ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС УРОК "Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
УРОК ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ ПО ПРОГРАММЕ "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_ya-grazhdanin_rossii.docx | 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Я – гражданин России.
Цели:
- познакомить обучающихся с правами граждан России и правами детей, документами, где оговариваются права россиян;
- развивать коммуникативные, организационные общеучебные умения;
- развивать аналитическое и критическое мышление;
- развивать внимание, память, речь;
- расширять кругозор учащихся;
- прививать любовь к родной стране;
- воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам каждого человека;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации “Мы – граждане России” и “Права ребенка”, таблицы, карточки.
ЗАДАЧИ
- Систематизировать знания учащихся о Государственных символах России;
- Развивать интерес к истории своей страны;
- Воспитывать патриотические чувства.
I. Организация совместной деятельности.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Проверка домашнего задания.
На предыдущем уроке мы познакомились с символами нашей страны.
Я бы хотела проверить ваши знания. Проведем небольшую проверочную работу и поработаем в парах.
Для этого предлагаю вам заполнить кроссворд.
Как называется наша страна? (Россия)
Как называется главная песня страны? (гимн)
Назовите один из символов страны, напоминающий щит. (герб)
Какое ещё полотнище представляет наше государство? (флаг)
Укажите цвет, расположенный вверху флага. (белый)
А какая птица изображено на символике России? (орёл)
Назовите столицу РФ. (Москва)
Какое самое главное здание находится в центре Москвы? (Кремль)
Кто стоит во главе государства? (президент)
Вывод: Проверьте свои ответы, (слайд 2) у кого все правильно, возьмите красные кружочки. Кто допустил 1 или 2 ошибки – синие. Молодцы, справились с заданием.
III. Актуализация знаний.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
Можем ли мы назвать Россию своей Родиной!?( да, т.к. мы здесь родились и живем)
Люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под знамёнами, гербами выстояли в самых тяжёлых испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят. (СЛАЙД 3). Во всём мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны. Каждое государство имеет три основных символа. Назовите их. (герб, флаг, гимн) (СЛАЙД 4)Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна. (СЛАЙД 2)
Вывод : душа наполняется гордостью за своё Отечество. Гражданин гордится Родиной, значит, готов помогать ей, защищать её.
IV. Работа над новой темой
1. Рассказ учителя.
- ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Что значит, быть гражданином своей страны? (Это значит: жить в этой стране и любить её.)
- Верно говорите. Но более подробно о том, кто такой гражданин, нам расскажет «Толковый словарь» С.И. Ожегова: «Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.»
Каждый человек в нашей стране имеет права и обязанности. Право жить там, где захочет, путешествовать; работать и получать зарплату, отдыхать, учиться. Государство защищает граждан. Для защиты прав людей оно использует милицию, суд, армию. Государство заботится о своих гражданах: строит детские сады, школы, больницы, театры, музеи, стадионы. Но, кроме прав, каждый гражданин имеет обязанности: честно жить и трудиться, защищать Родину. А вы являетесь гражданином нашей страны? Как это можно доказать? (Свидетельство о рождении, паспорт). Иметь просто документ, удостоверяющий наше гражданство мало, надо стать настоящим гражданином. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов писал:
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
А что значит “достойный сын”?(выполняет свои обязанности., соблюдает законы).
2 Совместное открытие знаний.
Сможете ли вы сами назвать тему нашего урока? (права и обязанности граждан ). Какие цели и задачи мы можем поставить перед собой на уроке? ( познакомиться с правами и обязанностями граждан России и правами детей, документами, где оговариваются права россиян ).
Кто из вас любит играть? Тогда поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (Капитанам раздаю разное количество карандашей).
- Игра началась! (Дети в замешательстве. Через некоторое время учитель удивляется, что ученики не умеют играть. Затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету)
- Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать через левое плечо)
- Снова играем! (Снова останавливается игра и, по своему усмотрению учитель называет победителя).
- Кому понравилась игра?
- Что не понравилось в ходе игры?
- Почему вам показалась игра нечестной?
- Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно? (В игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными, они не должны меняться по ходу игры).
- Наша жизнь тоже схожа с игрой, в ней есть правила по которым должны жить все граждане – ЗАКОНЫ. (слайд 5) Кто знает, как называется главный закон каждого государства? (Конституция) (слайд 6) Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году 12 декабря.
На доске:
Конституция | |
Права
| Обязанности
|
V. Физминутка (для глаз).
3) Работа с учебником. Чтение статьи учителем. (С. 152 - 153) .
VI.Осознание и осмысление учебного материала. ( устные ответы ).
- Какие права имеют граждане России?
- Назовите обязанности граждан нашей страны.
- Что значит защищать Родину?
- Как вы уже сейчас можете защищать Родину? (Беречь и защищать природу.)
4) Выборочное чтение статьи детьми.
- На странице 153 – 157 найдите и прочитайте, какие права мы имеем.
- На странице 159 найдите и прочитайте, какие обязанности имеют граждане России.
5) Систематизация знаний и умений.
Чтение учителем стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри» [1]
- Как вы думаете, для чего нужно учиться в школе?
- Объясните, как вы понимаете пословицу: «Учиться всегда пригодится».
- А ведь на самом деле именно так много лет назад и был создан самый настоящий документ, в котором определялись все права и обязанности детей и называется он - «Конвенция о правах ребенка».
- Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал. Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.
VII. Проверка уровня усвоения знаний и умений (тест)
- Выполните тест. Соедините линиями права и обязанности граждан России. Вы выполняете на листочках и на доске.
|
| заниматься любым трудом |
ПРАВА | ||
| ||
| ||
ОБЯЗАННОСТИ | ||
|
VIII. Физминутка (слайд 8).
У оленя дом большой,
Он сидит, глядит в окно.
Зайка по полю бежит
В дверь к нему стучит.
Тук, тук, дверь открой
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай
Лапу мне давай.
- О каком праве оленя говорится в первых строках физминутки? (Право на жилище и на отдых)
- Какие права зайки нарушаются? (Право на жизнь)
- Какова обязанность оленя по отношению к зайке? (Забота и защита слабых) (пустой слайд)
Государство заботится не только о взрослых гражданах, но и о детях. Выберите из данных прав те, которые можно отнести и к маленьким гражданам.
- Дополните список, на с. 157 учебника вы узнаете еще какими правами обладают дети.
А есть еще международная организация, которая приняла “Конвенцию о правах ребенка”. Государство заботится не только о взрослых гражданах, но и о детях. Посмотрите, какими правами пользуются маленькие граждане нашей страны, т.е. вы – дети.
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка? В нашей школе это уполномоченный по защите прав ребёнка Школьникова Анна Викторовна.
IX. Закрепление.
Работа в парах карточки с заданиями.
- Сейчас мы с вами поработаем в парах. Помните, что каждого надо уметь выслушать, потому что должны соблюдаться равные права. (Каждая пара получает карточку с заданием, 1 минуту работают, обсуждают и представитель выходит к доске отвечать)
1 группа.
Прочитайте отрывок из сказки и определите, какое право нарушает сказочный герои:
Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Аленушку.
2 группа. Каким правом решили воспользоваться дети?
Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда выросли, дети собрались искать своих родителей.
3 группа. Каким правом могут воспользоваться животные?
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,
И жучок и червячок, и медведица…
4 группа. О каком праве идёт речь в следующих строчках?
Все работы хороши, выбирай на вкус!
5 группа.
Каким правом воспользовалась Золушка, когда решила пойти на бал?
6 группа.
Какое право дало возможность Балде устроиться на работу к попу!
7 группа. Каким правом могут воспользоваться насекомые?
Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Взаимооценка (оцените работу соседа по парте символом)
X. Домашнее задание:
Дома еще раз все повторить, поработать с учебником на с. 153- 157;
Наш класс это- тоже маленькое государство, чтобы жить в нем было всем хорошо, я предлагаю разработать законы класса на классном часе..
XI. РЕФЛЕКСИЯ.
А теперь проверим вашу память. Какие новые термины вы узнали?
- Граждане
- Конституция
- Права
- Обязанности
- Конвенция (слайд 14)
Что они обозначают?
- Помогите мне сделать вывод:
Все люди имеют одинаковые… (права), независимо от того:
- ребенок это или … (взрослый)
- мальчик или….(девочка)
- говорит на русском языке или …(на любом другом)
- живет на севере или…(юге)
Молодцы.
Оцените свою работу символом.
Встаньте те, у кого 3 красных кружочка
Вы, ребята, хорошо поработали. Думаю вы всегда будете помнить о своих правах и обязанностях и о том, что и другие имеют такие же права и обязанности. IX.
Вывод.
Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 1 классе "Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ"
Знакомство учащихся с некоторыми эпизодами истории России, символами власти, великими людьми....
ПРОГРАММА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I - I V КЛАССОВ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...
ПРОГРАММА по гражданственно-патриотическому воспитанию учащихся 1 и 2 классов «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ».
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем низшие калеки»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3 класса «Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Рабочая программа по внеурочной деятельностиКурса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3 класса«Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»...
Материал к уроку в День знаний. "Урок гражданина России".
2 класс. День Знаний.Ребята, что такое РОДИНА, ОТЧИЗНА? Как вы это понимаете? Что они значат для человека?А как вы думаете, с чего начинается Родина для каждого?.. С кем сравнивает автор Россию? Почем...
Факультативное занятие в разновозрастных классах 1,4 класс "Я гражданин России. Имею права жить."
Занятие направлено на изучение прав ребёнка на основе русских народных сказок. Используется кукольный театр, мультипликация, тексты сказок. Хорошо помогает в дальнейшем изучении прав граждан России. Т...
Рабочая программа для 4 класса "Я - гражданин России"
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал соци...