Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе по теме: Почва.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект открытого урока на конкурсе профессионального мастерства муниципального этапа " Учитель года " 2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока в 3 классе по теме: Почва. | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Оргмомент Введение в тему Самоопределение к деятельности IV. Работа по плану: | Учитель приветствует учеников. -Здравствуйте, дети! Сегодня урок окружающего мира у вас буду вести я. Меня зовут Тюквезбан Джамаловна. Как вы заметили, у нас сегодня много гостей на уроке. Пожалуйста, повернитесь к ним и поздоровайтесь. Садитесь. Я желаю вам всем хорошего настроения! А сейчас давайте все хором прочитаем девиз нашего урока.. Окружающий нас мир Интересно познавать. Его тайны и загадки Все готовы разгадать! Молодцы, дети! Все готовы разгадывать тайны окружающего мира? А начнем мы наш урок с упражнения « Погода ». - Какой сегодня день недели? - Какое число и месяц? - Какое время года? - Кто сможет дать описание сегодняшней погоде? - Был ли ветер, когда вы шли в школу? - А осадки? Ребята, Знаете ли вы, что такое лаборатория? Сегодня у нас не совсем обычный урок. Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. Наш класс разделен на команды. У каждой команды есть свое название. ( Эрудиты, Искатели, Смельчаки и Знатоки) Чтобы определить тему нашего урока, пожалуйста, отгадайте загадку: Бьют меня ногами, Режут грудь ножами, Каждый хочет растоптать, А я с подарками опять. (Земля) А что означает слово земля? ( планета, почва) Получается, у слово земля есть несколько значений, да? Значит, какое это слово, которое имеет несколько значений? ( многозначное ) Для того, чтобы точно понять объект нашего исследования сегодня, послушайте небольшой текст и постарайтесь ответить на вопрос. «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян становится грудой огурцов, помидоров, лука, моркови. Как вы считаете, сказка ли это или быль? Нет, это не сказка. Такая чудесная кладовая есть на самом деле. А называется она …?» - Итак, объектом нашего исследования будет почва. В тетрадях записать число и тему урока. Давайте тогда, как и все научные сотрудники, составим план работы. А с какой целью мы будем исследовать почву? А что бы еще вы хотели узнать? Какой будет первый пункт нашего плана?
— Приступим к работе, следуя составленному плану. — Так, что же такое почва? — Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос? — Правильно. Образец почвы. — Внимательно рассмотрите почву. — Какого она цвета? — Сделайте вывод. — Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой. СЛАЙД Запись в тетрадях. Молодцы, ребята! Мы смогли ответить на первый вопрос нашего плана? |
Физминутка. Опытно - экспериментальная работа с почвой | Давным-давно, когда еще на Земле не было живых существ, не было на земле и почвы. Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. На горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы - перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тысяч лет. Следующий пункт нашего плана Свойства почвы. Как вы думаете, какие свойства есть у почвы?(сыпучая, водопроницаемая, нагревается и охлаждается, плодородная) Запись в тетрадях. - Назовите главное свойство почвы. - Как вы понимаете слово плодородие?(Родить плод, урожай.) СЛАЙД Запишем в тетрадях свойства почвы. ФИЗМИНУТКА
Как вы думаете, из чего состоит почва? ( Ответы детей ) На самом деле, ребята, почва состоит из всех тех веществ, что вы назвали. Вода, воздух, глина и песок, перегной и минеральные соли входят в состав почвы. Сейчас мы с вами, с помощью опытов докажем, правда это или нет. Состав почвы. Мы уже разделились на группы. Сейчас мы будем исследовать состав почвы. -В каждой группе будет главный исследователь, капитан. Он расскажет нам о проделанном опыте. Потом будем записывать в тетрадях. Прежде чем начать наши исследования, найдите на ваших столиках листок техники безопасности при проведении опытов. Давайте прочитаем правила и будем придерживаться их. Один читает, другой выполняет, остальные делают вывод. Опыт №1 (группа 1) 1. Возьмите стакан с водой. 2. Бросьте туда комочек почвы. 3. Что вы наблюдаете? Пожалуйста, опишите опыт. Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха. - Хорошо, какой вывод мы можем сделать? Значит в почве есть воздух. Молодцы. Значит, что входит в состав почвы? (воздух.) Слайд Прикрепляем слово воздух к доске. 1. Возьмите бумажную салфетку. 2. Насыпьте на нее немного почвы. 3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом 4. Что вы наблюдаете? Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили на салфетке мокрое пятно. Значит в почве есть вода. СЛАЙД Бумага со словом вода крепится к доске. Опыт №3 (группа 3) 1. Возьмите стакан с водой. 2. Бросьте туда комочек почвы. 3. Теперь размешайте почву палочкой и понаблюдайте. Что вы видите? Ответ: На поверхности воды плавает мусор; остатки листочков; какие-то мелкие крылышки; насекомые. А на дне осадок. Ответы детей: В почве содержится песок и глина. СЛАЙД Опыт №4 ( Группа 4) Проводит с помощью Учителя: |
Нагреваем почву и наблюдаем. Учитель: Что вы видите и чувствуете? Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах. Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать? Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной. Вывод: В почве есть перегной. СЛАЙД - Главная часть почвы – перегной. Опыт № 6 Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это? Вывод: в состав почвы входят и минеральные соли. СЛАЙД. Мы уже сказали, что в почве есть перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так происходит круговорот веществ в природе. - Перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем почва темнее, тем она плодороднее. Самая плодородная земля – чернозём (чёрная земля от перегноя). (слайд 4.) Черноземье – это богатство нашей Родины. А у нас, в Ахтынском районе почва горно-степная и горно-луговая. - Проведя опыты, какой вывод о составе почвы можно сделать? СЛАЙД. Запись в тетрадях. - В результате проведенных экспериментов, мы убедились, что почва состоит из разных веществ? - Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А, значит, не смогут жить на Земле и люди. - Вот почему замечательный русский учёный В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы – нет. Василий Васильевич Докучаев великий русский ученый, почвовед, создал науку о почвах – почвоведение. Давайте мы прочитаем про него в учебнике на странице 67. А Каких насекомых можно встретить в почве? Вред или пользу они приносят почве? В почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьев, Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Ученые установили, что дождевые черви — одни из главных «почвообразователей». Да, ребята, наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. 10.Закрепление изученного материала Учитель: В закреплении нашей темы мы сейчас проведем небольшое тестирование по парам. Вы должны прочитать и поставить галочку ниже слов да или нет. Если вы согласны с утверждением, то ставите да, а если не согласны, ставите нет. Проверяем фронтально, потом по слайду. Оцениваем. | |
Итог урока | - Наш урок подходит к концу. - Что вы узнали сегодня на уроке? -Что такое почва? - Назовите основное свойство почвы. - Каково значение почвы для растений 12.Домашнее задание Найти информацию об охране почвы. Ответить на вопрос «Чего боится почва?» |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Продолжите фразу: -До этого урока я не знал… - Мне было интересно узнать,что… - У вас всех есть смайлики. Выберите и покажите мне тот, который соответствует вашему настроению после нашего урока. - Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Оценивание И в заключении послушайте стихотворение Елены Смирновой Давайте вместе Землю украшать,
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"
Этот конспект разработан для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и групповыми признаками животных....
Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"
Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...
Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс.
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по учебнику "Окружающий мир" (интегрированный курс) УМК "Гармония". Тема: " Как Московская Русь стала Российской Империей. Пётр Великий"....
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока по окружающему миру (4 класс) Тема Животноводство в родном крае
Конспект открытого урока по окружающему миру (4 класс)Тема Животноводст...
Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс, УМК "Перспектива", тема "Грибы"
Урок открытия новых знаний. В результате проблемной ситуации дети выводят тему, цели урока. На протяжении всего урока в групповой форме или работой в парах ребята отвечают на основные задачи урока. Са...
Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс по теме: "Кто что ест?"
Данный урок провела в рамках месячника "Педагогическое мастерство учителя". ...