Урок окружающего мира " узоры на снегу"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_uzory_na_snegu.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
1 класс
Тема: Изменения в жизни диких животных зимой.
Цель урока: Узнать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери.
Задачи:
1.Развивать умение логически верно выражать свои мысли.
2.Учить анализировать, делать выводы, развивать речь, учить отвечать на поставленные вопросы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки диких животных и их следов, кроссворд, тексты с информацией о животных, карточки для игры «Угадай след», карточки с опорными словами, презентация «Узоры на снегу», учебник «Окружающий мир» (программа «Начальная школа ХХI века»).
Ход урока
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний
Работа с учебником
- Прежде, чем перейти к теме нашего урока, поработаем по учебнику ( с. 87) Рассмотрите иллюстрацию.
- Какое время года на ней изображено?
- Какие изменения произошли в природе с приходом зимы?
- Подумайте, кого бы вы ещё хотели видеть на этом рисунке?
(Животных).
- Тема нашего урока: «Жизнь диких животных зимой».
- Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке?
(ответы учащихся)
Зима - суровое и сложное время года для диких животных - холодно, много снега и мало корма, им очень трудно выжить в эту пору.
- Сегодня мы узнаем, как звери приспосабливаются к суровым морозным условиям. Я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес.
3. Работа над новым материалом
Презентация
2 слайд
- Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь — как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых.
- Как вы думаете, кто же оставил эти узоры на снегу?
- Можем мы сразу определить, чьи это следы?
- Проблема … Давайте разбираться вместе. Наша задача – научиться определять животных по их следам. Отгадайте загадку.
3,4 слайд
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
- Давайте поработаем с текстом, прочитаем информацию о зайце.
Дети самостоятельно читают текст. Учитель прикрепляет к доске иллюстрацию с изображением зайца.
Заяц
Осенью зайцы меняют окрас с серого цвета на белый, чтобы быть незаметным для врагов на фоне снега.
Запасов на зиму заяц не делает. Кормится побегами и корой различных деревьев. Может раскопать из-под снега траву и ягоды.
Зайца в народе «косым» называют, потому что глаза у него не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зверёк может видеть, что делается сбоку и даже сзади. Задние лапы длиннее передних.
След зайца спутать трудно: два широких отпечатка – впереди, два поменьше – сзади.
- Используя опорные слова, давайте попробуем составить рассказ о зайце.
Подготовка к зиме
Чем питается
Интересные факты
След животного
- Как готовится зайчик к зиме?
- Чем питается зимой заяц?
- Почему зайца в народе «косым» называют?
Найдите и прочитайте предложение из текста, как выглядит след зайца.
- Попробуйте найти среди следов животных изображение следа зайца. Сравним его с фотографией на слайде.
5 слайд
- Когда заяц убегает от своих врагов, он выбрасывает свои задние лапы и делает огромные скачки, а передними лапками он только опирается о снег, землю. Большие задние лапы спасают зайцев от врагов.
- Давайте сделаем вывод, как же заяц готовится к зиме?
- Отгадаем следующую загадку.
6,7 слайд
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
- О ком речь идёт в загадке?
- Давайте прочитаем текст про лису.
Дети самостоятельно читают текст. Учитель прикрепляет к доске иллюстрацию с изображением лисы.
Лиса
К зиме лиса цвет шубки не меняет, но мех у неё становится более густым и пушистым.
Питается лиса мелкими животными, растениями и грызунами.
Слух у лисицы отличный. Зимой она охотится на полевых мышей. Чутко прислушивается к писку под снегом, прыжком ныряет и пытается поймать добычу. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.
Хвост помогает поддерживать лисе равновесие во время бега, также в зимнее время она оборачивается им, чтобы защититься от холода.
След лисы похож на затейливую цепочку. Отпечатки лап тянутся по прямой линии, один за другим.
- Используя опорные слова, составьте рассказ о лисе.
Учитель может помочь детям, используя наводящие вопросы.
- Как лиса готовится к зиме? Меняет ли она цвет своей шубки?
- Чем питается зимой это животное?
_ Что интересного вы узнали про лису?
- Какой слух у лисы?
- Как он ей помогает в охоте?
- Сколько мышей ей надо съесть за день?
-Какую роль играет хвост для лисы?
- Найдите и прочитайте в тексте предложение, на что похож след лисы. - Попробуйте найти среди следов животных изображение следа лисы. Сравним его с фотографией на слайде.
8, 9 слайд
- Давайте сделаем вывод, как же лиса готовится к зиме?
Учитель показывает детям видеофильм «Лиса мышкует».
Физминутка «Зимняя сказка»
- Отгадаем следующую загадку. Прочитайте.
10, 11 слайд
В чаще ходит зверь рогатый,
Все зовут его «сохатый».
Так давно уж повелось.
В тёмной чаще бродит – ... . (лось).
- О ком речь идёт в загадке?
- Давайте прочитаем текст про лося.
Дети самостоятельно читают текст. Учитель прикрепляет к доске иллюстрацию с изображением лося.
Лось
К зиме шерсть лося становится более густой, защищая его от морозов. В конце ноября он сбрасывает свои рога.
Зимой лоси грызут кору молодых осинок.
Лоси быстро бегают. У них хорошо развит слух. А вот видит лось плохо. Отдыхают они, закопавшись в снег, как под снежным тёплым «покрывалом.
След у лося большой, двойной, длинный, спереди заострённый. Копыта у лося могут широко раздвигаться.
- Используя опорные слова, составьте рассказ о лосе.
Учитель может помочь детям, используя наводящие вопросы.
- Как лось готовится к зиме?
- Чем питается лось?
- Что интересного вы узнали об этом животном?
- Найдите предложение в тексте, как отдыхают лоси.
- Давайте рассмотрим след лося. Найдите в тексте предложение о нём. Попробуйте найти среди следов животных изображение следа лося. Сравним его с фотографией на слайде.
12, 13 слайд
- Давайте сделаем вывод, как же лось приспосабливается к зимним условиям?
14, 15 слайд
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван.
Это зверь лесной …. (Кабан)
- О ком речь идёт в загадке?
- Давайте прочитаем текст про кабана.
Дети самостоятельно читают текст. Учитель прикрепляет к доске иллюстрацию с изображением кабана.
Кабан
Осенью кабан много ест, чтобы накопить жир к зиме. С наступлением холодов под щетиной вырастает тёплый густой подшёрсток.
Питается опавшими плодами, желудями, насекомыми, корешками.
У кабана прекрасная память. В самое голодное зимнее время они возвращаются в дубовые рощи в поисках плодов, занесенных снегом.
Кабаны никогда не зарываются в снег, они его не любят. Если нужно пройти по глубокому снегу, то кабаны идут гуськом друг за другом. Сначала идет самый сильный кабан. Он прокладывает всем дорогу, за ним – все остальные.
След кабана похож на след лося, только мельче. След более округлый.
- Используя опорные слова, составьте рассказ о кабане.
Учитель может помочь детям, используя наводящие вопросы.
- Как готовится кабан к зиме?
- Чем питается кабан?
- Что интересного вы узнали об этом животном?
- Как вы думаете, любят ли кабаны, как лоси зарываться в снег?
- Как эти животные приспосабливаются ходить по глубокому снегу?
- Найдите и прочитайте предложение, как выглядит след кабана. Чем он отличается от следа лося? Рассмотрите след кабана, сравните его со следом лося.
Учащиеся рассматривают на слайде следы кабана.
16, 17 слайд
-Все животные приспосабливаются по-разному к зимним условиям, одни меняют цвет шубки, у других появляется густой подшёрсток, который служит надёжной защита от холода и морозов.
4. Работа в парах
Задание «Угадай, чей след»
– Определите, каким животным принадлежат эти следы.
Ваша задача – соединить карточку с животным с изображением принадлежащего ему следа.
5. Работа с кроссвордом
- Отпечатки лап этого животного тянутся по прямой линии один за другим, как затейливая цепочка. Кто же это пробежал? (Лиса).
- След большой, двойной, длинный, спереди заострённый. Кто же это оставил такой след? (Лось).
- Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)
- Этот след спутать трудно: два широких отпечатка – впереди, два поменьше – сзади. Это потому, что задние лапы при беге ставит впереди передних. (Заяц).
- Самостоятельная работа
Задание «Дополни предложение - заполни пропуски»
- Вставьте в предложение пропущенные слова.
К зиме заяц поменял …………………… шубку на белую. Мех у …………………. становится густым и пушистым. С наступлением холодов у кабана и лося появляется …………………... густой подшёрсток.
Слова для справок: серую, тёплый, лисы
7. Обобщение
-Давайте вновь вернёмся к первому слайду, где изображены следы на поляне и попробуем вместе разгадать, какие животные их оставили.
Дети определяют след лисы, зайца, лося.
- Что интересного вы узнали сегодня о животных?
- Что особенно вам запомнилось ?
8. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме «Что такое снег? Почему лёд плавает?»
Система Л.В.Занкова, к учебнику Н.Дмитриевой "Мы и окружающий мир"...
Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?"
Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?" в 1 - м классе. Главной целью данного урока является создание содержательных и организационных условий для самостоятельн...
Конспект интегрированного урока окружающего мира и ИЗО по теме "Снег и лед"
В течение всего урока ребята совершают путешествие в царство снега и льда вместе со Снежинкой и Льдинкой и доказывают, что они родные сестры. Знакомясь со свойствами снега и льда, ребята проделывают р...
урок окружающего мира Откуда берутся снег и лед 1 класс УМК Школа России
Конспект урока окружающего мира по теме Откуда берутся снег и лед предназначен для учителей начальных классов , работающих по УМК Школа России.На уроке используется групповая форма работы учащихся,эле...
Материалы к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "В царстве льда и снега"
Дидактические материалы включают план урока, презентацию, кроссворд по теме, видеофильмы....
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"
УМК "Школа России" окружающий мир А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Узоры в природе"
Место и роль темы в курсе. На изучение окружающего мира в 3 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю) Данный урок - авторский, можно включить в тему «Природные стихии в народном творчестве»...