиваю соломинку до центра. Большой пузырь не лопнул! Медленно начинаю дуть в соломинку. Получаю второй пузырь, заключенный в первом. Осторожно вытягиваю соломинку.
Вывод: стенки мыльного пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь них можно было провести соломинку, предварительно смоченную мыльным раствором. Освещение должно быть, по возможности, яркое: иначе пузыри не покажут своих радужных переливов.
Опыт 2. Пузыри вокруг предметов.
В тарелку наливаю мыльного раствора настолько, чтобы дно тарелки было покрыто слоем в 2 – 3 миллиметра вышины; в середину кладу маленькую яркую фигурку и накрываю воронкой. Затем, медленно поднимаю воронку, дую в неё узкой трубочкой – образуется мыльный пузырь. Когда этот пузырь достигнет достаточных размеров, наклоняю воронку, высвобождая из-под неё пузырь. Фигурка оказывается лежащей под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной плёнки.
Вывод: мыльная плёнка пузыря достаточно прочна и эластична, чтобы в него можно было поместить небольшой предмет, предварительно смоченный мыльным раствором.
Опыт 3. Мыльные цветы.
Я подумала, а нельзя ли сделать из нескольких мыльных пузырей цветок. И принялась за дело. Я выдувала пузыри на стол, и они притягивались друг к другу. И так оказывается можно сделать не только цветок, но и другие фигурки.
Вывод: этот опыт показывает, каким эластичным может быть мыльный пузырь и какие восхитительные предметы можно создать с его помощью.
Опыт 4. Пузырь на ладошке.
У меня возник вопрос, а можно ли поймать пузырь на ладошку? Сначала, пузырь лопался при соприкосновении с ладонью. Но потом я догадалась смазать ладошку мыльным раствором. И вот пузырь спокойно лежит в руке и не лопается!
Вывод: данный опыт опровергает распространённое убеждение о «неприкосновенности» пузыря и его недолговечности. Для того, чтобы посадить пузырь на предмет достаточно просто смочить его мыльным раствором, тем самым, сгладив шероховатости поверхности предмета и любоваться его радужной красотой в течение нескольких минут.
Опыт 5. Рекордный пузырь.
Я старалась получить самый крупный пузырь. Оказалось, что трубка для пузырей годится не всякая. Чем больше отверстие трубки, тем пузыри получаются крупнее. Чтобы выдуть самый крупный пузырь, я воспользовалась обрезанной пластиковой бутылкой со стороны горлышка. Я долго дула, сколько было сил. Вот и получился пузырь рекордного размера – около полуметра.
Вывод: размер пузыря зависит от размера отверстия трубки. Чем больше отверстие трубки, тем пузыри получаются крупнее. Производить опыты нужно медленно, осторожно, спокойно. Чем больше влажность воздуха, тем лучше, а значит лучше делать пузыри в дождливый день или увлажнить воздух в комнате.
Опыт 6.Выдувание пузырей на морозе
Я прочитала, что при температуре -6 градусов пузырь может замёрзнуть. Для этого на него сверху нужно положить снежинку или аккуратно опустить пузырь на снег. Подобный трюк у меня удался при температуре –17 °C! Я надувала пузыри на морозе, опускала осторожно на снег. Коснувшись снега, пузырь начал замерзать и вскоре замёрз.
Вывод: При температуре -17 °C при соприкосновении с поверхностью пузыри держатся дольше обычного, замерзали и казались тяжелыми. (ПРИЛОЖЕНИЕ№4)
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
4.1. Вывод
В результате своей работы:
-узнала историю происхождения мыльного пузыря и его тайну;
- я научилась самостоятельно выдувать мыльные пузыри разного размера при различной температуре воздуха;
- выявила наиболее эффективный состав раствора для выдувания различных мыльных пузырей, что сэкономит семейный бюджет.
-узнала, когда пузыри получаются крупными и долго держатся.
Закончив свою работу, я поняла, насколько была мало ознакомлена с таким удивительным явлением, как мыльный пузырь.
До сих пор неизвестно, когда и где точно появились мыльные пузыри. Секреты мыльных пузырей интересовали людей на протяжении веков, не оставляя равнодушных и в современное время.
Я считаю подтверждённой выдвинутую мною гипотезу о том, что зная состав, можно приготовить раствор для мыльных пузырей в домашних условиях, чтобы они были большими и крепкими.
Проведя опыты с мыльными пузырями, я убедилась, что мыльные пузыри при правильном надувании, могут радовать глаз в течение нескольких минут. Выдувая мыльные пузыри, поднимается настроение, мы забываем все проблемы, при этом хорошо разрабатываются лёгкие. Всё это благотворно влияет на здоровье.
Исследование мыльных пузырей – очень интересное занятие. Я подарю свой раствор друзьям и близким, доставлю им минуты радости.Возможно, я продолжу эту работу в старших классах, когда будем изучать физику, и секреты мыльного пузыря раскроются с другой стороны.
В целом, исследование мыльных пузырей оказалось интересным, красивым и полезным занятием.
Список литературы
- Большая книга экспериментов для школьников.- М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.-260 с.
- Занимательные опыты и эксперименты. М.:»АЙРИС – ПРЕСС», 2007.-125 с.
- Энциклопедия для детей,т.16.Физика.с.1,2
- Самые большие мыльные пузыри в мире Blogga.Ru
- Как сделать мыльные пузыри. http://www.all-ebooks.com/
- Детская энциклопедия «Всё обо всём»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
1.Нравится ли вам выдувать мыльные пузыри?
«Да»
«Нет»
2. Где вы берёте раствор?
« Покупаю»
«Готовлю по своему рецепту»
3. Какой наибольший диаметр мыльного пузыря вам удалось получить?
А) 5 см; Б) 10 см; В) 15 см; Г) 20 см.
4. Можно ли сохранить мыльный пузырь долгое время?
«Да»
«Нет»
5. Вы пробовали пускать мыльные пузыри зимой при температуре минус 10-17 градусов?
«Да»
« Нет»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Характеристика растворов (рецепт №1, рецепт №2, рецепт №3)
Растворы | Время приготовления | Размер пузырей | Время жизни пузыря |
Рецепт №1 (шампунь, вода, сахар) | 24 часа | D=4-5см | 5 секунд |
Рецепт№2 (вода, нашатырный спирт, хозяйственное мыло) | 3,5 суток | D=25-30см | 10 секунд |
Рецепт№ 3 (Fairy, вода, глицерин) | Сразу готов к приготовлению пузырей | D=35-50см | 15 секунд |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Опыты из готовых растворов разными приспособлениями
Из чего выдуваем пузыри | Рецепт №1 | Рецепт №2 | Рецепт №3 |
Соломинка | D=3-4см | D=5-6см | D=7-8см |
Трубка от сока | D=4-5см | D=10-12см | D=12-14см |
Воронка | - | D=15-18см | D=15-30см |
Воронка из бутылки | - | D=25-30см | D=35 -50 см |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Наблюдение за пузырями на морозе
Дата | Температура воздуха | Поведение мыльных пузырей |
29 января | -6 | Пузырь не замерзает и лопается |
31 января | -17 | Замерзает при соприкосновении с поверхностью, становится тяжелее |
1 февраля | -13 | Немного начинает подмерзать, медленнее лопается |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мыльные пузыри из резины"
Материалы к выступлению на научной конференции на Дне здоровья «Мифы о жевательной резинке». Можно использовать как монтаж для агитбригады при проведении школьной Недели здоровья. ...
Урок в первом классе коррекционой школы VIII вида "Мыльные пузыри"
Цель: Обучение совместной деятельности. Задачи:> снятие эмоционального напряжения и агрессии;> преодоление стрессовых состояний у детей с СДА;> снижение излишней ...
"Мыльные пузыри" из резины.
Цель данной работы :узнать правду о жевательной резинке; информировать о последствиях употребления жевательной резинки на организм человека....
исследовательская рабоита на тему : Секреты мыльных пузырей
Мыльные пузыри настолько привлекательны своей красотой, радужными переливами, отражениями, удивительной лёгкостью и хрупкостью, что не только дети,...
Исследовательская работа для младших школьников на тему "Рождение мыльного пузыря"
В данной работе представлена следующая информация: история создания мыльных пузырей, рецепты для приготовления растворов для мыльных пузырей, а также опыты по созданию мыльных пузырей...
Исследовательская работа для младших школьников на тему "Рождение мыльного пузыря"
В данной работе представлена следующая информация: история создания мыльных пузырей, рецепты для приготовления растворов для мыльных пузырей, а также опыты по созданию мыльных пузырей...
Нетрадиционный способ рисования (окрашивания) мыльными пузырями.
Среди разнообразных способов нетрадиционного рисования один из интереснейших, занимательных и веселых - рисование мыльными пузырями. сам по себе метод не новый, если заинтересоваться, то ссылки на нег...