Решаем экологические рассказы- задачи.
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Это у них заложено самой природой. Ребёнок обнаруживает качества предмета, природного объекта, устанавливает для себя между ними связи. Задачи можно решать по-разному. Можно гадать – так в природе или не так? Можно спросить у взрослого. А можно призвать свою фантазию и придумать, как это могло бы быть. Исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к природе, формирует у него способность к аналитическому решению. Предлагаю Вашему вниманию. некоторые рассказы-задачи из книги "Чудеса в природе открываем сами" А.М.Страунинг, доктора педагогических наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshaem_ekologicheskie_rasskazy-zadachi.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Решаем экологические рассказы - задачи.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю. Берегите!
М.Дудин
В настоящее время различными авторами и авторскими коллективами создаются новые программы и курсы для учителей начальной школы по ознакомлению с предметом Окружающий мир.
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Это у них заложено самой природой. Ребёнок обнаруживает качества предмета, природного объекта, устанавливает для себя между ними связи.
Правительство страны сейчас возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Почему? Да потому, что природа окружает ребёнка с самого его рождения. Он знакомится с ней еще до того как сделает первые шаги, скажет первое слово. У малыша масса ярких радостных впечатлений и эмоций вызывает улыбка мамы, и солнечный луч, прокравшийся в комнату, и капли дождя, и первые снежинки, упавшие ему на ладошку… Ему хочется всё попробовать, всё исследовать, всё узнать самому.
Все педагоги знают, что ребёнок с радостью познаёт и исследует то, что для него представляет интерес. Важная задача педагога состоит в том, чтобы сначала заинтересовать ученика объектом исследования, а уже потом говорить, исследовать, находить и устанавливать взаимосвязи в окружающем мире. Дети на уроках охотнее разгадывают загадки, задачи с яркими сюжетами. В окружающей нас природе так много загадок, что мы можем разгадывать их всю жизнь…
Любой взрослый человек на вопрос «почему медведь выходит из берлоги весною», сразу ответит:
- Тепло. Проголодался.
Почти никто не задумается над тем, что берлога весною заливается водою, что спать мокрым ой, как не хочется, поэтому и выходит медведь из берлоги.
А.М.Страунинг, доктор педагогических наук, выпустил книгу «Чудеса в природе открываем сами», в которой есть рассказы-задачи по экологическому воспитанию. Задачи могут служить дополнительным материалом к урокам, экскурсиям, беседам по ознакомлению школьников с природным миром.
Рассказы – задачи, предложенные в книге, позволяют дать детям правильные понятия «почему и как всё происходит в природе», как животные и растения «решают свои жизненные задачи, которые стоят у них на пути»
Задачи можно решать по-разному. Можно гадать – так в природе или не так? Можно спросить у взрослого. А можно призвать свою фантазию и придумать, как это могло бы быть. Исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к природе, формирует у него способность к аналитическому решению.
Вот некоторые из рассказов-задач
Растения
«Деревья в жаркую погоду»
Уже несколько дней стояла очень жаркая погода. Лето было в самом разгаре. Листья на деревьях опустились, как будто просили пить. Но все деревья не польёшь…
И вдруг одно из деревьев сбросило все листья, как осенью. Но осенью деревья сбрасывают листья постепенно, а здесь - все и разу. Соседние деревья посмотрели на это дерево и зашептали:
- Всё, не вынесло жару. Погибло.
Но дерево было живое, ему даже стало легче дышать, и теперь жара была ему не страшна. Почему?
Оказывается: деревья сбрасывают листья в самую жару, чтобы избежать обезвоживания. Листьев не стало - испарение воды резко сократилось.
Приём:
«Всё сам» (самообслуживания) объект должен сам себя обслужить – добыть воду.
Жизненный пример:
В Израиле, Египте в пустынях растут посевы, деревья.
По земле протянуты шланги, а около каждого растения сделана дырочка и вода потихоньку капает прямо под корень растения. Лишняя влага не испаряется, а растение получает воду постоянно.
«Точечный полив»
А как быть, если разным растениям требуется разное количество воды?
Предлагаемое решение: сделать в шланге дырочки разного размера.
«Дума о деревьях»
Приехали летом к нам гости с Севера. Живут они на далёком Кольском полуострове, в городе Мурманске. Приехали к нам погреться, позагорать, фрукты покушать, ведь у них лето короткое, солнца мало, а зима длинная и холодная.
Пошли мы с ними в первый день гулять. Взрослые молчат, а сын, их, который в детский садик ходит, всё оглядывается и удивляется.
- Мама, мама, а почему у них такие деревья высокие? Мама, а почему они такие огромные?
Удивились мы:
- А разве у вас таких деревьев нет? Ведь у вас тоже есть берёзы, сосны, клёны.
-_Есть,- отвечает малыш. – Только берёзы у нас низкие, листьев мало, а сосны, наоборот, высокие и листья только наверху. И тонкие – тонкие. А ваши даже обхватить нельзя.
И он попробовал обхватить мощную сосну. Не получилось. Попробовали вдвоём с папой. С папой получилось, и мальчик обрадовался.
Всю обратную дорогу он выискивал мощные старые деревья и всё горевал, что у них таких деревьев нет. Уж очень они ему понравились.
Вопрос:
Почему на Севере нет мощных, с крепким стволом и густой кроной деревьев? А все деревья тоненькие и крона только наверху?
Насекомые.
«Непонятные глаза»
Сидят на подоконнике муха и стрекоза. Обе смотрят в одну сторону – в комнату.
Муха говорит:
-Какое прекрасное варенье стоит на столе, полетим, полакомимся.
А стрекоза отвечает:
- Где ты увидела варенье, я вижу только комаров, которые летают около той дальней стены. Хочешь угоститься, полетим, пока никого нет.
Отвечает ей муха сердито:
- Не вижу я никаких комаров, тем более около дальней стенки. Я дальше варенья вообще ничего не вижу.
Тогда ей так же сердито стрекоза отвечает:
- А я твоего варенья не вижу. Хочешь, ешь его сама.
Совет: рассмотреть на картинке муху и стрекозу, обратить внимание на их строение, на то, где они живут и чем питаются.
Муха видит на расстоянии 40-70 см, а стрекоза 1,5 – 2 метра.
«Как муравьишка гусеницу нашёл»
Сидит Кузнечик, смотрит вниз – тени мелькают, а это не тени, а большие рыжие муравьи. Бегут в разные стороны, а если встречаются, то усиками друг друга ощупывают. Почему?
Противоречие: гусеницу притащить надо, потому что это еда и гусеницу притащить невозможно, потому что она тяжёлая.
Приём
Объединения «Все вместе».
Как узнать собратьям, откуда муравей бежит?
Противоречие: муравей должен показать всем остальным дорогу к гусенице и не может её показать, потому что надо бежать дальше, собирать других муравьёв.
Приём
«Нужный – ненужный»
Метит территорию пока бежит. Всем тем, кого он ощупал усиками, он рассказал про гусеницу и по его пахучему следу муравьи эту гусеницу и находят.
Пресмыкающиеся.
«Верблюд и ящерка»
Лежит на песке верблюд, спокойно жует колючку. Глаз скосил, смотрит – рядом ящерка появилась. Повернул голову, чтоб её хорошо рассмотреть,- нет ящерки. Удивился верблюд. Куда это ящерка делась, ведь она не убегала? Повернулся, снова жуёт. Скосил глаз – сидит ящерка на песке, на солнышке греется. Но как только он повернулся, ящерка опять спряталась. Куда могла прятаться ящерка?
Прием
«Матрёшка» одно находится внутри другого.
Оказывается: ящерка – кругоголовка, умеющая раскрывать рот до ушей, придумала, лёжа на песке, сильно трястись всем телом, погружаясь в песок. Там её ни хищники, ни солнечные лучи не достанут.
В книге есть рассказы-задачи о птицах, диких и домашних животных, рыбах.
Решение экологических проблем и задач поможет детям разобраться в причинно- следственных связях между явлениями и процессами в природе. Дети с удовольствием разбирают аналогичные рассказы-задачи на уроке. Им нравиться становиться самыми настоящими исследователями природы.
Используемая литература:
Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» №2. Издательство: ОАО «Молодая гвардия», Москва, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-презентация по системе Л.В. Занкова 1 класс "Математический рассказ и запись действий к нему" (подготовка к введению задачи)
Составьте математические рассказы по рисункам и запишите соответствующие действия к ним. Практическая работа: нарисуйте 5 мокровок, затем ещё 2. Сколько стало? Какое действие можем записать? Почему им...
Разработка урока литературного чтения для 4 класса . Прошла по земле война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (УМК «Планета знаний) Цели и задачи урока:
Цели и задачи урока: - расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне; - учить анализировать и систематизировать изучаемый материал...
Урок по математике в 1 классе: «Математический рассказ и задача»
Урок математики в 1 классепо системе развивающего обучения Л. В. Занкова «Математический рассказ и задача»...
Юмор и сатира в рассказах. Н. Носов "Федина задача".
На уроке ребята знакомятся с жизнью и творчеством Н. Носова, юмористическим рассказом "Федина задача", учатся выразительно читать, давать характеристику главному герою....
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Технологическая карта по литературному чтению на тему "Н. Носов. Рассказ «Федина задача»" 3 класс УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: продолжение знакомство учащихся с творчеством Н. Н. Носова; прививать интерес к чтению, литературе; развитие чувства юмора учеников, мышление, выразительную речь.Плани...
Текст рассказа Н.Носова "Федина задача". Тест к тексту Н. Носова "Федина задача"
Методический материал для учителей начальной школы по подготовке и проведению урока литературное чтение 3 класс по программе "Школа России&quo...