Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе по теме: Почва.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Джафарова Тюквезбан Джамаловна

Конспект открытого урока на конкурсе профессионального мастерства муниципального этапа " Учитель года " 2020

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оргмомент

Введение в тему

Самоопределение к деятельности

IV. Работа по плану:

Учитель приветствует учеников.

-Здравствуйте, дети!

Сегодня урок окружающего мира у вас буду вести я. Меня зовут Тюквезбан Джамаловна.

Как вы заметили, у нас сегодня много гостей на уроке. Пожалуйста, повернитесь к ним и поздоровайтесь. Садитесь. Я желаю вам всем хорошего настроения!

А сейчас давайте все хором прочитаем девиз нашего урока..

Окружающий нас мир

Интересно познавать.

Его тайны и загадки

Все готовы разгадать!

Молодцы, дети! Все готовы разгадывать тайны окружающего мира?

А начнем мы наш урок с упражнения « Погода ».

- Какой сегодня день недели?

- Какое число и месяц?

- Какое время года?

- Кто сможет дать описание сегодняшней погоде?

- Был ли ветер, когда вы шли в школу?    - А осадки?

Ребята, Знаете ли вы, что такое лаборатория?

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории.  В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

Наш класс разделен на команды. У каждой команды есть свое название. ( Эрудиты, Искатели, Смельчаки и Знатоки)

Чтобы определить тему нашего урока, пожалуйста, отгадайте загадку:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами,

Каждый хочет растоптать,

А я с подарками опять. (Земля)

А что означает слово земля? ( планета, почва)

Получается,  у слово земля есть несколько значений, да?

Значит, какое это слово, которое имеет несколько значений? ( многозначное )

Для того, чтобы точно понять объект нашего исследования сегодня, послушайте небольшой текст и постарайтесь ответить на вопрос.

 «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь,  вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян становится грудой огурцов, помидоров, лука, моркови. Как вы считаете, сказка ли это или быль? Нет, это не сказка. Такая чудесная кладовая есть на самом деле. А называется она …?»

- Итак, объектом нашего исследования будет почва. В тетрадях записать число и тему урока.

Давайте тогда, как и все научные сотрудники, составим план работы.

А с какой целью мы будем исследовать почву?

А что бы еще вы хотели узнать?  Какой будет первый пункт нашего плана?

  1. Что такое почва?
  2. Свойства почвы.
  3. Состав почвы.

— Приступим к работе, следуя составленному плану.

— Так, что же такое почва?

— Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

— Правильно. Образец почвы.

— Внимательно рассмотрите почву.

— Какого она цвета?

— Сделайте вывод.

— Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой. СЛАЙД  Запись в тетрадях.

Молодцы, ребята! Мы смогли ответить на первый вопрос нашего плана?

Физминутка.

Опытно - экспериментальная работа с почвой

Давным-давно, когда еще на Земле не было живых существ, не было на земле и почвы. Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. На горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы - перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тысяч лет.

 Следующий пункт нашего плана Свойства почвы.

Как вы думаете, какие свойства есть у почвы?(сыпучая, водопроницаемая, нагревается и охлаждается, плодородная)

Запись в тетрадях.

- Назовите главное свойство почвы.

- Как вы понимаете слово плодородие?(Родить плод, урожай.)

                         СЛАЙД

Запишем в тетрадях свойства почвы.

                                          ФИЗМИНУТКА


4.Практическая работа

Как вы думаете, из чего состоит почва? ( Ответы детей )

 На самом деле, ребята, почва состоит из всех тех веществ, что вы назвали. Вода, воздух, глина и песок, перегной и минеральные соли входят в состав почвы. Сейчас мы с вами, с помощью опытов докажем, правда это или нет.

Состав почвы.

Мы уже разделились на группы. Сейчас мы будем исследовать состав почвы.

-В каждой группе будет главный исследователь, капитан. Он расскажет нам о проделанном опыте. Потом будем записывать в тетрадях.

Прежде чем начать наши исследования, найдите на ваших столиках листок техники безопасности при проведении опытов. Давайте прочитаем правила и будем придерживаться их.

Один читает, другой выполняет, остальные делают вывод.

Опыт №1 (группа 1)

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы.

3. Что вы наблюдаете?

Пожалуйста, опишите опыт.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха.

- Хорошо, какой вывод мы можем сделать?

Значит в почве есть воздух.

Молодцы. Значит,  что входит в состав почвы? (воздух.) Слайд

Прикрепляем слово воздух к доске.
Опыт №2 (группа 2)

1. Возьмите бумажную салфетку.

2. Насыпьте на нее немного почвы.

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом

4. Что вы наблюдаете?

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили на салфетке мокрое пятно. Значит в почве есть вода.        СЛАЙД

Бумага со словом вода крепится к доске.

Опыт №3 (группа 3)

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы.

3. Теперь размешайте почву палочкой и понаблюдайте.

Что вы видите?

Ответ: На поверхности воды плавает мусор; остатки листочков; какие-то мелкие крылышки; насекомые. А на дне осадок.

Ответы детей: В почве содержится песок и глина.  СЛАЙД

Опыт №4  ( Группа 4) Проводит с помощью Учителя

Нагреваем почву и наблюдаем.

Учитель: Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

Вывод: В почве есть перегной.  СЛАЙД

- Главная часть почвы – перегной.

Опыт № 6

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Вывод: в состав почвы входят и минеральные соли.  СЛАЙД.

Мы уже сказали, что в почве есть перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так происходит круговорот веществ в природе.

- Перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем почва темнее, тем она плодороднее. Самая плодородная земля – чернозём (чёрная земля от перегноя). (слайд 4.) Черноземье – это богатство нашей Родины.

А у нас, в Ахтынском районе почва горно-степная и горно-луговая.

- Проведя  опыты, какой вывод о составе почвы можно сделать?                                                       

                      СЛАЙД.  Запись в тетрадях.

- В результате проведенных экспериментов, мы убедились, что почва состоит из разных веществ? 

- Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А, значит, не смогут жить на Земле и люди.

- Вот почему замечательный русский учёный В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота.  Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы – нет.

Василий Васильевич Докучаев великий русский ученый, почвовед, создал науку о почвах – почвоведение.

Давайте мы прочитаем про него в учебнике на странице 67.

А Каких насекомых можно встретить  в почве?

Вред или пользу они приносят почве?

В почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьев, Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Ученые установили, что дождевые черви — одни из главных «почвообразователей».

Да, ребята, наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

10.Закрепление изученного материала

Учитель: В закреплении нашей темы мы сейчас проведем небольшое тестирование по парам.  Вы должны прочитать и поставить галочку ниже слов да или нет. Если вы согласны с утверждением, то ставите да, а если не согласны, ставите нет.

Проверяем фронтально, потом по слайду. Оцениваем.

Итог урока

- Наш урок подходит к концу.

- Что вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое почва?

- Назовите основное свойство почвы.

- Каково значение почвы для растений

12.Домашнее задание

Найти информацию об охране почвы.

Ответить на вопрос «Чего боится почва?»

Рефлексия учебной

деятельности на уроке

- Продолжите фразу:

-До этого урока я не знал…

- Мне было интересно узнать,что…

- У вас всех есть смайлики. Выберите и покажите мне тот, который соответствует вашему настроению после нашего урока.

- Ребята, вы сегодня хорошо поработали.

  Оценивание

И в заключении послушайте стихотворение Елены Смирновой

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться бережно, как к чуду!
Мы забываем , что она у нас одна
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная : хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!


- Благодарю всех вас за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"

Этот конспект разработан  для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и  групповыми признаками животных....

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс.

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по учебнику "Окружающий мир" (интегрированный курс) УМК "Гармония". Тема: " Как Московская Русь стала Российской Империей. Пётр Великий"....

Конспект открытого урока по окружающему миру (4 класс) Тема Животноводство в родном крае

                         Конспект открытого урока по       окружающему миру (4 класс)Тема  Животноводст...

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс, УМК "Перспектива", тема "Грибы"

Урок открытия новых знаний. В результате проблемной ситуации дети выводят тему, цели урока. На протяжении всего урока в групповой форме или работой в парах ребята отвечают на основные задачи урока. Са...

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс по теме: "Кто что ест?"

Данный урок провела в рамках месячника "Педагогическое мастерство учителя".                              ...